Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

Внеклассное чтение. Любимые сказки.
Тема урока. Внеклассное чтение. Любимые сказки.
Цели и задачи урока: обобщение знаний учащихся, полученных при изучении темы «Сказки», в форме литературной игры, позволяющей школьникам увидеть свои успехи, достижения и осознать необходимость получения новых знаний; формирование мотивации чтения, навыков сценического мастерства; содействие развитию интеллектуальных и творческих способностей, внимательному и вдумчивому прочтению произведений, речи – расширение словарного запаса; воспитание интереса к литературе, общей культуры, способности работать в команде, эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями, 3 шкатулки с предметами (горошина, игла, дудочка, гребешок, колечко, зеркальце, рукавички, яблоко, куколка), театральный реквизит ( скатерть, миска, ложка, букет цветов), протоколы для членов жюри.

ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА (Слайд 1)
Учитель. Ребята, сегодня тема нашего урока – любимые сказки. Почти весь первый семестр на уроках литературы мы говорили о сказках: читали, пересказывали, рассуждали, вели конспект. И кроме этого вы работали самостоятельно – читали сказки, которых нет в учебнике, готовясь к сегодняшнему уроку внеклассного чтения. Я уверена, что вас уже можно назвать знатоками сказок, и сегодня на уроке мы проведём литературную игру, которая так и называется «КОНКУРС ЗНАТОКОВ СКАЗОК». В игре участвуют три команды (представление команд). Оценивать игру будет компетентное жюри, в составе которого учителя русского языка и литературы (представление жюри). Давайте поприветствуем аплодисментами наших гостей, зрителей-болельщиков. Правила игры: первой отвечает команда, которой адресован вопрос, и за правильный ответ получает 1 балл, если команда затрудняется ответить, то право ответа переходит к следующей команде. Будьте внимательны: жюри, оценивая ответы, будет учитывать не только правильность, но и полноту ответа, а также активность, быстроту и умение работать в команде.
II. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА ЗНАТОКОВ СКАЗОК
Учитель. Наш первый конкурс — «Литературная грамота». (Слайд 2) Команды должны будут продемонстрировать свои знания сказки как литературного жанра и составить рассказ о сказке, закончив предложения. От каждой команды приглашаются по одному представителю-литературоведу. Но время этого конкурса ограничено: участники конкурса прекращают свою работу сразу же, как только закончит звучать музыка.
(Вкл. песню «Сказки гуляют по свету» - слайд 2)
Учитель. Пока жюри выставляет баллы, давайте проверим ваши ответы. Слайд 3: Вымышленный занимательный и поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических событиях – это (сказка). Сказки делятся на (волшебные,бытовые и о животных). Самые древние из сказок – (о животных)
Слайд 4: Сказки, в которых действуют фантастические существа, а с героями случаются чудесные превращения – (волшебные). Сказки, героями которых являются обычные люди, добивающиеся успеха не с помощью волшебства, а благодаря своим лучшим качествам, называются (бытовыми).
Слайд 5: Слова, предшествующие сказке – (присказка). Традиционное начало сказки – (зачин). Заключительные слова в сказке – (концовка). В сказках много преувеличений – (гипербол).
А какие ещё особенности сказки вы знаете? Для сказки характерно использование одинаковых слов и эпизодов – это (повторы). А язык сказок делают ярким, образным и выразительным (пословицы и поговорки, устойчивые выражения). А как называется поучительный смысл, главная мысль сказки? (Мораль) А какова мораль всех сказок независимо от их содержания? (Можно ответить словами песни, которая только что прозвучала: «Хоть зло на проделки хитро, но всё ж побеждает добро»)
(Слово жюри)
Учитель. Как приятно взять в руки книгу сказок, если над ней потрудился художник-оформитель, и страницы украшают яркие и красочные картинки. И наш второй конкурс – «Иллюстрации к сказкам». (Слайд 6) Жюри имеет возможность оценить работы художников каждой команды, а я хочу обратить ваше внимание на экран. Сейчас каждая команда должна будет назвать сказку и её автора по предложенным иллюстрациям.

Иллюстрации для I команды (слайды 7 – 10)
1. Андерсен «Новое платье короля».
2. Русская народная сказка «По щучьему велению».
3. Пушкин «Золотой петушок».
4. Андерсен «Снежная королева».

Иллюстрации для II команды (слайды 11 – 14)
1. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
2. Андерсен «Гадкий утёнок».
3. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
4. Аксаков «Аленький цветочек».
Иллюстрации для III команды (слайды 15 – 18)
1. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк».
2. Ш.Перро «Золушка».
3. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
4. Андерсен «Дикие лебеди».
(Слово жюри)

Учитель. Часто в сказках герои прибегают к помощи волшебных предметов, которые бережно хранятся в ларцах, шкатулках, сундуках. И наш третий конкурс – «Волшебный сундучок». (Слайд 19) Я приготовила для каждой команды сундучок и вопросы. На первый вопрос: «Какие предметы находятся в сундучке?» - надо ответить, не открывая сундучок. Как вы думаете, сколько предметов в каждом сундучке? (Ответы учащихся) Сейчас каждая команда получит подсказки и время на размышление, после чего будет предоставлено слово представителям команд. (Слайд 20 – выкл. звук после окончания работы в группах – по щелчку)

Ответы команд и проверка содержимого шкатулок
I команда (слайд 21)
1. Волшебный предмет, полученный героиней сказки в подарок от братьев-месяцев. (Колечко, Маршак «Двенадцать месяцев»)
2. Предмет, с помощью которого герой сказки победил полчища крыс. (Дудочка, Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции»)
3. Волшебный предмет, с помощью которого героиня сказки заставила Герду забыть о розах и Кае. (Гребень, Андерсен «Снежная королева»)
II команда (слайд 22)
1. Волшебный предмет, полученный в приданое красивой, но завистливой и злой царицей, с которым она была неразлучна и приветлива. (Зеркальце, Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
2. Предмет, с помощью которого королева проверила, настоящая ли принцесса. (Горошина, Андерсен «Принцесса на горошине»).
3. Волшебный предмет, на конце которого находится смерть сказочного злодея. (Игла, русская народная сказка «Царевна-лягушка»)

III команда (слайд 23)
1. Предмет, которым завистливая красавица мачеха отравила царевну. (Яблоко, Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
2. Предмет, который подарила Герде маленькая разбойница. (Рукавицы, Андерсен «Снежная королева»)
3. Волшебный предмет, с помощью которого героиня сказки смогла выполнить все поручения Бабы Яги. ( Куколка, русская народная сказка «Василиса Прекрасная» )
(Слово жюри)

Учитель. Ребята, на уроках русского языка мы говорили, что в каждом тексте есть очень важные, главные слова, несущие основную смысловую нагрузку. Как они называются? Правильно, и наш следующий конкурс – «Ключевые слова» (слайд 24), задание которого назвать сказку и её автора по четырём ключевым словам. Будьте внимательны, право ответа получает команда, первой поднявшая руку.
Слайд 25: Жук, мышь, крот, ласточка. (Андерсен «Дюймовочка»)
Слайд 26: Император, птица, сад, смерть. (Андерсен «Соловей»)
Слайд 27: Базар, оброк, бесёнок, щелчок. (Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)
Слайд 28: Соловей, роза, горшочек, трещотка. (Андерсен «Свинопас»)
Слайд 29: Коробка, балерина, кораблик, тролль. (Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)
Слайд 30: Море, принц, ведьма, голос. (Андерсен «Русалочка»)
Слайд 31: Мельник, маркиз, кролики, людоед. (Ш.Перро «Кот в сапогах»)

Учитель. Ребята, мы вспомнили с вами уже много сказок, все они разные, но герои, олицетворяющие добро, очень похожи. Давайте сейчас подберём опорные слова, к сочинению «Любимые сказочные герои».

(Слово жюри)

Учитель. Сегодня мы вспомнили почти обо всех особенностях сказки, но один важный момент не был назван. Что является средством общения, выражения мыслей, чувств и настроений героев? (Диалог) И сейчас наш последний конкурс «Сказочные диалоги» (Слайд 32). Каждая команда подготовила инсценировку диалога из русской народной сказки и вопросы команде соперников.
И я предоставляю слово актёрам команды (название), которые зададут вопросы команде (название).

I
1. Назовите героев диалога. Из какой они сказки? («Василиса Прекрасная», Баба Яга и Василиса).
2. О чём хотела спросить, но не спросила Василиса Бабу Ягу? (О трёх парах рук)
— Назовите пословицы и поговорки, прозвучавшие в диалоге. (Как немая, много будешь знать – скоро состаришься, выносить сор из избы – разглашать ссоры, происходящие между близкими людьми; рассказывать о том, чего не должны знать посторонние).
А теперь выступают артисты (название команды) и адресуют свои вопросы команде (название).
II
1. Назовите героев диалога. Из какой они сказки? («Журавль и цапля»).
2. Кто из героев в конце сказки всё-таки согласился на предложение другого? (Никто)
—Какая поговорка есть в словах автора диалога этой сказки, имеющая значение «обманувшись в ожиданиях, не добившись желаемого» (Несолоно хлебавши)
Я приглашаю выступить артистов (название команды) и задать свои вопросы команде (название)
III
1. Назовите героев диалога. Из какой они сказки? («Иван-царевич и Серый волк»)
2. Какую службу царь Афрон поручил Ивану-царевичу? (Достать златогривого коня).
—Назовите пословицу, прозвучавшую в диалоге. (Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Раньше для выполнения земляных работ рабочий, возивший землю на тачке, для облегчения своего труда привязывал к ручкам таки верёвку, которая называлась гуж. За такую тяжёлую работу люди брались в крайних случаях, из-за большой нужды, а взявшись, не должны были жаловаться. Отсюда и пословица, означающая: взялся за дело, надо его выполнить, невзирая на трудности. Назовите пословицу, близкую по смыслу, – «назвался груздем – полезай в кузов»)

Учитель. Закончить конкурс домашнего задания мне хочется словами Пушкина ( слайд 33) «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Яркая и образная народная речь – всегда была источником вдохновения для лучших мастеров слова. Почему в сказках так много пословиц? Сказки, как и пословицы, нас многому учат. Как об этом сказал Пушкин в «Сказке о золотом петушке»? Пока жюри подводит окончательные итоги, давайте и мы подведём итог нашему разговору о сказках. Чему они нас научили?
III. ОЦЕНИВАНИЕ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА (Слайд 34)
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учитель. Подошел к концу наш урок, но мы не прощаемся со сказками: в конце второго семестра мы снова встретимся с героями самых известных литературных сказок, авторы которых – Астрид Линдгрен и Джоан Ролинг. Поэтому наше домашнее задание рассчитано на длительный период – готовиться к следующему уроку внеклассного чтения по сказкам: прочитать книги этих писательниц
Категория: Классному руководителю | Добавил: rudshkola2014-2015 (2018-04-16) | Автор: Наурызбаева Алия Сейльхановна E
Просмотров: 21 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2018-05-23, 0:41 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1560]
Школьный психолог [532]
История [755]
Опыт [523]
Научная кафедра [226]
Воспитание души [251]
Мастер-класс [230]
Семья и школа [184]
Компьютер-бум [262]
Английский язык [837]
Великие открытия [25]
Университет здоровья [134]
Математика [1235]
Химия [392]
Классному руководителю [676]
Биология [601]
Думаем, размышляем, спорим [101]
Казахский язык и литература [1855]
Краеведение [98]
Начальная школа [4097]
Беседы у самовара [20]
Мировая художественная культура [44]
Новые технологии в обучении [389]
Сельская школа [79]
Профильное обучение [82]
Демократизация и школа [28]
Физика [312]
Экология [189]
Дошколенок [1658]
Особые дети [303]
Общество семи муз [61]
Школа и искусство
Уроки музыки [654]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [483]
Мой Казахстан [241]
Школьный театр [75]
Внеклассные мероприятия [1228]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [101]
ИЗО и черчение [225]
Физическая культура [562]
Немецкий язык [56]
Технология [312]
Самопознание [422]
Профессиональное образование [120]
Школьная библиотека [87]
Летний лагерь [19]
Дополнительное образование [53]
Педагогические программы [16]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru