Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

Учет возрастных и психологических особенностей в формировании личности младшего подростка.
Разработка родительского собрания в 7 классе.
Учет возрастных и психологических особенностей в формировании личности младшего подростка.
Смайлова Т.М.
Цель занятия – ознакомить родителей с проблемами психического и психофизиологического развития личности подростка.
План занятия:
1. Проблемы психического развития ребенка в семье.
2. Обобщающее практическое занятие.
Методические советы.
1.Трудно представить, что есть родители, которые не хотели бы, чтобы их ребенок стал личностью. Почему это так важно – быть личностью? Каждый ли человек – личность? Слово личность определяет сущность каждого из нас, то самое главное, что в нас есть – наше социальное лицо.
Понятно, что личностью человек не рождается, а становится. Оказавшись
вне социального окружения, личностью он может и не стать. Так, если ребенку не хватает общения с близкими взрослыми, если он испытывает дефицит эмоционального тепла, это почти неизбежно приводит к задержке в личностном развитии, нарушает процесс вхождения в детский коллектив, мешает адаптации к школе, мешает и психическому и физическому развитию.
Доказано, что дети, формированию личности которых с раннего детства не уделялось должного внимания, более ослаблены, чаще болеют.
Семья: конечно же не панацея, гарантирующая ускоренное психическое развитие ребенка. Но, многое зависит от того, какая это семья, какие взаимоотношения сложились между ее членами. Близкий взрослый, который долгое время является для ребенка психологическим центром любой ситуации, в определенное время должен уступить зону влияния сверстникам. Конечно, сроки перехода с одного возрастного этапа на другой очень индивидуальны, находятся в зависимости от темпа психического развития. Но существуют экспериментальные закономерности смены одного возрастного этапа другим.
Рассмотрим подростковый этап. В словаре В. Даля читаем: подросток – «дитя на подросте». Этот растущий человек относится к себе с общественной, социальной точки зрения, ищет свое предназначение в мире.
Дошкольник во взрослого играл, младший школьник учился им быть, подросток хочет по-настоящему испытать, каково взрослому.
Равнение на старших выражается и в новой жизненной позиции по отношению к людям и миру. Формируется нравственное мировоззрение, происходит переориентация с принятых в детских группах правил и норм на взрослые, социально одобряемые ценности.
Для того, чтобы стать взрослым, ребенок от взрослого отстраняется и целиком погружается в среду своих ровесников. Известный ученый Жан Пиажс сделал такой вывод: когда ребенок кооперируется с себе подобными – он уже взрослый.
Общение со сверстниками, сравнение их с другими, себя с ними, наблюдательность, способность анализировать и т. д. приводят к дальнейшему развитию самосознания. Подросток подвергает анализу и оценке собственные физические и духовные качества, начинает видеть свои недостатки, выявлять возможности, в результате чего определяется уровень его требований к самому себе.
Отмечается еще одна особенность социальной ситуации развития личности подростка – расхождение между его внутренней позицией, притязаниями, самооценкой и т. д. и внешними условиями, которые довольно мало изменяются. Не всегда родители и педагоги учитывают это и дают возможность подростку попытаться реализовать потребность в той или иной общественно полезной деятельности. Для родителей он часто довольно долго остается маленьким мальчиком или девочкой. Стремление подростка к самостоятельности, самоутверждению не всегда удовлетворяется, что приводит к конфликтам со взрослыми.
Однако конфликтных ситуаций может и не быть, если активность подростка направлена по нужному руслу, если ребенок занял определенную позицию в семье и других социальных группах, удовлетворяющую его стремление.
Но возможно ли беспроблемное развитие личности, если учесть, что основными движущими силами психического развития являются внутренние противоречия, а именно: Я и мир. Я и взрослые. Я и сверстники. Я и Я.
Кризис переходного возраста готовится исподволь, усыпляя родительскую бдительность школьными успехами, спортивными, техническими, музыкальными и иными увлечениями. 12-13 лет – это тот возраст, которого больше всего страшатся взрослые как этапа почти неизбежной трудновоспитуемости, когда ребенок может совершенно отдалиться от семьи, престать доверять родителям. Успеваемость падает, работоспособность снижается, прежние интересы угасают, авторитеты рушатся. Возникает негативизм по отношению к любым требованиям старших, попытки любой ценой проявить и утвердить в сознании родителей свою взрослость, продемонстрировать всем и каждому независимость и самостоятельность, вырваться из-под опеки.
Расхождение между внешним и внутренним становится глобальным: собственное «Я». Каким его воспринимает и осознает тринадцатилетний человек, и весь остальной мир разделены пропастью, которую, кажется никак и никогда не преодолеть. Внутренний мир становится настолько значимой реальностью, что настоящая жизнь меркнет. Может быть, конфликтов с родителями и не будет, если отношения в семье сознательно формировались на здоровой основе – взаимное уважение, самостоятельность и ответственность, доверительность и ненавязчивость.
Но внутренние драмы все равно практически неизбежны. В «пустыне отрочества» проблемы возникают одна за другой и все надо решать самому. Ведь не скажешь даже горячо любимому отцу, как мучаешься из-за собственной внешности: очень короткого или длинного носа, лишнего веса, худых ног. Не поделишься с мамой ежедневными страданиями из-за того, что мальчик, который нравится, провожает домой другую девочку. Не объяснишь никому, как трудно стало себя уважать, как накатывает недоверие в собственные силы, кажутся несбыточными мечты и надежда. Родителям следует задуматься, как непросто ощущать себя одновременно и вчерашним беззаботным пятиклассником, хохочущим над очередным выпуском «Ну, погоди!», и сегодняшним, раздражительным, скептичным шестиклассником.
В критические периоды личность всегда дисгармонична, но впервые эта дисгармония отчетливо осознается, переживается в кризисе подросткового возраста. Внутренняя альтернативность и напряженность жизни подростка требует и от него, и от родителей мужества и терпения. Недаром это период является не только самым ярким этапом самопостижения, но и началом самостоятельной работы по созданию собственной индивидуальности.
Конфликты с учителями и родителями отвлекают от сложной и необходимой внутренней работы, замедляют процесс самопостижения и самосовершенствования. Вместо недовольства собой и желания что-то в себе изменить возникает неприятие оценок старших, которые до сих пор относятся к нему «как к ребенку».
Вспышки гнева возможны в ответ на самые безобидные, с точки зрения взрослых, замечания. Мама утром говорит: «Нельзя сегодня идти в школу без шарфа, ветер сильный», или классный руководитель пошутил по поводу модной стрижки, а ответ – грубость, несдержанность.
Как подросток выйдет из лабиринта ошеломивших его противоречий? Обретет ли уверенность в себе? Или надолго закрепится в нем ощущение собственной никчемности, неверие в себе? А не толкнет ли его желание самоутвердиться в социальную группу?
Особенно трудно благополучно выйти из кризиса подросткам, которых искусственно освобождали от всех и всяческих сложностей и поблеем, растили в «оранжевой» обстановке.
Формы выхода из кризиса зависят от семьи, в которой растет подросток, индивидуальной истории его жизни, прошлого опыта решения конфликтных ситуаций.
Благоприятное протекание кризиса переходного возраста способствует развитие5 интереса к себе как индивидуальности. Подросток привыкает конструктивно воспринимать внешние, а затем и внутренние преграды на пути к желаемой цели, его характер закаляется в борьбе с трудностями, когда приходится и проигрывать, а не только побеждать. Его идеалы постепенно соотносятся с реальными возможностями. Важно, чтобы родители вовремя поняли, что происходит с их повзрослевшим ребенком, сумели тактично, но вместе с тем достаточно твердо и последовательно реагировать на сложные, конфликтные переживания, помогая конструктивному решению проблемы.

Задание № 1.

Вспомните свой подростковый возраст и оцените: что ускоряло или замедляло индивидуальный темп вашего развития? Были ли отклонения в поведении, когда начались, как исчезли, что делали ваши родители: пережидали или боролись? Или сложности «прошли сами собой»? Как лучше поступать с подобными сложностями у Вашего ребенка?

Задание № 2.

Вспомните, были ли возрастные кризисы в вашей взрослой жизни? Какие это кризисы? Как долго они длились? Каким образом Вы из них выходили? Как относятся к вашим кризисным переживаниям ваши близкие? Умеете ли Вы проявить тактичность и участие по отношению к супругу, родителя?

Задание № 3.

Проанализируйте кризисные периоды вашего ребенка. Сколько их уже было? В чем их особенности?
Есть ли согласованность в ваших установках относительно поведения взрослых в это время? Какие ваши реакции на те кризисы, которые уже в прошлом, сегодня кажутся вам правильными, а какие – нет?

Задание № 4.

Как вы думаете, существуют ли кризисные периоды в жизни семьи? Не накладывают ли они отпечаток на индивидуальные кризисы взрослых и детей? Пережила ли ваша семья такие кризисы?

Учет возрастных и психологических особенностей ребенка, поскольку каждый из периодов его развития требует серьезной переориентации семейной педагогики, а подростковый в особенности, и возрастная «привязка» методов воспитания является необходимым условием успешного формирования будущей личности.
Надежным гарантом успешного воспитания являются положительные ответы на нижеследующие вопросы.
Хорошо ли вы знаете своего ребенка?
Кто он по темпераменту – холерик, сангвиник, меланхолик или флегматик?
Какова его преобладающая направленность – личная, деловая или коллективистическая?
Высказывает ли он невротичность (повышенную нервность) или наоборот, эмоционально стабилен?
Проявляет повадки интроверта (т.е. замкнут, и живет в мире своих переживаний) или является открытым для внешнего мира и общения экстравертом?
Подростковый возраст – один из наиболее критический в развитии и перестройке организма, когда в нем происходят основные процессы полового созревания, что даже по чисто физиологическим причинам порождает множество проблем. Вполне нормальные подростки обычно проявляют эмоциональные реакции, которые у взрослых были бы симптомами психической болезни.
Одним из информативных показателей силы или слабости нервной системы детей является их речь. Представитель сильной нервной системы, оценивая свои переживания, чаще пользуется полярными выражениями: от «очень плохо» до «очень хорошо». Слабый предпочитает средние оценки типа «по-разному», «так себе». Чем больше диапазон, тем выносливее нервная система, позволяющая подобные колебания. Слабый тип как бы заранее себя страхует, оберегает и поэтому отвечает ровнее. С силой нервной системы связана направленность личности, наиболее значимая в структуре темперамента (вовне, на окружающий мир (экстраверсия) или вовнутрь, на себя (интроверсия). От того, какие свойства нервной системы и темпераментность и в каком возрасте диагносцируются родителями, от их отношения к этим качествам зависит их дальнейшее развитие.
Важно, чтобы родители умели соотносить собственные индивидуальные характеристики и не всегда похожие на них черты их детей. Какое множество конфликтов в семье попросту не возникало бы, если бы мы отчетливо представляли себе, в чем специфика сильной и слабой, подвижной и инертной нервной системы, насколько по-разному воспринимают окружающий мир люди с большим запасом жизненных сил, внутренней энергии, и люди, легко утомляющиеся, нуждающиеся в щадящем режиме. Пример. Тринадцатилетний подросток с достаточно неуравновешенной нервной системой, плохо развитым торможением, возбудимый, постоянно конфликтует со своим отцом, человеком скорее флегматического склада. С папиной точки зрения, сын постоянно торопится куда-то, мельтешит, суетится, непостоянен в своих увлечениях.
Сыну же представляется, что папу ничем не расшевелишь, каждый вопрос надо задать три раза, пока он ответит.
Необходимо отметить, что свойства нервной системы в подростковом возрасте находятся в зависимости от воздействий среды, окружения ребенка, атмосферы семьи.
Когда по натуре живые, подвижные дети живут однообразно, лишены положительных эмоций, они могут, в конце концов вырасти неуверенными в себе, боязливыми, нерешительными людьми. Верно и то, что мягкий, доброжелательный семейный микроклимат помогает детям с изначально высокой тревожностью, мнительностью, рассеянностью, утомляемостью стать увереннее, спокойнее, ровнее.

Источник: http://Смайлова, родительское собрание
Категория: Классному руководителю | Добавил: saltanat42 (2016-04-25) | Автор: Смайлова Толеу Мекебаевна E
Просмотров: 156 | Комментарии: 1 | Теги: родительское собрание, Смайлова | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru