Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

статья
ИНТЕРАКТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
ХХІ ғасырда оқу үрдісінде оқытудың жаңа тәжірибелерін қолдану аса маңызды роль атқарады. Мақалада "Тәжірибелік жұмыстар флипчарттарда. 8 сынып" әдістемелік құралын жасаудағы ұтымды кейс жайында айтылған. Бұл әдістемелік құрал оқушыларға пәнді жаңа қырынан түсінуге, сондай-ақ үнемі өзгеріп отыратын қоршаған ортаның талаптарына оңай бейімделу үшін оқушылардың жан-жақты дамуына септігін тигізеді.
В XXI веке использование новых образовательных практик в процессе обучения играет крайне важную роль. В статье описывается успешный кейс по созданию методического пособия «Практические работы во флипчартах. 8 класс», которое позволило по-новому открыть предмет для учащихся, а также способствует их всестороннему развитию для успешной адаптации к требованиям изменяющейся внешней среды.
The use of new educational practices in the learning process plays a critical role in the XXI century. This article describes a successful case of developed methodological guide "Practical work in flipcharts for 8 Grade students" which allows students to open the subject in new way, as well as contribute to their comprehensive development for successful adaptation to the demands of a changing environment.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
В национальном плане развития функциональной грамотности отмечено, что будет обеспечен переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных, инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя разных стратегий обучения школьников и, в первую очередь, использование информационных продуктов в организации самостоятельной рефлексивно-коррекционной деятельности младших школьников.
Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. В современном Казахстане идёт становление своей национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной системы. На смену старому содержанию образования идёт новое. Оно обращено к ребёнку как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремится к самоактуализации, самовыражению и самореализации. И место, где до ребёнка и его проблем есть кому-то дело – школа.
Главой государства Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. Президент охватил все основные направления и расставил приоритеты текущей социально-экономической жизни нашей страны. Для нас особенно важны акценты на дальнейшем развитии образования. В первую очередь, это функциональная подготовка наших школьников, внедрение новых технологий обучения.
Данная задача актуализируется в процессе вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.
Одной из задач современного учителя является пробуждение интереса учащихся к предмету и поддержание этого интереса на протяжении всего курса изучения. Химия – очень непростой предмет. И если несколько лет назад интерес к предмету прививался через проведение демонстрационных и практических работ, то сейчас весь запас реактивов во многих школах практически исчерпан, часть экспериментов и явлений демонстрировать в школьных условиях просто небезопасно. Кроме того, задачей учителя химии является развитие пространственного воображения ребенка, умение «увидеть» невидимое, смоделировать химические процессы [1, c.5].
Во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки, повышения качества обучения с использованием компьютерных технологий. Возможности компьютерных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привели к появлению новых методов и организационных форм обучения. Все это легко решают уроки с использованием интерактивной доски. Как дидактическое средство обучения, электронная презентация параллельно с опытами используется мною для насыщения урока информацией при объяснении нового материала - формировании знаний - и для наглядного ознакомления с различными процессами, например, образования химической связи, или моделирования химических реакций. Как техническое средство, интерактивная доска помогает при закреплении и обобщении полученных знаний. В презентациях заложены задания для работы на интерактивной доске, которые могут осуществляться в обычном режиме или в режиме показа флипчартов.
В настоящее время предлагается много лазерных дисков с обучающими программами по химии. Ознакомление со всевозможными мультимедийными ресурсами привело меня к мысли, что использование их в полном объёме ограничено чужой логикой, оторвано от конкретного собственного видения целей и задач урока, от уровня детского коллектива. Это - одна из немаловажных причин, почему я начала создавать собственные презентации флипчарты уроков и использовать возможности интерактивной доски.
Использование интерактивного оборудования на уроках позволяет активизировать учебный процесс, сделать его более интересным, доступным, благодаря готовым электронным пособиям, позволяющим учащимся виртуально наблюдать за химическими опытами, при этом частично решается проблема дефицита химических реактивов, а также утилизации продуктов реакций[2]. Электронное пособие как инструмент нового поколения увеличивает заинтересованность детей к науке и учебе. При использовании интерактивной доски на уроках химии учитель должен быть готов к большим временным затратам на их подготовку. Но такие затраты скорее всего будут единовременны, т.к. в будущем учителю может потребоваться лишь корректировка составленных ранее уроков.
В рамках проведения диагностико – мониторинговых исследований в образовательном процессе школы выяснилось, что:
76% детей воспринимают окружающий мир преимущественно с помощью органов зрения;
24% воспринимают преимущественно с помощью органа слуха.
В свете вышесказанного, мною было разработано электронное методическое пособие по практическим работам для учащихся 8 класса, которое предназначено для учителей и учащихся гимназий, лицеев и общеобразовательных школ. Каждая практическая работа сопровождаются большим количеством анимации и видеоопытов, где учащиеся могут наглядно увидеть ход выполнения работы. Каждая тема представлена визуально и это позволит учителю и учащимся выполнять виртуальные работы с вредными веществами, что способствует здоровьесбережению участников эксперимента.
Учащиеся могут видеть различные рисунки, схемы, таблицы и рассматривать видео материалы, что обеспечивает зрительное восприятие ими учебного материала. А также ученик может самостоятельно провести виртуальные опыты и выполнить практические работы. Возможность многократного просмотра учебного материала отвечает индивидуальным особенностям. Используя пособие на уроке, учитель сможет выгодно распределить свое время. Предложенные инструкции к практическим работам 8 класса содержат цели работ, ход (план) работы, образец оформления работы (или рекомендации для отчета), а также тесты по правилам техники безопасности. Систематическое использование тестов позволяет понять учащимся, что гарантия успешной работы как на уроке химии, так и в быту – это знание и соблюдение правил безопасности.
Анализ проведения уроков с помощью пособия показал, что повышение качества знаний обучаемых произошло за счет:
•интенсивности урока;
•разнообразия форм и методов воздействия на сенсорную систему детей, это не только визуальное, но и использование дикторского текста;
•стойкого интереса учеников к компьютеру.
При проведении анкетирования учащиеся, отвечая на вопросы, отмечали, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем с обычной или с печатным раздаточным материалом. Интерактивная доска улучшает восприятие материала учащимися, что доказывают их ответы на вопрос «Что интересного на уроках химии?» (Учащиеся могли давать несколько ответов на заданные вопросы):
85% отметили использование химических экспериментов;
78% - работу с интерактивной доской;
21% - работу по составлению опорных схем;
15% указали работу с учебником и дополнительной литературой.
Интерактивная доска, как инновационное решение обновления материальных ресурсов, особенно химических реактивов, актуальна на уроках химии. Ее использование обеспечивает наибольшую безопасность учебно-воспитательного процесса, способствует повышению интереса к предмету, увеличивает вариативность поиска информации. Основная цель использования методического пособия «Практические работы во флипчартах. 8 класс», как и информационных технологий в целом, – достижение нового качества образования, обеспечение методической поддержки учебного процесса с помощью современных, преимущественно интерактивных средств и форм обучения, а также повышение учебной самостоятельности и творческой активности школьников на уроках и дома. А новое качество образования определяется результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося. В свою очередь под результативностью понимается успешность выпускника образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в стране. [3] Для этого недостаточно владеть определённой суммой знаний, умений, навыков (стандарт). Требуется владение основными способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с ЗУНами составляет компетентность выпускника. Для достижения такого качества образовательных услуг необходимо использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение.

Использованная литература:
1. Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии. Москва,ООО «5 за знания», 2006.
2. Толмачева Т.А.и др. Методика преподавания предметов гуманитарного и физико-математического профиля с использованием мультимедийного комплекса, Москва, ГлобалБук, 2006. http://festival.1september.ru/articles/503635/ (23.04.2013).
3. Леонова О.Н. Методика использования образовательных ресурсов на электронных носителях. Химия (ИД «Первое сентября»), 2005, № 8, с.13–21 http://him.1september.ru/article.php?ID=200701906 (23.04.2013).
Категория: Химия | Добавил: Elena2555 (2015-01-16) | Автор: Данилова E
Просмотров: 536 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 1:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru