Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Статья Роль устных упражений на уроках математики.
Роль устных упражнений на уроках математики.
Большую роль в деле развития мышления учащихся на уроках математики могут сыграть систематически и целенаправленно проведённые устные упражнения.
Примерами таких упражнений могут служить следующие:
1. - Счёт до 20 вперёд и обратно.
- Состичайте от 8 до 14, от 19до 11.
- Назовите последующее число 10,18. На сколько последующее число больше предыдущего?
- Назовите предыдущее число 9,16. На сколько предыдущее число меньше последующего?
- Какое число стоит между 5 и 7, 11 и 13?
- Какое число стоит слева от 15, справа от 16?
- Назвать соседей числа 8.
2. Игра « День-ночь». Цепочка : 1+6-4+2-1-2+5=(7)
3. Решение задач.
Задачи в стихах.
Муравьишка шёл домой,
Вёз в тележке груз такой:
Две траитнки, две былинки,
Три тяжелые хвоинки.
Сколько разных вещей
Вёз в тележке муравей? ( 2+2+3)
***
Вот задумал Ёж друзей
Пригласить на юбилей.
Пригласил двух Медвежан,
Трёх Зайчат и двух бельчат.
Посчитайте-ка скорей,
Сколько у Ежа друзей? (2+3+2)
***
Дети руик поднимали,
На вопросы отвечали:
Два раза ответил Коля,
Пять раз высказалась Оля.
Сколько раз ребята вставали,
На вопросы отвечали? (2+5)
Перед нами встаёт одна из главнейших задач обучения математике – пробудить у школьников потребность активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения.
Важно показать учащимся красоту и изящество устных упражнений, используя разнообразные вычислительные приёмы, помогающие значительно облегчить процесс вычисления. Некоторые из таких приёмов не предусмотрены программой начальной школы, а между тем детей довольно легко подвести е ознакомлению с ними, используя современную программу и учебник.
Успешное применение различных приёмов зависит в значительной мере от находчивости, изобретательности и умения подмечать особенности чисел и их сочетаний.
Важно рассматривать в классе различные способы решения, которые предлагают сами дети, сравнивать их, выделять наиболее рациональные. Тогда устные вычисления могут возбуждать в детях большой интерес к вычислениям вообще, воспитывать математическую находчивость.
Для того чтобы учащиеся умели сознательно, правильно и бегло считать в уме, необходимо знакомить их с новыми приёмами устных вычислений и закреплять умение применять эти приёмы.
Работа над приёмами устных вычислений должна вестись с 1 класса. Например, с приёмами перестановки слагаемых учащиеся знакомятся уже в 1 классе. С сочетательным законом практическое знакомство происходит в 1 и 2 классах при рассмотрении примеров вида: 5+3+1=9 с постановкой вопроса: «сколько всего прибавили к числу5?» (5+4=9)
1) 6+7+4+3=(6+4)+(7+3)=20
2) 33+28+27+12=(33+27)+(28+12)=60+40=100
При выполнении устных вычислений иногда полезно округлять числа, прибавляя к ним несколько единиц или убавляя их, например:
83=80+3, 48=50-2
Подготовка к округлению чисел начинается в первом классе, когда ученикам предлагаются задания требующие ответа на вопрос: «Сколько не хватает дол 10? до 20?»
Работа над задачами – неотъемлемая часть устных упражнений. Полезно давать побольше простых задач, устное решение которых позволяет ученикам осмыслить каждое математическое действие и подготавливает их к решению задач более сложных.
Устные упражнения способствуют развитию речи учащихся, если с самого начала обучения вводить в тексты заданий и использовать при обсуждении упражнений математические термины.
Так, прочитать выражение 12+7 можно по-разному:
1) К 12 прибавить 7, получится 19
2) 12 увеличить на 7, получится 19
3) Сумма чисел 12 и 7 равна 19
4) 1-е слагаемое – 12, 2-е слагаемое 7, значение суммы равно 19
Навыки правильной, точной и краткой речи, формируемые на уроках математики, оказывают положительное воздействие на общую речевую культуру.
Регулярность, строгая последовательность и система в проведении устных упражнений – необходимое условие повышения эффективности обучения, решения представлений учащихся о возможностях математики.
Категория: Математика | Добавил: Ольга2357 (2015-01-25)
Просмотров: 541 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 11:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru