Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Урок закрепления материала темы "Строение клетки и её функции"
Урок № 23 Закрепление материала темы «Строение клетки и её функции»

(по модулю № 2 «Строение и функции прокариотической клетки», «Структурно – функциональная организация клеток эукариот» и «Неклеточные формы жизни»)

Цель урока: Закрепить знания учащихся по теме «Строение клетки и её функции». Развивать познавательный интерес к предмету, умение анализировать и сравнивать. Воспитывать умение чётко и быстро формулировать свои мысли.

Форма проведения: игра «Счастливый случай»

Оборудование: таблица «Строение клетки»

Использованная технология: «Модульная технология» М.М. Жанпеисовой

Ход урока:
1. Орг. Момент. Обращение к структуре модуля.
2. Психологический настрой учащихся
3. Обучающая игра «Счастливый случай»
Класс делится на 2 команды, каждая команда имеет своего капитана и название.

I гейм «Разминка». Командам задаётся по 10 вопросов, на обсуждение которых даётся 5 минут. Отвечает представитель команды, а команда соперников контролирует правильность ответов по образцу. Выигрывает та команда, которая правильно ответила на большее количество вопросов.
Вопросы 1 команды
1) Шаровидные бактерии
2) Выросты внутренней мембраны митохондрий
3) Бактерии живущие в кислородной среде
4) Не имеют клеточную стенку
5) Пластиды красного, жёлтого или оранжевого цвета
6) Растворители веществ
7) Органоид ответственный за синтез белков, жиров и углеводов и их транспортировку
8) Безъядерные организмы
9) Органоиды отвечающие за синтез белка
10) Транспорт веществ происходит через
Вопросы 2 команды
1) Спиралевидные бактерии
2) Выросты внутренней мембраны хлоропластов
3) Бактерии, живущие в бескислородной среде
4) Клеточная стенка состоит из хитина у
5) Бесцветные пластиды
6) Обеспечивает упругость клетки
7) Органоид ответственный за синтез и упаковку ферментов в мембранные пузырьки
8) Ядерные организмы
9) Доклеточные формы жизни
10) Энергетические станции клетки

II гейм «Заморочки из бочки». Участники команд достают из бочонка (мешка) бочки с номерами. Ведущий читает на каждый номер вопрос. После обсуждения капитаны команд дают ответы.
1) Вирусы у растений вызывают заболевание (табачной мозаики)
2) Спиралевидные бактерии (спириллы)
3) Амёба передвигается при помощи (ложноножек)
4) Двумембранные органоиды растительной клетки, содержащие растительные пигменты красного, зеленого или белого цвета
5) В окружающей среде вирусы похожи на (кристаллы)
6) Пластиды, осуществляющие фотосинтез (хлоропласты)
7) Невидимые глазу живые организмы (микроорганизмы).
8) Вирусы жизнеспособны только (внутри живого организма)
9) Обеспечивают цвет плодов и лепестков (хлоропласты)
10) Одномембранные органоиды, разлагающие питательные вещества (лизосомы)
11) Заболевание СПИД вызывают (вирусы)
12) Транспорт веществ внутрь клетки (эндоцитоз)
13) Клеточный центр состоит из … (центриолей)
14) Организмы использующие органические вещества живых организмов называют (паразиты)
15) Вирусы состоят из (ДНК или РНК и капсид)
16) Складки и стопочки, образованные внутренней мембраной хло¬ропласта (тилакоиды и граны)
17) Вирус табачной мозаики разрушает (хлоропласты)
18) Бактерии – санитары нашей планеты (гниения)
19) Двумембранные органоиды растений, накапливающие крахмал (лейкопласты)
20) Вирусы вызывают заболевания (ОРВИ, грипп, СПИД, герпес, полиомиелит и др.)
21) Пластиды зеленого цвета (хлоропласты)
22) Кладовая клетки (вакуоль)
23) Органоиды передвижения инфузории – туфельки (реснички)
24) Вирусы являются (паразитами)
25) Впервые обнаружил вирусы (Ивановский)
26) Участвует в образовании вакуолей и лизосом (аппарат Гольджи)
27) Антибиотики на вирусы (не действуют)
28) Вирусы размножаются через каждые (30 минут)
29) Используют для питания мёртвые организмы (сапрофиты)
30) Бактерии в виде запятой (вибрионы)
31) Проникновение воды в клетку через мембрану (пиноцитоз)
32) Транспорт веществ из клетки (экзоцитоз)
33) Клеточная стенка состоит из целлюлозы у (растений)
34) Учёный, доказавший прямое участие микроорганизмов в процессах брожения (Пастер)
35) Бактерии вызывающие заболевания людей и животных (болезнетворные)
36) Массовое заболевание людей (эпидемия)
37) Бактериальные заболевания (чума, туберкулёз, холера, столбняк, юрюшной тиф, ботулизм, бруцеллез, салмонеллёз)
38) Энергетическая станция клетки (митохондрия)
39) Выполняет защитную функцию (мембрана)
40) Полужидкое коллоидное вещество клетки (цитоплазма)
41) Мозговой центр клетки (ядро)
42) У всех клеток есть (мембрана и цитоплазма)
43) Одним двумолекулярным слоем фосфолипидов и двумя одномолекулярными слоями белка образована (мембрана животных)
44) Бактерии, участвующие в разложении органических веществ растительных остатков и мёртвых животных, в образовании перегноя (гниения)
45) Бактерии, превращающие перегной в минеральные вещества (почвенные)
46) Органоид яйцевидной формы состоящий из двух частей большой и малой (рибосома)
47) Бактерии, применяемые при консервировании (уксусной кислоты)
48) Бактерии, способные синтезировать органические вещества (хемосинтезирующие)
49) Участвуют в накоплении крахмала (лейкопласты)
50) Защиту клетки и избирательную проницаемость (транспорт ве¬ществ в клетку и из клетки) осуществляет (мембрана)
51) Из двух центриолей цилиндрической формы состоит (клеточный центр)
52) Органоид движения эвглены зелёной (жгутик)
53) Бактерии, участвующие в процессе фотосинтеза (цианобактерии или синезелёные водоросли)
54) Синтезирует белки (рибосома)
55) Хромосомы отвечают за процесс (хранения и передачи наследственной информации)
56) Внутренняя оболочка животной клетки (плазмалемма)
57) ЭПС открыл (Портер)
58) Кто впервые обнаружил аппарат Гольджи? (Гольджи)
59) Кто впервые обнаружил митохондрии? (Кликкер)
60) Кто ввёл название митохондрия? (Бенда)
III гейм. «Тёмная лошадка». Побеждает та команда, которая быстрее ответит на вопрос ведущего. Если ответ готов команда поднимает сигнальный флажок или руку.
1) Органоиды только растительной клетки (пластиды)
2) Данный органоид отвечает за равномерное распределение хромосом в процессе деления клетки (клеточный центр)
3) Бактерии участвующие в квашении капусты и силосовании корма (молочно - кислые)
4) Вирусы пожирающие бактерии (бактериофаги)
5) Поступление крупных молекул через мембрану (фагоцитоз).
6) Окраска свеклы и баклажанов зависит от … (пигментов вакуоли)
7) Процесс синтеза органических веществ в процессе окислительно – восстановительных реакций (хемосинтез)
8) Работы об иммунитете написал (Мечников)
9) Изучил процесс хемосинтеза (Виноградский)
10) Открытие микроорганизмов связано с именем учёного … (Антони Левенгука)

IV гейм. «Ты – мне, я - тебе». Команды задают друг другу по два вопроса (домашнее задание)

V гейм. «Гонка за лидером». Отвечают на вопросы все участники. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов. Те ребята, которые ответили на большее число вопросов, зарабатывают дополнительные очки команде, а себе оценку.
1) Энергетические органоиды только растительных клеток (хлоропласты)
2) Участвует в образовании нитей ахроматина (клеточный центр)
3) Бактерии, обогащающие почву азотом (клубеньковые)
4) Жидкая часть цитоплазмы без органоидов (гиалоплазма)
5) Участвует в синтезе и транспорте белков и гликопротеидов (ЭПС)
6) Органоиды клеток всех эукариот, осуществляющие синтез АТФ (митохондрии)
7) Внешняя оболочка животной клетки (гликокаликс)
8) Где впервые была обнаружена ЭПС? (в клетках ткани цыплёнка)
9) Где впервые был обнаружен аппарат Гольджи? (в нервных клетках)
10) Где впервые были обнаружены митохондрии? (в мышцах насекомых)
11) Как Кликкер назвал митохондрию? (саркосома)
12) Как назвал митохондрию Альтман? (биобласт)
На обсуждение заданий 2, 3, 4, 5 геймов даётся 1 минута. Если ответы досрочные, то эту сэкономленную минуту команда может использовать в обсуждении другого вопроса. За каждый правильный ответ команда получает один балл или фишку.

Подводится итог игры, выставляются оценки.

4. Домашнее задание § 12 – 21 повторить, подготовиться к индивидуальной разноуровневой самостоятельной работе и зачёту
Категория: Биология | Добавил: Люся3244 (2015-01-21) | Автор: Иващенко Людмила Валерьевна E
Просмотров: 261 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 7:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru