Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

урок
Тема: Обобщение и закрепление по теме:
«Опорно-двигательная система человека»
Цель:
1.Образовательная: Обобщить знания учащихся по строению опорно-двигательной системы человека, выявить особенности строения и функции скелета и мышц

2. Развивающая: развитие познавательной активности, мышление, речи, формирование умений выделять главное, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого.
3.Воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, умения работать в группах, здоровый образ жизни, оказание первой помощи при травмах ОДС
Тип урока: комбинированный
Вид урока: закрепление и обобщение
Прогнозируемый результат: знают строениек человека, его отделы, раскрыли особенности строения и функций скелетных мышщ
Оборудование: интерактивная доска, рабочие тетради, таблицы, схемы.

План урока:
I. Организационный момент.

II. 1-этап. Актуализация знаний. Устный опрос (5-7 минут)

III. 2-этап. Формирование знаний. (20-25 минут)
Выполнение заданий в рабочих тетрадях и у доски.
Релаксация (прослушивание музыки)

IV. Закрепление темы.
3 -этап обратной связи (оценивание) (12-15 минут)
Выставление оценок в «прозрачный журнал», учебных достижений учащихся где
фиксируются успехи учеников по уровням.

V. Подведение итогов, выставление оценок суммируя баллы в прозрачном журнале.
VI. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II. 1-этап. Актуализация знаний. Устный опрос
Работа над развитием памяти, мышления, речи.
Групповая работа.
1) Вопросно-ответная беседа.
2) Работа в рабочих тетрадях

III. 2-этап. Формирование знаний.
1) Выполнение заданий в рабочих тетрадях и у доски. Вывод.
2). Работа с терминами.

IV. Закрепление темы.
Формирование 2-уровня компетентности

V. Подведение итогов выставленных баллов в открытом журнале
и выставление итоговых оценок.

VI. Домашнее задание повторить & 21-25 закончить работу в рабочих тетрадях.

У 1-этап. Актуализация
1.Что служит опорой тела человека - ___________________.
2.Что относится к опорно-двигательной системе? _____________________.
3.Активная часть опорно-двигательной системы- ______________________.
4. Кости образуют скелет, соединяясь друг с другом при помощи
_______________________________.
5.Какие функции выполняет скелет?
_______________________________________.
6.Какие функции выполняют мышцы? ________________________________.
ІІ-этап.
Теория Для формирования знаний:
1. «Узнавание» Найди в тексте новые слова, термины, понятия, отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой
1. Клетки крови образуются в ________________________ мозге?
2. Кости образованы _______________________, которая является
разновидностью _________________________ткани?
3.По форме кости бывают __________________________?
4. По строению выделяют три типа костей: _______________________________________________________?
5. Снаружи кость покрыта_____________? За счет деления клеток
надкостницы кость растет в ___________ и восстанавливается.
6. Какие ткани способствуют росту костей в длину? ___________. Учителя, составьте задания с участием перечисленных вопросов
по каждому абзацу
для его подетального разбора
Для данного этапа составьте наводящие вопросы(задания) для самостоятельного изучения темы, в процессе выполнения которых ученик смог бы сам назвать тему и сделать выводы, дать определение, вывести формулу и т.д. Для этого рекомендуем использовать в условиях заданий (один или несколько раз) вопросы, соответствующие перечисленным в первой графе микроцелям в «Теории полного усвоения» Б.Блума

2. «Понимание» (описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому). Это задания с применением вопросов: почему? зачем? объясни, найди причину…,докажи, придумай и т.д.
Рассмотрите рисунок и укажите,
из каких веществ состоят кости:
1. __________________________
2. __________________________
3. __________________________
4. __________________________
5-6 ________________________
7. __________________________
8. __________________________

1.Какие вещества входят в состав костей?
__________________________________________________.
2.Почему у детей кости эластичные и упругие?
__________________________________________________.
3.Какой белок придает костям упругость, гибкость и
эластичность? ______________________
3. «Анализ» (определение частей и структуры в заданиях: проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия, найти общее. Выделить главное в каждом абзаце) 1. Позвоночник образован
_____________ позвонками.
2. Какие отделы позвоночника
обозначены на рис. 1-6?
1. _______________
2-3. _______________
4. _______________
5. _______________
6. _______________

3. Сколько изгибов имеет
позвоночник человека? _____

4. «Синтез»
а) (соединение частей по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план). Приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщение по всему содержанию текста. в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д.


Череп, состоит из _______________ и ______________отделов. Мозговой отдел черепа образован ___________соединенными_______________ костями. Спереди располагается большая непарная _____________ (1), сверху – _________________ (9), с боковых сторон ______________ (8), а сзади – непарная ___________________ кость (7).
Лицевой отдел черепа состоит из ____________(3)и_________(4) челюстей, ____________ (2), ______________(5) и других костей. Самыми крупными являются кости _______________ верхней и __________________ нижней челюстей.
Практика: (для формирования умений и приобретения навыков через самостоятельное выполнение практических заданий у доски или на местах за партой):
5. «Применение» Выполни следующие задания ( № ....№.... №...., или упражнения) из учебника, сборника, других источников
Тест Мюненберга.
Задание на тренировку распределения и избирательности внимания «Найди слова» (среди буквенного текста вставлены слова найти и подчеркнуть).
Оаошгкостьзщизгибышрраапозвонкибличерепшзлсуставыолоопхрящитгошвнадкостницачапносеиншбскелетздлопаткашьакистьшгллддоолоозакемышцалгдзчелюстийгепомяплюснаапвыыгрудинаьщогеродничоклроденключицалоелидомребрадлиплюплоскостопиестопабицепсавпогмапыпяаып

6. «Оценка»
(рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:
а) Как ты думаешь?
б) Как бы ты поступил?
в) Для чего это нужно в жизни?
г) Какое применение может найти?
Выберите правильные утверждения
1. Пояс нижних конечностей состоит из крестца и практически неподвижно соединенных с ними двух тазовых костей.
2. К грудине прикрепляются 10 пар ребер.
3. Пясть, предплюсна и плюсна входят в состав стопы.
4. Череп, грудина, позвоночник – служат защитой важных органов.
5. Соединение позвонков крестца между собой и с костями таза – пример полуподвижного соединения костей.
6. Диафрагма разделяет грудную и брюшную полость и межреберные мышцы участвуют в дыхании.
7. Снаружи мышцы покрыты надкосницей .
8. Фасция соединительная оболочка мышцы.
9. Мышцы образованны мышечными клетками –миоцитами.
10. Каждой кости крепится 4 мышцы антогонисты.


ІІІ-этап обратной связи (оценивание)

1 - уровень (5 баллов)
Теория:
1. «Узнавание»
Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера. Задания на: различение, узнавание, запоминание, составить список, выделить, рассказать, показать, назвать и т.д.
1. Назовите кости скелета верхних конечностей
_______________________________________
_______________________________________
2. Назовите кости скелета нижних конечностей
_______________________________________
_______________________________________
3. Назовите кости туловища
_______________________________________
_______________________________________

4. Неподвижное соединение образуется путем ______________________.
Полуподвижное соединение – это соединение костей с помощью _________.
Подвижное соединение – это соединение костей с помощью _____________. Суставы обязательно включают следующие элементы: ____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________

Практика
5. «Применение»
(по образцу) Применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: №….№….или упражнения из учебника, сборника (назв. автора, страница…)
Вставьте в предложения пропущенные слова.
1. При повреждении и растяжении связок в суставе происходит
_................................. костей больше допустимой величины или изменение
их обычного направления.
2. При вывихе ________________________ одной кости может выйти из
________________________________.

3. Переломы бывают открытыми и закрытыми. При ___________ переломе
происходит повреждение кровеносных сосудов, мышц и кожи.

Результат: Формирование 1-уровня компетентности (удовлетв.)
2 - уровень (+ 4 балла)
Теория:
2. «Понимание»
Понимание (описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому). Это задания с применением вопросов: почему? зачем? объясни, докажи, придумай и т.д.

3. «Анализ» (определение частей и структуры в заданиях: проанализировать, проверить, организовать, сравнить, выявить различия, найти общее.
рисунок 1 рисунок 2

Используя рисунки, выберете и зашифруйте правильные ответы
Пример: Какие кости образуют скелет свободной нижней конечности?
Ответ: рис.2 - 2,3,4,5
1. Какие кости образуют плечевой сустав? ________________
2. Какие кости образуют тазобедренный сустав? __________________
3. Какие кости являются самыми широкими? __________________
4. Какие кости образуют локтевой сустав? __________________
5. Какие кости образуют плечевой пояс? __________________
6. Какие кости длинные трубчатые? ____________________________
7. Пястные кости? ___________________________
8. Малая и большая берцовая кости? _______________________
9. Фаланги пальцев? ________________________
10. Пяточная кость? ________________________
Практика:
5. «Применение»
(в измененной ситуации) №……№….задач или упражнений (указать учебники, сборники, авторы, стр…) или учитель, сами придумайте задания на применение в измененной

Используя рисунки вставьте пропущенные слова.
Работа мышц
1 – двуглавая мышца плеча (бицепс), сокращаясь, __________________;
2 – локоть ______________; 3 – трехглавая мышца (трицепс) ____________;
4 – трицепс, сокращаясь,__________________; 5 – бицепс расслабляется и ____________________; 6 – локоть ________________________.
Результат: Формирование 2-уровня компетентности ( 5+4=9 баллов = «хор.»)

3 - уровень (+ 3 балла)
Теория:
4. «Синтез»
а) Задания на синтез (соединенияе частей по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план). Приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщение по всему содержанию текста. в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д.

Практика:
6. Оценка
(рефлексия) (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:
а) Как ты думаешь?
б) Как бы ты поступил?
в) Для чего это нужно в жизни?
г) Какое применение может найти
Строение позвонка:

1 – __________________________________
2 – _________________________________
3 – _________________________________
4 – __________________________________
5- __________________________________
6 – __________________________________

Виды позвонков

1 – ______________; 2 – _________________; 3 – _____________________

Каждый позвонок имеет _______, _________ и ряд _________. Позвонки располагаются друг над другом, соединяются между собой ____________, образуют _______________________, в который заключен ______________.

Шейные позвонки (первый, второй) участвуют в ____________________. ______________________ имеют более массивное тело, так как на них падает большая нагрузка.

Крестцовые и копчиковые позвонки соединяются _____________________ друг с другом – срастаются.


1. Какие клетки составляют костную ткань?
__________________________________________________
2. Из чего состоит межклеточное вещество костной ткани?
______________________________________________________
______________________________________________________
3. За счет чего кость растет в толщину и за счет чего в длину?
- У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась,
Что доказывает этот эксперимент?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
4. На рост костей влияет гормон гипофиза ________________________.
5. Почему при больших нагрузках наступает мышечное утомление?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Результат: Формирование 3-уровня компетентности ( 9+3=12 баллов = «отл.») =
= полной компетенции по данной теме
Категория: Биология | Добавил: Нургуль4595 (2015-02-05) | Автор: Джоробекова Нургуль Дуйшенбековна E
Просмотров: 141 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 11:26 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru