Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Статья Роль устных упражений на уроках математики.
Роль устных упражнений на уроках математики.
Большую роль в деле развития мышления учащихся на уроках математики могут сыграть систематически и целенаправленно проведённые устные упражнения.
Примерами таких упражнений могут служить следующие:
1. - Счёт до 20 вперёд и обратно.
- Состичайте от 8 до 14, от 19до 11.
- Назовите последующее число 10,18. На сколько последующее число больше предыдущего?
- Назовите предыдущее число 9,16. На сколько предыдущее число меньше последующего?
- Какое число стоит между 5 и 7, 11 и 13?
- Какое число стоит слева от 15, справа от 16?
- Назвать соседей числа 8.
2. Игра « День-ночь». Цепочка : 1+6-4+2-1-2+5=(7)
3. Решение задач.
Задачи в стихах.
Муравьишка шёл домой,
Вёз в тележке груз такой:
Две траитнки, две былинки,
Три тяжелые хвоинки.
Сколько разных вещей
Вёз в тележке муравей? ( 2+2+3)
***
Вот задумал Ёж друзей
Пригласить на юбилей.
Пригласил двух Медвежан,
Трёх Зайчат и двух бельчат.
Посчитайте-ка скорей,
Сколько у Ежа друзей? (2+3+2)
***
Дети руик поднимали,
На вопросы отвечали:
Два раза ответил Коля,
Пять раз высказалась Оля.
Сколько раз ребята вставали,
На вопросы отвечали? (2+5)
Перед нами встаёт одна из главнейших задач обучения математике – пробудить у школьников потребность активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения.
Важно показать учащимся красоту и изящество устных упражнений, используя разнообразные вычислительные приёмы, помогающие значительно облегчить процесс вычисления. Некоторые из таких приёмов не предусмотрены программой начальной школы, а между тем детей довольно легко подвести е ознакомлению с ними, используя современную программу и учебник.
Успешное применение различных приёмов зависит в значительной мере от находчивости, изобретательности и умения подмечать особенности чисел и их сочетаний.
Важно рассматривать в классе различные способы решения, которые предлагают сами дети, сравнивать их, выделять наиболее рациональные. Тогда устные вычисления могут возбуждать в детях большой интерес к вычислениям вообще, воспитывать математическую находчивость.
Для того чтобы учащиеся умели сознательно, правильно и бегло считать в уме, необходимо знакомить их с новыми приёмами устных вычислений и закреплять умение применять эти приёмы.
Работа над приёмами устных вычислений должна вестись с 1 класса. Например, с приёмами перестановки слагаемых учащиеся знакомятся уже в 1 классе. С сочетательным законом практическое знакомство происходит в 1 и 2 классах при рассмотрении примеров вида: 5+3+1=9 с постановкой вопроса: «сколько всего прибавили к числу5?» (5+4=9)
1) 6+7+4+3=(6+4)+(7+3)=20
2) 33+28+27+12=(33+27)+(28+12)=60+40=100
При выполнении устных вычислений иногда полезно округлять числа, прибавляя к ним несколько единиц или убавляя их, например:
83=80+3, 48=50-2
Подготовка к округлению чисел начинается в первом классе, когда ученикам предлагаются задания требующие ответа на вопрос: «Сколько не хватает дол 10? до 20?»
Работа над задачами – неотъемлемая часть устных упражнений. Полезно давать побольше простых задач, устное решение которых позволяет ученикам осмыслить каждое математическое действие и подготавливает их к решению задач более сложных.
Устные упражнения способствуют развитию речи учащихся, если с самого начала обучения вводить в тексты заданий и использовать при обсуждении упражнений математические термины.
Так, прочитать выражение 12+7 можно по-разному:
1) К 12 прибавить 7, получится 19
2) 12 увеличить на 7, получится 19
3) Сумма чисел 12 и 7 равна 19
4) 1-е слагаемое – 12, 2-е слагаемое 7, значение суммы равно 19
Навыки правильной, точной и краткой речи, формируемые на уроках математики, оказывают положительное воздействие на общую речевую культуру.
Регулярность, строгая последовательность и система в проведении устных упражнений – необходимое условие повышения эффективности обучения, решения представлений учащихся о возможностях математики.
Категория: Математика | Добавил: Ольга2357 (2015-01-25)
Просмотров: 215 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 1:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [697]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [627]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1764]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1494]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [518]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru