Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

В помощь учителю. Урок "Оксиды углерода"
Урок "Оксиды углерода"
Цели:
• Рассмотреть строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов.
• Продолжить формирование критического мышления, умение проводить сравнение, анализ, умение работать с учебником.
• Способствовать дальнейшему развитию диалектико-материалистического учения: установлению причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами данных веществ.
Тип урока: Комбинированный
Используемые приемы и стратегии:
Приемы “Верите ли Вы?”, “Диаграмма Вена ”, компетентностно – ориентированные задания
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания:
Проверка домашнего задания в форме тестирования.
Задание. Выберите из предложенных утверждений только те, которые справедливы:
в а р и а н т I – для алмаза;
в а р и а н т II – для графита.
1. Прозрачный, бесцветный.
2. Очень твердый.
3. Kовалентная неполярная связь.
4. Не проводит электрический ток.
5. Используют как добавку в смазке.
6. Непрозрачный, серого цвета, с металлическим блеском.
7. Электропроводен.
8. Атомная кристаллическая решетка.
9. Легко расслаивается на отдельные мельчайшие пластинки.
10. При обычных условиях химически инертен, при высокой температуре становится активным.
11. Легко вступает в химические реакции при нормальных условиях.
ОТВЕТЫ.
В а р и а н т I – 1, 2, 3, 4, 8, 10;
В а р и а н т II – 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
По результатам тестирования рассчитывают коэффициент усвоения темы:
Кусв = х – у х 100%
х
Х – 10 (количество утверждений)
У – количество ошибок
Критерии оценок: 91-100% - «5»
80-90% - «4»
60-79% - «3»
Менее 60% - «2»
1 компетентностное задание
«Алмаз и уголь»
Сейчас известно более трех миллионов веществ, которые содержат этот элемент. Данный элемент содержится в каждой клетке растений, животных, грибов, бактерий. Кроме того, он является основной составляющей частью горючих ископаемых: нефти, природного газа, каменных углей, сланцев и.т.д.
Задача 1. Назовите этот элемент, если в природе распространены аллотропные модификации его в виде алмаза и графита.
Задача 2. Если нагреть алмаз и графит на воздухе, они будут вести себя одинаково. А как? Напишите уравнение реакции.
Задача 3. Вам известно, что алмазы – драгоценные камни. Почему же алмазы применяют для изготовления наконечников инструментов, которые используют для сверления стали, бурения горных пород, резки стекла, шлифовки драгоценных камней?
Задача 4. В медицине используют активированный (древесный) уголь в виде таблеток карболена, а русский химик Н.Д.Зелинский изобрел противогаз на основе этого угля и спас жизнь тысячам солдат в период Первой мировой войны. Каков механизм действия активированного угля?
Ключ к оценке ответов

Задача 1 0 баллов – нет ответа; 1 балл – определение элемента.
Задача 2 0 баллов – нет ответа;
2 балла - запись уравнения реакции горения алмаза, графита.
Задача 3 0 баллов – нет ответа; 1 балл – односложный ответ;
2 балла – развернутый ответ.

Задача 4 0 баллов – нет ответа; 1 балл – односложный ответ;
2 балла – развернутый ответ.

Всего можно набрать 7 баллов.
Ответы:
1. Этот элемент – углерод (С).
2. С + О2 = СО2 + Q.
3. Алмаз по шкале твердости Мооса – самое твердое вещество (твердость равна 10); только для производственных нужд используются не натуральные алмазы, а искусственные, полученные из графита.
4. Древесный уголь получают сухой перегонкой древесины. В древесном угле сохраняются все поры и канальцы, которые были в древесине, только сохраняются смолистые вещества. При обработке его водяным паром смолистые вещества удаляются, такой уголь называется активированным. Активированный уголь хорошо поглощает различные газы и растворенные вещества, его применяют в противогазах для поглощения вредных примесей в воздухе, а карболен – для удаления из пищеварительного тракта растворенных вредных веществ.
III. Изучение нового материала:
Стадия вызова
В начале урока учитель делит класс на 4 рабочие группы по 4 человека в каждой и предлагает сыграть в игру “Верю – не верю”: ответить на вопросы и обосновать свое мнение.
Верите ли вы в то:
1. что угарный газ очень ядовит, так как, попадая при дыхании в кровь, быстро соединяется с гемоглобином, лишая тем самым возможности гемоглобин переносить кислород;
2. что угарный газ образуется при полном сгорании топлива;
3. что угарный газ используется в металлургии при выплавке чугуна;
4. что при давлении примерно 40 атм углекислый газ превращается в бесцветную жидкость;
5. что CO2 – это типичный кислотный оксид: взаимодействует с металлами, кислотами, водой;
6. что углекислый газ используют для изготовления шипучих напитков и для получения соды.
ОТВЕТЫ: Да. Нет. Да. Да. Да.
Обсуждение ответов идет в группах, затем группы последовательно отвечают на вопросы для всего класса.
Далее учитель предлагает обратиться к этому приему после прочтения текста.
Стадия осмысления
Учитель:
Используя учебники и дополнительную справочную литературу, заполните диаграмму Венна по плану, используя рисунок.
1. Строение молекулы оксидов углерода СО и СО2
2. Физические свойства
3. Химические свойства
4. Применение

Учащиеся работают в группах по 4 человека, заполняя диаграмму на белых листах, лежащих на партах у учащихся в каждой группе.
Учитель:
Если готова первая группа, рассмотрим у доски первый вопрос.
Учащиеся:
У СО — атом кислорода предоставляет одну из свободных электронных пар атому углерода, т.е. атом кислорода является донором, а атом углерода
акцептором…
У СО2 – все четыре ковалентные связи полярные. Однако из-за линейного строения молекула в целом неполярна…
Учитель:
Рассмотрим второй вопрос плана. Дети работают в группах по второму вопросу плана.
Учитель:
Если готовы, то к доске следующая группа по второму вопросу
Учащиеся: Рассказывают физические свойства угарного газа и углекислого газа.
Учитель:
Дополняет. Угарный газ связывается с гемоглобином крови за счет свободных
электронных пар. Угарный газ содержится 5% в дыме табака и 3% выхлопные газы. 1% углекислого газа у человека вызывает головокружение и недомогание, до 4% тяжкие последствия
Учитель:
А теперь рассмотрим, как строение молекулы отображается на химических свойствах оксидов
Ученики работают в группах по третьему вопросу плана.
Учитель:
У доски сделать вывод о химических свойствах оксидов следующая группа
Учащиеся:
Оксид углерода (|V) является кислотным оксидом, ему соответствует угольная кислота Н2СО3 и вступает в следующие реакции:
 с основными оксидами образует соли: СО2 + СаО = СаСО3
 с основаниями образуется соль и вода: СО2 + Са (ОН)2 = СаСО3 +Н2О
 при избытке кислоты образуется кислая соль:
СаСО3 + Н2О + СО2 = Са (НСО3)2
 с водой образуется слабая неустойчивая угольная кислота:
 СО2 + Н2О Н2СО3

2 компетентностное задание
«Сухой лед»
Этот оксид неметалла становится твердым при низких температурах; именно он образует «снеговые шапки» на горах Марса, из него получают искусственный лед и снег на Земле. При температуре – 78,5 0С он испаряется, не переходя в жидкое состояние (отсюда его название). При испарении создается низкая температура (поглощается 590 кДж/кг (140 ккал /кг) теплоты). Это используют для хранения и охлаждения пищевых продуктов при их транспортировке (например, мороженого).
Задача 1.Определите молекулярную формулу «сухого льда» по данным: это высший оксид элемента с электронной формулой 1s22s22p2;
Задача 2. Прочтите текст и ответьте на вопросы: о каком газе идет речь? Какие экологичесие проблемы на Земле связаны с этим газом?
….газ Х, из которого почти целиком состоит атмосфера Венеры, второй планеты Солнечной системы, действует как стекло парника: пропуская свет, не дает улетучиваться теплу. На планете Земля его используют в производстве газированной воды.
Задача 3. Если к куску сухого льда приложить ложку, то можно услышать писк. Почему ?
Задача 4. В большую открытую емкость поместили свечу и зажгли ее. Свеча горела нормально. Затем вокруг края сосуда поместили кольцо из ваты и подожгли ее. Вата загорелась, и через несколько секунд свеча погасла. Объясните, почему погасло пламя свечи?
Ключ к оценке ответов

Задача 1 0 баллов – нет ответа; 1 балл – определение элемента;
2 балла – запись формулы «сухого льда»
Задача 2 0 баллов – нет ответа;
1 балл – определение газа по описанию ;
2 балла – формулировка экологических проблем .
Задача 3 0 баллов – нет ответа;
3 балла – объяснение явления с физической точки зрения.

Задача 4 0 баллов – нет ответа; 1 балл – односложный ответ;
2 балла – развернутый ответ.

Всего можно набрать 13 баллов.
Ответы:
1. «Сухой лед » - это углекислый газ, оксид углерода (IV), диоксид углерода, CO2. Образован элементом углеродом (С).
2. Речь идет об углекислом газе. На Земле в последние десятилетия образуется углекислого газа все больше в результате сжигания топлива, в результате получается «Парниковый эффект», сущность которого проявляется в общем потеплении климата, таянии льдов, наводнениях и нестабильности погоды.
3. Писк происходит от микровибрации ложки при испарении сухого льда.
4. При горении ваты выделяется углекислый газ; он тяжелее воздуха, а потому опускается вниз и вытесняет кислород. Без доступа воздуха свечка гореть не будет.
Стадия рефлексии
1.Выбери утверждение:
 всё понял, могу помочь другим;
 всё понял;
 могу, но нужна помощь;
 ничего не понял;
 интересный;
 хороший;
 отличный;
 запомню надолго;
 однообразный;
 неинтересный;
 скучный.
Ощущал себя:
 хорошо;
 уверенно;
 смело;
 гордо;
 комфортно;
 глупо;
 неуверенно;
 испуганно;
 сердито;
 грустно.

IV. Домашнее задание: §29

Решение творческих задач.
Задание по группам.
1. Вы счастливый владелец алмазов, но вам нужны деньги. Кому вы можете предложить свои сокровища? Убедите покупателя приобрести их, основываясь на свойствах алмаза.
2.Вы обладатель больших запасов графита, в какой области вы их можете применить? На каких свойствах это основано?

Литература:
1. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. -М.: Логос, 2004. -296.
2. school18vo.ucoz.ru/OER/17.04.13_miklush.doc
3. planeta.tspu.ru/files/file/1345797159.doc
4. www.myshared.ru/slide/584478
Категория: Химия | Добавил: Elena2555 (2015-01-14) | Автор: Данилова Елена Семеновна E
Просмотров: 323 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 9:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1152]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru