Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Урок – видеофильм Тема: Размножение и развитие млекопитающих
Урок – видеофильм
Тема: Размножение и развитие млекопитающих

Цели и задачи урока:
1. Выяснить особенности размножения и развития млекопитающих. Показать признаки более высокой их организации по сравнению с пресмыкающимися. Установить родство между пресмыкающимися и млекопитающими.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление, внимание, память. Расширить знания учащихся о многообразии млекопитающих.
3. В ходе урока воспитывать у учащихся любовь к природе, обосновать необходимость охраны редких животных.

Методы обучения: наглядные, практические, проблемные, метод самостоятельной деятельности учащихся, работа с деформированным текстом.

Оборудование: картинки с изображением яйцекладущих и сумчатых млекопитающих, диск « Животный мир Австралии », раздаточный материал – тесты.
Ход урока

Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас интересная тема – «Размножение и развитие млекопитающих». Мы еще раз убедимся в том, что организация млекопитающих более сложная по сравнению с другими позвоночными. Давайте вспомним особенности биологии млекопитающих.

Предполагаемые ответы с места:
1. Волосяной покров.
2. Живорождение и выкармливание детенышей молоком.
3. Высокоразвитый головной мозг, высокий уровень нервной деятельности.
4. Теплокровность
5. Четырехкамерное сердце.
6. Развитые кожные железы.

А теперь послушайте «Рассказ кота Мурлыки». Сразу скажу, что в нем 8 ошибок. Ваша задача – найти и прокомментировать их.
«Рассказ о кошке Багире»
Я – обыкновенная кошка Багира из типа млекопитающихся. Именно поэтому я люблю пить молоко. Жизнь моя уютна и спокойна. В жаркие дни я очень люблю лежать в холодке, свернувшись в клубочек и прикрыв нос хвостом. А хвост у меня пушистый и теплый. Это оттого, что весь он покрыт остевыми волосками. После обеда люблю поиграть. Особенно мне нравится красный мяч – он такой яркий, праздничный.
А еще мы с бабушкой любим слушать радио. Жаль только, что уши у меня маленькие и я не все слышу.
Ну ладно, побегу – бабушка зовет. Посидим, помурлыкаем.
В рассказе были допущены следующие ошибки:
1. Тип Хордовые – Класс Млекопитающие
2. Название класса без частицы «ся», так как животные не сами питаются молоком, а выкармливают молоком своих детенышей.
3. Кот Мурлыка любит молоко не потому, что относится к классу млекопитающих.
4. В жаркие дни кошки вытягиваются в холодке. Сворачиваются в клубок и прикрывают нос хвостом – в холод.
5. Остевые волосы выполняют защитную функцию. Тепло сохраняет подшерсток.
6. После обеда животные не активны, они любят просто полежать и вздремнуть.
7. Кошачьи видят все в черно – белом изображении.
8. Слух не зависит от размеров ушной раковины. У кошек слух отличный.

Прогрессивные особенности строения млекопитающих позволили им широко распространиться на Земле и заселить самые разнообразные места обитания. Сегодня мы узнаем, что признаки высокой организации этих животных наблюдаются также в особенностях их размножения и развития.
В зависимости от особенностей размножения и развития млекопитающие делятся на три группы: яйцекладущие, сумчатые и плацентарные. Давайте рассмотрим каждую группу в отдельности.
Не все млекопитающие рождают живых детенышей, некоторые из них размножаются, откладывая яйца. Поэтому их относят к классу яйцекладущих. Они занимают как бы промежуточное положение между млекопитающими и пресмыкающимися. К ним относятся утконос и несколько видов ехидн. Вспомним из курса географии о распространении этих животных (Австралия, Тасмания, Новая Гвинея).

( Сообщение об утконосе и ехидне. )

Просмотр фрагмента фильма «Подкласс яйцекладущие»
Просмотрев фильм сопоставьте утконоса и ехидну, найдите в их организации сходные признаки. На основании этого сравнения дайте общую характеристику подкласса яйцекладущих.

Предполагаемый ответ:
1. Откладывают яйца
2. Молочные железы не имеют сосков
3. Имеется клоака
4. Температура тела колеблется от 25 до 30 градусов.
5. Нет зубов.

Яйцекладущие млекопитающие в нашу геологическую эпоху встречаются только в Австралии и на прилежащих островах. Представители другого подкласса – сумчатые – эволюционно более продвинуты.

( Сообщение о сумчатых )

Просмотр фрагмента фильма «Размножение кенгуру»

Просмотрев фрагмент фильма, ответьте на следующий вопрос – какими особенностями отличаются сумчатые млекопитающие.

Предполагаемый ответ:
1. Имеется матка
2. Зародыш рождается недоразвитым ( 3 см . – 2 м. )
3. Длительное вынашивание своих детенышей происходит в сумке
4. Имеет млечные железы с сосками – сумке
5. Не образует плаценты
6. Детеныш висит на соске, мать впрыскивает сама ему молоко

И последняя группа млекопитающих – плацентарные. Это наиболее прогрессивная группа млекопитающих, самая многочисленная и распространенная на Земле.

( Сообщение об особенностях размножения и развития плацентарных )

Кто может сказать, какие преимущества дает млекопитающим внутриутробное развитие? ( зародыш защищен от неблагоприятных воздействий окружающей среды )
Запишем особенности плацентарных млекопитающих:
А) рождают живых детенышей
Б) развитие зародыша происходит в матке
В) млечные железы имеют соски на брюшной стороне тела

Основные понятия

Матка – это особый мышечный орган, способный растягиваться и в котором происходит развитие плода.
Плод – это зародыш, который приобретает черты, характерные классу.
Плацента ( детское место ) – это временный орган, посредством которого зародыш присоединяется к стенкам матки, то есть место срастания
Пуповина – это временный орган, через которое зародыш постоянно получает питательные вещества и кислород и выделяет продукты обмена ( имеет вид жгута ).
Беременность – это процесс внутриутробного развития зародыша плацентарных или живородящих животных.
Роды – это естественный процесс выталкивания сформировавшегося плода из организма матери при помощи сокращений стенок матки.

Продолжительность беременности различна у млекопитающих разных видов. Она зависит: 1) от величины плода,
2) от размеров самих животных,
3) от среды обитания ( образа жизни ).
С образом жизни и продолжительностью беременности связан и уровень развития появляющихся на свет детенышей. У хищных млекопитающих и многих грызунов, выводящих потомство в норах, они слепые, голые и беспомощные. А у большинства копытных детеныши рождаются зрячими, покрытыми шерсти и почти сразу после рождения способными следовать за матерью – ведь у них нет другого способа избежать хищников. В зависимости от уровня развития рождающихся детенышей млекопитающие проявляют разнообразные формы заботы о потомстве.
Выкармливание детенышей молоком – одна из самых характерных особенностей всех млекопитающих. Молоко образуется в млечных железах самки, которые обычно расположены на груди или брюхе. Молоко обладает очень высокой питательностью и содержит все необходимые вещества для роста и развития детенышей: воду, жиры, белки, углеводы, витамины и минеральные соли. Белый цвет молока зависит от того , что входящий в его состав жир имеет вид микроскопически маленьких капелек. Такой жир легко переваривается и усваивается в организме детеныша
Пример: детеныш кита и тюленя набирают 1 кг веса в день

Вывод: 1) живорождение
2) вскармливание детенышей молоком
3) наличие млечных желез

Обобщение урока
Закрепление нового материала – тест
Подведение итогов. Выставление оценок
Домашнее задание: параграф 48, стр. 170 - 173

Подкласс плацентарные. Да, это наиболее прогрессивная группа млекопитающих, самая многочисленная и распространенная на Земле. Яйцеклетка у плацентарных очень мелкая, и после оплодотворения они продолжают развиваться внутри тела матери, в матке. В месте прикрепления зародыша к матке возникает особый орган – плацента. Зародыш связан с плацентой пупочным канатиком, в котором проходит кровеносные сосуды. За счет очень тесного соприкосновения сосудов матки и плаценты между зародышем и организмом матери происходит постоянный обмен веществ. Зародыш получает необходимые для роста питательные вещества и кислород, а продукты обмена удаляют из организма.

Тест для закрепления нового материала

1. В зависимости от особенностей размножения и развития млекопитающие делятся на три группы:
А) водные, наземные, земноводные
Б) травоядные, плотоядные, всеядные
В) яйцекладущие, сумчатые, плацентарные

2. Из перечисленных животных к яйцекладущим относятся:
А) кенгуру и ехидна
Б) утконос и ехидна
В) утконос и коала

3. Детеныш утконоса после вылупления из яйца питается молоком, которое:
А) непрерывно течет из сосков
Б) выделяется из сосков при сосании
В) как пот выделяется на шерсть

4. Млекопитающие, у которых оплодотворенное яйцо развивается в матке, а зародыш прикрепляется к стенке матки плацентой, относятся к :
А) яйцекладущим
Б) сумчатым
В) плацентарным

5. Процесс внутриутробного развития зародыша животных и человека называют:
А) беременностью
Б) питанием зародыша
В) дыханием

Лист ответа

Ответы № вопроса А Б В
1. 0 0 0
2. 0 0 0
3. 0 0 0
4. 0 0 0
5. 0 0 0

Карта анализа допущенных ошибок
1.
2.
3.
4.
5.

ЗАДАНИЕ

1. Внимательно слушайте. Следующий этап нашей работы – акцент на внимание.

«Рассказ о кошке Багире»

Я – обыкновенная кошка Багира из типа млекопитающихся. Именно поэтому я люблю пить молоко. Жизнь моя уютна и спокойна. В жаркие дни я очень люблю лежать в холодке, свернувшись в клубочек и прикрыв нос хвостом. А хвост у меня пушистый и теплый. Это оттого, что весь он покрыт остевыми волосками. После обеда люблю поиграть. Особенно мне нравится красный мяч – он такой яркий, праздничный.
А еще мы с бабушкой любим слушать радио. Жаль только, что уши у меня маленькие и я не все слышу.
Ну ладно, побегу – бабушка зовет. Посидим, помурлыкаем.

2. В ходе рассказа допущены недочеты, а именно терминологические и фактические ошибки. Вам, ребята, дается проблемное задание: найти эти ошибки, время –4 мин.
НЕДОЧЕТЫ, ОШИБКИ

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

ЗАДАНИЕ

1. Ребята, вы все знаете, что цвет молока белый. Как вы думаете, с чем это связано или от чего это зависит? Время – 2 мин.
ОТВЕТ

Следующий этап нашей работы: знакомство с текстом научного стиля.

Задание. Прочтите. Законспектируйте в тетрадь основные мысли текста.
Рассмотрите рисунок. Время – 5 мин.

Плацентарные

Плацентарные – такие млекопитающие, у которых маленькое яйцо после оплодотворения развивается в особом органе – матке. Матка – особый мышечный орган, способный растягиваться и в котором происходит развитие плода. А зародыш прикрепляется к стенке матки плацентой. Плацента ( детское место) – это временный орган, посредством которого зародыш присоединяется к стенкам матки, т.е. место срастания. В плаценте через пуповину происходит тесное соприкосновение кровеносных сосудов матери. К зародышу из крови матери поступают все необходимые питательные вещества и кислород, а обратно в кровь матери выделяются продукты обмена, т.е. весь этот процесс осуществляет пуповина.
Процесс внутриутробного развития зародыша у живородящих животных и человека называют беременностью. Сроки беременности у млекопитающих различны. Они зависят: от величины плода, размеров самих животных, среды обитания. Процесс внутриутробного развития плода (плод - это зародыш, который приобретает черты, характерные классу) завершается родами. Роды – это естественный процесс выталкивания сформировавшегося плода из организма матери при помощи сокращений стенок матки. Частота размножения также находится в связи с величиной животного и сроками беременности: чем беременность короче, тем чаще повторяется размножение.

Категория: Биология | Добавил: саулешка (2010-04-15) | Автор: Бектембаева Сая Фазыловна E
Просмотров: 6848 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 6:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru