Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

Внеклассное чтение. Любимые сказки.
Тема урока. Внеклассное чтение. Любимые сказки.
Цели и задачи урока: обобщение знаний учащихся, полученных при изучении темы «Сказки», в форме литературной игры, позволяющей школьникам увидеть свои успехи, достижения и осознать необходимость получения новых знаний; формирование мотивации чтения, навыков сценического мастерства; содействие развитию интеллектуальных и творческих способностей, внимательному и вдумчивому прочтению произведений, речи – расширение словарного запаса; воспитание интереса к литературе, общей культуры, способности работать в команде, эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями, 3 шкатулки с предметами (горошина, игла, дудочка, гребешок, колечко, зеркальце, рукавички, яблоко, куколка), театральный реквизит ( скатерть, миска, ложка, букет цветов), протоколы для членов жюри.

ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА (Слайд 1)
Учитель. Ребята, сегодня тема нашего урока – любимые сказки. Почти весь первый семестр на уроках литературы мы говорили о сказках: читали, пересказывали, рассуждали, вели конспект. И кроме этого вы работали самостоятельно – читали сказки, которых нет в учебнике, готовясь к сегодняшнему уроку внеклассного чтения. Я уверена, что вас уже можно назвать знатоками сказок, и сегодня на уроке мы проведём литературную игру, которая так и называется «КОНКУРС ЗНАТОКОВ СКАЗОК». В игре участвуют три команды (представление команд). Оценивать игру будет компетентное жюри, в составе которого учителя русского языка и литературы (представление жюри). Давайте поприветствуем аплодисментами наших гостей, зрителей-болельщиков. Правила игры: первой отвечает команда, которой адресован вопрос, и за правильный ответ получает 1 балл, если команда затрудняется ответить, то право ответа переходит к следующей команде. Будьте внимательны: жюри, оценивая ответы, будет учитывать не только правильность, но и полноту ответа, а также активность, быстроту и умение работать в команде.
II. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА ЗНАТОКОВ СКАЗОК
Учитель. Наш первый конкурс — «Литературная грамота». (Слайд 2) Команды должны будут продемонстрировать свои знания сказки как литературного жанра и составить рассказ о сказке, закончив предложения. От каждой команды приглашаются по одному представителю-литературоведу. Но время этого конкурса ограничено: участники конкурса прекращают свою работу сразу же, как только закончит звучать музыка.
(Вкл. песню «Сказки гуляют по свету» - слайд 2)
Учитель. Пока жюри выставляет баллы, давайте проверим ваши ответы. Слайд 3: Вымышленный занимательный и поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических событиях – это (сказка). Сказки делятся на (волшебные,бытовые и о животных). Самые древние из сказок – (о животных)
Слайд 4: Сказки, в которых действуют фантастические существа, а с героями случаются чудесные превращения – (волшебные). Сказки, героями которых являются обычные люди, добивающиеся успеха не с помощью волшебства, а благодаря своим лучшим качествам, называются (бытовыми).
Слайд 5: Слова, предшествующие сказке – (присказка). Традиционное начало сказки – (зачин). Заключительные слова в сказке – (концовка). В сказках много преувеличений – (гипербол).
А какие ещё особенности сказки вы знаете? Для сказки характерно использование одинаковых слов и эпизодов – это (повторы). А язык сказок делают ярким, образным и выразительным (пословицы и поговорки, устойчивые выражения). А как называется поучительный смысл, главная мысль сказки? (Мораль) А какова мораль всех сказок независимо от их содержания? (Можно ответить словами песни, которая только что прозвучала: «Хоть зло на проделки хитро, но всё ж побеждает добро»)
(Слово жюри)
Учитель. Как приятно взять в руки книгу сказок, если над ней потрудился художник-оформитель, и страницы украшают яркие и красочные картинки. И наш второй конкурс – «Иллюстрации к сказкам». (Слайд 6) Жюри имеет возможность оценить работы художников каждой команды, а я хочу обратить ваше внимание на экран. Сейчас каждая команда должна будет назвать сказку и её автора по предложенным иллюстрациям.

Иллюстрации для I команды (слайды 7 – 10)
1. Андерсен «Новое платье короля».
2. Русская народная сказка «По щучьему велению».
3. Пушкин «Золотой петушок».
4. Андерсен «Снежная королева».

Иллюстрации для II команды (слайды 11 – 14)
1. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
2. Андерсен «Гадкий утёнок».
3. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
4. Аксаков «Аленький цветочек».
Иллюстрации для III команды (слайды 15 – 18)
1. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк».
2. Ш.Перро «Золушка».
3. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
4. Андерсен «Дикие лебеди».
(Слово жюри)

Учитель. Часто в сказках герои прибегают к помощи волшебных предметов, которые бережно хранятся в ларцах, шкатулках, сундуках. И наш третий конкурс – «Волшебный сундучок». (Слайд 19) Я приготовила для каждой команды сундучок и вопросы. На первый вопрос: «Какие предметы находятся в сундучке?» - надо ответить, не открывая сундучок. Как вы думаете, сколько предметов в каждом сундучке? (Ответы учащихся) Сейчас каждая команда получит подсказки и время на размышление, после чего будет предоставлено слово представителям команд. (Слайд 20 – выкл. звук после окончания работы в группах – по щелчку)

Ответы команд и проверка содержимого шкатулок
I команда (слайд 21)
1. Волшебный предмет, полученный героиней сказки в подарок от братьев-месяцев. (Колечко, Маршак «Двенадцать месяцев»)
2. Предмет, с помощью которого герой сказки победил полчища крыс. (Дудочка, Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции»)
3. Волшебный предмет, с помощью которого героиня сказки заставила Герду забыть о розах и Кае. (Гребень, Андерсен «Снежная королева»)
II команда (слайд 22)
1. Волшебный предмет, полученный в приданое красивой, но завистливой и злой царицей, с которым она была неразлучна и приветлива. (Зеркальце, Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
2. Предмет, с помощью которого королева проверила, настоящая ли принцесса. (Горошина, Андерсен «Принцесса на горошине»).
3. Волшебный предмет, на конце которого находится смерть сказочного злодея. (Игла, русская народная сказка «Царевна-лягушка»)

III команда (слайд 23)
1. Предмет, которым завистливая красавица мачеха отравила царевну. (Яблоко, Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
2. Предмет, который подарила Герде маленькая разбойница. (Рукавицы, Андерсен «Снежная королева»)
3. Волшебный предмет, с помощью которого героиня сказки смогла выполнить все поручения Бабы Яги. ( Куколка, русская народная сказка «Василиса Прекрасная» )
(Слово жюри)

Учитель. Ребята, на уроках русского языка мы говорили, что в каждом тексте есть очень важные, главные слова, несущие основную смысловую нагрузку. Как они называются? Правильно, и наш следующий конкурс – «Ключевые слова» (слайд 24), задание которого назвать сказку и её автора по четырём ключевым словам. Будьте внимательны, право ответа получает команда, первой поднявшая руку.
Слайд 25: Жук, мышь, крот, ласточка. (Андерсен «Дюймовочка»)
Слайд 26: Император, птица, сад, смерть. (Андерсен «Соловей»)
Слайд 27: Базар, оброк, бесёнок, щелчок. (Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)
Слайд 28: Соловей, роза, горшочек, трещотка. (Андерсен «Свинопас»)
Слайд 29: Коробка, балерина, кораблик, тролль. (Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)
Слайд 30: Море, принц, ведьма, голос. (Андерсен «Русалочка»)
Слайд 31: Мельник, маркиз, кролики, людоед. (Ш.Перро «Кот в сапогах»)

Учитель. Ребята, мы вспомнили с вами уже много сказок, все они разные, но герои, олицетворяющие добро, очень похожи. Давайте сейчас подберём опорные слова, к сочинению «Любимые сказочные герои».

(Слово жюри)

Учитель. Сегодня мы вспомнили почти обо всех особенностях сказки, но один важный момент не был назван. Что является средством общения, выражения мыслей, чувств и настроений героев? (Диалог) И сейчас наш последний конкурс «Сказочные диалоги» (Слайд 32). Каждая команда подготовила инсценировку диалога из русской народной сказки и вопросы команде соперников.
И я предоставляю слово актёрам команды (название), которые зададут вопросы команде (название).

I
1. Назовите героев диалога. Из какой они сказки? («Василиса Прекрасная», Баба Яга и Василиса).
2. О чём хотела спросить, но не спросила Василиса Бабу Ягу? (О трёх парах рук)
— Назовите пословицы и поговорки, прозвучавшие в диалоге. (Как немая, много будешь знать – скоро состаришься, выносить сор из избы – разглашать ссоры, происходящие между близкими людьми; рассказывать о том, чего не должны знать посторонние).
А теперь выступают артисты (название команды) и адресуют свои вопросы команде (название).
II
1. Назовите героев диалога. Из какой они сказки? («Журавль и цапля»).
2. Кто из героев в конце сказки всё-таки согласился на предложение другого? (Никто)
—Какая поговорка есть в словах автора диалога этой сказки, имеющая значение «обманувшись в ожиданиях, не добившись желаемого» (Несолоно хлебавши)
Я приглашаю выступить артистов (название команды) и задать свои вопросы команде (название)
III
1. Назовите героев диалога. Из какой они сказки? («Иван-царевич и Серый волк»)
2. Какую службу царь Афрон поручил Ивану-царевичу? (Достать златогривого коня).
—Назовите пословицу, прозвучавшую в диалоге. (Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Раньше для выполнения земляных работ рабочий, возивший землю на тачке, для облегчения своего труда привязывал к ручкам таки верёвку, которая называлась гуж. За такую тяжёлую работу люди брались в крайних случаях, из-за большой нужды, а взявшись, не должны были жаловаться. Отсюда и пословица, означающая: взялся за дело, надо его выполнить, невзирая на трудности. Назовите пословицу, близкую по смыслу, – «назвался груздем – полезай в кузов»)

Учитель. Закончить конкурс домашнего задания мне хочется словами Пушкина ( слайд 33) «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Яркая и образная народная речь – всегда была источником вдохновения для лучших мастеров слова. Почему в сказках так много пословиц? Сказки, как и пословицы, нас многому учат. Как об этом сказал Пушкин в «Сказке о золотом петушке»? Пока жюри подводит окончательные итоги, давайте и мы подведём итог нашему разговору о сказках. Чему они нас научили?
III. ОЦЕНИВАНИЕ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА (Слайд 34)
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учитель. Подошел к концу наш урок, но мы не прощаемся со сказками: в конце второго семестра мы снова встретимся с героями самых известных литературных сказок, авторы которых – Астрид Линдгрен и Джоан Ролинг. Поэтому наше домашнее задание рассчитано на длительный период – готовиться к следующему уроку внеклассного чтения по сказкам: прочитать книги этих писательниц
Категория: Классному руководителю | Добавил: rudshkola2014-2015 (2018-04-16) | Автор: Наурызбаева Алия Сейльхановна E
Просмотров: 77 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2019-02-20, 4:54 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1578]
Школьный психолог [537]
История [762]
Опыт [542]
Научная кафедра [229]
Воспитание души [255]
Мастер-класс [239]
Семья и школа [189]
Компьютер-бум [266]
Английский язык [852]
Великие открытия [26]
Университет здоровья [136]
Математика [1247]
Химия [397]
Классному руководителю [687]
Биология [605]
Думаем, размышляем, спорим [103]
Казахский язык и литература [1870]
Краеведение [101]
Начальная школа [4125]
Беседы у самовара [21]
Мировая художественная культура [45]
Новые технологии в обучении [395]
Сельская школа [80]
Профильное обучение [84]
Демократизация и школа [29]
Физика [314]
Экология [191]
Дошколенок [1696]
Особые дети [308]
Общество семи муз [62]
Школа и искусство
Уроки музыки [660]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [485]
Мой Казахстан [242]
Школьный театр [77]
Внеклассные мероприятия [1248]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [102]
ИЗО и черчение [226]
Физическая культура [570]
Немецкий язык [57]
Технология [314]
Самопознание [429]
Профессиональное образование [121]
Школьная библиотека [88]
Летний лагерь [22]
Дополнительное образование [56]
Педагогические программы [19]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень семья и школа игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Астана Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг хореография разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru