Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Роль профессионального мастерства учителя.
«Роль профессионального мастерства учителя».
Вопросы профессионализма учителя, формирования и диагностики уровня его педагогической возможностей не теряет своей актуальности. В настоящее время мир переживает важнейший поворотный момент в своей истории.
Мы живём в эпоху революции средств коммуникации, который меняет наш образ жизни, общения и мышления, а также методы достижения благосостояния. Мощь человеческого мозга, знания и творческий подход будут всё больше и больше применяться в качестве основного капитала общества. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему. На первый план выходят определённые требования к такой личности – творческой, активной, социально-ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально грамотной.
Математика традиционно является трудным предметом, и высоких результатов в обучении здесь достичь сложно. Но правильный выбор форм и методов обучения для повышения качеств математического образования учащихся состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей на уроке:
• Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в образовательном плане;
• Повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых;
• Развитие навыков анализа, критического мышления, взаимодействия, коммуникации;
• Изменение установок на сотрудничество, эмпатию;
• Саморазвитие и развитие благодаря активации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с учителем и учащимися.
• Чем определяется качество математического образования? Уровнем сформированности базовых ЗУН(знание ключевых понятий, аксиом, определений и т.д.; навыки счёта, использование формул, умение доказывать теоремы, делать выводы и т.д.)
• Развитие умений использовать математический инструментарий для определения оптимальных путей решения примеров и задач, доказательство теорем.
• Применение полученных знаний и навыков при решении сложных математических и практических ситуаций.
Как показывает собственный опыт и практика преподавания математики в целом, наиболее сложными позициями из критериев качества являются развитие умение находить оптимальное решения задач, а также применение полученных умений для анализа разных ситуаций.
В условиях современного обучения в 12-летней школе учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе. И это важно осознать. В свете нового образования учитель выступает больше в роли организатора активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Он направляет свой профессионализм не только на контроль знаний и умений обучаемых, а на диагностику их деятельности для квалифицированного устранения возможных трудностей в процессе познания и применения знаний.
Организация эффективного обучения детей возможна только при знании и умелом использовании разнообразных средств обучения в ходе педагогического процесса. Исследования в области педагогики показали, что наиболее продуктивным обучение становится в том случае, когда все средства обучения используются учителем комплексно, взаимно дополняя друг друга. Процесс обучения сегодня нельзя построить только с использованием устной и письменной речи без привлечения средств наглядности, лабораторного оборудования, компьютерных программ и т.д.
А самый важный результат на мой взгляд, это то, что современный ребёнок, живущий в мире цифровых технологий, мире, лишённом сантиметров, приходит на такие уроки, легко включается в совместную познавательную деятельность, готовит ответы на вопросы учителя и задаёт вопросы в свою очередь и открывает для себя мир цивилизации и культуры. Компьютер и ИКТ в этих условиях становятся полноправными коллегами учителя и достойным проводниками в мире знаний.
Не хочется создавать у вас впечатление о том, что всё сегодняшнее плохо, а всё вчерашнее хорошо. Вот пример важной и неизбежной новации, которая врывается в школьное обучение и воспитание независимо от нас, но уже от нас зависит, сделать её полезной и эффективной. Речь идёт о компьютеризации школьного обучения. Учителям математики это особенно близко. По традиции прошлого века главным рабочим инструментом учителя математики были мел и тряпка. Были, правда и таблицы, и слайды, но это не было главным. Сейчас в нашем распоряжении и аудио и видео техника, разнообразные компьютерные программы и Интернет. Однако уже известно, что электронные носители информации вытесняют бумажные. Для школьного и семейного воспитания этого допускать нельзя. Во всём мире(да и у нас – в самой когда-то читающей стране) дети разучились, да и не любят читать, не говоря уже о серьёзных негативных последствиях этого для каждого ребёнка. Учитель математики не сможет научить школьника решать математические задачи, если тот не понимает смысла, не умеет прочитать текст условия задачи. Отсюда следует очевидное – будущее не за учёбным компьютером, не за электронным учебником, а за педагогически грамотно компьютерно оснащённым обычным(печатным) учебником, за методикой обучения математике, активно и эффективно использующей компьютер в классе и дома. И, конечно же, - за живым словом учителя, которого не заменит даже самый совершенный компьютер.
Модернизация казахского общества, реализуемые в стране реформы, обуславливает значимость работы школьных учителей. В системе образования выдвинуты требования переориентации оценки результата образования с традиционных понятий «готовности», «общей культуры» на понятия компетенция и компетентность. Можно выделить следующие ключевые компетенции, которые должен владеть учителя:Методологическое мышление;
 Умение решать задачи организации и управления своей деятельностью;
 Умение трансформировать полученную информацию, выделять главные идеи из передового опыта;
 Умение проектировать процесс развития своего участка работы;
 Стремление к самообразованию;
 Способность рефлексии.
Президент страны Н.А.Назарбаев поставил высокую планку перед отечественным образованием. Оно должно стать конкурентно способным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжать обучение в зарубежных вузах.
Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом будет зависеть от их способности понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.
Я хочу отметить следующие принципы, которые должны характеризовать методику преподавания:
 Учитель должен быть увлечён темой урока(тогда это увлечённость передаётся и учащимся)
 Учитель должен помнить о тематической цели урока ( тогда учащиеся не потеряют логической канвы)
 Преподавание должно вестись на уровне, соответствующем подготовленности класса (тогда учащимся доступен материал)
 Учитель должен создавать на уроке ситуацию(тогда учащихся получают пищу для размышления)
 Учителю надо пробудить учащихся задавать вопросы и не сковывать их инициативу плохими оценками( тогда учащиеся не будут бояться выступать на уроках, шлифуя своё понимание).Учителю следует сначала объяснить, а затем формировать( тогда усвоение будет более осознанным)
Категория: Математика | Добавил: Гулсин (2015-02-12) E
Просмотров: 253 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 4:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru