Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Классификация кислот. Физические и химические свойства. Способы получения.
ГУ «СОШ № 11», г.Семей, ВКО
Корчагина Наталия Николаевна, учитель химии
Разработка урока химии, 8 класс

Тема: Классификация кислот. Физические и химические свойства. Способы получения.

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о кислотах, их свойствах, способах получения.
Задачи:
учебная:
- рассмотреть классификацию кислот, физические и химические
свойства кислот, способы получения, значение кислот;
продолжить формирование умения проводить химический
эксперимент, составлять уравнения химических реакций.
воспитательная:
- способствовать воспитанию умения работать в коллективе,
доброго отношения друг к другу, воспитанию аккуратности
при проведении химического эксперимента и соблюдению
правил техники безопасности;
развивающая:
- способствовать развитию умения наблюдать за ходом опыта,
анализировать, сравнивать, делать выводы, содействовать
развитию навыков исследовательской работы, творчества,
развивать внимание, мышление при выполнении учебной работы.

Тип урока: обобщение и повторение раннее приобретенных знаний, умений,
навыков.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, 25 тестеров Activvote, портативный компьютер Nova 5000, датчик кислотности, флипчарты, видеоролик «Получение хлороводородной кислоты», сигнальные карточки «Формулы кислот», оборудование и реактивы для демонстрационного опыта «Горение фосфора в кислороде», раздаточный материал для лабораторного опыта «Получение кремневой кислоты».
Использованная литература:
1. Жексембина К.М. Химия: методическое руководство 8 класс, с.100
2. Нурахметов Н.Н. и др. Химия 8 класс: учебник
3. Маркина И.В. современный урок химии, с.122
4. Химия в Казахстанской школе, 2006, №1 с.12,15, №5 с.12, №6 с.14.

Ход урока:

Класс заранее разделен на 5 групп.
- Здравствуйте ребята!
Сегодня наш урок мы начнем с загадки:

Она коварна и своенравна,
Соду заставит шипеть,
Индикатор с ней будет краснеть,
Из металлов к ней равнодушна, бывает лишь медь,
А цинк и железо она растворит,
Только щелочь ее укротит.
Она едка и кисла,
Названье ей … (кислота)

- Что же такое кислота?
(Кислота это сложное вещество, состоящее из атомов водорода, способных замещаться на атомы металлы и кислотного остатка).
- Кислоты мы уже с вами проходили, попробуйте сформулировать цель урока.
(учащиеся называют цель урока).

- Запишите тему урока «классификация кислот. Физические и химические свойства. Способы получения кислот».
- Давайте вспомним, о каких свойствах кислот шла речь в загадке и составим кластер.
(учащиеся называют свойства кислот, на интерактивной доске составляется кластер)
Флипчарт№1

КИСЛОТА

- В конце урока мы вернемся к кластеру и дополним его.

Итак, начнем с классификации кислот.
- Давайте вспомним, по каким признакам классифицируют кислоты? Как кислоты классифицируют по этим признакам?
По наличию атомов кислорода кислоты делят на бескислородные и кислородсодержащие, по количеству атомов водорода кислоты делят на одноосновные, двухосновные и трехосновные
(учащиеся отвечают на вопрос, на доске составляется схема)

Флипчарт№2
КИСЛОТЫ

БЕСКИСЛОРОДНЫЕ КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ

ОДНООСНОВНЫЕ ОДНООСНОВНЫЕ
ДВУХОСНОВНЫЕ ДВУХОСНОВНЫЕ
ТРЕХОСНОВНЫЕ

Итак, кислоты классифицируют на бескислородные и кислородсодержащие и также на одноосновные, двухосновные и трехосновные.
Задание 1. Классифицировать предложенные формулы кислот, согласно данной схемы.
(индивидуально у доски выполняет один учащийся)

Задание 2. Прочитать формулу кислоты и назвать кислоту.
(фронтальная работа с сигнальными карточками «Формулы кислот»).

Задание 3. Соотнести названия кислот и их солей, записать формулы

Флипчарт№3
_____серная кислота фосфат кальция_____
_____кремневая кислота сульфат натрия_____
_____йодоводородная кислота нитрат серебра_____
_____ортофосфорная кислота силикат калия_____
_____азотная кислота йодид натрия______
(выполняют 2 учащихся на доске)

- При работе с кислотами, мы должны соблюдать правила техники безопасности, давайте повторим эти правила.
(учащиеся называют правила техники безопасности при работе с кислотами).

-А сейчас обратимся к нашей лаборатории. На прошлом уроке вы разделились на группы, и каждая группа получила задание исследовать свойства кислот в домашних условиях и на занятии кружка. Результаты работы вам было предложено оформить в виде проектов. Во время презентаций проектов, вам предлагается заполнить схему «Свойства кислот» и составить уравнения реакций.

Флипчарт№4
КИСЛОТА

+ _________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Спикеры групп выступают с презентацией проекта (опережающее домашнее задание).
Группа 1 (слайдовая презентация).
Тема: «Взаимодействие кислот с различными металлами».
Цель: Экспериментально установить: 1)взаимодействуют ли кислоты с металлами. 2)все ли металлы взаимодействуют одинаково с кислотами.

Группа 2 (слайдовая презентация).
Тема: «Взаимодействие кислот с оксидами металлов».
Цель: Очистить старые монеты от темного налета оксида меди.

Группа 3 (работа с датчиком кислотности, подсоединенным к портативному компьютеру Nova 5000, программа MultiLab ).
Тема: «Определение кислотности напитков».
Цель: Исследовать кислотность популярных напитков.

Группа 4 (видеоролик).
Тема: «Взаимодействие кислот с основаниями».
Цель: Экспериментально доказать, что кислоты реагируют со щелочами и нерастворимыми основаниями.

Группа 5 (демонстрационный опыт).
Тема: «Взаимодействие кислот с солями».
Цель: Экспериментально установить: 1)взаимодействие кислот с солями,
2) одинаково ли взаимодействуют кислоты с различными солями.

Итак, мы заслушали презентации групп, а сейчас проверим, как вы заполнили схему и составили уравнения реакций.
(4 учащихся работают у доски)

Итак, кислоты взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями, изменяют цвет индикаторов.

Есть одна интересная история, как были обнаружены индикаторы.
(Выступление учащегося с сообщением, демонстрация действия кислоты на цветок фиалки)
-Однажды английский ученый химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовый лепесток фиалки. Спустя некоторое время лепестки стали ярко красными. Это удивило Р.Бойля, и он провел серию опытов с разными кислотами и цветками. Оказалось, что цветки некоторых растений под действием кислот изменяли свою окраску. Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. в растворе кислот он становился красным. Такие вещества он назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели».

- Свойства кислот мы повторили, а вот как же кислоты получают?
- Посмотрите на формулу соляной кислоты HCl и теоретически предположите получение этой кислоты.
(учащиеся отвечают на проблемный вопрос).
- В качестве доказательства вашего предположения, мы посмотрим видеофрагмент «Получение хлороводородной кислоты»
(демонстрация видеоролика)
- Итак, бескислородную кислоту можно получить из водорода и неметалла, а как можно получить кислородсодержащую кислоту? Внимательно наблюдайте за ходом демонстрационного опыта и составьте цепочку происходящих превращений.
Демонстрационный опыт «Горение фосфора и получение ортофосфорной кислоты»
- Итак, кислородсодержащую кислоту можно получить, растворив кислотный оксид в воде. А какую кислоту мы не можем получить таким способом, почему?
Кремневую кислоту нельзя получить из ее оксида, так как оксид кремния это нерастворимое в воде вещество.
- Как же получить кремневую кислоту в лаборатории?
- С помощью учебника найдите нужный способ для получения кремневой кислоты и используя реактивы получите эту кислоту.
(Учащиеся работают в группах, выполняют самостоятельно лабораторный опыт «Получения кремневой кислоты»).

Итак, кислоты можно получить 1) водород + неметалл, 2) кислотный оксид +вода, 3) соль + более сильная кислота
На доске заполняется схема и 3 учащихся составляют уравнения реакций.

Флипчарт№5

Способы получения кислот

водород + неметалл кислотный оксид +вода соль + более сильная кислота

Уравнения реакций
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Какое же значение имеют кислоты в жизни человека?
Выступление учащегося с рефератом «Значение кислот в жизни человека. Кислотные дожди», видеоколлаж «Цементный завод – источник загрязнения атмосферы.

Итак, мы повторили классификацию кислот, свойства и способы получения кислот. А сейчас проверим, как вы усвоили эти понятия. Вам предлагается ответить на вопросы теста с помощью тестеров.
(Учащиеся отвечают на вопросы теста с помощью тестеров Activvote, тесты записаны во флипчарт с помощью программы «Мастер вопросов)
После окончания теста результат выводится на доску в виде общей диаграммы и таблицы индивидуальных результатов.

Итак, давайте вернемся к кластеру и дополним его
(учащиеся называют свойства кислот и способы получения, и записывают в кластер)

Домашнее задание §47, упражнение 7 (домашнее задание выходит с помощью инструмента «телеграфная лента» на доску).

Категория: Химия | Добавил: nata1974 (2010-11-16) | Автор: Корчагина Наталия Николаевна E
Просмотров: 5687 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 8:33 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru