Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Урок - семинар "Решение расчетных задач"по органической химии
Урок - семинар.
Тема: «Решение расчетных задач».
Цели урока:
1. Образовательная: Расширить, углубить и систематизировать знания учащихся по решению расчетных задач следующих типов:
1) Вычисление массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции (в%) от теоретически возможного.
2) Выведение формулы веществ на основании его плотности по водороду или воздуха и массовой доли элементов.
3) Выведение формулы вещества на основании его плотности по водороду или воздуху, а также по массе и объёму, количества продуктов его сгорания.
4) Вычисление по уравнениям реакций. Если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Закрепить умения пользоваться алгоритмами.

2. Воспитательная: воспитывать добросовестное отношение к учёбе, любовь к предмету, взаимопомощь и доброжелательное отношение друг к другу, ответственность за выполненную работу.
3. Развивающая: развитие навыков и умения в решении расчетных задач, вычисление масс веществ, вычисление по уравнениям реакций, вычисление массовой доли выхода продукта реакции и массовой доли примеси, выведение молекулярной формулы вещества.
Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.
Методы обучения: 1. Словестный.
2. Наглядный.
3. Работа по карточкам.
Материально – техническое оснащение урока:
1. Алгоритмы работы по методике Ривина – Баженова.
2. Алгоритмы решения расчетных задач различных типов.
3. Набор карточек с различными типами задач.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя:
Сообщение темы урока, цели.
Сегодня мы проводим урок по теме: Решение расчетных задач.
Перед тем как вы приступите к выполнению своей работы, хочу вам ещё раз напомнить алгоритмы решения расчетных задач различных типов (см. алгоритмы задач).
1. Тип задач: « Вычисления по уравнениями реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке» Первоначально оформляете дано для задачи. Затем составляете уравнение реакции, подписываете необходимые данные. Затем рассчитываете молекулярные, молярные и массы необходимых веществ и данные тоже записываете в уравнения реакции. Следующим важным этапом в решении задачи одного типа – это определение каждое из веществ исходных взято в избытке. Для этого вы должны найти количество вещества (каждого из исходных веществ), разделив данную массу вещества в задаче на его молярную массу. И в результате, у каждого вещества количество больше, то вещество взято в избытке. Далее решаем задачу по веществу, которое взято в недостатке. То есть составляем пропорцию и находим не известное. В конце задачи обязательно записываем ответ. (Дано: m(СН3СООН)=7.5г; m(С2Н5ОН)=9,2г; m(эфира)-? Решение:

7,5г 9,2г Хг
СН3СООН+С2Н5ОН=СН3СООС2Н5+Н2О;
60г 46г 88г
ν(СН3СООН)= 7,5г/60г/моль=0,125моль; ν(С2Н5ОН)= 9,2г/46г/моль=0,2моль; 0,2˃0,125; С2Н5ОН – в избытке; Х=(7,5*88)/60=11г. Ответ: m(эфира)=11г.
2. Тип задач: « Выведение молекулярной формулы вещества на основании его плотности по водороду или воздуху и массовой доли элементов». При решении данного типа задач необходимо помнить, что молекулярная масса вещества выводится из плотности вещества по другому веществу и равна произведению относительной плотности на относительную молекулярную массу газа, по которому берется относительная плотность, в данном случае по водороду. Далее находится массы соответствующих элементов исходя из формулы.
m(Э)=(w(Э)* m(в-ва). Затем находится число атомов углерода и обязательно делается проверка, чтобы доказать, что формула вещества определена, верно.
(Дано: W(С)=82,75%; W(Н)=17.24%; Dвозд.=2. СхНу -? Решение: 1) Мr(в-ва)= Dвозд.* Мr(возд)= 2*29=58; m(С)=(58*82,75)/100=48г; m(Н)=(58*17,24)/100=10г; х:у=48/12:10/1=4:10; С4Н10; проверка: Мr(С4Н10)=48+12=58.
3. Тип задач: «Выведение формулы вещества на основании его относительной плотности по водороду или воздуху, а так же по массе, объёму или количеству вещества продуктов его сгорания». Первоначально в данном типе задач находят относительную молекулярную массу вещества. Затем исходя из относительной молекулярной массы углекислого газа и того, что в состав молекулы СО2 входит один атом углерода, находят массу элемента углерода в веществе. После этого, исходя из относительной молекулярной массы воды и того, что в состав молекулы Н2О входят два атома водорода в веществе находят массу элемента водорода в веществе. Далее на основании суммы масс элементов углерода определяют, присутствует ли в данном веществе элемент кислорода и если присутствует, то определяют его массу. И только после произведенных расчетов находят индекс атомов, углерода, водорода и кислорода. И в конце обязательно делают проверку, чтобы доказать верность формулы вещества. (Дано: m(в-ва)=13,8г; m(СО2)=26,4г; m(Н2О)=16,2г; Dвозд.=1,59. СхНу-? Решение: 1) Мr(в-ва)= Dвозд.* Мr(возд)= 1,59*29=46; Мr(СО2)=12+32=44; 44:12=26,4:Х; Х=26,4*12/44=7,2г; Мr(Н2О)=2+16=18; 18:2=16,2:У; У=2*16,2/18=1,8г; m(С)+ m(Н)=7,2+1,8=9г; m(О)=13,8-9=4,8г; х:у:z=7,2/12:1,8/1:4,4/16=2:6:1; С2Н6О; проверка: Мr(С2Н6О)=24+6+16=46.
4. Тип задач: « Вычисление массовой (объёмной) доли выхода от теоретически возможного». Для решения данного типа задач необходимо использовать формулу (массовой) нахождения массовой доли выхода: Wв= mпр./mтеор.*100%. А далее проводят обычные расчеты по уравнению реакции.
А теперь приступаем к главному этапу нашего урока: Решению расчетных задач с использованием «Алгоритма работы по методике Ривина - Баженова».
Откройте тетради, ознакомитесь с выданными вам карточками с номерами и цветными сигналами и приступайте к работе соответственно алгоритму .
АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПО МЕТОДИКЕ РИВИНА - БЕЖЕНОВА
( коллективный способ обучения)
1. Получите карточку с цветным сигналом.
2. Запишите в своей тетради цвет и номер задания.
3. Выполни оба задания самостоятельно.
4. Найди партнёра по цветному сигналу.
5. Напиши его фамилию на полях тетради с заданием, которое ты ему будешь рассказывать.
6. Положи свою карточку перед партнёром. Прочти вслух условие задачи. Расскажи решение и одновременно пиши ход решения, взяв чистый лист бумаги. Твоя тетрадь с решением закрыта.
7. Ответь на вопросы партнёра. Обсуди с ним ход решения задачи.
Выслушай его оценку.
8. Дай партнёру свою тетрадь для выставления полученной оценки.
9. Работай с партнёром по его заданию, начиная с п .5.
10. Поблагодарите друг друга за совместную работу.
11. Обменяйтесь с партнёром карточками, и работай по данному алгоритму с новым партнёром.
ЦВЕТ КАРТОЧЕК ЗЕЛЁНЫЙ.
Карточка 1.
Найдите молекулярную формулу вещества, содержащего массовую долю углерода 70% и массовую долю водорода 30%, плотность этого вещества по водороду равна - 8.
Карточка 2.
Вычислите массу этилового эфира уксусной кислоты, если для его получения взяли 44г уксусной кислоты и 52г этилового спирта.
Карточка 3.
В лаборатории из 22г крахмала получили 20г глюкозы. Определите массовую долю выхода (в процентах) глюкозы от теоретически возможного выхода.
ЦВЕТ КАРТОЧЕК МАЛИНОВЫЙ.
Карточка 1.
При сжигании вещества, массой 18г было получено углекислого газа 54г, воды 29,5г. Относительная плотность вещества по воздуху равна 1,58. Выведите молекулярную формулу вещества.
Карточка 2.
При взаимодействии 16г уксусной кислоты с 8г этилового спирта, получили этиловый эфир уксусной кислоты. Определите массу эфира.
Карточка 3.
При взаимодействии 10г карбида кальция с водой было получено 3г ацетилена. Определите массовую долю выхода (в процентах) ацетилена от теоретически возможного выхода.
ЦВЕТ КАРТОЧЕК КРАСНЫЙ.
Карточка 1.
Органическое вещество, в котором массовая доля углерода составляет 64,8%,водорода- 13,5%, кислорода -21,6%. Имеет относительную плотность паров по воздуху 2,55. Выведите молекулярную формулу вещества.
Карточка 2.
Взорвали смесь метана объёмом 4 л и кислорода объёмом 9л. Какой объём углекислого газа образуется при этом?
Карточка 3.
В лаборатории восстановлением нитробензола массой 61,5 г получили анилин массой 44г. Определите массовую долю выхода (в процентах) анилина от теоретически возможного.
ЦВЕТ КАРТОЧЕК СИНИЙ.
Карточка 1.
При сжигании вещества массой 0,48 г было получено углекислого газа 0,95 г, воды 0,54 г. Относительная плотность данного вещества по воздуху равна 1,58. Выведите формулу вещества.
Карточка 2.
При взаимодействии 64 г уксусной кислоты с 10 г этилового спирта получили этиловый эфир уксусной кислоты. Определите массу эфира.
Карточка 3.
В лаборатории при хлорировании метана массой 46 г был получен хлорметан массой 12 г. Определите массовую долю выхода (в процентах) хлорметана от теоретически возможного.
ЦВЕТ КАРТОЧЕК КОРИЧНЕВЫЙ.
Карточка 1.
Органическое вещество, в котором массовая доля углерода составляет 64,8%, водорода 13,5%, кислорода 21,6%. Имеет относительную плотность, паров по воздуху 2,55. Выведите молекулярную формулу вещества.
Карточка 2.
Какая масса углекислого газа получена при взаимодействии 66г ацетилена с 18г кислорода?
Карточка 3.
В лаборатории при взаимодействии 60г уксусной кислоты с этиловым спиртом было получено 80г эфира. СН3СООС2Н5. Вычислите массовую долю выхода этилового эфира уксусной кислоты от теоретически возможного выхода.
ЦВЕТ КАРТОЧЕК СЕРЫЙ.
Карточка 1.
При сгорании органического вещества массой 2,16 г образовался оксид углерода массой 3,96 г, вода массой 1,08. Плотность паров вещества по воздуху 2,48. Выведите молекулярную формулу вещества.
Карточка 2.
Определите массу пропилового эфира муравьиной кислоты полученного при взаимодействии 94г муравьиной кислоты с 23г пропанола.
Карточка 3.
Вычислите массовую долю выхода метилового эфира муравьиной кислоты НСООСН3. Если при взаимодействии 45 г муравьиной кислоты НСООН с метиловым спиртом СН3ОН было получено 46г эфира.

Учащиеся работают до конца урока, в конце урока сдают тетради, карточки и алгоритмы.
Учитель составляет дополнительные варианты карточек, для групп учащихся, быстро выполняющих задание.
Все варианты карточек вносятся в листок учителя включающий графы: типы задач; задания; цветовой сигнал карточек.
Оценки выставляются в экран учителя, включающий графы: Ф.И. учащихся; номер карточек (1, 2, 3…), где выставляются оценки за каждую карточку; итоговая оценка.

Источник: http://При разработки урока использовалось описание технологии по Селевко.
Категория: Химия | Добавил: Валентина369 (2015-02-15) | Автор: Китаева Валентина Александровна E
Просмотров: 1186 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 11:38 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru