Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Урок химии по теме "Углеводороды в природе"
Закревская Ирина Владимировна
Учитель химии и биологии
С-КО, Тайыншинский р-н
КГУ «Леонидовская СШ»

Сабақ жоспары / План урока

Пән / Предмет ХИМИЯ

Сынып/Класс ДЕВЯТЫЙ Сабақ / Урок № 56 Күні / Дата

Тақырыбы / Тема: Углеводороды в природе. Природный газ, нефть. Нефтяные попутные газы. Нефтепродукты. Использование углеводородов в различных отраслях экономики и в быту. Уголь. Виды топлива. Месторождения природных источников углеводородов в Казахстане, их добыча и переработка. Экологические проблемы при добыче, переработке и применении углеводородов.

Сабақтың мақсаты / Цель урока: углубление знаний о природных источниках углеводородов, их месторождениях на территории Республики Казахстан.

Білімділік / 0бразоватепъная:\ ознакомить с переработкой природных углеводородов в Республике Казахстан; экологических проблемах, связанных с добычей и переработкой углеводородов на территории Республики.
Дамытушылық / Развивающая:развивать умения работать в микрогруппах, при изучении новой темы; умения работать с дополнительной литературой и учебной книгой; способствовать развитию ораторских способностей.

Тәрбиелік / Воспитательная: продолжить экологическое воспитание; способствовать воспитанию самостоятельности, ответственности перед группой.

Көрнекілігі / Оборудование: доска, интерактивная доска, флипчарт, компьютер;географическая карта «Полезные ископаемые РК», учебник «Экономическая и социальная география Казахстана», В.В.Усиков и другие, Алматы, «Атамұра»,2005 год,174 с.

Пәнаралық байланыс Межпредметныe связи:
География, экология
Сабақ барысы / Ход урока:

1.Ұйымдастыру кезені
Организационный момент
Приветственное слово учителя. Организация учащихся.
УЧИТЕЛЬ:
Сегодня наш урок пройдёт немного необычно. Вы заранее разделились на микрогруппы. Каждая группа получила домашнее задание: приготовить презентацию по определённой теме.
Сегодня на уроке вы-деловые люди, которые занимаются разработкой месторождений природных источников углеводородов, их переработкой, экспортом, а так же ищите наиболее актульные пути решения экологических проблем, возникающих на ваших производствах.
Задача каждой группы:
Рассказать о своей отрасли, познакомить с переработкой сырья, значении отрасли для экономики Казахстана, а так же с экологическими проблемами, которые возникают при добыче и переработке углеводородов.
Первая группа представляет ПРИРОДНЫЙ ГАЗ.
Вторая группа представляет НЕФТЬ.
Третья группа представляет УГОЛЬ.
2.Ход урока
У каждого из вас в группе будут свои специалисты: геолог, экономист, менеджер, эколог.
(Учащиеся выбирают специалистов, каждому выдаётся бейджик)
УЧИТЕЛЬ:
Сейчас каждый специалист получит задание.В течение 10 минут вы будете готовить своё выступление.
Регламент выступления всей группы 10 минут. Ваши сообщения должны быть кратким, чёткими, понятными. А что бы вам было легче ориентироваться при подготовке у каждого из вас будет алгоритм, по которому вы будете работать.
ЗАДАНИЯ СПЕЦИАЛИСТАМ:

ГЕОЛОГИ:
1.Характеристика отрасли и сырья.
2..Краткая характеристика расположения основных месторождений на территории Республики Казахстан.
3.. Показать месторождения на карте.
( работают с учебником географии стр.130-149 §12-13)

ЭКОНОМИСТЫ:
1.Запасы на территории РК.
2. Годовая добыча.
3.Значение для экономики РК.
( работают с учебником географии стр.130-149,§12-13)

МЕНЕДЖЕРЫ:
1.Переработка сырья.
2.Отрасли применения продукции
( учебник Химии стр.161- 171, §51-54)

ЭКОЛОГИ:
Представляют презентации ( домашнее задание групп)по темам:
1. «Экологические проблемы и добыча угля»
2. «Экологические проблемы при добыче природного газа»
3. «Экологические проблемы и нефтепродукты»

Примерное выступление групп:
1. Природный и попутные газы.
ГЕОЛОГ:
Газовая промышленность - молодая, в РК начала развиваться во второй половине 60-годов ХХ века С НАЧАЛОМ ОСВОЕНИЯ Мангыстауского нефтегазового месторождения.
Газ- высококалорийное, дешевое, удобное для траспортировки топливо. На территории Казахстана около ста газовых месторождений.2/5 всех ресурсов состредоточены на Карачаганак. Другие крупные местрождения- Кашаган, Имашевское, Жанажол. На юге Страны осваивается Шу-Сарысуский бассейн.
Эти месторождения связаны с попутными нефтяными газами. Месторождения природного газа сосредоточены в Западно-Казахстанской области. ( Все месторождения показываются на карте).

ЭКОНОМИСТ.
Размеры добычи газа в нашей стране превышают объёмы его потребления. На территории РК запасы природного и попутных газов составляет 3 триллиона м3 ( 10 место в мире).
Годовая добыча составляет 17 млрд м3,11 млрд м3 идёт на экспорт . Внутреннее газоснабжение развито слабо, только 9 областей получают казахстанский газ, в остальные области подаётся импортируемы газ,(импорт составляет 9 млрд м3). Для экономики Казахстана это не выгодно, поэтому необходимо создание единой газопроводной системы страны.

МЕНЕДЖЕР.
Основу природного газа составляет метан (80-97%). Природный газ используется в основном в виде топлива. Почти половина природного газа используется в быту, остальная часть используется для выработки электроэнергии, а так же в промышленности. природный и попутные нефтяные газы –ценное химическое сырье. Из газа получают сажу, водород, этилен и ацетилен, которые являются сырьём для получения этанола, уксусной кислоты, резины, медикаментов и много другого.

ЭКОЛОГ:
При добыче и переработке природного и попутных газов возникают экологические проблемы:
1.Загрязняется атмосфера.
2. Происходит выброс угарного газа, летучих углеводородов.
3.Загазованность атмосферы сопровождается парниковым эффектом, образование озоновых «дыр», смога над промышленными городами, выпадением «кислотных дождей».
(выступление сопровождается показом слайдов).

2. Нефть.
ГЕОЛОГИ:
.Важнейшее стратегическое сырьё. Нефтяная промышленность занимает ведущее место среди топливной промышленности.Нефтяная промышленность в Казахстане зародилась в конце ХІХ ВЕКА. Промышленную добычу начали в 1911 году на месторождении Доссор в Урало-Эмбенском нефтегазоносном бассейне. В середине 1960-х годов был открыт второй бассейн –Мангыстауский.К концу 1907-х годов были разведаны все неглубокие нефтяные месторождения.А также были разработаны нефтяные гиганты- Тенгиз и Карачаганак. В начале 1980-х гг. появился третий нефтегазоносный бассейн-Южно-Торгайский. А в начале 1990-х гг. Компания «КазахстанКаспийшельф» обнаружила на шельфе Каспийского моря гигантское месторождение нефти –Кашаган. Это месторождение занимает третье место в мире по запасам нефти.

ЭКОНОМИСТ:
По запасам нефти Казахстан занимает 12 место в мире (4 млрд. тонн)
Годовая добыча составляет 51 млн. тонн в год, из них 50 млн. тонн экспортируется, что выгодно для экономики Казахстана. 4млн. тон импортируется. В итоге в Казахстане перерабатывается в год 5 млн. тонн нефти..

МЕНЕДЖЕР:
Состав нефти разных месторождений различен. В эмбинской нефти мало серы, парафинов и других примесей, поэтому её используют для получения высококачественного бензина. В составе мангыстауской нефти много высокомолекулярных углеводородов, поэтому её сложнее экспортировать по трубопроводам. Нефть маслянистая от светло-бурого до чёрного цвета жидкость.
Так как нефть –смесь различных углеводородов её используют для получения различных веществ путём перегонки. Перегонка- разделение смеси веществ на фракции путём нагревания до определённой температуры. Перегонку нефти осуществляют в ректификационной колонне. Углеводороды с большой молярной массой подвергают крекингу- расщеплению на молекулы с небольшой молярной массой. Путём переработки нефти получают автомобильное топливо, смазочные масла, гудрон, а так же получают вещества, необходимые для получения синтетического каучука, волокон, СМС, удобрения, красители и многое другое.

ЭКОЛОГ:
При добыче и транспортировке нефти возникают экологические проблемы, которые очень трудно устранить. Так как нефтяные скважины в основном находятся в Каспийском море, в Казахстане стоит проблема очистки Каспийского моря. Нефтяные пятна, растекаясь по поверхности, нарушают круговорот кислорода в Каспийском море. Эта проблема может привести к исчезновению многих водных обитателей. Переработка нефти также является причиной загрязнения атмосферы, так как происходит утечка газообразных веществ.

3. Уголь.
ГЕОЛОГ:
Угольная промышленность в Казахстане возникла в середине ХІХ века. Сначала уголь начали добывать в Караганде, затем в Экибастузе и на востоке Казахстана. В 1930-хгг. Карагандинский угольный бассейн занимал третье место в СССР. В середине 1950-хгг. Началась разработка Экибастузского угольного бассейна. В 1980-х гг. началась разработка месторождений угля Майкубен, Шубарколь, Борлы, а после закрытия Семипалатинского полигона- в Каражыре.
Всего на территории Казахстана эксплуатируется 15 угольных месторождений и бассейнов.

ЭКОНОМИСТЫ:
На территории Казахстана добывают каменный и бурый уголь. По запасам угля Казахстан занимает 9 место в мире (34 млрд. тонн). Годовая добыча бурого угля составляет 4 млн. тонн, каменного угля- 81 млн. тонн в год. Роль угольных бассейнов в экономике Казахстана различна. Это зависит от качества угля, условий залегания, запасов, возможности транспортировки.
Карагандинский бассейн имеет выгодное центральное положение, большие запасы высококалорийного, низкозольного, коксующего угля. Его используют как энергетический и для получения кокса.
Экибастузский бассейн связан железными дорогами со всеми районами страны. Качество экибастузского угля низкое, поэтому его используют только как энергетический.
Майкубенский бассейн бурого угля, находится южнее Экибастуза. Этот уголь малозольный, легко обогащается, содержит мало серы, долго хранится. Его используют в коммунально-бытовом хозяйстве как топливо. Добыча угля в этом бассейне ведётся открытым способом, что выгодно для экономики страны.

МЕНЕДЖЕРЫ:
Уголь- природный источник углеводородов растительного происхождения. В Казахстане уголь используется в основном как топливо. Из угля получают кокс, необходимый в металлургии. Каменноугольная смола используется как сырьё для получения аммиака, удобрений, бензола, фенола, красителей, пластмасс и много другого.

ЭКОЛОГИ:
Добыча угля и его переработка также являются источником загрязнения окружающей среды. При добыче угля шахтным способом стоит не только вопрос о загрязнении природы, но и проблема здоровья шахтёров, так опасность для жизни представляет не только угольная пыль, но и метан, который накапливается в шахтах. При добыче угля открытым способом, угольная пыль попадает в атмосферу, оседает на растениях, попадает в почву. Поэтому при добыче и переработке угля следует соблюдать технологию производства, внедрять безотходное производство, устанавливать воздушные, при необходимости водяные фильтры.

Итог урока:
УЧИТЕЛЬ:
Мы заслушали выступление всех групп.
У вас на столах лежат листочки с вопросами. Я предлагаю вам ответить на данные вопросы, что бы вы ещё раз вспомнили, о чём говорили вы сегодня на уроке.
1.Природные источники углеводородов…( газ, нефть, уголь)
2.Виды топлива…( газообразное, жидкое, твёрдое)
3.Самое крупное месторождение нефти в Республике Казахстан…( Кашаган)
4.Термическое разложение нефти на фракции…( перегонка)
5.Химическое сырьё, получаемое из угля…(кокс)
6.Пути защиты окружающей среды от загрязнения…( соблюдение технологии переработки сырья, установка очистительных фильтров, использование альтернативных источников энергии (воды, ветра, атома, Солнца).
УЧИТЕЛЬ:
Спасибо за урок.

|6. Үйге тапсырма беру
Задание на дом:
Составить тест (10 вопросов) по теме «Природные источники углеводородов» §51-54
Категория: Химия | Добавил: zakrevskayairina71 (2015-12-14) | Автор: Закревская Ирина Владимировна E
Просмотров: 235 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 9:26 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru