Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ КАЗИНО»

Ф.Ситдикова, классный руководитель  5 класса МОУ СОШ д. Нуркеево униципального района Туймазинский  район Республики Башкортостан

 

       Добрый день, мои дорогие умники и умницы! Добрый вечер, уважаемые родители! Я  приветствую вас в нашем интеллектуальном казино «Эрудит»

В цепи человек стал последним звеном,

И лучшее все воплощается в нем.

 Как тополь, вознесся он гордой главой,

 Умом одаренный и речью благой,

 Вместилище духа и разума он —

 Весь мир бессловесных ему подчинен.

      Пусть эти слова знаменитого Фирдоуси станут эпиграфом на­шей сегодняшней встречи, а девизом — вольные  интерпретации рус­ской поговорки:  «Плох тот пятиклассник, который не мечтает стать выпускником» и «Плох тот хорошист, который не мечтает стать от­личником»! Очень приятно, что среди нас сегодня присутствует гордость нашего класса и школы — отличница учебы Мухамеева Резеда. Поприветствуем ее, друзья! Тебе, Резеда, посвящается песня «Гимн отличнику» в исполнении наших лучших певцов  (на музыку песни «Надежда»).

 Под аккомпанемент исполняется песня

Не любить отличников нельзя —

Нам они, признаться, симпатичны —

Верные, надежные друзья

Те, кто носит звание «отличник».

Кто отлично учится всегда,

Кто помочь товарищам умеет,

Кто с заданьем справится всегда

И сомненья наши все рассеет...

            Припев.  Отличник — надежда моя,

                            Мы можем тобою гордиться.

                            Отличник, мы любим тебя,

                            Но можем с тобою сразиться...

    

       Спасибо, ребята! Займите, пожалуйста, свои места. А теперь начинаем нашу игру. Наше интеллектуальное казино — это то самое место, где каждый, кто честен и смел, может заработать день­ги своим собственным умом. Только, чур, — деньги у нас особен­ные! Это банкноты достоинством в «один ум»... Помните? Как го­ворится: один ум хорошо, а два лучше... А их у вас, дорогие игро­ки, «умов» — сегодня будет ровно по пять у каждого. Причем в течение игры вы сможете как увеличить свое умственное состоя­ние, так и стать банкротом, потеряв все свои «денежки». В игре вас ждут 18 вопросов из тонких наук: литературы, математики, исто­рии, географии, языкознания...

      Я называю область знания и вопрос, а вы, если решитесь отве­чать, должны будете сделать ставку в «один ум». В случае удачи ваша ставка удваивается, вы зарабатываете еще «один ум». Если же вы ошибетесь — и тогда не отчаивайтесь — ваши «умы» попол­нят кассу нашего казино. Как видите, условия игры просты: я задаю вопрос и даю 3 варианта ответов. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять табличку с соответствующей цифрой: 1, 2 или 3. Но давайте договоримся — отвечать на вопрос имеет право только тот, кто сделает ставку. Остальные — молчок!  У каждого из вас на столах лежат  разноцветные сигнальные листы. У того игрока, кто не делает ставку, он на время изымается. 

      Прорепетируем? Вот вопрос из области математики. Кто не бо­ится? Делаем ставку, дамы и господа! Тот, кто хочет заработать, отдает моему помощнику один «ум», воздержавшиеся – свой сигнальный листок.

Ставки сделаны!  Итак, вопрос. Что тяжелее  килограмм  ваты или килограмм гвоздей? Варианты ответов:

  1. килограмм ваты
  2. килограмм гвоздей
  3. равны  (+)

     Прошу ответить поднятием таблички.  Совершенно верно, правильный ответ под № 3. Условия игры всем понятны? Тогда начинаем.

 

• Уважаемые игроки! С термином «фразеологизмы» вы еще не знакомы, но так называемые «крылатые выражения» вы ежедневно слышите от других и употребляете в своей речи. Как вы понимаете выражение «работать спустя рукава»? (работать плохо). Что значит «кот наплакал», «водить за нос»? (мало, обманывать). Молодцы. Итак, вопрос из увлекательной области языкознания. Кто смелый? Делаем ставки (ставки собирают помощники).

Ставки сделаны!  Внимание, вопрос. Что обозначает выражение «ум за разум заходит»?

1. Человек устал и не соображает (+)

2. Много думает

3. Мечтает

 

• Следующий вопрос выявит, насколько близок вам народный образ мысли, народное остроумие. Итак, делаем ставки. Ставки сделаны!  Внима­ние, вопрос. В русской пословице говорится, что он: «...и вору даст фору». Про кого это?

1. Дурак

2. Разбойник

3. Азартный игрок (+)

 

 Один древний философ не уставал твердить:

«Все, что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды...» Толь­ко я боюсь, что выбирать ответы вам сегодня придется очень быс­тро, иначе вы можете расстаться со своим «умом», в смысле — с денежкой...

• Прошу всех сосредоточиться. Следующий вопрос более сложный, он из области математики. Кто хочет попытать счастья? Делаем ставки! Внимание, задача. Петух, стоя на одной ноге весит 5 килограммов. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги?

1. 2,5 килограмма

2. 5 килограммов   (+)

3. 10 килограммов

 

• Дорогие друзья! Каждый из нас в течение жизни играет разные роли. Вот вы, например, в школе – играете роль ученика. Дома вы сыновья, дочери, братья и сестры, в больнице вы пациенты, в магазине – покупатели, в автобусе пассажиры. У меня к вам есть вопрос, так сказать, про меня лично. Внимание, вопрос! Какую роль я исполняю сегодня в нашем интеллектуальном казино? Желающие выбрать правильный ответ делают ставки. Смелее, друзья! (собираются ставки).

Ставки сделаны!  А теперь варианты ответов:

1. Судья

2. Арбитр

3. Крупье (+)

 

• Вы, наверное, слышали, что «риск — благородное дело»? Сле­дующий вопрос литературный. Кто сделает ставку, рискует лишить­ся одного «ума», но рискует и тот, кто не сделает ставку, — он по­теряет возможность увеличить состояние. Делаем ставки! Ставки сделаны! Внимание, вопрос. Кто из русских классиков родился в 1799 г.?

1. Пушкин (+)

2. Гоголь

3. Лермонтов

 

• Знаете ли вы народные приметы насчет погоды? Например, если ласточки летают низко, значит быть дождю. Яркое свечение вокруг луны зимой, напротив, предсказывает наступление холодов. Черная кошка перебежит дорогу – жди неприятностей.  Кто пони­мает в приметах, делает ставки.

Ставки сделаны! Внимание, вопрос! Если ночью был иней, то наутро будет...

1. Снег

2. Дождь

3. Ясная погода (+)

 

• Кто из вас, о достойнейшие из достойных, в ладу с геогра­фией? Делайте ставки! Ставки сделаны! Внимание, загадка:

Иду — и он идет, стою — и он со мною. Я вверх лететь решился, — край круга отдалился. Спустился я пониже, — стал край ко мне поближе. Но все ж и не мечтай схватить тот круг за край...

1. Луч света

2. Горизонт (+)

3. Компас

 

Готовясь к сегодняшней игре, я выписала несколько мудрых выражений разных времен и народов. Китайский философ Кон­фуций как-то сказал, словно для нас с вами: «Хорошо обладать природным дарованием, но упражнения, друзья, дают нам боль­ше, чем природное дарование».

• Вопрос из области истории. Внимание: какая страна сто лет назад опережала по темпам экономического развития Японию, США и любую другую страну мира?

1. Италия

2. Германия

3. Россия (+)

 

• А этот вопрос из ботаники. Кстати, что является предметом изучения этой науки? Правильно, растения. Внимание: старинная славянская легенда. Удалого Садко полюбила водяная царица Волхова. Но од­нажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объя­тиях красивой земной девушки Любавы. Отвернулась она от Садко и пошла прочь. А из ее прекрасных синих глаз покатились слезы. И только луна была свидетелем того, как эти чистые слезы превраща­лись в цветы, унизанные жемчужинами. С тех пор его считают символом чистой и нежной любви... Что это за цветок? Кто попытается найти правильный ответ на этот вопрос? Делайте ставки!

Ставки сделаны! Внимание, слушайте варианты ответов. Слезы водяной царицы Волховы превращались в цветы под названием

1. Ландыш (+)

2. Гвоздика

3. Колокольчик

 

• Знаете ли вы историю своего родного края, села, в котором находится наша школа, историю родной школы? Желающих ответить на следующий вопрос прошу сделать ставки. Ставки сделаны! Внимание, вопрос: Сколько лет исполняется нашей школе в этом году?

1. 15 лет (+)

2. 20 лет

3. 25 лет

 

    Мне так понравились мудрые мысли, что хочется произносить их вновь и вновь. «Мудрец способен судить о поэзии и о музыке, хотя сам и не пишет стихов». Догадались, к чему это я?

 

• Следующий мой вопрос из области поэзии. Кто будет делать ставки?

Ставки сделаны! Внимание, вопрос: как звали жениха царевны из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?

1. Евсей

2. Алексей

3. Елисей (+)

 

• Искусство,  вечная тема... Знатоков живописи про­шу делать ставки. Ставки сделаны!.. Внимание, вопрос. Кто напи­сал эту знаменитую картину «Ковер-самолет»? Кисти этого мастера  принадлежат также следующие художественные полотна: «Три богатыря», «Кощей бессмертный», «Три царевны подземного царства» и многие другие. (Демонстрирую детям репродукции картин.) Предлагаю варианты ответов.

1. Шишкин

2. Васнецов (+)

3. Репин

 

• Многие наши ребята любят спорт. Значит, они с удовольстви­ем попытают счастья и на этот раз. Итак, физическая культура. Мои помощники быстро собирают ставки.

Ставки сделаны!  Внимание, вопрос. К какому виду спорта приросло название «королева спорта»?

1. Гимнастика

2. Легкая атлетика (+)

3. Борьба

 

• Знаете ли вы русские былины? Если да, то смело делайте ставки. Следующий вопрос о былинах. Уважаемые игроки, делаем ставки!

Ставки сделаны! Внимание, вопрос: с каким врагом сражался богатырь Илья Муромец?

1. Чингиз-хан

2. Змей Горыныч

3. Соловей-разбойник (+)

 

 •Однажды у Аристотеля спросили: Как преуспеть ученикам? «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади», — быстро ответил тот. И был, конечно же, прав!

Итак, смелее делай­те ставки, догоняйте первых, чтобы не оказаться в числе последних. Вопрос по географической части. Кто рискнет? Есть такие?

Ставки сделаны! Вопрос. Какие горы выше?

1. Урал   

2. Кавказ (+)

3. Алтай

 

• Конфуций в свое время сказал: «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?»

Итак, кто силен в грамматике и не боится повторения — спе­шите сделать ставки. Ставки сделаны!.. Озвучиваю вопрос. В правописании какого слова у меня допущена ошибка? (демонстрирую табличку)

1. Бассейн

2. Массажист

3. Искуссница (+)

 

• И снова математика. Кто любит точность? Делаем ставки. Внимание, задача. Через 10 лет мой брат будет втрое старше, чем я сейчас. Сколько лет мне сейчас, если мы с братом близнецы? Ва­рианты ответов:

1. 5(+)

2. 15

3. 10

 

• Уважаемые игроки! Я уверена, что ответа на последний вопрос никто из вас не знает. Он, как говорится, на засыпку. Никто вас не упрекнет, если вы воздержитесь и не будете делать ставки. Впрочем, почему бы не рискнуть? Делаем ставки!

Ставки сделаны! Внимание, обещанный во­прос на засыпку. Где покоятся останки Ильи Муромца?

1. В Муроме

2. В Киево-Печерской лавре (+)

3. Нигде

 

       Русская пословица гласит: «Учиться — всегда при­годится». А один древнейший неизвестный автор о том же писал так: «Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость!..» Но мы до седин ждать не будем и уже по прошествии первого тайма подсчитаем «умы» у каждого игрока, чтобы одного из них немного почествовать по всем правилам на­шего интеллектуального казино. Помощников попрошу помочь в подведении итогов первого тайма.

 

     Готовясь к нашей игре, я провела экспресс-опрос на темы «Кто такие пятиклассники?» и «Кто такие отличники и хорошисты?» Ответы разные: бывшие четвероклассники, полупустые сосуды, которые предстоит заполнять знаниями, будущие выпускники, счастливчики, потому что у них еще все впереди. А тех, кто учится на «4» и «5», в школе называют так: умни­ки, зубрилы, везунчики, зазнайки, терпеливые и усид­чивые, умные... Но я о наших хорошистах, да и не только о хорошистах,  хочу сказать еще и свое слово: многие из  наших пятиклассников  занимаются спортом, посещают кружки и секции, декламируют стихи, увлекаются музыкой, рисованием, поют, танцуют, вышивают. Но  о самих себе наши ребята скажут нам сами. Итак, начинаем следующий тайм игры, который называется «Минута славы». В этом тайме также можно кое-что заработать. (Дети показывают,  кто во что горазд.)

 

       Ребята, работа интеллектуального казино на этом не завершилась. Игра продолжается! 

      Следующий тайм называется «Черный ящик». Это задание рассчитано на команду.   Ровно 15 секунд вы обдумываете вопрос. Ответ записываете на листочке и поднимаете его над головой. Я показываю предмет. Если ваш ответ правильный,  члены  команды получают по одному «уму» каждый.

 

Внимание, «черный ящик»!

В нем находится предмет, с помо­щью которого можно изготовить самые замечательные вещи, а можно даже убить одного страшного персонажа русских народных сказок. (Игла.)

С помощью предмета, который лежит на дне этого ящика, герой русской сказки нашел свое счастье — мудрую и красивую жену, заколдованную злым волшебником. (Лук и стрела.)

В этом ящике есть то, что указало путь-дорожку не только Ивану-царевичу, но и одному из мифических героев Древней Гре­ции. (Клубок ниток.)

А этот предмет явился причиной того, что целое сказочное царство уснуло на несколько столетий.  (Веретено)

    Быстро летит время. Завершились 3 тайма нашей игры. Не пора ли выявить самых мудрых и наградить их? Или поиграем еще не­много?

   

   Хорошо, дорогие друзья. Быть, по-вашему. Кто мне скажет, что значит выражение «купить кота в мешке»?  Правильно: получить неизвестно что... Итак, я объявляю пер­вый и последний, таинственный аукцион нашей игры — «Кот в мешке». Распродажа с молотка начинается... Проявите же мудрость,  друзья: потратьтесь на «кота в мешке», не экономьте денежки... Рекомендую:

 

Кот № 1.

В мешке то, что есть у каждого отличника. У хорошиста же она может и не быть... Стартовая цена - всего один «ум»...

Кто хочет приобрести ценную вещь за «один ум»? Кто даст больше?

  1 — 2 — 3 — продано!

Итак, счастливчик, получайте: «кота в мешке» — это «5» по моему предмету на ближайшем уроке. Только, чур, подготовиться. Ведь я спрошу!

Кот № 2.

Обычно с первого взгляда обладателя этой вещи все принима­ют за отличника. Кто хочет ее купить? Она полезна для имиджа... Стартовая цена один «ум». Кто даст больше?

 1 — 2 — 3 — продано! (Очки.)

Кот №  3.

Сегодня ты о них мечтал. Их кто-то нынче потерял. Без них тебе не обойтись? Тогда плати и не скупись!  Итак, стартовая цена один «ум». Кто хочет потратиться на приобретение этого «кота»? 1 — 2 — 3 — продано! (5 «умов»!!!)

Кот №  4

И последний «кот»... Он, по мнению воспитателей, просто не­обходим, чтобы вдохновлять и поддерживать то, что в детях есть хорошего. Стартовая цена два «ума». Кто даст больше? 1 —2—3! Последний «кот» продан! Все! (Шоколад «Вдохновение».)

 

Теперь нам остается посчитать, у кого сколько  «умов» по итогам четырех таймов нашего интеллектуального казино и на­градить счастливчиков.

Итак, церемония награждения. Слово для подведения итогов и награждения предоставляется председателю совета дела объединения «Республика Нур»

За активное участие в сегодняшней игре каждому пятикласснику вручается документ, свидетельствующий о том, что он является  активном членом интеллектуального казино «Эрудит».

Победителю 1 тайма игры вручается Свидетельство о присвоении ему звания «Самый эрудированный пятиклассник», победителю 2 тайма – «Самый талантливый пятиклассник» и  обладателю самого большого количества «умов» по итогам 4 таймов – «Самый умный пятиклассник».

Категория: Классному руководителю | Добавил: collegy (2009-08-24)
Просмотров: 8438 | Комментарии: 4 | Теги: Фаиля Мусиевна Ситдикова | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 7:48 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru