Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Использование ИКТ на уроках биологии.
Колесникова Г.М.
КГУ СОШ № 32 г. Караганды, Казахстан
Использование информационно-коммуникативных
технологий на уроках биологии.
Образовательный процесс в современной школе направлен на – обеспечение и повышение качества обучения на основе фундаментальных принципов образования в сочетании с современными требованиями формирования разносторонне ориентированной личности с учетом потребностей и индивидуальных особенностей ученика.
Информатизация учебного курса биологии осуществляется, главным образом, в форме внедрения средств новых информационных технологий, в том числе мультимедийных пособий. Структура и содержание интерактивного обучения биологии является средством становления и развития информационной компетенции учителя. Под информационной компетенцией учителя понимается владение им современными информационными технологиями, такими как поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование и эффективное использование в системе учебных занятий.
Современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ученика и сейчас и в будущем. На своих уроках биологии организую активную деятельность обучающихся на разных уровнях познавательной деятельности. Для этого провожу стандартные уроки и нестандартные: конкурсы, викторины, игры с применением информационных технологий, уроки – презентации, слайды c применением программы Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop, урок – флипчарт с применением Activstudio Professional, широко использую Интернет-ресурсы, виртуальные лабораторные работы и т.д. На любом этапе урока можно использовать информационные технологии:
 Актуализация знаний учащихся - тестовые задания, флеш-анимации, тренажеры, я использую как готовые, так и создаю сама, используя ЦОР (http://learningapps.org/home.php, http://school-collection.edu.ru/).
 Объяснение нового материала – презентации, электронные учебники, ЦОР.
 Закрепление – защита учащимися своих презентаций.
 Проведение виртуальных лабораторных работ.
Применение ИКТ на уроках биологии позволяет учителю: повысить у учащихся интерес к предмету, разнообразить урок дополнительным материалом, развивать у учащихся творческое мышление за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формировать информационную культуру, повышать качество и эффективность процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий.
Цифровые образовательные ресурсы
Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
Мультимедийные презентации
Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействованы различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио– и видеоматериалы. Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке.
Ресурсы сети Интернет
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
Использование ресурсов Интернета на уроке при изучении нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний. В Интернете можно найти тематические сайты по всем предметам школьного курса, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов.
Ни для кого из педагогов уже не секрет, что в качестве источника информации подавляющее большинство современных школьников используют отнюдь не литературные источники, а ресурсы Интернет. В этом есть большое преимущество, хотя бы в том, что ребята экономят личное время. Задача учителя научить учащихся правильно работать с найденной информацией, уметь ее структурировать, составлять к ней логические схемы, вопросы, выделять главное.
В Интернете можно найти информацию о проведении конкурсов, олимпиад и принять в таковых участие. Со своими учениками я принимаю участие в международных дистанционных олимпиадах http://konkurs.infourok.ru, http://novyurok.ru/index.php.
Заключение
На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Компьютер не сможет заменить живого слова учителя, но новые ресурсы облегчают труд современного учителя, делают его более интересным, эффективным, повышают мотивацию учащихся к изучению биологии.
Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным, способствует развитию у школьников разносторонних общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.
Использование ИКТ на уроках биологии позволяет мне, как учителю, быть в курсе тенденций развития педагогической науки. Повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, путем ориентации учения на успех; усвоить базовые знания по биологии, их систематизировать; сформировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. С использованием ИКТ источником информации является не только учитель, но и сам ученик.
1. Андреев А.А. «Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования». Школьные технологии. 2001. №3.
2. Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек «Методы обучения. Обучение в сотрудничестве», М.: 2001.
3. http://festival.1september.ru/articles/612108/.
4. Смолянинова О.Г. «Мультимедиа в образовании». Красноярский государственный университет, Красноярск, 2002.
Категория: Биология | Добавил: biologiqwe (2015-03-28) | Автор: Колесникова Галина Мейрашевна E
Просмотров: 404 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-06-25, 4:53 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1522]
Школьный психолог [525]
История [736]
Опыт [511]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4019]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [379]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [184]
Дошколенок [1578]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru