Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

Организация сотрудничества классного руководителя с учащимися и их родителями.
Вагапова В.С. -учитель ССШ№2 гор. Актобе

Слово – дело великое. Великое потому, что
словом можно соединить людей, словом
можно и разъединить их, словом служить любви,
словом же можно служить вражде и ненависти.
Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.
Л.Н.Толстой

Одним из решающих элементов организуемого в школе воспитательного процесса является деятельность классного руководителя или классного воспитателя, осуществляющих этот процесс на уровне класса. Классное руководство как традиционное школьное явление, родившееся в ходе исторического развития отечественной школы, тоже проходит свой этап переоценки. Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.
Классный руководитель — это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности.
Классный руководитель осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием школьника, содействует созданию наиболее благоприятных условий для формирования его личности, вносит необходимые педагогические коррективы в систему его воспитания. Классный руководитель, учитывая индивидуальность своего класса, организует необходимые воспитательные воздействия и взаимодействия для создания благоприятной развивающей микросреды и благоприятного психологического климата в классе, координирует усилия всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности воспитанников.
Для того чтобы позже не разочароваться в родителях своих учеников, классный руководитель должен с первых дней работы с детским коллективом знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и давать возможность родителям стать активными участниками классных дел.
Исходя из этой цели, целесообразно считать основными функциями классного руководителя следующие:
— коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьника и их развитию, обеспечивающая его самоопределение и самореализацию;
— организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей, учащихся в общественно-ценностные отношения;
— создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
Для того чтобы снять тревогу и напряжение родителей в ожидании перехода ребенка на старшую ступень обучения, классный руководитель должен уделить большое внимание уже в начальной школе знакомству родителей класса с администрацией школы и педагогическим коллективом. Не менее важным является такой подход и в работе самого педагогического коллектива.
Видеть родителей будущих учеников, знать их отношение к школе и учебно-воспитательному процессу – это реальная возможность предотвращения проблем в обучении и воспитании, которые могут встретиться на средней и старшей ступени обучения учащихся. Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Одним из важнейших направлений в работе классного руководителя младших школьников является диагностика. Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть предварительной, оперативной и итоговой в зависимости от тех ситуаций, которые требуют ее применения. Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.
Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:
- родительских собраний;
- тематических и индивидуальных консультаций;
- внеклассных мероприятий;
- организации поездок и экскурсий.
Оперативная диагностика необходима в конфликтных ситуациях между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у учащихся друг с другом, а также у родителей и учеников.
Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года; по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах. Итоговая диагностика дает возможность дальнейшего совершенствования работы с семьей и учащимися.
Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.
Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица" классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.
Совместно с педагогом - психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциум. Классный руководитель координирует связь педагога - психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога – психолога, классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.
Одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьей, в которой растет, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы
Цели совместной работы с родителями.
• Содействие формированию и самоопределению личности ребёнка, создание условий для её самореализации
• Формирование человека-гражданина интегрированного в современное общество, нацеленного на совершенствование этого общества
• Формирование основ нравственной, правовой, социальной, экологической культуры
• Содействие реализации права ребёнка на свободный выбор взглядов и убеждений, ориентация на гуманистические и демократические ценности, уважение к правам и свободам человека.
Взаимоотношения классного руководителя и родителей основаны на том, что:
• Родители и учитель – союзники
• Общение на основе доверия, взаимопонимания, уважения
• Родители не просто в курсе наших дел, но и активные помощники
• Родители желанные «гости-хозяева» в школе
• Двойка повод не к скандалу и жёсткому наказанию ребёнка, а к совместному размышлению, к усиленному труду по решению возникшей проблемы
• Проблемы ребенка решать в индивидуальных беседах, обсуждать вопросы коррекции успеваемости, поведения
Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьей учащихся является коррекционная работа.
Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.
Коррекционная работа предполагает организацию мероприятий в классе по профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания). Чтобы такая работа в классе была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей. А это возможно лишь в том случае, если классный руководитель будет серьезно и настойчиво готовить родителей к осознанию значимости проблем, существующих в обществе и прогнозированию в воспитании собственных детей.
Индивидуальная коррекционная работа классного руководителя должна быть направлена на работу с семьей, в которой растут одаренные дети. Ни для кого не секрет, что иногда положение такого ребенка в обычном классе бывает очень трудной.
Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребенка с одной стороны, а с другой стороны – сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в коллективе.
В коррекции классного руководителя в не меньшей степени нуждаются и неблагополучные семьи. Классный руководитель с первого дня работы с классом должен знать, что собой представляют семьи его учеников и сразу же дать понять родителям, не обеспечивающим надлежащего внимания собственным детям, что спокойной и безмятежной жизни у них не будет.
На мой взгляд, в индивидуальной коррекционной работе нуждаются и семьи, где ребенка воспитывают один из супругов или бабушка с дедушкой. Такие семьи нуждаются в повышенном внимании со стороны школьной администрации и социально-психологической службы, а также в оперативной помощи различных специалистов и служб: юристов, врачей, психологов, правоохранительных органов. Зачастую в таких семьях стараются лишний раз не обращаться за помощью, а когда это происходит, проблема решается очень непросто.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут быть примерно такими:
• Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, - создайте необходимые условия для общения с вами.
• Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время.
• Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
• Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
• То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
• Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители еще с кем-то, родителей необходимо поставить в известность. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее.
• Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
• Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
• Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.

Категория: Классному руководителю | Добавил: ДЖИЛ (2010-01-27) | Автор: Вагапова Венера Сабировна E
Просмотров: 7804 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 9:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru