Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Арифметическая и геометрическая прогрессии
Абдукаримова Гизат Жалеловна
учитель математики школа-гимназия №30 г.Астана
Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессии
Цель: Определить уровень владения учениками материала по теме:
«Арифметическая и геометрическая прогрессия».
Задачи: Закрепить умения и навыки путем решения задач;
Развивать навыки применения основных формул в ходе решения
задач; добиться понимания отличий между арифметической и
геометрической прогрессией;
Воспитать волю и настойчивость для достижения конечных
результатов.
Ход урока
1. Организационный момент: Вступительное слово учителя : предыдущие уроки алгебры были посвящены теме «Последовательности». Из всех числовых последовательностей особо выделяют две. Их назвали прогрессиями. В силу своих особенностей, или закономерностей, одну прогрессию назвали арифметической, другую – геометрической. Слово «прогрессия» (с латинского) буквально означает «движение вперёд» (как и слово «прогресс»).
2. Устная работа. Слайд 3
Предлагаю вопросы на проверку знания теоретического материала по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» Среди перечисленных формул выберите те формулы, которые относятся к арифметической и геометрической прогрессии аn=a1+d(n-1) Sn=bnq-b1\q-1 q=bn-1\bn
q=bn-1\bn an=kn+b Sn= (a1+an)n\2 d=an+1-an an=a1qn-1
Задача: “Курс солнечных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время каждый день на 7 минут. Сколько будет загорать наш герой на 10-ый день курса?” (слайд 4)
Вопрос. О каком математическом понятии идет речь в данной задаче?
Поезд отойдя от станции равномерно увеличивал скорость на 50 м в минуту. Какова была скорость поезда в конце 21 минуты ? (эта задача на арифметическую или геометрическую прогрессию?) (слайд 5)
Количество людей в городе ежегодно увеличивается на 5%. Каким станет население в городе через 5 лет, если сейчас там 850 тысяч человек. (это задача на арифметическую или геометрическую прогрессию?) (слайд 6)
Индивидуальная работа. Игра: таблица – лабиринт, в которой слева материал дан последовательно, а справа перепутан. Вам необходимо распутать эту «путаницу» и ответы выписать себе в тетрадь. Прохождение лабиринта (учащиеся получают таблицу - лабиринт и приступают к её «распутыванию») . ТАБЛИЦА - ЛАБИРИНТ (слайд 7)
1. Мы знаем, что любая последовательность имеет вид b_5=96
2. Если b_1=6,q=2, то
предыдущему, сложенному с числом 3
3. В этой последовательности каждый последующий член равен равен предыдущему, умноженному с числом 2
4. А в последовательности
14; 10; 6; 2; -2; -6 и т.д.
каждый последующий член а1; а2; а3; …;аn

5.В этой последовательности 1, 2, 4,.. каждый последующий член равен равен предыдущему, сложенному с числом -4
Сверяемся с доской
4.Работа в паре . Выполнение тренировочных заданий на повторение арифметической и геометрической прогрессии. Для того, чтобы вы окончательно убедились в своих твердых знаниях теоретического материала и формул поработаем в парах. Я предлагаю вам задании трех уровней А, В, С. Каждая пара должна выбрать то задание, которое кажется вам под силу. Дети получают задания на карточках.
А В С
Дано:
а25=84,
а1=12.
Найти: d. Подготовку к экзамену начинают с 15 мин. В каждый следующий день ее время увеличивают на 10 мин. Сколько дней следует готовиться к экзамену в указанном режиме, чтобы достичь максимальной продолжительности подготовки, не влияющей на здоровье подростка, 1час 45минут? Является ли число 156 членом арифметической прогрессии (ап), в которой а1=24, а22=60.
Проверка.
а25 = а1+ 24d d= (а_25- а_1 )/24=(84-12)/24=3
а_1=15 d=10 a_n= 1час 45минут, n =?
a_n= а_1+ d(n-1) 1час 45минут=105 минут
15+10(n-1) =105
n-1=9
n=10
d = (60-24)/21=36/21=12/7
24+12/7 (n-1)=156
12/7 (n-1)=156-24=132
n-1= 132∙7/12=77
n=12 да, является
5.Игра на внимание: Ну а мы с вами ребята, займемся тренировкой памяти. Задание : Запомнить все числа , включенные в таблицу, а затем их воспроизвести. (Постарайся увидеть закономерность.)
7 14 28
56 112 224
448 896 1792
Разгадка: это геометрическая прогрессия со знаменателем 2. Необходимо запомнить два числа 7 и 2 .
-12 -9 -6
-3 0 6
9 12 15
Разгадка: это арифметическая прогрессия с разностью 3. Необходимо запомнить два числа -12 и 3 .
6. Работа у доски : Решение задач на арифметическую и геометрическую прогрессию:
1.

2.Некто продавал коня. Просил за него 156 рублей. Пожелавший купить купец возмутился, что дорого. “Хорошо, - ответил продавец. Бери коня даром, а заплати только за гвозди на его подковах. А гвоздей во всякой подкове 6 штук. И будешь ты мне платить за них таким образом: за первый гвоздь 1\4 копейки, за второй – 1\2 коп., за 3 – 1 коп. и т. д. Купец же, думая, что заплатит намного меньше, чем 156 рублей, согласился. Проторговался ли купец, и если да, то на сколько?”
6. Самостоятельная работа с проверкой ответов. Условия задач связаны между собой по принципу эстафеты:

Ответы: 1) d = 0,5; 2) a7 = -1; 3) a1 = 13; 4) n = 71.

7. Индивидуальная работа Решение задач репродуктивного характера.
Учитель: А сейчас к доске приглашаю четырех учеников, которые желают поработать индивидуально. На доске имеются 2 таблицы .
Задание: Заполнить пропуски в таблице , если аn– арифметическая прогрессия, вn – геометрическая прогрессия. Каждый ученик заполняет не менее двух строк таблицы.
а1 d n аn sn
b1 q n bn sn
-9 0,5 -75 3 567 847
-28 9 0 1/3 1/3 1/6561
0,2 5,2 137,7
30 15,75 146,25 -3 4 30
Рефлексия
Домашнее задание: №
Категория: Математика | Добавил: Гозик (2015-01-27) | Автор: Абдукаримова Гизат Жалеловна E
Просмотров: 1065 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 10:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru