Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Урок математики на тему: «Решение обратных составных задач»
Тема: «Решение обратных составных задач»
Цель: Закрепить умения решать обратные составные задачи.
Задачи урока:
1. Повторить и закрепить умения решать обратные составные задачи.
2. Развивать у учащихся устные вычислительные навыки, умение решать задачи, наблюдательность и внимание.
3. Воспитать интерес к предмету.

Оборудование: учебник «Математика 3 класс»; презентация Power Point, электронная физминутка.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, сегодня урок математики проведу у вас я. Меня зовут Ирина Владимировна.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Математика!

Правила урока:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело чётко говорим,
И тихонечко сидим.

- Ребята, вам нравится ваша школа? Всё ли вам в ней нравится? Хотели ли вы что нибудь в ней изменить?
Я предлагаю вам построить свою школу, и строить её мы будем на протяжении всего сегодняшнего урока. Итак, приступим! Чтобы заложить фундамент нашей школы, нам необходимо решить устный счет.

2. Устный счет.
Задачи в стихах.


• Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей? (7)

• За тетради Михаил три копейки заплатил,
А за новенький пенал шесть копеечек отдал.
Сколько дети заплатил за покупку Михаил?(9)

• Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа...
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.(7)

• Два снегиря и шесть синиц
Ребята, сколько всего птиц?(8)


• Цапля по воде шагала
Лягушат себе искала
Двое спрятались в траве,
Шестеро под кочкой
Сколько лягушат всего?
Только быстро, точно.(8)

• К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей сорок
Прилетели на урок?(4)

• Взял девять вишенок Сергей
И угостил своих друзей.
Четыре вишни дал он Вите,
А остальные все - Никите.
Сколько вишен дал Никите?
Вы сосчитайте и скажите?(5)


- Молодцы, ребята! Вот мы и заложили прочный фундамент нашей школы. Что мы будем возводить следующим? (стены и крышу). Для этого выполним задание.

Стр.92,№1.
Продолжи ряд, подбирая пару каждому числу.


5 10

15 20

25 30

35 40

45 50

+ 5


36 32

28 24

20 16

12 8

4 0

- 4


47 53

34 40

88 94

26 32

58 64

+ 6

- Ребята, мы уже заложили фундамент нашей школы, возвели стены и крышу. Но не кажется ли вам что нашей школе чего-то не хватает? (надо покрасить!) А для этого нам надо решить задачу. Но сначала запишите, пожалуйста, сегодняшнее число, «Классная работа».

3. Решение задач.

Стр.93,№4. Реши задачу. Составь к ней и реши обратную задачу.
Для ремонта школы купили 2 банки голубой краски по 3 кг и 15 кг белой краски. Сколько всего килограммов краски купили?

- ребята, кто мне скажет какая это задача? (составная)
- о чем говорится в данной задаче? (о краске)
- что известно по условию задачи? (купили 2 банки голубой краски по 3 кг и 15 кг белой краски)
- что требуется найти? (сколько всего купили краски)
- можем ли мы ответить на вопрос задачи? (нет)
- почему? Что нам необходимо еще знать? (сколько кг краски в 2-х банках)
- как узнаем? (2*3)
- сколько получится? (6 кг)
- а теперь можем ответить на вопрос задачи? (да)
- что нужно сделать для этого? (6+15)
- сколько получится? (21 кг)

Краткая запись
Г.к.- 2 б. по 3 кг
Б.к.- 15 кг
2*3 = 6 (кг)
6 + 15 = 21 (кг)
Ответ: 21 кг краски купили.

- Вот, ребята, мы с вами и покрасили нашу школу. Какой же красивой она стала! Но мы пока не можем начать в ней учиться. Ребята, как вы думаете, что должно быть в школе, без чего мы не можем проводить уроки? (без мебели, спец.оснащения).
- Сейчас я предлагаю разрешить этот недочет, и завести парты и все необходимое в каждый кабинет нашей школы, и для этого нам нужно решить задачи.

Стр.92, №3(а). – Реши задачу и составь к ней обратные задачи.
А) В классе 3 ряда по 5 парт в каждом ряду. Сколько в классе парт?

- ребята, кто мне скажет какая это задача? (простая)
- о чем говорится в данной задаче? (о партах)
- что известно по условию задачи? (в классе 3 ряда по 5 парт)
- что требуется найти? (сколько всего парт)
- можем ли мы ответить на вопрос задачи? (да)
- что нужно сделать для этого? (3*5)
- сколько получится? (15)

Краткая запись
3 р. по 5 п.
Всего - ? п.
3*5 = 15 (п)
Ответ: 15 парт в классе.

Обратная задача:
В классе 15 парт. Известно, что парты в классе стоят в 3 ряда. Сколько парт в каждом ряду?

- ребята, кто мне скажет какая это задача? (простая)
- о чем говорится в данной задаче? (о партах)
- что известно по условию задачи? (в классе 15 парт, которые стоят в 3 ряда)
- что требуется найти? (сколько парт в каждом ряду)
- можем ли мы ответить на вопрос задачи? (да)
- что нужно сделать для этого? (15:3)
- сколько получится? (5)

Краткая запись
Всего - 15 п.
3 р. по ? п.
15:3 = 5 (п)
Ответ: 5 парт в каждом ряду.

Б) Рассмотри краткую запись и реши задачу. Сравни её с задачей А.
В классе 3 ряда по 5 парт в каждом ряду. Принесли еще 4 парты. Сколько парт стало?

Было – 3 р. по 5 п.
Принесли – 4 п.
Стало - ?

Анализ задачи:
1. Какая это задача? (составная)
2. Что известно по условиям задачи? (в 3 рядах стоит по 5 парт, принесли ещё 4 парты)
3. Что требуется узнать? (сколько стало парт после того, как принесли ещё 4 парты)
4. Можем ли мы сразу это узнать? (нет)
5. Почему? Что нам для этого нужно знать? (сколько было парт до того, как принесли ещё 4 парты)
6. Как это можно узнать? (3*5)
7. Сколько получится? (15 п.)
8. А теперь мы можем ответить на вопрос задачи? (да)
9. Что нам для этого нужно сделать? (15+4)
10. И сколько получится? (19 п.)

Краткая запись
Было - 3 р. по 5 п.
Принесли – 4 п.
Стало - ? п.
3*5 = 15 (п)
15+4=19 (п)
Ответ: 19 парт стало в классе.

В) Рассмотри краткие записи и составь по ним задачи, обратные задаче Б. (устно)


Было – 3 р. по 5 п.
Принесли – 4 п.
Стало - ?

Было – 3 р. по 5 п.
Принесли – ? п.
Стало – 19п.

Было – 3 р. по ? п.
Принесли – 4 п.
Стало – 19 п.

Было – ? р. по 5 п.
Принесли – 4 п.
Стало – 19 п.

- Вот ребята у нас все и готово к началу занятий. Но скажите, с каким настроением должны быть ученики в нашей школе? (веселые, бодрые). А давайте для этого проведем физминутку!

4. Физминутка (электронная).

5. Решение задач (продолжение).
- Ну, вот ребята, мы и подзарядились хорошим настроением, мы бодры и готовы к занятиям! Но так, как мы задумали создать необычную школу, может, пригласим к нам на учебу героев из наших любимых сказок? Но каждый из героев обозначил себя за определенную букву и спрятался в уравнении. Давайте решим эти уравнения и посмотрим кто же еще будет учиться в нашей школе.

Стр.94,№7. Реши уравнения.

1) 789 – х = 27: 3 - какое преобразование можно сделать?
789 – х = 9 - какое действие в уравнении? (вычитание)
- назовите компоненты вычитания.
- какой из компонентов неизвестен? (вычитаемое) - как его найдем? (от уменьш.вычтем значение разности)
х = 789 – 9 - чему равен х?
х = 780
789-780 = 27:3
9 = 9

- За буквой «а» у нас спрятался Незнайка. Ребята, возьмем его в школу?

2) у*2 = 91 – 83 - какое преобразование можно сделать?
у*2 = 8 - какое действие в уравнении? (умножение)
- назовите компоненты умножения.
- какой из компонентов неизвестен? (множитель)
- как его найдем? (разделим произведение на известный множитель)
у = 8:2 - чему равен х?
у = 4
4*2 = 91 – 83
8 = 8

- Ребята, за буквой «у» у нас спрятался Винни-Пух. Возьмем его в нашу школу?

3) а – 36 = 9 * 2 - какое преобразование можно сделать?
а – 36 = 18 - какое действие в уравнении? (вычитание)
- назовите компоненты вычитания.
- какой из компонентов неизвестен? (уменьшаемое) - как его найдем? (к значению разности прибавим вычитаемое)
а = 18+36 - чему равен х?
а = 54
54 – 36 = 9*2
18 = 18

- И за нашей последней буковкой спрятался Знайка. Возьмем его к нам учиться?

6. Игра «Математическая грамматика»
46 +29 75 72 -29 43
+30 -1 -30 +1
76 42

7. Итог.
- Итак, ребята, чем мы занимались на сегодняшнем уроке математики?
- Что решали?
- Что повторили?

8. Рефлексия.

- Ребята, вы довольны своей работой? Давайте покажем это мимикой и жестами: улыбнитесь и потрите ладошки. (показ) Молодцы!

9. Домашнее задание.
Стр.94, №6
Категория: Математика | Добавил: Ирина3832 (2015-12-17)
Просмотров: 371 | Теги: урок, математика | Рейтинг: 3.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-02, 10:49 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [204]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1760]
Краеведение [92]
Начальная школа [3899]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [349]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1475]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [99]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru