Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

Разработка классного часа на тему: "Богатство: спасение или грех?"
Классный час
Богатство: спасение или грех?

Богатство перед Богом - большой грех.
Пусти душу в ад — будешь богат.
В аду не быть — богатство не нажить.
Русские пословицы

Цель: Сформировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как целеустремлённость, трудолюбие, скромность.

ВЕДУЩИЙ: В отношениях людей деньги имели далеко не последнее значение. Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги. Но в то же время деньги вызывают ожесточённую борьбу за обладание ими, причём борьбу злую и беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность и скупость, превращает накопление денег в жизненную цель.
«Богатство — спасение или грех?» - такова тема нашего классного часа, и сегодня каждый из вас попытается ответить на этот вопрос.
Русские купцы, промышленники, предприниматели успешно строили свой бизнес, основываясь на традиционной системе ценностей. И в этой системе богатство неизменно было связано с грехом. Это нашло отражение в русских народных пословицах. (прочитать пословицы).

Своё отношение к деньгам и богатству высказывали герои русской классической литературы. «Главная добродетель цивилизованного западного человека — способность приобретения капиталов А русский не только не способен приобретать капиталы, но даже и расточает их как-то зря и безобразно». Так считает герой повести Ф. М. Достоевского «Игрок», которого в Европе держит рулетка

ИГРОК: Да, деньги нам, русским, тоже нужны, а следовательно, мы очень рады и очень падки на такие способы, как например рулетка, где можно разбогатеть вдруг, в два часа, не трудясь.Это нас очень прельщает, а так как мы играем зря, без труда, то и проигрываемся!
Но, неизвестно ещё, что хуже: русское ли безобразие или немецкий способ накопления честным трудом?
Я здесь недолго, но вот что я успел подметить.
Всякая эдакая здешняя семья в полнейшем рабстве и повиновении. Все работают, как волы, и копят деньги , как жиды.
Положим, фатер скопил уже сколько-то гульденов и расчитывает на старшего сына, чтобы ему ремесло передать; для этого дочери приданного не даёт, и она остаётся в девках. Для этого же младшего сына продаёт в кабалу аль в солдаты и деньги приобщает к домашнему капиталу. Всё это делается не иначе, как от четности, от усиленной честности, до того, что и младший сын верует, что его не иначе, как от честности продали. Дальше то, что и старшему тоже не легче — женится нельзя, потому что гульденов ещё столько не скоплено. Наконец, лет через 20 , благосостояние умножилось, гульдены честно и добродетельно скоплены. Фатер благословляет сороколетнего старшего сына на брак. Старший превращается сам в добродетельного фатера, и начинается опять та же история
Нет, я так жить не хочу, я уж лучше хочу дебоширить по-русски или разживаться на рулетке... Мне деньги нужны для меня самого, а я не считаю всего себя чем-то необходимым и придаточным к капиталу.

ВЕДУЩИЙ. Разделяете ли вы точку зрения этого героя на богатство?

А кто нибудь согласен с главным героем этой повести?
И ещё один литературный герой. Это реальный персонаж, взятый из самой гущи московской жизни.

ЛИТЕРАТОР: Во втором зале этого трактира за отдельным столиком целыми днями сидел старик: нечёсанный, небритый, редко умывающийся, чуть не оборванный... К его столику подходят очень приличные, даже богатые, люди. Некоторым он предлагает сесть. Некоторые от него уходят радостные, некоторые — очень огорчённые.
А он сидит и пьёт давно остывший чай...
Это был владелец дома, купец Григорий Николаевич Карташёв. Квартира его была рядом с трактиром, в ней он жил одиноко, спал на голой лежанке. В квартире никогда не натирали полов.
Ночи он проводил в подвалах, около денег, как «скупой рыцарь». Вставал в 10 часов утра и в 11 часов шёл в трактир.
Придёт. Сядет. Закажет себе чашку чая за 6 копеек и копеечную сигару.
Является Заёмщик. Придёт, сядет.
– Чего хочешь? - спрашивает Карташёв.
– Выпил бы чайку.
– Ну и спрашивай себе. За чай и за цигарку заплати сам.
И заёмщик должен себе спросить чай, тоже за шесть копеек. А если спросит за 30 копеек или закажет вина — разговоры кончены.
– Ишь ты, какой роскошный! Уходи вон, таким транжирам денег не даю.
И выгонит.
Это все знали. И являвшийся к нему богатый купец курил копеечную сигару и пил чай за шесть копеек, затем занимал десятки тысяч под вексель. По мелочам Карташёв не любил давать. Он брал огромные проценты, но обращаться в суд избегал, и были случаи, что деньги за должникоми пропадали
Только после смерти Карташёва выяснилось, как он жил: в его комнатах, покрытых слоями пыли, в мебели, за обоями, в отдушинах, были найдены пачки кредиток и векселей... В подвалах стояли железные сундуки, где вместе с огромными суммами денег хранились груды огрызков сэкономленного сахара, стащенные со столов куски хлеба.
Найдены были пачки просроченных векселей и купонов, дорогие собольи меха, съедение молью.... а всего состояния было более 30 миллионов.

ВЕДУЩИЙ: Это был геройоерка Гиляровского из книги «Москва и москвичи». Как вы относитесь к этому герою?
Как ему удалось скопить 30 млн — баснословное по тем временам богатство?
Что заставляло его экономить, отказывать себе во всём?
Что объединяет двух наших литературных героев, и игрока, и Карташёва? (Презрение к деньгам, способность обходиться без них.)

А теперь давайте обратимся к истории, и узнаем как в старину относились к деньгам и богатству.
В старые времена все хорошо знали, чем грозит нарушение законов честного предпринимательства. Современный журнал «Русский предприниматель» рассказывает историю купца Мазурина,который нарушил нормы купеческих заповедей, за что последовала Божья кара и весь его род был проклят до седьмого колена. Послушайте эту историю.

ИСТОРИК: Мазурин дружил с богатым ювелиром Ашкенази, греком по национальности, который занимался скупкой мехов и драгоценностей для продажи за границей. Дружба их была такой, что они даже побратались и обменялись крестиками. Однажды грек собрался поехать в Лондон и Индию. Перед отъездом он передал Мазурину ларец с драгоценностями и значительную сумму денег на содержание своей жены и дочери. Мазурин согласился помочь другу.
Грек уехал, очень удачно совершил сделки, но на пути из Англии его корабль попал в шторм и затонул, Самому греку каким-то чудом удалось спастись. Его подобрал корабль, плывший в Индию. С большим трудом, без копейки денег, ему удалось вернуться из Индии в Москву.
Но на месте своего дома грек нашёл пепелище, а от знакомого священника узнал, что жена и дочь его бедствую. Самого же грека все давно считали умершим. Придя к Мазурину, грек потребовал ларец с драгоценностями, но Мазурин заявил, что никаких ценностей не брал
Начался судебный процесс. Мазурину удалось упрятать грека в тюрьму за ложь и вымогательство. Но грек подал прошение на имя императора, чтобы Мазурин поклялся перед крестом и Евангелием, что он ларец с драгоценностями не брал. По приказанию Государя Мазурин был привлечён к клятве. Церемония была обставлена пышно и торжественно. Толпы людей наблюдали за поведением Мазурина. Но в соборе, несмотря на предупреждение священника о Божьей каре, Мазурин поклялся, что ценностей не присваивал.
Через некоторое время грек серьёзно захворал. Он просил, чтобы его бывший друг пришёл проститься с ним, помириться. Мазурин не захотел поехать к умирающему греку, но всё же пришёл в церковь на его отпевание. При прощании, подойдя к гробу, чтобы приложиться к руке, Мазурин вдруг услышал страшный утробный звук, исходивший от покойника. Грека приподняли на смертном ложе, и веки его дрогнули.... Случилось очень редкое явление: в трупе разорвалась артерия, что обыкновенно сопровождается страшным шумом и сокращением некоторых мускулов.
Мазурин как-то неестественно откачнулся, с блуждающими глазами, бледный, выбежал из церкви. Домой он вернулся уже совершенно сумасшедший и до самой смерти не оправился от этого потрясения.
Впрочем, вскоре он сам заболел и умер. На похороны его собралось множество людей, и все были очень удивлены, что лицо его было закрыто белым платком. Говорили, на лице Мазурина застыла такая ужасная гримаса, что видеть его было бы никому не под силу.... Такое явление тоже случается крайне редко. Народная молва приписала ужасную смерть Мазурина Божьему наказанию за его преступление.
А что касается проклятья до седьмого колена, то в каждом поколении семьи Мазуриных, вплоть до начала 20 века, случались убийства, самоубийства, рождались дети с больной психикой. Многие праправнуки Мазурина были неизлечимыми алкоголиками, женщины отличались большими странностями...

ВЕДУЩИЙ. Эта страшная поучительная история взята из жизни. История семьи Мазуриных подтвердила народное предание, что нераскаянные преступления предков могут сказаться на судьбах даже очень далёких потомков. Можете ли вы привести подобные примеры? Боятся ли современные бизнесмены Божьей кары?
В 1912 году в Обществе купцов и промышленников были выработаны «Семь принципов ведения дел». Заповеди эти исполнялись свято. Давайте с ними ознакомимся
Семь принципов ведения дел.
1. Уважай власть.
2. Будь честен и правдив.
3. Уважай право частной собственности.
4. Люби и уважай человека.
5. Будь верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит?»
6. Живи по средствам. Выбирай дело по плечу.
7. Будь целеустремлён. Иди к своей цели, но не забывай о моральных ценностях.

Как вы думаете, годятся ли эти принципы для современних предпринимателей?
Если бы вы стали бизнесменами, пригодились бы вам эти правила?

Но а для того, чтобы стать предпринимателем, попробуйте определить, можете ли вы подружиться с деньгами.
По каждому из приведённых высказываний, которые вам подходят, нужно просуммировать баллы. Высказывания, которые вам не соответствуют, не оцениваются.
Тест. Можете ли вы подружиться с деньгами?
1. В работе меня привлекает результат, а не процесс (1).
2. Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам (1).
3. Закончив одно дело, я могу тут же взяться за другое (1).
4. Деньги — самое главное в жизни (7).
5. Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к
прерванной работе (1).
6. Я могу работать 10-12 часов, даже если работа мне неприятна (1).
7. Если я разбогатею, я решу все свои проблемы (7).
8. Любая компания признает меня лидером (5).
9. Я не вижу более привлекательной цели, чем богатство (4).
10. Я хочу получить в будущем высшее образование (2).
11. Бедность — следствие недостатка способностей (5).
12. Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей (1).
13. Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других (5).
14. Я хороший организатор (5).
15. Мне не нужно время на «раскачку» перед работой (1).
16. Я никогда не забываю о делах, за которые взялся (1).
17. Я бы рискнул начать собственное дело, вместо работы на кого-то ещё (5).
18. В конфликтах я всегда добиваюсь своего (5).
19. Я не могу сидеть без дела (1).
20. Для нормальной работы мне достаточно шести часов сна (1).
21. При поражении я тут же начинаю работать на реванш (1).
22. Деньги необходимы для решения любой проблемы (4).
23. Я могу легко завязать разговор с кем угодно (4).
24. Ничто не привлекает меня так, как зарабатывание денег (7).
25. Мне легко производить на людей приятное впечатление (3).
26. У меня очень много знакомых (3).
27. Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно (5).
28. Я с удовольствием пошёл бы на работу, где много поездок (1).
29. Я с интересом изучаю иностранный язык (1)
30. Я почти никогда не опаздываю (1).

Результаты:
Меньше 6 баллов. В джунглях бизнеса вас вряд ли ждёт успех. Советуем вам всё же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны всем.
От 6 до 18 баллов. Ваших задатков, возможно, вполне достаточно для работы по найму. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности.
От 19 до 50 баллов. Вы можете добиться успеха, если попадёте на «золотую жилу» или будете действовать за широкой спиной готового вас поддержать босса либо в сплочённой команде, которая компенсирует ваши слабые места.
От 51 до 75 баллов. Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением. Никогда не оставляйте попыток — вас ждёт успех.
Более 75 баллов. Страшно подумать о тех высотах, которых вы можете достичь. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте. Не слишком ли дорогую цену вы собираетесь за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.

ВЕДУЩИЙ: Действительно, если задуматься, то можно сделать вывод - купить за деньги можно далеко не всё.
Подумайте, какие из перечисленных потребностей людей можно удовлетворить только за деньги, а какие нет.
1. Познание окружающего мира.
2. Спокойная и безопасная жизнь.
3. Постоянное саморазвитие.
4. Пища.
5. Влияние на других людей.
6. Модные вещи, одежда.
7. Любовь.
8. Самоуважение.
9. Хорошее здоровье.
10. Уважение близких.
11. Хорошо устроенный быт.
12. Дружба.
13. Образование.
14. Развлечения.
15. Общение с природой.
16. Общение с людьми.
Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Поэтому экономьте на мороженом или пирожоных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение или уважение близких.
Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».
А ВОТ КАК К ДЕНЬГАМ ОТНОСЯТСЯ НА ЗАПАДЕ.
Западный человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учёба продолжается всю жизнь. Мы много слышали о том, как воспитывают детей богатые американцы. Папа — миллионер, а сын стоит у конвейера, заворачивает гамбургены или даже газетами торгует, зарабатывая себе на каникулы. И это не жестокость и не редкая жадность, а норма жизни. На Западе деньги — воспитательное средство. Маргарет Тэтчер в детстве всё свободное время проводила за прилавком, помогая папе, но игрушек и обновок почти не видела. Просто её отец считал, что всего она должна добиваться самостоятельно.

Так же отношение к богатству прослеживается во многих современных кинофильмах. Я предлагаю вам просмотреть несколько сюжетов и определить каково здесь отношение к деньгам и богатству.
Итак, смотрим первый сюжет.
Что вы можете сказать об этом сюжете?
(Хотел легко получить деньги, а сам пострадал и ничего не получил. )
А теперь смотрим второй сюжет.
Каково здесь отношение к деньгам?

(Люди делают ставки и им всё равно, что из-за денег будет убито около 30 человек? Жажда денег рождает жестокость, человеческая жизнь сама по себе ничего не стоит. Здесь деньги рождают зло и являются грехом. )

У нас есть ватман в котором имеется две колонки «Богатство — это спасение» и «Богатство — это грех». Чтобы ответить на наш главный вопрос, каждый из участников должен написать свои ассоциации, когда богатство приносит пользу и когда оно приносит вред.

Так как же нам относиться к богатству, чтобы стать богатыми и счастливыми?
Богатство — это спасение или грех?
Изменилось ли ваше отношение к богатству после сегодняшнего разговора?

Классный час подошел к концу, благодарю всех за участие. До свидания.
Категория: Классному руководителю | Добавил: Nastya1537 (2015-02-20) | Автор: Бурова Анастасия Викторовна E
Просмотров: 403 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 1:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru