Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Сложение и вычитание десятичных дробей
Смотр знаний в 5 классе

Тема: « Сложение и вычитание
десятичных дробей »

ГУСШ №55 г. Алматы
учитель математики
Шабалдина Л. М.

5 класс
Тема урока: « Сложение и вычитание десятичных дробей»

Цель: повторение действия сложения и вычитания
десятичных дробей, закрепление и проверка
полученных знаний на практике.

Образовательные задачи: выполнить фронтальное повторение
учебного материала по данной теме, повышение
познавательной активности у учащихся, закрепить
полученные знания по теме в новой ситуации.

Развивающие задачи: развивать интерес к предмету, приемы логичес-
кого мышления ( сравнение, обобщение, выводы),
переносить имеющиеся знания в новую ситуацию,
уметь видеть главное в новой проблеме.

Воспитательные задачи: добросовестное отношение к труду, позна –
вательную потребность, интерес к предмету, волю
в достижении поставленной цели, показать красоту
математики в решении различных задач.

Наглядность к уроку:
1. Листок настроения.

2 .Цветная фотография Клоуна.

3. Задачи Клоуна.

4. Благодарственное письмо.

5. Перфокарты.

6. Плакат с вопросами.

7. История щенка ( рассказ ).

1. Ввод в урок: а) организационный момент;
б) программа ( цель )

Вступительное слово учителя
а) представляет ребятам гостей;
б) рассказывает как будет организована работа;
в) объясняет, для чего присутствует проверяющая комиссия.

Учитель раздает листки настроения. Ученики должны закрасить ту физиономию, которая соответствует настроению ученика в начале урока ( на обороте написать фамилию ученика и сдать ).

Листок настроения:

:-) веселое

:-! нормальное

:-( грустное

2. Актуализация опорных знаний

А ) Математический диктант.

Ученики получают листок с копиркой ( их разложить заранее). Сдав листок на проверку комиссии, ученики передают тетрадь соседу на проверку, где также записаны ответы. С помощью интерактивной доски учащиеся проверяют работу своего соседа и ставят оценки.

Б) Работа с перфокартами.

В прорезях перфокарты ребята пишут ответы на листке и сдают их комиссии, где члены комиссии откалывают перфокарты от листов и проверяют ответы.
Ребята, сдавшие перфокарты, должны ответить на вопросы теории. Кто не успел ответить или не захотел, получают отрицательные оценки.

Таблица «Сложение и вычитание десятичных дробей»

1. Приведите примеры трех обыкновенных правильных
дробей со знаменателями 100, 1000, 1000 000 и
запишите их в виде десятичной дроби.

2. Приведите примеры трех неправильных дробей со
знаменателями 10, 100, 10 000 и запишите их в виде
десятичной дроби.

3. Приведите пример десятичной дроби и опишите
способ изображения на числовом луче.

4. Назовите четыре первых разряда десятичной дроби.

5. Как сравнивают десятичные дроби?

6. Сформулируйте правило сложения и вычитания
десятичных дробей.

7. Сформулируйте переместительный и сочетательный
законы сложения.

8. Расскажите, как находят периметр прямоугольника,
треугольника, квадрата.

9. На доске нарисован отрезок. Измерьте его длину и
запишите свой результат в сантиметрах, затем в
метрах, затем в километрах.

10. Объясните, как в уравнении можно найти
неизвестное слагаемое, неизвестное уменьшаемое или
неизвестный множитель, неизвестный делитель или
делимое, неизвестное вычитаемое.

Работа с перфокартами.

1 вариант
Вычислите:

1. 3,17 + 2,26
2. 2,145 + 3,01
3. 17,25 + 101,5
4. 36,45 - 1,25
5. 105,11 - 4,5
6. 5,24 - 1,2

2 вариант
Вычислите:

1. 4,41 + 5,36
2. 1,235 + 2,07
3. 18,15 + 202,5
4. 45,36 - 2,25
5. 115,11 - 4,6
6. 6,73 - 2,3

Решите уравнения:

Х - 11,3 = 1, 56
Х - 12,4 = 17,86
Х + 14,3 = 15,65
Х + 12,4 = 178,6
1 - Х = 0, 89
7 - Х = 0, 95

Математический диктант

1. Увеличьте число 0,1 на 2,5.
2. Уменьшите число 2,55 на 0,1
3. Прибавьте 0,1 к 2,555
4. Отнимите 0,1 от 2,55
5. На сколько 0,1 больше, чем 0,099?
6. Решите устно уравнения:
а) х + 2,3 = 4,7 б) х - 0,2 = 0,12.
7. Закончите фразу: « Если к десятичной дроби справа
приписать один или несколько нулей, то значение
дроби ….».
8. Округлите до единиц следующие числа: 13,87; 38,5; 4000,521;
61,399; 0,17; 0,521.

Ответы:
1). 2,6.
2). 2,45.
3) 2,655.
4) 2,45.
5) 0,001.
6) а) х = 2,4. б) х = 0,32.
7) «… не изменится».
8) 13,87 приблизительно равно 14,
38,5 приблизительно равно 39,
4000,521 приблизительно равно 4001,
60,399 приблизительно равно 60,
0,17 приблизительно равно 0,
0,521 приблизительно равно 1.

3.Формирование умений навыков

Коллективная работа.

Почтальон

В класс входит почтальон и вручает одному из учеников каждого ряда по конверту. Конверты поочередно вскрываются. Представители читают письмо. Ребята приступают к решению и составляют ответы на письма Клоуну, почтальон уносит письма проверяющим из комиссии.
Почтальон приносит благодарственное письмо.

Задачи Клоуна

1. Мудрые пятиклассники! Я измерил две стороны своего треугольного забора. Они равны 18,7м и 13,6м. А третью сторону измерить не могу , так как забор пересекает канаву, которую мне с измерительным шнуром никак не перепрыгнуть. Мой сосед сказал , что периметр моего забора равен 42,9м. Сказал и ушел. А я так и не понял , как мне измерить третью сторону и причем здесь странное слово « периметр». Помогите мне разобраться.
Клоун.

2. Д орогие друзья пятиклассники!
Я запутался в расчетах. Помогите мне их выполнить.

а) 16,52 - ( 4,9 + 10,95 )

б) 4,2 - ( 0,89 + 1,75 ).
Клоун.

3. Друзья, я никак не могу понять, что означают эти
таинственные записи

а - 0,07 = 1,5 и 9 - у = 1,5

Помогите мне их разгадать.
Клоун.

Благодарственное письмо от Клоуна

Дорогие ребята! Я благодарен вам за помощь, оказанную мне в расчетах, расшифровке таинственных записей, в измерении недоступной части забора. Большое спасибо. Судя по вашим работам, вы стремитесь знать математику основательно. Желаю вам на этом долгом и интересном пути успехов!
Клоун.

Ответы на письма Клоуна (почтальон).

1. а) а - 0,07 = 1,5
а = 1,5 + 0,07
а = 1,57

Ответ: а = 1,57.

б) 9 - у = 1,5
у = 9 - 1,5
у = 7,5

Ответ: у = 7,5.

2. 16,52 - ( 4,9 + 10,95 ) = 0,67
4,9 + 10,95 = 15,85
16,52 - 15,85 = 0,67.

3. 4,2 - ( 0,89 + 1,75 ) = 1,5
0,89 + 1,75 = 2,64
4,2 - 2,64 = 1,5

Задача: 18,7 + 13,6 = 32,3
42,9 - 32,3 = 10,6

18,7 + 13,6 + 10,6 = 42,9. Ответ : 10,6м.

1. Клоун придумал четыре равенства, левая и правая части которых записана на отдельных листах

0,24;
24/1000 ;
3,76;
3,076;
3 76/100;

0,024;
3 76/1000 ;
24/100 .

Выйдя к публике, Клоун вдруг забыл, какие из
равные. Клоун просит помощи найти карточки с
равными дробями.

2. Клоун придумал несколько примеров на сложение и вычитание десятичных дробей. Но пока шел на урок, в его сумку попал снег, и запятые стерлись. Клоун просит помощи исправить забавные равенства:

52 + 18 = 7;
42 + 17 = 212;
63 - 27 = 603;
3 + 108 = 408;
736 - 336 = 4;
57 - 4 = 17.

Ответы:

0,24 = 24/100 ;
5,2 + 1,8 = 7;
3,76 = 3 76/100 ;
3 + 1,08 = 4,08;
3,076 = 376/1000;
4,2 + 17 = 21,2;
0,024 = 24/1000 ;
7,36 - 3,36 = 4;
63 - 2,7 = 60,3
5,7 - 4 = 1,7

Найдите все ошибки, допущенные щенком в рассказе.
Перескажите его историю , правильно расставив единицы
измерения.

3. « Я встал пораньше, в 4 килограмма утра. Позавтракал плотно, выпил 1 километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое, 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я бежал быстро, со скоростью 6метров. Прибежав, закинул
удочки. Не прошло и 20сантиметров, как я поймал первую
рыбину, большущую - длиной 50 минут и весом 3 километра в час. Отличная получилась уха.

Листок настроения.

:-) веселое

:-! нормальное

:-( грустное

Письменная работа по вариантам.

1-й вариант

Вычислите:

(37,5 - 8,609 ) - ( 3,27 + 0,078 )

2. Решите уравнение:

Х - 27,5 = 38,1

2 - й вариант

Вычислите:

34,008 - (27,3 - 5,48 ) + 8, 312.

2. Решите уравнение:

137 - Х = 42,56.

4. Подведение итогов урока:

Комиссия подводит итоги:
1) выполнение математического диктанта;
2) решение с использованием перфокарт;
3) ответы на вопросы по теории;
4) ответы на устные задания Клоуна;
5) ответы на письма Клоуна;
6) выполнение письменных работ.

5. Этап рефлексии: оценка урока учащимися
( ребята снова получили листки настроения,
где отметили свое настроение )

:-) веселое

:-! нормальное

:-( грустное

Категория: Математика | Добавил: oldteacher (2010-03-26)
Просмотров: 6985 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 12:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru