Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим

Урок психологии, 6 класс Тема «Оцениваем себя»
Цель: дать понятие о самоценности человеческого "Я", продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки
Материалы: песенка мышонка из мульфильма https://www.youtube.com/watch?v=ODJ7IfZ4ilE

Ход занятия.
1.Введение
В жизни мы постоянно выражаем свое отношение к окружающему: нравится или не нравится, красиво или некрасиво, дешево или дорого и т.д. Это и есть оценка – определение ценности, установление качества, степени, уровня, значения чего-либо или кого-либо. В основе лежит сравнение с каким-то образцом, примером.
А оценивали ли когда-нибудь себя? Свои качества, достоинства, недостатки? Совпадала ли ваша оценка себя с оценкой других?

2. Основная часть.
Оценка самого себя, своих качеств, своих достоинств и недостатков называется самооценкой.
Любое из представлений образа Я имеет какую-то чувственную окраску (самооценку): положительную-отрицательную, хорошую-плохую. Эти самооценки очень субъективны (относительны, иногда просто ошибочны). Бывает, что человек о себе думает лучше, чем он есть на самом деле.(это повышенная самооценка), а бывает наоборот (это заниженная).
Давайте вместе посмотрим мультфильм «Песенка мышонка». Этот мультфильм 1967 года выпуска, но на мой взгляд, он до сих пор актуален.
Дети смотрят фильм и обсуждают самооценку мышонка. Приходят к выводу, что надо стремиться, чтобы самооценка была правильная (адекватная). Для этого надо сравнивать себя с другими людьми, прислушиваться к мыслями высказываниям окружающих (друзей, родителей, учителей).
Окружающие люди, общественные нормыи ценности, с которыми вы сравниваете себя и свои поступки, играют роль зеркала, в которые смотрится каждый из вас, составляя образы своего «Я».


Задание:
Распределить качества в соответствии с уровнем самооценки:
 Чувствует себя важным и нужным, доверяет самому себе, уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки, склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода; проявляет подозрительность, агрессию; может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться; эгоистичность, пренебрежение мнением других.
 Чрезмерно чувствительны к критике; застенчивы; нерешительны, зависимы, необъективны; часто страдают от одиночества, неуверенность, чувство тревоги, пассивны, внушаемы и менее популярны.
 Удовлетворенность собой, принятие себя, чувство собственного достоинства, положительное отношение к себе, согласованность своего наличного и идеального «Я», правильное отношение к другим.

Завышенная
Правильная (адекватная)
Заниженная

3. Рефлексия
Как быть если самооценка не адекватная, то есть ниже или выше реального. Попробуйте в группах составить рекомендации.
Дети в группах составляют рекомендации и зачитывают по очереди.
А теперь рекомендации от психологов, посмотрите, совпали ли они с вашими? На что еще нужно было обратить внимание?
Как повысить самооценку
Поднять самооценку вовсе не сложно, для этого достаточно немного изменить свое отношение к миру и к себе. Повышение самооценки – процесс довольно медленный, но если вы все будете делать правильно, результаты не заставят себя ждать!
Прежде всего, обозначим привычки и особенности поведения, которые точно не помогут вам повысить самооценку:
• Сравнение себя с другими людьми. Каждый человек индивидуален, именно в этом и заключается вся прелесть существования. Помните, что всегда найдутся люди, у которых больше денег, больше успехов, лучше жизнь…Но всегда будут и те, кто оказался намного «ниже» вас. Поэтому сравнивать себя с другими – занятие просто бесполезное, и поднять самооценку точно не поможет;
• Неоправданная самокритика. Каждый раз, когда вы вслух или про себя произносите: «Я неудачница», «Я недостойна того, что имею» и т.д., вы практически занимаетесь самовнушением. Согласитесь, «внушение» себе подобных утверждений не поможет вам повысить самооценку;
• Неумение принимать комплименты. Вспомните, как часто на утверждение человека «Какая у тебя красивая прическа!» вы отвечали фразой подобного рода: «Ничего особенного, я уложила волосы, как обычно». Именно так вы отклоняете комплименты. Попробуйте в следующий раз, когда услышите что-то хорошее о себе, ответить: «Да, это так. Я старалась, спасибо!»;
• Жалобы на жизнь. Конечно, трудно отказаться от соблазна поныть о том, как всё плохо. Но задумайтесь: счастливый человек никогда не станет жаловаться, как можно жаловаться на счастье? В следующий раз, когда захочется пожаловаться, подумайте, а как вы можете решить эту проблему. Вы удивитесь, но решение окажется гораздо проще, чем вы предполагали, а вот жалобы исправить ситуацию точно не помогут;
• Нерешительность. Если решили что выполнить, действуйте! Чем дольше будете «начинать», тем больше будут казаться трудности.
• Сделайте список своих достижений и список положительных качеств. В первый список внесите все свои успехи. Возьмите себе за правило каждый день вносить в список достижений новый пункт, вписывайте даже самые, казалось бы, незначительные мелочи. Встали на 10 минут раньше положенного времени, провели уборку, сделали утреннюю гимнастику – всё это не должно остаться незамеченным. В список положительных качеств внесите все свои хорошие качества, не менее 20 пунктов. Просматривайте эти списки каждый день – очень способствует повышению самооценки!
• Регулярные занимайтесь спортом.
Если самооценка выше нормы? Советы психолога в данной ситуации следующие:
• Прислушиваться к мнению окружающих людей как к одобрительному, так и неодобрительному: часто они могут дать верную оценку, чем возможно это сделать самостоятельно.
• Спокойно относиться к критике, без агрессии и скандалов.
• Не справившись с порученными делами нужно искать причины в себе, а не в людях из окружения или прочих обстоятельствах.
• Научиться понимать искренность той или иной похвалы, насколько она заслужена и соответствует ли реальной действительности.
• Сравнивать себя с максимально успешными людьми в каком-то определённом виде деятельности или в жизни вообще.
• Тщательно анализировать свои возможности, прежде чем взяться за какое-то дело или поручение, сделав правильный вывод.
• Не считать свои недостатки незначительными мелочами, особенно относительно недостатков других людей.
• Быть самокритичнее, так как самокритика в разумных пределах способствует саморазвитию.
• Завершив успешно дело подумать, а можно ли было его сделать ещё лучше и что этому помешало?
• Ориентироваться на оценку своих результатов другими людьми, а не довольствоваться собственной удовлетворённостью.
• Уважать чувства и желания других людей, так как они также важны, как и собственные чувства и желания.
А сейчас предлагаю каждому из вас провести тест для того, чтобы определить свой уровень самооценки:
Инструкция: прочитайте вопросы и выберите вариант ответа, который наиболее подходит вам :
1. Как часто тебя терзают мысли, что тебе не следовало говорить или делать что-то?
а) очень часто — 1 балл; б) иногда — 3 балла.

2. Если ты общаешься с блестящим и остроумным человеком, ты:
а) постараешься победить его в остроумии — 5 баллов;
б) не будешь ввязываться в соревнование, а отдав ему должное, выйдешь из разговора — 1 балл.

3. Выбери одно из мнений, наиболее близкое тебе:
а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5 баллов;
б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл;
в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла.

4. Тебе показали шарж или пародию на тебя. Ты:
а) рассмеешься и обрадуешься тому, что в тебе есть что-то оригинальное — 3 балла;
б) тоже попытаешься найти что-то смешное в твоем партнере и высмеять его — 4 балла;
в) обидишься, но не подашь вида — 1 балл.

5. Ты всегда спешишь, тебе не хватает времени или ты берешься за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?
а) да — 1 балл;
б) нет — 5 баллов;
в) не знаю — 3 балла.
6. Ты выбираешь подарок другу/подруге. Купишь:
а) то, что нравится тебе — 5 баллов;
б)то, чеиу, как ты думаешь, будет рад/а друг/подруга, хотя тебе лично они не нравятся — 3 балла;
в) то, что рекламировали в недавней телепередаче – 1 балл.
7. Ты любишь представлять себе различные ситуации, в которых ты ведешь себя совершенно иначе, чем в жизни?
а) да — 1 балл; б) нет — 5 баллов; в) не знаю — 3 балла.
8. Задевает ли тебя, когда твои ровесники добиваются большего успеха, чем ты?
а) да — 1 балл; б) нет — 5 баллов; в) иногда — 3 балла.
9. Доставляет ли тебе удовольствие возражать кому-либо?
а) да — 5 баллов; б) нет — 1 балл; в) не знаю — 3 балла.
10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета: а) голубой — 1 балл; б) желтый — 3 балла; в) красный — 5 баллов.
Подсчет баллов
50—38 баллов. Ты доволен собой и уверен в себе. У тебя большая потребность доминировать над людьми, любишь подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Тебе безразлично то, что о тебе говорят, но сам ты имеешь склонность критиковать других. Чем больше у тебя баллов, тем больше тебе подходит определение: «Ты любишь себя, но не любишь других». Но у тебя есть один недостаток: слишком серьезно к себе относишься, не принимаешь никакой критической информации. И даже если результаты теста тебе не понравятся, скорее всего, ты «защитишься» утверждением «все врут календари». А жаль...
37—24 балла. Ты живешь в согласии с собой, знаешь себя и можешь себе доверять. Обладаешь ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу твоего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У тебя нормальная здоровая самооценка, ты умеешь быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.
23—10 баллов. Очевидно, ты недоволен собой, тебя мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом... Остановись! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил тебе, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от тебя самодовольства, но ты должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.
«Как себя оценивать»
1. Судите о себе по делам. Успех в работе – это показатель ваших достоинств, неудачи характеризуют ваши слабости и недостатки.
2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.
3. Сравнивайте свое мнение о себе с мнением о вас со стороны. Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков – ваш друг.
4. Прислушивайтесь к критике в свой адрес: если критикует один – задумайтесь, если два – проанализируйте свое поведение, если три – переделывайте себя
5. Будьте самокритичны, но не слишком. Стремитесь к объективности.
6. Лев Толстой говорил, что человек подобен дроби: числитель – то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. То, что вы есть, - это ваши дела, ваши хорошие отношения с людьми и все, что приносит пользу.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=ODJ7IfZ4ilE
Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: maigulem (2015-11-29) | Автор: Майгуль Мухамеджанова E
Просмотров: 1474 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-18, 7:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru