Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Познакомьтесь - это химия
Урок: «Познакомьтесь, это химия!»
(для учащихся начальной школы)
Цель:
1. Заинтересовать учащихся начальной школы наукой химией.
2. Вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления.
Метод проведения: рассказ, беседа на основе демонстрационных и лабораторных опытов.
Оснащение и оборудование урока.
1. На доске запись: «Вступление в науку химию. Химия – наука о веществах и их превращениях.
2. Химический стакан с водой, стеклянная палочка и трубочка, предметное стекло, сливной стакан, спиртовка, спички, фильтровальная бумага, воронка, платочек, держалка, щипцы, штатив с пробирками, индикаторная бумага, тонкая полоска хлопчатобумажной ткани, смоченная раствором чая, питьевая сода, колба с водой.
Реактивы: растворы уксусной кислоты, соляной кислоты, силиката натрия, карбонат кальция, вода, спирт, хлорид бария, серная кислота, калий, фенолфталеин, поваренная соль.
Демонстрационные опыты.
1. «Получение газированной воды» (взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой)
2. «Несгораемый платочек» (горение платочка, смоченного водой и спиртом)
3. «Получение молока» (взаимодействие хлорида бария с серной кислотой)
4. «Газированная вода с сюрпризом» (взаимодействие воды с калием в присутствии фенолфталеина)
Лабораторный опыт. «Очистка поваренной соли»
Ход урока.
Ведущий 1. Вас сегодня пригласили в кабинет на урок удивительной науки – химии. Это очень серьёзная и умная наука. Посмотрите вокруг себя: об этом говорят стенды, таблицы, исписанные пока непонятными для вас словами и формулами. Их не надо страшиться, потому что тому, кто познает основы химии, она дает возможность получать нужные для человека вещества. Очень часто мы, говоря «химическое вещество», подразумеваем что-то нехорошее, полученное искусственно, вредное для здоровья человека. Оказывается это не совсем так. Все, что нас окружает, состоит из химических веществ, мы ими дышим, их пьем, их едим.
- Как вы думаете, химические вещества могут превращаться друг в друга? Конечно, да! Что мы вдыхаем? А выдыхаем? Значит, в нашем организме кислород превращается в углекислый газ! Это не какое-нибудь, а химическое превращение!
- Это превращение вредно или полезно для организма?
Представьте себе, что произойдет, если мы перестанем дышать. Оказывается, химические превращения могут быть полезными и даже необходимыми! Так стоит ли нам бояться химических явлений или химических веществ? Конечно, нет!
Посмотрите, в этой колбе – газ. Из него можно получить многие полезные вещества: игрушки, бензин, лекарство… А из вот этого куска угля, который человек сжигает, чтобы получить тепло, можно изготовить лекарство, краски, ручки, ткани, пластмассы. А вот из нефти человек может получить буквально все: пищу, одежду, предметы быта.
Итак, ребята, химия – наука, умеющая творить чудеса. В этом определении химии, которое по случайности не вошло в учебники, нужно твёрдо усвоить, что химия – это наука. И как всякая наука, она требует к себе самого серьёзного, самого ответственного отношения. Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом.
Вам конечно же хочется увидеть чудеса? Это возможно.
1. Возьмем пищевую соду, растворим её в небольшом количестве воды и добавим несколько капель уксусной кислоты. Что мы наблюдаем?
Сейчас нам, наверное, в первую очередь ответят девочки. Кто из вас помогает маме печь печенье, блины, оладьи? Оказывается это химическое превращение помогает тесту подниматься за счет выделяющегося газа, и оно получается мягкое и пышное.
У нас получилась газированная вода. Но вас я этой водой угощать не буду, так как пить, есть, пробовать вещества на вкус в химическом кабинете строго запрещается.

2. Посмотрите на эту бумажку. Эта бумага имеет замечательное свойство: она меняет цвет в зависимости от того вещества, с которым столкнется. Например, при соприкосновении со щелочами она становится синей, а с кислотами – красной. Какого цвета стала бумажка после соприкосновения со слюной? Синей, значит, слюна имеет щелочную реакцию. А куда попадает пища изо рта? В пищевод, затем в желудок. В этой пробирке у меня раствор вещества, которое содержится в желудочном соке. Давайте поместим в нее нашу индикаторную бумагу. Бумага окрасилась в красный цвет. Кто запомнил, при взаимодействии, с какими веществами бумага становится красной? Правильно, с кислотами. Значит, в желудочном соке есть кислота. Она называется соляной.

3. А теперь проверим, какое вещество входит в состав хлеба и картофеля. В этой пробирке у меня клейстер, приготовленный из крахмала. Я добавлю в него каплю обыкновенного йода. Что мы видим? Верно, клейстер приобрёл темно-фиолетовую окраску. Всегда, когда будут встречаться йод и крахмал мы будем видеть такой цвет. Теперь возьмем кусочек хлеба и разрезанный картофель, капнем йодом. О чём нам сигнализирует появление фиолетовой окраски? Изменение окраски это последствия произошедшей между крахмалом и йодом химической реакции. Дома вы сами можете проверить, какие продукты содержат крахмал, а какие - нет, выступив в роли исследователей.

4. Теперь представим себе, что во время пищи мы с вами испачкали одежду, например, чаем. Что мы будем делать? Правильно застираем. В рекламе по телевизору очень часто упоминаются вещества-отбеливатели. Одним из них является пероксид. Его используют и медицине, как обеззараживающее средство. Теперь возьмем кусочек ткани, смоченной чаем, и опустим в пробирку с пероксидом. Как видите ткань побелела. Произошла химическая реакция, которая помогла « вернуть вещи первоначальную белизну и чистоту» (как говорят в рекламном ролике). Такая же реакция лежит в основе процесса отбеливания волос. Во всех осветлителях волос основным отбеливающим веществом служит пероксид водорода. Таким образом, химические процессы, реакции помогают женщинам становиться более, с их точки зрения, привлекательными

5. От удивления вы, наверное, вспотели. Вам нужен платочек? Я вам могу дать несгораемый волшебный платочек. Не верите, смотрите: поджигаем, горит, но не сгорает. Разве это не волшебство?

6. Наверное, кто-то из вас любит молоко? Мы, химики, можем его получить из простой воды. (Опыт)

7. А в заключение наших чудес получим много газированной воды с сиропом и с сюрпризом. (Опыт) Возьмём воду, капнем в нее каплю бесцветного вещества (фенолфталеина) и бросим маленький твёрдый кусочек. Вот сироп и готов. Вот какие чудеса может творить химия! Но чудеса – это для непосвещенных людей. А в химии эти чудеса как называются? Конечно, химические превращения, или химические реакции. Кто же скажет о чём наука химия? ( О веществах и их превращениях) Правильно, молодцы!

Ведущий 2. Вам, конечно, очень хочется самим «похимичить». Да? Попробуем сотворить чудеса с хорошо вам знакомой поваренной солью. Случилась беда. Соль смешалась с песком и глиной, а другой нет. Что же делать?..
В очистке вам поможет химическое оборудование, оно у вас на столах. Это химический стакан, палочка для размешивания, фильтровальная бумага, воронка, держалка, стёклышко для выпаривания, спиртовка, сливной стакан.
Проверим, как вы запомнили название оборудования. Я буду называть различные предметы, а вы их должны поднять… Молодцы!
Выполнение лабораторного опыта.
Возьмите химический стакан, высыпьте в него загрязненную соль. Стеклянной палочкой помешайте полученную смесь, пока соль не растворится. Когда соль растворится, перестаньте мешать, положите палочку на стол, на своё место. Так, все растворили?
Возьмите в руки фильтр. вставьте в воронку и поставьте в стакан. Поставив стеклянную палочку в угол воронки, налейте отстоявшуюся жидкость на фильтр. Смотрите, не перелейте через край!
Обратите внимание! Через фильтр проходит вода и становится прозрачной, на фильтре остаются частички песка и глины. Где же соль? Конечно, соль в воде. Как же выделить соль из воды? Воду надо выпарить. Для этого возьмите спиртовку, поставьте ее на середину стола, снимите колпачок и зажгите. А теперь возьмите держалку, укрепите в ней стеклышко, нанесите полученный фильтрат и прогрейте все стеклышко. Только не касайтесь фитиля, стеклышко может лопнуть. Что вы наблюдаете? Пар. Это испаряется вода. А на стёклышке что? Белая чистая соль самого высшего качества.

- Вот вы и сами научились делать чудеса. Какие? ( Из загрязненной соли получать чистую).
- А как вы это делали? ( Растворяли, фильтровали, выпаривали.)
- А пригодится ли вам это в жизни? ( Да. Если будет у нас грязная соль, мы сумеем её очистить)
- Наш урок закончен. До новых встреч на уроках удивительной и умной науки химии.

Категория: Химия | Добавил: Alex (2010-03-26) | Автор: Ваховская Алла Ивановна
Просмотров: 2097 | Комментарии: 5 | Теги: химия, начальные классы | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-18, 7:06 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru