Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Развитие навыков критического мышления школьников через применение новых подходов в преподавании и обучении.
Развитие навыков критического мышления школьников через применение новых подходов в преподавании и обучении.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека навыков критического мышления, умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности. Поэтому для меня встал проблемный вопрос – как развить навыки критического мышления учащихся на уроках математики. Не секрет, что у многих школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, многие дети пасуют перед трудностями, иногда не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний. А значит на первый план выходит задача активизировать деятельность учащихся, вовлечь учеников в образовательный процесс, научить самостоятельно добывать знания, применяя новые подходы, интерактивные методы обучения, которые направлены на развитие познавательной, коммуникативной, личностной активности школьников.
В решении этой задачи мне помогают идеи семи модулей. Я использую активные формы работы, различные приемы оценивания, стратегии развития критического мышления, дифференцированные задания, учитывая способности и возрастные особенности учащихся, применение ИКТ.
На уроках применяю новые подходы в преподавании и обучении: диалоговое обучение, работа в парах и в группах, стараюсь стимулировать учащихся к диалогу, создавать ситуацию общения, в которой ребята должны высказывать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства; задавать вопросы не только учителю но и товарищам, оценивать ответы других, вносить коррективы, помогать одноклассникам при затруднениях. При совместной деятельности в группах, ребята учатся работать в команде, развивают личностные качества: умение брать на себя ответственность за выбор, решение, анализировать результаты.
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики развивает у учащихся логическое мышление, алгоритмическую культуру, умение проводить исследование, решать проблему, рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели. На каждом этапе урока я использую определенные приемы, стратегии, которые помогают вовлечь учащихся в активную, совместную познавательную деятельность, способствуют развитию навыков критического мышления.
На стадии вызова это: актуализация уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Ученики вспоминают, что известно по теме или делают предположения, систематизируют информацию, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, ставят цели. Для этого использую такие приемы как: составление кластера, постеры, заполнение концептуальной таблицы, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, «лови ошибку» и т.д.
Работа ведется индивидуально, в парах, группах. На уроках провожу проверочные или обучающие самостоятельные работы с быстрой само-взаимопроверкой, анализом и работой над ошибками.
На стадии осмысления, использую приемы: «чтение с пометками», «карусель», прием «инсерт», таблица «ЗХУ», составление кластера. В процессе работы происходит обсуждение, анализ, синтез, выделение существенного, т.е. развиваются навыки критического мышления учащихся. Проводя групповую, парную работу на уроках, я убедилась, что она способствует развитию коммуникативных навыков, взаимопомощи, взаимному обучению школьников, приносит положительные плоды. Конечно не все учащиеся принимают активное участие в обсуждении, некоторые ребята не умеют работать в сотрудничестве, выслушивать мнение других, не осознают своей ответственности при групповой работе. Чтобы вовлечь каждого ученика в процесс обучения, использую такие приемы как «вертушка», взаимоопрос в паре, подбираю дифференцированные задания, формирую однородные группы, чтобы дать возможность больше говорить и брать на себя ответственность ученикам с низкой мотивацией. Я считаю, что благодаря новым подходам и формам обучения многие учащиеся активнее и увереннее стали вести себя на уроках. У ребят исчезает страх перед ответами у доски, появляется желание работать, развивается монологическая речь. Парная и групповая работа позволяет развивать коммуникативные навыки. Работая в группах, они чувствуют поддержку одноклассников. Конечно есть возможность раскрыться и одаренным ученикам. Работая в группах однородного состава, они выполняют более сложные задания творческого, олимпиадного и опережающего характера, развивая свои способности. А в группах разнородного состава выполняют роль консультантов, обучая своих одноклассников, тем самым сами лучше усваивая материал.
Наблюдая за деятельностью учащихся, иногда трудно не вмешиваться в процесс обсуждения, если видишь, что ребята ошибаются. Но я не даю готовых ответов, а стараюсь направить их деятельность, задавая уточняющие, наводящие вопросы.
Очень важна регулярная обратная связь в процессе обучения для проверки и своевременной оценки результатов деятельности учащихся. Но при работе с классом сложно оперативно воспринять и обработать обратную информацию о деятельности всех учащихся. Поэтому я прививаю учащимся умения и навыки взаимного контроля и самоконтроля. Это не только помогает снять с себя часть контроля, но и позволяет самим учащимся управлять своей собственной учебной деятельностью.
Для осуществления обратной связи использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Такие как: «лестница успеха», «свободный микрофон», таблица «самоанализ», «шесть шляп мышления» и т. д. Проводя рефлексию, учащиеся сопоставляют цели, которые ставили на уроке с результатами, достигнутыми к концу урока.
Используя в своей работе активные формы и методы обучения, стратегии развития критического мышления я могу отметить следующие положительные моменты: в процесс обучения включается каждый школьник, а не часть ученического коллектива, создается благоприятный психологический климат, повышается мотивация, познавательная активность учащихся. Ученики учатся самостоятельно ставить перед собой конкретные цели, искать способы и пути их достижения, высказывать и отстаивать свое мнение, критически осмысливать информацию, находить и исправлять ошибки других и собственные, развивая навыки критического мышления. Нормой становится оценивание не только учителем, но и сверстниками, ребята учатся общаться между собой, овладевают коммуникативными умениями. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, учит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Таким образом новые подходы в обучении и преподавании позволяют создать комфортные условия обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Литература:
1. Руководство для учителя. Программа курсов повышения квалифи-
кации педагогических работников Республики Казахстан. Третий
(базовый) уровень, третье издание.
2. Методы технологии критического мышления учащихся на уроках
математики посредством чтения и письма http://kopilkaurokov.ru/
Научное издание
3. Интерактивные методы обучения. Методическое пособие. Алматы 2005.
4. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. Гин А.А. Вита-Пресс. Москва 2000
Категория: Математика | Добавил: filipova15 (2016-02-28)
Просмотров: 276 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 11:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru