Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

"Действия с десятичными и обыкновенными дробями"
Открытый урок математики в 5-м классе по теме
"Действия с десятичными и обыкновенными дробями"
Цели урока:
Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Действия с десятичными и обыкновенными дробями»
Развитие логического мышления, самостоятельности, способности к самоконтролю, самооценке, взаимопомощи.
Воспитание чувства коллективизма, ответственности, интереса к предмету.
Урок проводится в форме игры «Покорение Пика знаний»
К уроку подготовлена презентация.

Ход урока
- Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме « Все действия с десятичными и обыкновенными дробями». Мы будем покорять Пик знаний.
Этапы покорения следующие: (по презентации)
Мы находимся на поляне «Десятичные и обыкновенные дроби»
Наш девиз будет сегодня.
«Будем думать, будем решать. Будем друг другу во всём помогать.»
Подготовка к покорению Пика Знаний.
1. Проверим домашнее задание.
№1469. Решение:
1) 120 : 0,8 = 1200 : 8=150 (км)
2) 120 + 150 = 270 (км)
Ответ: Автотурист проехал за два дня 270 км.
№1471. Решение:
1) 16,6 : 2 = 8,3 (см)
2) 8,3 - 4 1/2 = 8,3 – 4,5 = 3,8 (см)
3) 4,5*3,8=17,1 (см2)
Ответ: Площадь прямоугольника 17,1 (см2)
№1472. Решение:
1) 184 : 0,4 = 460 (г)
2) 460 - 184 = 276 (г)
Ответ: 276 г воды в растворе.
Самооценка.
«5» - нет ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - правильно выполнено одно задание.
«2» - оба задания выполнены неверно.
2. Исторический лесок.
Впервые дробная черта в обыкновенных дробях была использована при письменных вычислениях арабским ученым уал-Хассари (XII век) и итальянцем Леонардо Пизанским (XIII век). Леонардо Пизанский и ввел слово «дробь». Черта дроби стала постоянно использоваться только в XVI веке.
Названия «числитель», «знаменатель» ввел в XIII веке греческий ученый-математик Максим Плануд.
Полноценные сведения об обыкновенных дробях ввел в европейские учебники по арифметике математик из Средней Азии аль-Хорезми. В начале XX века в Индии стали осуществлять действия над дробями.

Десятичные дроби используются чаще, чем обыкновенные. Правила вычисления с десятичными дробями описал знаменитый учёный средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде.
Записывал аль-Каши десятичные дроби так же как и мы. Но он не пользовался запятой, а дробную часть записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
В Европе об этом не знали и только спустя 150 лет Симоном Стевином были заново изобретены десятичные дроби. Стевин записывал десятичные дроби очень сложно.
В Англии в качестве знака отделяющего целую часть от дробной, была введена точка, которая до сих пор сохраняется в этой роли в США и Англии.
Запятая была введена в 1616-1617 г знаменитым английским математиком Джоном Непером.
В России учение о десятичных дробях было описано Леонтием Филипповичем Магницким в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная»
3. Берег «Прочитай-ка» Составьте фразу французского математика Р. Декарта.
1/2*4 0,42:0,07 4 3/20+17/20 100*1/100
8,16-1,16 1 6* 0,5 0,3:0,1 4,08:1 1/50
-ум, 4. - применять 7.-главное-
-мало 5. - хороший 8. -хорошо
-его 6.- иметь
«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять».
Самооценка.
«5» - всё верно.
«4» - 1-2 ошибки.
«3» - 3-4 ошибки.
«2» - более 4 ошибок.

4. Переправа.
Чтобы вычесть дроби с разными знаменателями, надо:
а) привести дроби к наименьшему общему знаменателю;
б) вычесть дроби с одинаковыми знаменателями.
Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:
а) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делимом,
б) после этого выполнить деление на натуральное число.
Чтобы сложить десятичные дроби, нужно:
а) Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
б) Выполнить сложение не обращая внимание на запятую;
в) Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 – значит перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулей стоит перед единицей в множителе.
Ответ: да, нет, нет, да.
Самооценка.
«5» - всё верно.
«4» - 1 ошибка.
«3» - 2 ошибки.
«2» - более 2 ошибок.
Привал.
Работа в группе.
Установите соответствие между столбцами.
3/10:х = 1/10
10*х=3

х - 0,01=0,02 0,3

3

0,03

Если мы допускаем ошибки лишь на три десятых, то что может произойти?
Ученик рассказывает стихотворение «Три десятых».
Ученик приводит такой пример: Кран поднимает 0,5т груза, грузчик погрузил 0,8т и кран накренился и испортился. Это происходит, потому что, грузчик плохо знал математику.
Нелёгкий подъём.
Решите уравнения:
1 уровень 4х+2,1 =3,3
2 уровень (у- 1 1/5): 3/5 = 21,3
3 уровень (у+ 26 1/10)* 2 3/10 =70,84
Даются решения и дети сравнивают своё решение.
(у+ 26 1/10)* 2 3/10 =70,84.
Решение.
У+26,1=70,84:2,3;
У+26,1 = 30,8;
У=30,8-26,1;
У=4,7.
Ответ: У=4,7.
(у- 1 1/5): 3/5 = 21,3
Решение.
У- 1 1/5 = 21,3* 3/5;
У – 1,2 = 21,3 * 0,6
у-1,2 = 12,78;
У=12,78 +1,2;
У=13,98.
Ответ: у = 13,98.
4х+2,1 =3,3
Решение.
4х=3,3-2,1;
4х=1,2;
Х=1,2:4;
Х=0,3.
Ответ: х=0.3.
Оцени себя сам.
7. «Крутая» задача. Работа в группе.
№ 1477
Рыбаки выловили 312 1/2 кг рыбы. 0,71 из них составляет сазан, 0,13 – щука, остальные – судак. Сколько килограммов судака выловили рыбаки?
Проверьте своё решение
0,71 + 0,13 = 0,84
1 – 0,84 = 0,16
312 1/2 * 0,16 = 312,5 * 0,16 = 50
Ответ: 50 кг судака выловили рыбаки.
8. Последний штурм.
№ 1473
1) 2,16 : 27/10 + 0,3 * 1 4/5
3) 6,25 * 1/5 + 4/5 : 0,64
5) 1 3/5 * 0,5 +0,16 * 1 1/4
Оцени себя.
№1
1)0,8
2)0,54
3)1,34 №2
1)1,25
2)1,25
3)2,5 №3
1)0,8
2)0,2
3)1
Всё верно «5»
Ошибка в последнем действии «4»
Ошибки в двух последних действиях «3»
9. Пик знаний.
Здесь вам предлагается вычислить среднюю оценку за урок и назвать учителю. А также учащиеся проводят рефлексию своей работы на уроке.
Доволен ли ты тем как прошёл урок?
Было ли тебе интересно?
Что больше всего понравилось на уроке?
11. Домашнее задание.
№ 1473 (2, 4, 6), № 1478.
В заключение хочется привести вам слова Маркушевича А И.:
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели»
Категория: Математика | Добавил: NazgulEstaeva (2017-06-21) | Автор: Назгуль E
Просмотров: 147 | Комментарии: 1 | Теги: открытый урок, математика 5 класс, дроби | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2017-11-22, 11:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1530]
Школьный психолог [528]
История [744]
Опыт [516]
Научная кафедра [221]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [223]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [816]
Великие открытия [23]
Университет здоровья [132]
Математика [1203]
Химия [389]
Классному руководителю [663]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1822]
Краеведение [96]
Начальная школа [4028]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [387]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1600]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [469]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1211]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [93]
ИЗО и черчение [222]
Физическая культура [547]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [411]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [84]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [41]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru