Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

МОНИТОРИНГ ВОСПИТАНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
МОНИТОРИНГ ВОСПИТАНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Мониторинг – слово, вошедшее в педагогическую лексику относительно недавно. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальных предположений.
Мониторинг воспитания, конечно же, необходим, хотя бы потому, что в современном обществе никакая профессиональная деятельность не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания эффективности этой деятельности. Цель мониторинга – выяснить, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка.
Личность самого воспитанника – главный показатель эффективности процесса воспитания. Неизбежно встает вопрос, каким образом можно отследить результативность работы педагога? Идет процесс развития личности или нет?
Развитие – это личностный рост, т.е. процесс не линейный и зависит от множества факторов (внешних и внутренних). В каждом субъекте (по В.А. Петровскому) заложены фонд «могу» и фонд «хочу». Точка личностного роста возникает в случае, когда соединяется компетентность («могу») и активность («хочу») ребенка. Таким образом, становится понятным, что только приобретенных ЗУНов для личностного роста недостаточно. Поэтому в школе-лицее № 34 наблюдение за воспитанниками ведется в комплексе: исследуются и мотивационная сфера, и активность в делах, и психологические особенности (темперамент, конфликтность и т.д.), и успешность в учебной деятельности, кроме того, нами ведется контроль за изменением системы ценностей учащихся.
В 8 – 11 классах апробировалась методика изучения системы ценностей учащихся российских педагогов П.Степанова и Д.Григорьева, т.к. личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе.
Особо отметим, что, оценивая результаты воспитания через категорию личностного роста, мы подчеркиваем значимость позитивной динамики развития личности, а не соответствия ее какому-либо эталону, стандарту. Такой подход позволяет оценить усилия даже плохо воспитанного ребенка стать лучше, не причисляя его к разряду девиантных детей.
Однако для полноценного описания личностного роста необходима также оценка устойчивости данных отношений:
1. Ситуативные отношения, характеризующиеся изменчивостью и детерминированностью конкретной жизненной ситуацией, в которой оказывается личность.
2. Устойчивые отношения, характеризующиеся относительной стойкостью к различным жизненным ситуациям. Но позиция не является раз и навсегда сформированной.
3. Незыблемые отношения, характеризующиеся постоянством, неизменностью.
Кроме опросника, при ответе на который учащиеся могут выразить свое отношение к тезисам, применяется на практике и индивидуальные собеседования, позволяющие понять систему ценностей учащегося.
Результатом данной работы является не только характеристика личности, но и выявленные точки личностного роста. В субъектной практике важное место отводится движению самого воспитанника к поставленной цели.
В начальном звене наблюдения фиксируются в тетради «Мониторинг процесса развития личности» классными руководителями. В среднем и старшем звеньях, на каждого учащегося ведется индивидуальная папка, в которой накапливаются и анализируются материалы различных диагностик; психолого-педагогическая карта развития личности, где обобщается результат за каждый год; карта профессионального самоопределения (7-11классы).

Портфолио

учащиеся ставили перед собой цели и задачи на год, фиксировали свои достижения.
В режиме Специализированной школы-лицея для одаренных детей немаловажной задачей становится составление на основе результатов мониторинга индивидуальных программ воспитания и самовоспитания лицеистов.

Литература
1. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Ч.1. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
2. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
3. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе/ Под ред. Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского. – М.: АПК и ПРО, 2003.
Категория: Классному руководителю | Добавил: ali4ka (2020-12-08) | Автор: Алтунина Ольга Юрьевна, зам по ВР E
Просмотров: 271 | Комментарии: 1 | Теги: воспитательная работа, мониторинг, уровень воспитанности | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 0:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru