Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

Организация профилактической работы с учащимися
[b][b]Теоретические основы педагогической профилактики злоупотребления психоактивными веществами[/b][/b]

Согласно концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде активные профилактические мероприятия должны опираться, прежде всего, на методологию формирования у детей и молодежи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению их в наркогенную ситуацию и формирование у детей и молодежи умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и асоциальную деятельность. Русская народная мудрость гласит: «Учись доброму, так худое и на ум не пойдет».
Целями первичной профилактической деятельности в образователь­ной среде являются:
изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детской и молодежной среде;
сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием нарко­тических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилакти­ческой работы, осуществляемой сотрудниками образователь­ных учреждений.
Таким образом, в качестве стратегического приоритета первичной профилактики следует рассматривать создание системы пози­тивной профилактики, которая ориентируется не на патоло­гию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья – освоение и рас­крытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в реализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель первичной профилактики состоит в воспитании пси­хически здорового человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологически­ми затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающе­гося в приеме психоактивных веществ.

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на
формирование личностных ресурсов, обеспечивающих раз­витие у детей и молодежи социально-нормативного жизнен­ного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоак­тивных веществ;
формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков успешного и ответ­ственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечиваю­щих прекращение приема наркотиков ребенком, начавшему их употреблять;
внедрение в образовательной среде инновационных педа­гогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, направленной на работу с микросоциальным окружением ребенка «группы риска наркотизации» и ребенка, страдающего нарко­манией.
В ряду основных задач активной профилактики употребления ПАВ в образовательной среде хотелось бы выделить:
вовлечение в профилактическую антинаркотическую дея­тельность всех без исключения учреждений системы образова­ния;
улучшение качества образования за счет повышения уров­ня здоровья и изменения ценностной ориентации учащихся;
улучшение качества воспитания и формирования у детей и молодежи антинаркотических установок;
возвращение в образовательные учреждения детей и моло­дежи, прошедших лечение и реабилитацию в связи с наркозависимостью и осуществление профилактической работы с ними по предотвращению срывов и рецидивов заболевания;
создание в образовательных учреждениях атмосферы нега­тивного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики, с привлечением к этой работе нравственно устой­чивых учащихся;
создание системы раннего выявления и контроля лиц, при­общенных к употреблению наркотиков и наркозависимых на уровне школы, семьи и мест досуга (секции, кружки и пр.);
реализацию этапов профилактической деятельности: созда­ние организационных структур; подготовка (кадров, норма­тивно-правовой базы, дифференцированных программ профи­лактики, программ научных исследований); взаимодействие с различными государственными, общественными, частными учреждениями и организациями, а также со средствами массо­вой информации.

Для определения своей роли в профилактической работе учителю необходимо учитывать организационные принципы профилактики, определенные в КАПР:
1 принцип – принцип комплексности – подразумевает согласованное взаимодействие:
на межведомственном уровне органов и учреждений, отвечающих за реализацию различных аспектов государственной системы профилактики наркомании в рам­ках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительные органы и др.);
на профессиональном уровне – специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактики (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные и медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги и социальные работники детства, работники ко­миссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразде­лений по делам несовершеннолетних);
в системе образования – органов управления образованием, а также образовательных учрежде­ний, отвечающих за взаимодействие и координацию различных профилактичес­ких мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилак­тики.
2 принцип – принцип дифференцированности – профилактических подходов: по возрасту, по степени вовлеченности в наркогенную ситуацию (здо­ровые, «потребители», больные), по степени наличия факторов риска развития наркозависимости.
3 принцип - аксиологичность (ценностная ориентация) – предполагает формирование у детей и молодежи мировоззренче­ских представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, за­конопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., ко­торые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечело­веческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-эти­ческих барьеров потребления психоактивных веществ, а в случае заболевания служит основанием для социальной реадаптации и реабилитации.
4 принцип – принцип многоаспектности – включает в себя сочетание различных направлений целевой профилактической деятельнос­ти:
социальный аспект – ориентированность на формирование позитивных мо­ральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных ве­ществ, в том числе наркотиков, меняющих психическое состояние; помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, решение проблемы занятости и т.д. Цель – формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.
психологический аспект – направленность на коррекцию определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления наркотических и психотропных веществ: создание благоприятного доверительного климата в коллективе, формирование адекватной самооценки, навы­ков успешности, коррекционная работа с чувством вины, страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности, формирование навыков принятия решений, умения сказать "нет", постоять за себя, формирование стрессоустойчивых личностных установок, ответственности за себя, свои действия и свой выбор, способности сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения нар­котиков; психологическая адаптация подростков «группы риска», работа с планом личного выздоровления.
образовательный аспект – формирование системы представлений и зна­ний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-эти­ческих последствиях злоупотребления психоактивными веществами.
Педагогическая профилактика предполагает решение двух групп задач:
1. Реализация общих задач направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение социально ценных поведенческих норм, коммуникативных навыков, обеспечивающих ребенку эффективную социальную адаптацию; развитие умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий. Важнейшим условием педагогической профилактики наркотизма является формирование представления о здоровье как главной человеческой ценности, осознание личной значимости здоровья, необходимости заботиться и укреплять его. В результате решения этих задач формируются неспецифические знания о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе. Цель данной работы – развитие самосознания.
2. Реализация специфических задач связана с формированием у детей представления о негативном воздействии одурманивания на физическое здоровье человека и его социальное благополучие, готовности отказаться от любых форм использования одурманивающих веществ; с развитием отрицательных оценок в отношении различных аспектов наркотизма; освоением приемов поведения, позволяющих избежать наркотизации. В результате решения этих задач формируются специфические знания о пагубном действии наркотических и психотропных веществ на организм. Цель данной работы – научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении наркотических и психотропных веществ.

Педагогическая профилактика рассматривается как особый способ организации социальной среды ребенка, обеспечивающий его антинаркогенную безопасность. Сле­довательно, педагогическая профилактика должна быть связана и с про­цессом самовоспитания – осознанной и самостоятельной деятельности человека по совершенствованию своей личности. Таким образом, педа­гогическая профилактика предполагает взаимосвязь трех основных пе­дагогических процессов – социализации, самовоспитания и специально организованного педагогического воздействия на личность ребенка – антинаркогенного воспитания.
Под антинаркогенным (антинаркотическим) воспитанием подразумевается процесс форми­рования у детей и подростков особой личностной структуры – анти­наркогенной направленности, предотвращающей обращение к одурма­ниванию как способу достижения субъективно положительного внутрен­него состояния и обеспечивающего человеку возможность реализовать собственную потребность в получении удовольствия за счет социально ценных источников.
Основная цель профилактической работы с детьми заключается в формировании у детей и подростков антинаркогенных установок как внутриличностных регуляционных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни. Содержание антинаркогенных установок базируется на сведениях, нор­мативах, оценках, приемах поведения, непосредственно связанных с ас­пектами наркотизма: данные о негативном воздействии одурманивания на физическое, психическое здоровье человека, его социальный статус; отрицательная оценка различных форм и видов одурманивания; приемы поведения в ситуации наркогенного заражения, позволяющие избежать пробы одурманивающего вещества.
5 принцип – принцип последовательности – (этапность) предусматривает, что цели и задачи программы профилактики должны быть разделены на общие стратегические и частные. Последовательно выстроенная программа профилактической работы строится следующим образом: 1 этап – неотложные мероприятия, 2 этап – организационные мероприятия, 3 этап – полное развитие программы.
6 принцип – принцип легитимности – предусматривает необходимую правовую базу антинаркотической профилактической деятельности, к которой относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, занимающихся профилактикой в пределах своей компетенции и статуса. К правовой базе относятся также права и обязанности детей и молоде­жи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осу­ществляются активные профилактические мероприятия.
Наибольшее распространение получили следующие виды профилактических программ:
региональные и территориальные комплексные программы;
школьные комплексные программы профилактической работы;
тематические образовательные программы, направленные на снижение спроса на алкоголь и наркотики и уменьшение вреда от их употребления. Данные программы могут охватывать пять ос­новных направлений:
1) воспитательная работа – повышение культур­ного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов;
2) оздоровительное воспитание – пропаганда здорового об­раза жизни, развитие физкультурного движения, обучение ме­тодам психофизиологической саморегуляции, искоренение вредных привычек;
3) психологическое воспитание и психокоррекционная работа – развитие навыков обучения и социальной адаптации, поиск средств для решения задач взросления, регулирование стрессов, осознание положительных свойств личности и формирование жизненных целей для достижения здорового образа жизни;
4) общественные меры борьбы – привлечение общественнос­ти к социально-реабилитационной помощи;
5) правовые средства борьбы – пропаганда нормативных ак­тов, регламентирующих ответственность за наркоманию.
С психолого-педагогической точки зрения все факторы наркомании раз­деляются на факторы среды (объективные) – социально-психологические и факторы личности подростка (субъективные) – психологические. Соответ­ственно в вопросах профилактики наркотической зависимости выделяются также два основных направления:
- во-первых, работа со средой обитания подростка (выделение факто­ров риска и их нейтрализация);
- во-вторых, работа с личностью учащегося: воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социально-психологическим факторам и воздействиям.
По второму направлению профилактические программы работают на развитие личностной компетенции (реализуется посредством обучения навыкам эффективного общения, принятия решений); на выработку и развитие навыков защиты (посредством обучения умению противостоять различным факторам риска); на предупреждение возникновения проблем (реализуется посредством формирования навыков регуляции эмоций, разрешения конфликтов и т.д.).
Существуют необходимые условия для развития эффективной системы профилактической работы:
понимание значимости комплексного, интегративного подхода к решению проблемы; только совместная работа «одной команды» – психологов, социальных работников, педагогов, валеологов, медицинских работников, родителей может дать реальный результат;
формирование в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к наркотикам;
применение наиболее эффективных методов, в которых актуализирован личностный потенциал ребенка, его желание изменить ситуацию к лучшему, поддержка значимого для него окружения;
необходимость начинать работу по оказанию помощи ребенку с семьи и школы; бездействие или противоборство одной из сторон усиливает действие факторов риска;
формирование адекватных условий среды жизнедеятельности ребенка, которая смогла мы противостоять факторам риска (школьные сообщества, детские общественные организации, дома детского творчества и др.);
улучшение информационного сопровождения детей «группы риска»; специалист не должен стремиться решать проблемы, при решении которых он чувствует себя некомпетентным, но он должен обладать всей широтой информации о том, где находятся специализированные службы и центры, способные оказать помощь;
владение имеющейся нормативной правовой документацией по данной проблеме;
исследование детской субкультуры с целью поиска и разрешения проблем детей «группы риска».
Цель профилактической программы – создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков, становление активной отрицательной позиции по отношению к наркотикам у большинства учащихся. Наркотики стали настолько доступны для детско-возрастной популяции, что вошли в структуру окружающей реальности. Поэтому не менее доступной должна стать и помощь, прежде всего, в образовательных учреждениях, где дети и подростки проводят достаточно много времени, где они на виду.
Смысл профилактической деятельности современной школы – создание образовательной среды, способствующей развитию. Наркотизация же пространства школьной жизнедеятельности ребенка гарантировано разрушает все другие педагогические усилия.
Решение основного конфликта подросткового возраста во многом зависит от групповых норм его окружения, а поскольку подросток значимую долю времени реализует себя в образовательном пространстве, то и от его норм и правил. Если нормой образовательного пространства будет здоровый образ жизни, то ученик, не отторгаемый этим пространством, вероятнее всего, будет мотивирован на ведение здорового образа жизни (при наличии других благоприятных для этого условий). Как часть единого целого он может обладать его свойствами, которые в сочетании с его индивидуальностью определят степень устойчивости динамического равновесия, психического здоровья, независимости.
Свойства образовательного пространства могут способствовать как отождествлению с ним и его нормами, так и отторжению, принятию антисоциальных норм и правил. В последнем случае велика вероятность приобщения подростков к наркотикам.
Важные элементы климата школы:
Выявление потенциальных возможностей учеников.
Установка четких правил и их последовательное соблюдение.
Соблюдение дисциплины.
Сохранение высокого качества образовательного процесса.
Сохранение здания школы в хорошем состоянии.
Составление четкого режима работы.
Поддержка участия учеников и родителей в жизнедеятельности школы.
Проявление поддержки со стороны учителей.
Выражение позитивных ожиданий в отношении учеников.
Предоставление помещений для неформального общения учителей и учеников.
В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов к воспитанию и преподаванию учебных предметов. В связи с проблемой аддиктивного поведения актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни. Эта работа может быть дополнена рядом внеклассных мероприятий профилактического характера (беседы, ролевые игры, театральные постановки).
Для детей с проблемами психофизического и социального характера организуется компенсирующее обучение, в результате чего формируется целостная система оптимальных педагогических условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями состояния соматического и нервно-психического здоровья.
В школах должна создаваться атмосфера нетерпимости в отношении возможной наркотизации. В то же время подростки должны быть уверены в том, что они всегда получат необходимую консультацию, помощь в случае возникновения у них проблем, связанных с наркотизацией, алкоголизацией как со стороны преподавателей, так и со стороны медработников. В случае добровольного обращения учащихся за помощью должны строго соблюдаться принципы доверия, уважения, врачебной тайны. Эти принципы должны соблюдаться и во всех случаях необходимого обмена информацией по поводу конкретной наркологической ситуации в образовательном учреждении. Выяснение обстоятельств возможного употребления наркотических веществ, наблюдение за подозреваемыми подростками должны вестись корректно, без ненужной гласности и применения «методов воздействия», унижающих достоинство человека.
Возможны и некоторые структурные изменения в школе по развитию системы сопровождения – это метод взаимодействия специалистов и ребенка, направленный на решение сложных проблем развития: в области обучения; в области «школьной карьеры» или выбора образовательного и профессионального пути; в области социально-эмоциональных отношений; в области формирования и сохранения здорового образа жизни; в области свободного времени.
Сопровождение учеников – это процесс постоянного поиска оптимального согласования между требованиями, задачами, правилами и целями школы; возможностями и мотивацией учеников; ожиданиями учеников, родителей и руководства; навыками и возможностями администрации и учащихся. Основой служат доверие, открытость и стремление к решению проблем.
В целях повышения эффективности вся профилактическая работа обязательно нуждается в психологической и социальной разработке, научно-методической экспертизе. Информация о наркотиках и наркопреступности, поданная без учета подростковой психологии, может возбудить нездоровый интерес у слушателей и даже побудить их к употреблению наркотических средств. Поэтому при организации педагогической профилактики должны быть учтены следующие методические принципы:
комплексный характер педагогической профилактики, т.е. вопросы предупреждения использования психоактивных веществ должны рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитательного процесса;
актуальность – содержание педагогической профилактики должно отражать наиболее актуальные для данного возраста проблемы, связанные с различными аспектами наркотизма; содержание мероприятий профилактической программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных груп­пах происходят накопление знаний о наркотиках и алкоголе и формирование отношения к ним;
опережающий характер – целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно, т.е. до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду одурманивания для ребенка становится реальным; приоритетным в ее структуре является направление, связанное с предотвращением первичного обращения ребенка к одурманиванию;
конструктивно-позитивный характер, предполагающий не только запрещение тех или иных поведенческих форм, связанных с одурманиванием, но и, главным образом, развитие индивидуальных механизмов, обеспечивающих ребенку успешную социальную адаптацию – важно не только сформировать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но и показать ему, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;
при организации педагогической профилактики должен соблюдаться принцип запретной информации – полностью исключается использование сведений, способных провоцировать интерес детей к наркотизации, облегчающих возможность приобщения к одурманивающим веществам (информация о специфических свойствах различных одурманивающих веществ, способах их применения).
Таким образом, одним из главных требо­ваний организации профилактической работы выступает максимальное исключение воз­можности обратного эффекта – «повышенного интереса», т.е. со­общаемая информация не должна вызывать «поисковой ак­тивности» ребенка, желания на собственном опыте проверить до­стоверность приводимых фактов. Кроме того, отрицательная информация о воздей­ствии тех или иных наркотических ве­ществ, лекарственных препаратов не должна затрагивать возможности смертельного исхода, так как в слу­чае возникновения мыслей о само­убийстве она может спровоцировать ребенка на реальное действие. До настоящего времени акцент в профилактике делался на методе запретов и наказаний. Но эта технология не учитывала социально-психологических и возрастных особенностей подростков. Современные подходы заменяют «деструктивные методы», связанные с запугиванием, ориентируют на формирование таких установок и ориентации личности, при которых наркотики не являются ценностями.
Следует выделить особенности вторичной и третичной профилактической работы с детьми:
Коррекционная работа с детьми группы направлена на коррекцию к нивелирование личностных деструктивных качеств, способных обусловливать приобщение к одурманивающим веществам. Она предполагает помощь несовершеннолетним, испытывающим трудности социальной адаптации – развитие у них коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению, внутриличностных регуляционных механизмов, а также организацию условий для их успешной адаптации в детском коллективе. Это направление реализуется за счет работы школьной социопсихологической службы (в большей части школ сегодня есть психолог и социальный педагог).
«Группа риска» (угрожаемая в плане возможного наркогенного заражения) или «группа риска наркотизации» включает следующие категории учащихся: имеющие вредные привычки; состоящие на учете в наркодиспансере; состоящие на учете в КДН; имеющие приводы в милицию; проживающие в асоциальных семьях; часто пропускающие занятия; неуспевающие по многим предметам.
Если педагог примет решение работать с детьми «группы риска», то ему полезно помнить несколько правил:
1. Знайте, что в этой работе ваша роль меняется. На таких встречах ваша задача не в том, чтобы дать знания, а в том, чтобы занять значимое место в мире подростка. Одно из необходимых условий для этого состоит в том, что подросток тоже занимает значимое место в вашем мире.
2. Учитель – не Бог и не всезнайка. Он может чего-то не знать, не уметь, ошибаться. Это возможно, особенно, если в группе, с которой вы работаете, у подростков уже есть опыт употребления наркотиков. Признавайте свои ошибки, прислушивайтесь к мнениям участников.
3. Стремитесь к получению обратной связи от подростков. Спрашивайте, что им понравилось, что не понравилось, что было интересно, что бы они хотели обсудить в следующий раз.
4. Не бойтесь поддерживать или, наоборот, не поддерживать учащихся. Самое главное – не поддавайтесь соблазну поиграть в их «игры». Например, проверяя искренность вашего положительного отношения, подросток может признаться, что пробовал наркотик, но просит вас не сообщать об этом родителям. Соглашаясь с ним, вы сразу становитесь «своим в доску» и теряете все возможности позитивного влияния на подростка. Отказавшись от вступления в коалицию, вы, тем не менее, можете, сохранить доверительные отношения, если объяснение отказа будет аргументированным и основанным на вашей личной позиции.
5. Определяя правила работы на своих занятиях, помните, что вы должны придерживаться их так же, как и рядовой участник. Будучи в положении «на равных», вы помогаете подростку увидеть модель эффективного общения с взрослым, а это одна их ваших задач.
Основными специфическими формами реализации (использование традиционных воспитательных и психокоррекционных форм работы только усилит эффективность усилий) является:
специализированная психолого-педагогическая диагностика (выявление группы риска в плане приобщения к одурманиванию, определение основных причин, обусловливающих трудности социальной адаптации детей этой группы);
индивидуальные консультации для учащихся;
специальный психолого-педагогический контроль;
организация коррекционных тренингов, мастерских и т.п.
При подозрении на возможный риск наркотизации рекомендуется соблюдать следующие правила:
1. Предоставить подростку достаточную информацию о не­гативных последствиях потребления одурманивающих веществ. Целесооб­разно при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться убедить ребенка в целесообразности обращения за медицин­ской помощью. Указать на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в потребление психоактивных ве­ществ, сообщить, что в этом случае администрация учебного заведения бу­дет действовать в установленном для такой ситуации порядке.
2. Предложение помощи подростку должно быть корректным, и если ситу­ация позволяет, то, желательно, ненавязчивой.
3. Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка, по­скольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего.
4. Необходимой представляется информированность педагогов об учреж­дениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним и ос­новах ее организации. Особо следует знать о возможности анонимного ле­чения. Целесообразна информация о реально работающих с этой пробле­мой общественных организациях.
5. При работе с несовершеннолетним потребителем психоактивных ве­ществ надо точно знать, какова ситуация в семье подростка, могут ли родите­ли реально влиять на поведение своего ребенка, каково его микросоциаль­ное окружение по месту жительства.
6. Необходима просветительно-пропагандистская работа среди детей и подростков, введение обязательных антинаркотических программ обуче­ния, занятий и семинаров для педагогов, распространение научно-популяр­ной информации среди родителей и прочие формы противодействия моло­дежному наркотизму.
Основная цель работы с детьми и подростками, имеющими опыт использования наркогенных веществ, заключается в предотвращении дальнейшего развития наркогенного заражения. В задачи этого направления входят:
возможно более раннее выявление учащихся, использующих одурманивающие вещества;
организация в школе специального антинаркогенного контроля, исключающего как возможность использования детьми наркогенных веществ, так и приобщения к одурманиванию своих сверстников;
проведение различных тренингов, направленных на развитие у учащихся устойчивости к внешнему наркогенному давлению;
преодоление внутреннего психофизиологического дискомфорта, связанного с прекращением использования одурманивающих веществ; в случаях, когда это необходимо, – организация психологического, медицинского консультирования несовершеннолетних в подростковых наркологических службах (подростковые наркологические кабинеты, «служба доверия» и т.п.), учреждениях ППМС помощи.
Рекомендуется следующая последовательность действий педагога и администрации учебного заведения при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков:
1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам подростка.
2. При подозрении на групповое употребление наркотиков необходимо провести повторные беседы с родителями всех членов “наркоманической” группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.
3. Организовать индивидуальные встречи подростков и/или их родителей с врачом районного подросткового наркологического кабинета.
4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.
Если у вас возникли подозрения, что подросток находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, необходимо:
1. Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.
2. Немедленно поставить в известность руководителей школы.
3. Срочно вызвать медицинского работника школы.
4. В случае, когда состояние подростка может быть расценено как состояние алкогольного или наркотического опьянения, немедленно известить о случившемся родителей или опекунов подростка.
5. Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства по поводу причин и обстоятельств употребления алкоголя или наркотиков.
6. При совершении подростком хулиганских действий целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.

ГЛОССАРИЙ
Здоровье – состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию. Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия. Здоровье является личной и общественной ценностью.
Здоровый образ жизни – это активное существование личности в условиях благоприятного психофизического пространства, при этом личность не проявляет по отношению к себе и окружающему пространству агрессивности в опасных формах.
Психоактивные вещества (ПАВ) – химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние и вызывающие болезненное пристрастие. К ПАВ относятся наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотин и другие средства.
Злоупотребление психоактивными веществами – неоднократное употребление ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидация негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев ВИЧ-инфекций, гепатита и т.д.).
Первичная профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.
Превентивное обучение – сочетание овладения детьми и подростками знаниями с формированием здоровых установок и навыков ответственного поведения. Превентивное обучение предполагает формирование положительного Я ребенка, навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников и некоторых других навыков личностной и социальной компетентности.
Наркотики – психоактивные вещества, включенные в официальный список наркотических средств.
Наркомания – хроническая болезнь, которая возникает в результате злоупотребления наркотиками и характеризуется наличием у больного психической и физической зависимости от наркотиков, морально-этической деградацией, асоциальным поведением и рядом других патологических проявлений.
Интоксикация – (мед.) отравление организма образовавшимися в нем самом или поступившими извне токсическими веществами.
Абстинентное состояние (синдром отмены) – группа симптомов различного сочетания и степени тяжести, возникающих при полном прекращении приема ПАВ или снижении их дозы после неоднократного, обычно длительного, в высоких дозах употребления данного вещества.
Токсикомания – хроническая болезнь, возникающая в результате злоупотребления психоактивными веществами, не включенными в официальный список наркотических средств.
Группа риска наркотизации – группа несовершеннолетних и молодежи, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных, психологических и сомато-физических признаков, характеризующаяся большой склонностью к злоупотреблению наркотиками и иными психоактивными веществами. Группа риска наркотизации является самостоятельным объектом профилактики. К ней относятся дети и молодые люди:
·  лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства;
· экспериментировавшие с первыми пробами различных психоактивных веществ;
· имеющие проблемы в развитии и поведении, обусловленные нервно-психической неустойчивостью или сопутствующими психическими отклонениями.
Аддиктивное поведение – форма употребления ПАВ, ведущая рано или поздно к формированию зависимости, т.е. оно рассматривается как «состояние риска». Выделяются две основные формы течения аддиктивного поведения: транзиторная (заканчивающаяся отказом от злоупотребления ПАВ) и злокачественная (ведущая к формированию зависимости и развитию наркологических расстройств).
Ассертивность (уверенность) подразумевает принятие ответственности за свою жизнь, чувства и действия. Она может потребовать изменений в восприятии себя и в отношениях с другими (Сью Бишоп. Тренинг ассертивности.– С.-П.: ПИТЕР, 2001, с.10).
Мониторинг наркотической ситуации – повторяющиеся с установленной регулярностью на основе выбранной системы регистрации учет и оценка показателей развития наркотической ситуации (распространенность наркотиков и иных психоактивных веществ, частота случаев злоупотребления и состояний зависимости, вредных последствий злоупотребления психоактивными веществами, отношение отдельных лиц и групп к наркотикам и наркотической ситуации). Объектом мониторинга может быть группа несовершеннолетних, их родители, педагогические работники.
Скрининг – массовое обследование учащихся для выявления лиц, которых с большой вероятностью можно отнести к группе риска.
Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.
Мотивация – создание системы доводов, аргументов в пользу чего-либо.
Стиль жизни – совокупность образцов поведения индивида или группы, ориентированных преимущественно на повседневную жизнь.
Уровень жизни – степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей, обеспеченность населения потребительскими благами. Выражается системой количественных и качественных показателей, отражающих различные его стороны: общим объёмом потребляемых материальных благ и услуг в расчёте на душу населения, уровнем потребления продуктов питания и непродовольственных товаров.
Жизненные ценности – понятие обозначает объекты, явления, их свойства, а также абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталоны должного (честность, взаимовыгодные отношения и свободы самовыражения).
Социальная установка – ориентация индивида на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении этого объекта. Социальная установка превращается в активную деятельность под влиянием мотива. Социальная установка включает три аспекта: когнитивный – осознание объекта;  аффективный – эмоциональная оценка объекта; поведенческий – последовательное поведение по отношению к объекту.
Ценностная ориентация – особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений.

Здоровьесберегающая среда школы
Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни. По мнению профессора, доктора медицинских наук И.И. Брехмана, именно здоровье людей должно служить главной “визитной карточкой” социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают.
Комплексная программа укрепления здоровья в школе – это организованный набор актов, процедур и действий, созданный для защиты и обеспечения здоровья и благополучия учащихся и персонала. Программа эта включает в себя школьную медицинскую службу, здоровую школьную среду и образование в области здоровья.

Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей в плане гигиенического воспитания детей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому цель современной школы – обеспечение не только педагогического, но и в числе прочего и здоровьесберегающего эффекта: сохранение здоровья школьников и устойчивого уровня их работоспособности (по данным врачей гигиенистов, уровень работоспособности у больных детей в сравнении со здоровыми детьми в 1,5 раза ниже).
После капитального ремонта в школе открыт медицинский оздоровительный центр, который оборудован для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий. Основными задачами центра являются содействие коллективу в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и приобретение знаний, умений, необходимых для формирования мотивации на здоровье. В центре имеются: физиотерапевтический кабинет, оборудование для водолечения, аэрозольтерапии, и аэротерапии, массажные кабинеты, залы для занятий ЛФК и тренажерный, кабинеты для групповых и индивидуальных занятий психологов.
Школа призвана обеспечить наличие окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья учащихся. Основные направления работы в школе условно разделены на три взаимосвязанные группы.
Для учащихся
Профилактика и оздоровление
Регулярная диспансеризация.
Использование материально-технической базы школьного центра здоровья.
Общешкольная утренняя зарядка.
Физкультурная разминка во время учебного процесса (релаксация и гимнастика для глаз).
Обучение детей навыкам самоконтроля и самодиагностики.
Сбалансированное питание.
Физкультурно-оздоровительная работа.
Образовательный процесс
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий: развитие проектных технологий, разноуровневое и модульное обучение, коллективное взаимообучение и междисциплинарная интеграция.
Рациональное расписание.
Информационно-консультативная работа
Циклы лекций специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.
Дополнительные диагностические мероприятия.
Наличие информационных стендов.
Консультации врачей-специалистов и психологов.
Создание внутришкольной здоровьесберегающей среды
Самоуправление.
Проведение мониторинга.
Работа в творческих группах по пропаганде здорового образа жизни.
Для учителей и сотрудников школы
Профилактические мероприятия
Лечебная физическая культура.
Занятия в тренажерном зале.
Аэротерапия.
Психотерапевтическая программа
Психологические тренинги.
Индивидуальные консультации.
Развитие навыков восстановления благоприятного эмоционального состояния.
Консультации и рекомендации относительно работы с учащимися и родителями.
Информационно-консультативная работа
Тематические семинары и педагогические советы.
Курсы повышения квалификации.
Для родителей
Информационно-консультативная работа
Информация о результатах диспансеризации и дополнительных медицинских исследований.
Университет для родителей по вопросам здорового образа жизни.
Консультации врачей-специалистов.
Консультации и рекомендации школьной психологической службы.
Независимо от педагогических целей любой образовательный процесс не должен вредить здоровью и учитывать ресурсы здоровья каждого ребенка. Именно поэтому в обучении используются личностно-ориентированные технологии, которые обеспечивают гармоническое физическое, умственное и психологическое развитие учащихся. Практическая реализация здоровьесберегающей технологии обучения осуществляется с соблюдением следующих принципов (А.Г.Сухарев):
- учет особенностей данной возрастной группы учащихся;
- учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей (в школе создана информационная база, включающая в себя сведения о состоянии здоровья, особенностях психики и функциональном состоянии учащихся);
- структурирование урока с учетом изменений работоспособности;
- использование на уроках здоровьесберегающих действий (оптимальная плотность уроков, чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза, положительные эмоции).
Большое внимание в школе уделяется просветительской работе и пропаганде здорового образа жизни. В тибетской медицине основными причинами всех болезней человека считались невежество, понимаемое как неосведомленность в вопросах сохранения здоровья, и омраченность, понимаемая как пренебрежение к состоянию своего здоровья людей осведомленных, образованных.
Для повышения доли участия школьников в формировании своего здоровья и создания дружественной внутришкольной среды используется принцип самоуправления – организация работы штабов по различным направлениям.
Штаб “Здоровье” принимает активное участие в создании материалов для тематических информационных стендов (“Учимся здоровью”, “Профилактика заболеваний”, “Осторожно: эпидемия!”, “Профилактика токсикомании”. Приложение 1); в создании лекторских групп для “Пятиминуток здоровья” в начальной школе; в планировании и проведении межпредметной недели “Здоровый образ жизни” и всероссийского Дня здоровья (Приложение 2). Также широко используется участие обучающихся в старшей школе при проведении различных видов мониторинга (“Самооценка состояния здоровья”, “Образ жизни подростка”, “Факторы риска и отношение к ним” и другие. Приложение 3). Полученные результаты убеждают подростков в необходимости здорового образа жизни и его пропаганде. Учащиеся школы работают над внутришкольными и окружными проектами по тематике здоровьесбережения.
С апреля 2004 года в школе начала работать экспериментальная площадка “Влияние аэрофитотерапевтического модуля на состояние воздуха”. В состав модуля входят растения, которые обладают бактерицидными свойствами, оказывают эстетотерапевтическое действие на окружающих (Приложение 4). Проведенные специалистами “ВИЛАР” исследования состава воздуха в кабинетах, где установлены модули, подтвердили эффективность воздействия растений. Штаб “Здоровье” проводит разъяснительную работу по составу модуля, по уходу за рекомендованными для него растениями.
В целях охраны здоровья детей и подростков в школе организована межведомственная интеграция медицинских, педагогических, социальных работников, а также служб управы и префектуры. Только совместная работа медиков, педагогов и психологов по профилактике, укреплению здоровья учащихся и учителей, воспитанию и пропаганде здорового образа жизни позволит создать и внедрить полноценный комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников.

Актуальность проблемы по профилактике суицида
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Поэтому в образовательных учреждениях необходимо организовать профилактическую и коррекционную работу по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп, нацеленную на формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
При организации работы по профилактике суицида среди детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе лицея так и в период трудной жизненной ситуации.
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Необходимо организовать работу по направлениям: работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления; работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке; работа с неблагополучными семьями.
Образовательному учреждению необходимо выстроить целостную систему совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Ситуация проявления суицида, как одного из вариантов поведения, может возникнуть у учащихся в сложившейся для них экстремальной ситуации, поэтому профилактическая работа должна проводиться систематически.
Профилактика самоубийств (суицида) – своевременное диагностирование и соответствующее лечение, активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в депрессии, поощрение его положительной направленности с целью облегчения негативной ситуации. 
Нормативными документами по профилактике суицидальных явлений в образовательном учреждении являются  Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", письмо Министерства образования   «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков».
Для профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток целесообразно выделить следующие основные принципы деятельности:
- Формировать «ПОЗИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ» окружающего мира.
В целом продолжительность и качество жизни связаны с такими чертами человека, как оптимизм и жизнерадостность. Наполеон Хилл: " Неудачи учат нас, а не ставят перед нами заграждения... В каждом отрицательном моменте заложены семена столь же существенных
положительных моментов... Всего лишь одна, но хорошая идея, подкрепленная действием, способна обратить неудачу в успех. Ваши ошибки - это не Вы".
Принципиальный подход к «позитивному мышлению» заключается в переориентации восприятия окружающего мира, формировании оптимистичных тенденций в характере подростка.
Нужно научиться  ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ПСИХИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ подростка с деструктивного НА КОНСТРУКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Например, вместо пустых переживаний типа «Ах, ну почему она меня не любит?» или «За что мне такое несчастье?» следует переформулировать проблему в вопрос «Что я должен предпринять, для того, чтобы она меня полюбила?» или «Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?».
- Найти зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направьте туда его внимание, время и энергию.
  Рекомендуются следующие формы работы: объединения дополнительного образования разного направления, вовлечение в общественные дела, внеклассные массовые мероприятия и др.
- ФОРМИРОВАТЬ АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ личности подростка.
Ребенок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностной ориентации, что, несомненно, значимо в урегулировании конфликта. Работа с семьей важнейшая составная часть профилактики суицида.
Направления работы с родителями по профилактике суицида:
Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.
Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
Формирование у родителей потребности в самообразовании.

Приложение 1
ЧТО ТАКОЕ ВИРУСНЫЙ
ГЕПАТИТ В?
ЭТА ИНФЕКЦИЯ ВЫЗЫВАЕТ ПОРАЖЕНИЕ КЛЕТОК ПЕЧЕНИ.
ХРОНИЧЕСКИЙ ГЕПАТИТ В – ТЯЖЕЛОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ, ИСХОДОМ КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ ЦИРРОЗ И РАК ПЕЧЕНИ.
ВИРУС ОБНАРУЖИВАЕТСЯ В КРОВИ И ДРУГИХ ЖИДКОСТЯХ ОРГАНИЗМА.
ОН ВЕСЬМА УСТОЙЧИВ К КИПЯЧЕНИЮ, ВЫСУШИВАНИЮ И ПР., ПОЭТОМУ ЗАРАЗИТЬСЯ ИМ ОСОБЕННО ЛЕГКО (В 100 РАЗ, ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ВИРУСОМ ВИЧ).
ОСТРЫЙ ГЕПАТИТ В МОЖЕТ ПРОТЕКАТЬ МОЛНИЕНОСНО, И ТОГДА ОН ПРИВОДИТ К ГИБЕЛИ ПАЦИЕНТА.
ХРОНИЧЕСКИЙ ГЕПАТИТ В – ТЯЖЕЛОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ, ИСХОДОМ КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ ЦИРРОЗ И РАК ПЕЧЕНИ.
НЕРЕДКО ГЕПАТИТ В ПРОТЕКАЕТ БЕССИМПТОМНО, ТОГДА ЧЕЛОВЕК СТАНОВИТСЯ НОСИТЕЛЕМ ВИРУСА И ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ, НЕ ПОДОЗРЕВАЯ ОБ ЭТОМ.

КАК ПЕРЕДАЕТСЯ ВИРУС ГЕПАТИТА В?
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ: ЧЕРЕЗ ПОРЕЗЫ, ССАДИНЫ, ДАЖЕ МИКРОТРАВМЫ.
ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТЫ, КОТОРЫМИ ПОЛЬЗОВАЛСЯ ИНФИЦИРОВАННЫЙ – БРИТВА, РАСЧЕСКА, ЗУБНАЯ ЩЕТКА.
ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ВНУТРИВЕННЫХ НАРКОТИКОВ.
ПОЛОВЫМ ПУТЕМ. ДАЖЕ ПЕРВЫЙ ПОЦЕЛУЙ МОЖЕТ СТАТЬ ПРИЧИНОЙ ЗАБОЛЕВАНИЯ.
ПРИ ПРОКАЛЫВАНИИ УШЕЙ, НАНЕСЕНИИ ТАТУИРОВОК, ЭПИЛЯЦИИ, МАНИКЮРЕ, ПЕДИКЮРЕ.

ПОЧЕМУ ИМЕННО ПОДРОСТКУ УГРОЖАЕТ ГЕПАТИТ В?
ПОДРОСТКАМ НРАВЯТСЯ ТАТУИРОВКИ И СЕРЬГИ.
ДРУЗЬЯ ОБМЕНИВАЮТСЯ ИНОГДА РАСЧЕСТКАМИ, СЕРЕЖКАМИ, НОЖНИЦАМИ ИЛИ БРИТВАМИ.
ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ МОГУТ СОПРОВОЖДАТЬСЯ ТРАВМАМИ И ССАДИНАМИ.
ПЕРВЫЙ СЕКСУАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЗАЧАСТУЮ ПРИХОДИТСЯ ИМЕННО НА ЭТОТ ВОЗРАСТ.
ОПАСНЫЙ ВОЗРАСТ ДЛЯ НАЧАЛА ПРИЕМА НАРКОТИКОВ.

КАК РАБОТАЕТ ВАКЦИНА ПРОТИВ ГЕПАТИТА?
ВАКЦИНА ПРОИЗВОДИТСЯ ПО САМОЙ ПЕРЕДОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ. НЕ СОДЕРЖИТ КОМПОНЕНТОВ КРОВИ.
ПОЛНЫЙ КУРС ВАКЦИНАЦИИ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ПРИВИВОК, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТСЯ ПО СЛЕДУЮЩЕЙ СХЕМЕ: 0  1 МЕС.  6 МЕС.
ВАКЦИНАЦИЯ ВЫЗЫВАЕТ ВЫРАБОТКУ АНТИТЕЛ, КОТОРЫЕ ЗАЩИЩАЮТ ЧЕЛОВЕКА ПРОТИВ ВИРУСА ГЕПАТИТА В.
СОВРЕМЕННАЯ ВАКЦИНА ПРОТИВ ГЕПАТИТА В – БЕЗОПАСНЫЙ И НАДЕЖНЫЙ ПРЕПАРАТ.
ВАКЦИНА НЕ СОДЕРЖИТ ВИРУСА И НЕ МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ЗАБОЛЕВАНИЕ.

СПЕЦИАЛИСТЫ РЕКОМЕНДУЮТ:
ПОДРОСТКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИВИТЫ ПРОТИВ ГЕПАТИТА В
В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ!
Скажи нет гепатиту
Категория: Классному руководителю | Добавил: innovaciya (2015-02-05) | Автор: Нелли E
Просмотров: 2381 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 4:48 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru