Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Проект учебного процесса по алгебре в 7 - 11 классах
Центром приложения прогностических целей в ежедневных хлопотах учителя урок в учебном процессе. Чтобы достичь стабильного успеха, гарантированного результата необходимо научиться заранее, знать к чему приведет тот или иной вариант педагогического процесса. Нужно тщательно проектировать не только конечный результат, но и ход урока, все его элементы и составные части. Смыл прогнозирования урока – в предварительном расчете его эффективности по установленным критериям. Однако легко обсуждать идею в «принципе». Но идеи, даже самые лучшие результатов не дают. Надо суметь воплотить их в конкретные формы, разработать практические процедуры, подкрепить организацией и средствами – это будет технология.
Учебно-методический комплекс по алгебре для 7- 11 классов, разработан творческой группой учителей математики и информатики: Середкин Владимир Петрович учитель математики и информатики высшей категории, Абылгазинова Асия Нояновна учитель математики и информатики высшей категории – ГУ Чернорецкая СОШ № 1, Павлодарский район, Серёдкина Елена Николаевна учитель математики первой категории – ГУ Чернорецкая СОШ № 2, Павлодарского района, Мухитова Татьяна Петровна учитель математики первой категории – КГУ школа-гимназия № 7, г. Экибастуз

Работа по созданию комплекса будет, проходит в III этапа:

Первый этап 2015 – 2016 учебный год – изучение теоретических основ технологии В.М. Монахова «Проектирование учебного процесса»;

Второй этап 2016 – 2017 учебный год – разработка технологических карт и апробация их в учебном процессе школ: ГУ Чернорецкая СОШ № 1, Чернорецкая СОШ № 2 и КГУ школа-гимназия № 7 г. Экибастуз. Выпуск атласов технологических карт.

Третий этап 2017 – 2018 учебный год – разработка информационных карт уроков индивидуальных карт развития учащихся и электронного пособия и проведение их апробации на базе тех же школ. Выпуск информационных карт уроков, индивидуальных карт развития учащихся, электронного пособия к урокам, сборника контрольных работ и дидактического материала.

Учебно-методический комплекс будет состоят из:
Комплекта тематического и календарного планирования;
Комплекта атласов технологических карт;
Сборника информационных карт уроков;
Сборника информационных карт развития учащихся
Электронного пособия «Мультимедийное сопровождение уроков алгебры 7 класс»;
Приложение (журнал прохождения этапа «Дозирование домашнего задания», «Карта учителя», «Информационная карта урока»).
В данном пособии мы представляем результат работы за два года, в частности представляем тематическое планирование, атласы технологических карт, шаблоны для написания информационных карт урока и информационных карт развития учащихся, а также шаблоны для журнала «Дозирование домашнего задания», рейтинговые листы по технологическим картам и форму оценочного листа.
Тематическое планирование алгебры 7 – 11 класса, составлено с выделением микро целей и разбивкой тем на составные уроки, согласно технологии В.М. Монахова.
Тематическое планирование составлено на основе Государственного общеобразовательного стандарта основного среднего образования РК, утвержденного Постановлением Правительства РК от 23.08.2012 года № 1080, учебной программы по предметам образовательной области «Математика и информатика» уровня основного среднего образования (5-9 классы) и учебной программы по предметам образовательной области «Математика и информатика» уровня основного среднего образования (10- 11 классы), Астана 2013 год, учебников «Алгебра» 7, 8, 9 классы и учебников «Алгебра и начала анализа » 10 -11 классы автора А.Е. Абылкасымовой.
Тематическое планирование состоит из карты-проекта и тематического планирования с указанием типов уроков, элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся.
Атласы технологических карт составлены по всему курсу алгебра 7 – 11 классов, с соблюдением всех рекомендаций данной технологии.
Информационные карты уроков, которые, будут представлены во второй части данного пособия, будут спроектированы с использованием технологии критического мышления.
Также в учебно-методический комплекс будет, входит разработанное электронное пособие «Мультимедийное сопровождение уроков алгебры 7- 11 классов» в котором, представлено мультимедийное сопровождение к урокам курса алгебры. Формы и место использования презентации (или даже отдельного слайда) на уроке будет, зависит, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
 При объяснении нового материала. На изучение некоторых тем отводится малое количество часов и в короткое время необходимо изучить довольно большой объем. Поэтому, уроки должны быть более насыщенными. С использованием мультимедийного сопровождения изучение материала происходит значительно быстрее, а за счет экономии времени удается рассмотреть большее количество задач. Компьютерные презентации позволяют наглядно продемонстрировать построение графиков функций.
 При проведении устных упражнений появляется возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
 При решении задач на уроке, разработанная компьютерная презентация, демонстрирует решение задач разного уровня сложности, а также демонстрирует подсказки, алгоритмы и справочные материалы, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики.
 При актуализации знаний. Приоритет мультимедийного сопровождения заключается в том, что воздействуя на все три канала восприятия, происходит активизация всех трех видов памяти: слуховой, зрительной и кинестетической. Активизация все трех видов памяти в сумме дает более высокую эффективность актуализации знаний. Научные исследования показывают, что свыше 80 % информации получаемой человеком из внешнего мира, приходится на зрение, около 10 % - на тактильные ощущения, и лишь 7 % составляет информация, воспринимаемая в текстовой (дискретной) форме. Мультимедийное сопровождение дает возможность шире охватить знания и умения необходимые для урока.
 При контроле знаний серьезной психолого-педагогической проблемой является проверка и самопроверка. Многие учащиеся болезненно относятся к замечаниям, очень боятся потерпеть некоторые фиаско на глазах у класса.
 Разумно созданные электронные программы тестов, самостоятельных и проверочных работ позволяют не только проверить знания, но и дают возможность увидеть ученику и учителю, где допущена ошибка и пояснить ее.
 При выполнении домашних заданий, возможно, привлекать компьютер (обучающие продукты, тренинг — программы, поиск нужной информации в Интернете, создание компьютерных презентаций по определенной теме и т. д.), так как у многих школьников интерес к компьютерам намного превышает его интерес к знаниям.
Представленный учебно-методический комплекс позволяет решить одну из проблем — проблему наглядности, так как электронное пособие, которое будет входить в комплекс, помогает учителю иллюстрировать урок, а обучающимся использовать его для самостоятельного изучения учебного материала или для коррекции знаний.
Новизна учебно-методического комплекса в том, что он не имеет описания в методической литературе и ему не существует аналогов.
Комплекс может быть использован для изучения базового курса алгебры 7 – 11 классах, что позволяет расширить область ближайшего развития обучающихся, формирует навыки самостоятельной работы и научного познания. Применение электронного пособия в сочетании с технологическим подходом к проектированию образовательного процесса позволит оптимизировать деятельность учителя и ученика, сделать урок информационно насыщенным и отвечающим запросам современного общества.
Ценность комплекса состоит в том, что он позволяет обучающимся под руководством учителя выстраивать свою образовательную траекторию, самостоятельно проводить уровневую дифференциацию заданий, осуществлять коррекцию знаний.

Теоретические основы технологии В.М. Монахова
«Проектирования учебного процесса».
В своих работах Монахов В. М. пишет:
«Талант — это явление не шуточное
во всех областях деятельности,
в школе — тем более.
Моя технология адресована к
профессионализму любого педагога».
Педагогическая технология В.М. Монахова – детально продуманная модель по проектированию, организации и проведению учебного процесса, которая опирается не только на предлагаемый учителю содержательный блок предметной области, но и на его методический опыт, личностные особенности, стремление к индивидуальному педагогическому творчеству. Технология академика В.М. Монахова имеет ряд преимуществ. Так, модернизация обучения, обусловленная принятием стандартов нового поколения по математике, дает возможность самостоятельно делать выбор в объеме и последовательности предъявления содержательного блока. Другая положительная сторона технологии – гарантированность планируемого конечного результата - достижение стандарта, дает нам возможность более четко организовать учебный процесс, рационально расходовать учебное время. Еще один положительный момент – это успешность обучения. В результате обучения по технологии В.М. Монахова выпускник получает навыки рациональной организации учебного труда, критического мышления, самостоятельной исследовательской, аналитической деятельности, ясно представляет свои потенциальные возможности, способен к дальнейшей успешной реализации своих образовательных запросов.
В чем же отличие данной технологии от общепринятых, известных нам подходов в конструировании образовательного процесса?
Данная технология позволяет проектировать учебную тему цепочкой уроков, которые разбиваются на группы по числу микроцелей. Технологическая карта темы определяет главные вопросы темы, определяет зоны ближайшего развития учащихся и временную продолжительность каждой зоны. Заканчивается каждый отрезок выполнением проверочной работы (диктант, самостоятельная работа, тест). В технологической карте представлено пять главных компонентов, взаимосвязанных между собой: целеполагание (обычно в теме 3-5 микроцелей), диагностика, дозированное домашнее задание, логическая структура учебного процесса и коррекция Особое внимание в логической структуре проекта учебного процесса уделяется развитию учащихся: формированию мотивации, познавательного интереса, мышления, воспитания этики отношения к учебному труду. Ценным в данной технологии является то, что большая часть времени на уроке идёт на развитие учащихся. Задачи развития четко, ясно, поурочно выстраиваются в оценочном листе учащегося, который выдаётся на первом уроке изучения данной темы. Данный оценочный лист чётко разделён на три уровня: базовый (обязательный для всех), повышенный и высокий (включает в себя олимпиадные задачи). Ученик сам останавливается на том уровне, где считает нужным. Кроме того, колонка «самооценка» подталкивает ученика к самопроверке, развивает навык самоконтроля, заставляет анализировать полученный результат. Работа над оценочным листом в течение всей темы развивает навыки самоорганизации, быть готовым изменить своё решение при новых обстоятельствах.
Большие возможности для учителя даёт диагностическая карта результативности. Данная карта позволяет осуществить диагностику на индивидуальном уровне – накопление информации и анализ результатов каждого ученика по данной теме. Данная диагностика, позволяет видеть, с каким составом класса работает учитель, сколько учеников имеет низкий уровень усвоения, сколько - достаточный и сколько – высокий (выполняют более 80% заданий). Традиционная система подсчёта качества знаний, учитывающая только «4» и «5», не даёт такой полной картины, поэтому данная диагностика позволяет более качественно определить уровень компетентности учащихся.
Итак, технология педагогического проектирования академика В. М. Монахова – из тех новых технологий, которые позволяют оценить и получить гарантированный конечный результат – выпустить ученика, обладающего компетентностями, а значит, поможет построить новую модель качества образования.
Применение технологии В. М. Монахова позволило нам детально продумывать свою деятельность и деятельность ученика, строить урок в различных режимах (в режиме фронтальной, групповой работы, организации работ исследовательского характера, экспериментальной, практической, индивидуальной работы), обоснованно выбирать формы, методы и методические приёмы на каждый урок. Это позволяет не столько обеспечивать усвоение знаний, сколько организовать процесс усвоения на основе формирования культуры умственного труда, культура устной и письменной речи, работа с учебником, наглядным материалом, справочной литературой, смысловая группировка материалов, составление тезисов, плана, выделение логической схемы, формулирование главной мысли.
Методические рекомендации.
На примере алгебры 7 класса рассмотрим, как составить проект учебного процесса поэтапно.
Содержание этапов.
1 этап. Выделение учебных тем курса. На этом этапе, изучив программно-методические материалы, ГОСО по математике выделяем учебные темы. В технологии В.М. Монахова учебная тема имеет строгие временные границы: минимум 6 часов, максимум 24 часа. У нас получается семь тем: 1) «Степень с натуральным и целым показателем», 2) «Функции их свойства и графики», 3) «Одночлены», 4) «Многочлен», 5) «Формулы сокращенного умножения», 6) «Рациональные дроби и действия над ними», 7) «Элементы приближенных вычислений».
2 этап. Выделение микроцелей в каждой теме. На втором этапе для каждой темы формулируются основные вопросы каждой темы – микроцели. В технологии определено количество микроцелей темы: от 2 до 7. Методика работы по формированию микроцелей заключается в переводе содержания учебного материала на язык целеполагания при этом очень важно ориентироваться на требования Государственного стандарта, свой опыт, материально-техническую базу и т.д. При формулировке микроцелей используем рекомендованные автором технологии опорные фразы: «Знать …», «Уметь осуществлять…», «Уметь применять..», «Уметь выполнять…», «Уметь давать характеристику…».
3 этап. Формирование логической структуры изучения тем. Следующий этап – выделение часов на изучение каждой темы и каждой микроцели. На курс алгебры 7 класса отводится 102 часа из них 16 часов отводится на повторение изученного материала в начале и конце года. В результате мы получили 7 основных тем: 1 тема – 9 часов, 2 тема – 6 часов, 3 тема – 6 часов, 4 тема – 10 часов, 5 тема – 25 часов, 6 тема – 25 часов, 7 тема – 5 часов.
4 этап. Проектирование технологических карт (ТК). Работу по проектированию технологической карты начинаем с заполнения блоков «Логическая структура» и «Целеполагание», так как они уже сформированы ранее. В логической структуре выделяем уроки на самостоятельные работы, другие виды контроля (контрольные работы, тестирование, административные проверочные работы и т.д.).
Микроцели должны быть диагностируемы. Диагностика - это задания, проверяющие факт усвоения учеником микроцели. В разделе «Диагностика» размещается столько диагностик сколько микроцелей.
После проектирования блоков «Целеполагание» и «Диагностика» заполнятся блок «Дозирование домашнего задания». Цель данного блока – подготовить ученика к успешной диагностике. Домашнее задание разбиваются на 3 уровня сложности: на «удовлетворительно», на «хорошо», на «отлично». Ученик сам, в праве, выбрать задание в соответствии с его внутренней мотивацией к обучению, но не ниже требований стандарта. Материал домашнего задания связывается с содержанием диагностики.
Последний блок «Коррекция», он заполняется по результатам диагностики. В него записываются:
а) трудности, с которыми может столкнуться ученик и учитель.
б) правила. в) схемы и т.д.
5 этап. Проектирование информационных карт урока. По замыслу автора технологии, для реализации микроцели по каждой технологической карте разрабатываются информационные карты урока (ИКУ) – альтернатива поурочному планированию и индивидуальную карту развития ученика (ИКРУ). ИКУ и ИКРУ в технологии В.М. Монахова – технологические документы только для учителя. Следуя специфике предмета «математики» мы будем, составляем информационные карты не к каждому уроку, а на весь цикл уроков по достижению каждой микроцели. ИКУ – это инструкция по достижению микроцели, в которой расписаны задания для учащихся на уроке, деятельность учителя, выделен материал, на котором происходит формирование общих умений, развитие ученика. Планируя деятельность учителя, обязательно предусматриваем минимум времени на объяснение нового материала, иногда вносим в этот раздел самую важную информацию. Большую часть времени отводим на практическую и самостоятельную работу. Все задания подбираем так, чтобы подготовить ребят к диагностике. Выполнив определенный вид работы, ученик обязан обратиться к тренировочной диагностике и выяснить насколько достаточно полученной информации для выполнения заданий диагностики. Содержание деятельности учителя и ученика организуем «от ученика». Для способных учеников предусматриваем задания повышенной сложности, тем самым готовим их к олимпиаде по математики. Работая по ИКУ, каждый ученик выбирает свою траекторию изучения материала, в зависимости от индивидуального темпа усвоения учебного материала. Главная задача учителя на уроке – оказание помощи ученику в его самостоятельной работе по мере необходимости, и поэтапный выборочный контроль.
В конце урока рефлексия 5-6 минут: насколько успешно и продуктивно была организована работа учителем и учеником.
Технологические карты указывают не только на те знания, которые необходимо сформировать, но и на те проблемы, которые могут при этом возникнуть, как их скорректировать и как предотвратить возможные затруднения. В условиях ГОСО только технологии могут обеспечить высокий уровень качества образования.
Технологические процедуры проектирования методической системы обучения математики можно представить в виде следующей схемы:

Для отслеживания результатов обученности используем несколько видов диагностических карт, которые помогают проследить уровень освоения государственного общеобразовательного стандарта и построить индивидуальную коррекционную работу с учащимися.
В своей работе мы используем следующие виды диагностических карт: карта учителя, журнал прохождения этапа «Дозирование домашнего задания», информационные карты
Таким образом, технология «Проектирования учебного процесса» дает ученикам реальные возможности:
1. Регулировать время для подготовки к самостоятельной работе.
2. Открытость самостоятельной работы несет за собой отсутствие для ребят неожиданностей. Они спокойны, не нервничают, так как все задания заранее известны, а результат зависит от степени их готовности (подготовки).
3. Возможность исправить оценку на следующем уроке (реально достигает уровня стандарта)
Технология дает удовлетворение и учителю, так как:
1. Она предполагает наличие на уроках разных видов работ, не ставит никаких рамок, запретов и ограничений.
2. Начиная новую тему, учитель знает, что в ней главное, на что нацелить свое внимание, и заранее выстраивает цепь средств, направленных на достижение результата.
3. Что еще важно, большой объем времени и усилий затрачивается только раз на создание технологических карт для учителя и учеников.
Педагогам, которые заинтересуются технологией проектирования В.М. Монахова, хотели бы дать некоторые рекомендации:
1. Главное – не пугаться большого объема работы для себя – это только сначала. Потом идет отточенная, методически налаженная (конечно возможны варианты) работа.
2. Не забывайте, что для проведения урока возможны все методы и средства – как традиционные, так и альтернативные.
3. Четко знайте программу, ее плюсы и минусы, выделите в ней узловые вопросы, а также продумайте систему навыков и умений, которые ребята должны получить. У вас получится конкретная цель или цели, достижения которых можно проверить.
4. Сгруппируйте вопросы по блокам. Главное – логичность и взаимосвязанность уроков. Не думайте, что это окончательный вариант работы и не будет его корректировки до достижения того результата, который Вас идеально устроит.
5. Не пытайтесь вставить в самостоятельную работу весь учебный материал (этого нельзя делать и не нужно). Вы должны проверить самое главное.
6. Постарайтесь, чтобы уровень вопросов в домашнем задании был достаточен (не больше, не меньше) для успеха в самостоятельной работе.
7. Помните, что ученик должен иметь технологическую карту на руках до начала работы по теме и блоки (кроме «Коррекции») должны быть заполнены до конца (так как ребенок должен распределить время для подготовки к самостоятельной работе).
8. И еще, тон учителя в любом случае должен быть доброжелателен, а отношение – корректное).

Прогнозируемый результат использования технологии В.М. Монахова «Проектирование учебного процесса»
Разработанные проекты изучения тем – технологические карты, выдаются учащимся на первом уроке по текущей теме. Имея на руках технологические карты, учащиеся могут планировать свою деятельность, выбирать уровень обучения, на занятиях не тратить время на запись домашнего задания.
Проведенная экспериментальная работа показала, что учащиеся быстро приобретают навыки работы с технологической картой, особый интерес вызывает у них то, что они сами определяют свое дальнейшее развитие и образование за счет выбора определенного уровня подготовки по общеобразовательному предмету. Каждый ученик обязан достигнуть уровня стандарта, а далее он имеет право или остановиться на этом уровне, или двигаться выше.
Перевод профессионального учителя на деятельный технологический уровень проектирования учебного процесса и затем реализация этого проекта делает учителя высокопрофессиональным, более раскрепощает личность учителя, выступает альтернативой формального образования, учитывает значительное усиление роли обучаемого и открывает новые горизонты развития творчества учителя – автора проекта, а это уже новая роль функции современного учителя.
Достигается точность и ясность в требованиях учителя по данной теме, и приходим к получению важных результатов:
1. Учитель отходит от тематического планирования и «видит» проект будущего учебного процесса в виде системы микроцелей, что является началом нового методического мышления.
2. Для ученика выстраивается четкая и рациональная система требований к его знаниям и умениям, реально выполняется принцип гарантированности образовательной подготовки учащихся (достижения уровня «стандарта»).
Педагогические технологии помогают существенно усилить роль обучаемых в учебном процессе, а также реализовать на практике личностно-ориентированную систему обучения.
В результате работы в рамках проектирования учебного процесса мы получим ученика, который будет:
1. Уметь рационально организовывать свой учебный труд.
2. Обладать навыками критического мышления.
3. Обладать навыками самостоятельной, исследовательской и аналитической деятельности.
4. Трезво оценивать свои потенциальные возможности.
5. Способен к дальнейшей реализации своих образовательных запросов
Категория: Математика | Добавил: svladimir (2017-02-12)
Просмотров: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2017-02-27, 0:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1509]
Школьный психолог [515]
История [729]
Опыт [487]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [226]
Мастер-класс [217]
Семья и школа [177]
Компьютер-бум [252]
Английский язык [801]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1170]
Химия [382]
Классному руководителю [649]
Биология [584]
Думаем, размышляем, спорим [94]
Казахский язык и литература [1792]
Краеведение [93]
Начальная школа [3986]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [366]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [70]
Демократизация и школа [24]
Физика [299]
Экология [184]
Дошколенок [1561]
Особые дети [276]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [635]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [457]
Мой Казахстан [233]
Школьный театр [67]
Внеклассные мероприятия [1186]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [81]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [532]
Немецкий язык [52]
Технология [291]
Самопознание [398]
Профессиональное образование [106]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [25]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru