Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим

Школьный менеджмент: какое управление, такое и образование
Сегодня по всему Казахстану прозвучали последние звонки, извещающие об окончании очередного учебного года для системы среднего образования. Но отдыхать будут ученики (и то не все), а директорам школ, педагогам и управленцам - придется думать как жить дальше, с чем вступать в новый учебный период.
В Клубе Института политических решений (КИПР) прошло очередное заседание с участием директоров частных и государственных школ, представителей высших учебных заведений, образовательных НПО, журналистов-обозревателей.
Идет интеграция Казахстана в международное образовательное пространство - актуализируются вопросы управления средней школой в современных условиях.
Школа стала полноправным участником рыночных отношений, что меняет многие подходы к ней. Держится на плаву тот, у кого есть стратегия развития, кто показывает эффективный функционал, осваивает современные технологии и внедряет передовые методики управления человеческими ресурсами.
Ниже - фрагменты высказываний участников заседания и ряд решений, озвученных в стенах КИПР.
Ерлан Смайлов, модератор КИПР
Cегодня скорость трансформации общества и экономики существенно превышает скорость трансформации системы образования. Обычная средняя школа не вписывается в новую реальность становления рыночной экономики и гражданского общества, она отстает по скорости изменений. Можно сказать, что у нас сегодня модель образования не ученико-центричная, а административно-центричная.
Леонид Ким, директор Международной школы-лицея "Достар"
Основными направлениями развития школьного менеджмента являются адаптация школы к происходящим изменениям в стране и обществе через профилизацию школ, активное внедрение в практику работы учителей информационных технологий. Важное значение имеет формирование нового менталитета у учителей в трудовой деятельности. Современный учитель должен идти впереди молодого поколения и иметь навыки работы с новыми информационными технологиями.
При этом государство должно выступать в роли заказчика, а школа как исполнитель. В частном же секторе образования родитель - заказчик, школа - исполнитель.
Основой успеха выступает стратегия конкуренции кадров. Необходимо создание конкурентной среды в педагогическом коллективе, формирование творческой атмосферы в образовательной деятельности и прием педагогов на контрактной основе.
Необходимо привлекать к выпуску учебников отечественных и зарубежных издательств на тендерной основе, использовать применение альтернативных учебников. Что касается подготовки ЕНТ, здесь нужен в первую очередь анализ подготовки и результатов ЕНТ с разработкой сетки часов для подготовки ЕНТ.
Елена Ожго, директор ОФ "Социальная динамика"
На самом деле должен меняться менталитет не только учителя, но и всего общества. Институт школы по структуре своей сохранил старые позиции, он сидит в сетке своего вертикального управления: министерство образования - департаменты образования и т.д. Ни в одной образовательной системе мира это уже не присутствует. Там общество является заказчиком, поэтому наверху всегда есть городской школьный совет, а уже под ним департамент образования.
НПО так рьяно обсуждают вопросы, связанные с попечительскими советами, потому что они сегодня ничего не изменят в школах, они остаются тем же придатком, одним из коллегиальных органов, который ничего не решает в школе. Попечительские советы должны быть на уровне закона об образовании вынесены на самый верх системы управления, являться заказчиком образования от имени общества. Поэтому школа - общественный институт, во-первых, и гражданское общество, гражданская школа и школа граждан, по заказу граждан - это самый большой вопрос, который должен на самом деле обсуждаться в обществе. Тогда будет изменение школы в принципе. Преобразование без участия общества невозможно.
Менеджмент на уровне школы должен иметь некую систему. Система школьного менеджмента должна меняться именно сверху, должны создаваться детальные целевые программы. Сегодня для всех школ общенациональной идеей является подготовка и сдача ЕНТ. Госстандарт мало кем выполняется, так как все внимание сфокусировано именно на четырех главных предметах.
У каждого нововведения будут свои барьеры. Вот, например, нововведение - попечительские советы, для того чтобы общество зашло в школы, заказывало образование, контролировало открытость и прозрачность деятельности школ. Но сегодняшнему директору школы тяжело в современной системе управления, поэтому на уровне своей школы он хочет иметь такой же авторитарный стиль принятия решений. И для него барьером к новшествам является, во-первых, незнание преимуществ и отказ от тех преимуществ, которые он видит для себя уже в сложившейся системе.
Гульсара Мендыгалиева, Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования
У нас есть Концепция менеджмента качества, в которой есть аксиома: 98% успешности зависит от управления и только 2% - от исполнителей. У нас директорами школ работают не менеджеры, а бывшие учителя, которые прекрасно справляются со своими обязанностями.
Сегодня идет обсуждение проекта Программы образования 2011-2020 гг., где есть три больших пункта - это инвестиции, улучшение качества и выход на мировой уровень. Мы сейчас как раз работаем над моделью управления специально для руководителей государственных школ. На сегодняшний день мы собрали 780 примеров опыта, где только лишь по управлению более 120.
Марианна Гурина, президент ОФ "Ұлағатты жанұя", зам.председателя ассоциации родителей РК
Я - мама, я отдаю ребенка в школу. Я хочу получить от школы, от государства, с моими вложениями, хорошего человека, прежде всего, гражданина, ответственного, милосердного. Мы приходим в школу с радостью и говорим: "Давайте будем с Вами вместе воспитывать нашего ребенка". И тут же получаем ответ: "Нет. Вы оставили ребенка, пожалуйста, не вмешивайтесь. Приходите на родительское собрание, которое будет тогда-то". На родительском собрании родители, которые приходят, боятся поднять глаза: то он что-то там разбил, то что-то произошло и "соберите, пожалуйста, деньги". Это форма, которая не уходит, а существует и сейчас.
Я рада, что начинается что-то меняться в образовании. У нас появляется новая программа, которая включает, прежде всего, новый менеджмент. Это попечительские советы. Вице-премьер сказал, что форма есть, но все протестуют против этого. Директор не может понять, что эти советы являются защитниками школы. Ведь у нас по 30-40 проверок проходят в школах каждый год. Это насилие над школой, когда директору некогда говорить человеческим языком. И директор боится. Насилие над школой и образованием происходит с первого класса, а в одиннадцатом у нас вообще никто не учится - потому что школа работает на то, чтобы выдать государству какой-то процент или оценку. Дети прекращают учиться в одиннадцатом классе, потому что понимают, какой предмет им нужен, и им нужно получить хорошую оценку, нужно сдать ЕНТ.
Самое страшное, когда директора после девятого класса выгоняют [отстающих] детей, только из-за того, чтобы школа не потеряла свое лицо.
У нас некому защищать детей. У нас есть департамент по защите прав детей в количестве 25 человек, но детей защищать некому. Когда к ним обращаются за помощью, они говорят: "Пусть родители придут и напишут заявление". Это еще одна организация, подотчетная министерству. Для защиты детей должна существовать общественная организация - это институт омбудсмена, который должен быть в каждом городе, районе. Этот институт должен быть введен. И если не будет такой независимости, то грош нам всем цена.
Ирина Смирнова, Республиканское общественное объединение учителей и преподавателей "Ар-намыс", председатель Алматинского филиала
Наша система образования очень закрыта и авторитарна. Сейчас говорят: "Почему нет развития?" Эта система оберегает сама себя, чтобы себя не подкосить. Если заменить чиновников, которые находятся наверху, то ничего не изменится. Сама структура такова, что общество не допускается к решению каких-либо вопросов, даже незначительных. К обществу даже не прислушиваются. И если какая-то рекомендация дается, то делается наоборот, мол, вы рекомендуйте, но мы вас слушать не будем никоим образом. И поэтому попечительский совет, о котором говорят, он никому не интересен, и никто не будет слушать его советы.
Полтора года назад мы вместе с другими общественными объединениями поднимали вопрос о том, что необходимо государственно-общественное управление образованием. Может быть, даже общественно-государственное. То есть управление образованием не должно быть таким авторитарным.
Директор школы поставлен в жесточайшие, страшные условия. Сверху на него давят нормативные документы, снизу на него давит недостаток финансирования и то, что он собирает средства, чтобы закрыть эти бреши. Директору говорят: "Не поднимай этот вопрос, решай его сама, если не решишь, на твое место еще десять человек найдется".
Самое главное, что это неправильное управление, жесткое, которое ни к чему не прислушивается, которое не хочет меняться, очень консервативное, оно не дает развиваться школам. Как сказала представитель Республиканского института повышения квалификации, "все делают, но развития нет". И мы сегодня должны говорить о государственно-общественном управлении образованием.
Екатерина Анисимова, директор ОШ №116
Я хочу сказать о положительном опыте, который, в принципе, мы наблюдаем в городе Алматы по поводу подготовки кадров, в частности, директоров школ. Правильно заметили, что директором становится красивый лебедь, который сразу же, в первый год, превращается в гадкого утенка, потому что нет у него знаний и опыта.
Но при городском институте повышения квалификации существуют годовые курсы подготовки менеджеров в образовании. Они очень нам помогли, но их недостаточно. Они многое дали, но на данном этапе, мы считаем, что не надо нас, молодых директоров, бросать, надо с нами работать дальше.
Шарипжан Надыров, декан географического факультета КазНУ им. аль-Фараби
Абитуриенты, которые поступают к нам на первый курс, по уровню знаний, навыков, образования соответствуют уровню 7-8 класса советских времен. Конечно, есть разница между городской и сельской школой. Из 1200 студентов нашего факультета 80% - сельский контингент, и это практически тот контингент, который в советское время мог бы учиться в стенах профессионально-технических училищ, не более.
Наши коллеги за рубежом исключительно правы в том, что есть дифференциация в средней школе. В основе нашей модели образования должна быть дифференциация: по способностям или другим критериям надо разделять уже после 4-го класса. Почему? Например, в США, 75% не поступают в высшие учебные заведения, но они счастливы, они относятся к среднему классу, имеют высокий уровень дохода и нашли себе место в жизни. Видимо, гражданское общество нацелено именно на формирование личности по способностям, а не по желанию.
Допустим, как у нас, 100% выпускников школ хотят получить высшее образование. В конце концов, из них только 15% его получают, я имею в виду настоящее образование.
Ну и, конечно, надо отметить, что высшая и средняя школа слабо между собой связаны.
Асылбек Кожахметов, Международная академия бизнеса
Качество образования на 90% зависит от эффективности управления. Эффективность управления зависит от системы управления. Если правильно выстроена система, могут ли быть неэффективно управляемые школы? Могут. А если неправильно выстроена система, могут ли быть эффективно управляемые школы? Тоже могут. Если качество с каждым годом ухудшается, значит, это неэффективно управляемая система. Если качество повышается, в общем, в системе, значит, это эффективно управляемая система. В нашей, неэффективно управляемой системе есть хорошие школы, и за это нужно благодарить только директоров. Это случайность.
Наше школьное образование 20 лет назад было одно из лучших в мире, это до сих пор признается. Для плановой экономики метод жестко централизованной системы управления позволял добиваться хороших результатов. Сейчас у нас рыночная экономика и жесткая административная система управления. Эти две вещи приводят к противоречиям. Это ножницы, заложником которых является система образования.
Что нужно, чтобы привести ее в нормальное состояние? Либо возвращаться к социалистической экономике и работать в жесткой административной системе. Либо оставаться в рыночной экономике и переходить к децентрализованной системе управления образованием.
Зульфия Байсакова, председатель ОФ "Союз кризисных центров в Казахстане"
Директора школ начнут качественно заниматься школьным менеджментом, когда они перестанут заниматься финансово-хозяйственной деятельностью, и в управление образования перейдет вся эта канитель: проведение тендеров, вкручивание лампочек и т.д. и т.п.
Мы все время перекладываем защиту прав ребенка на кого-то. Мне кажется, защитой прав детей должны заниматься все здесь присутствующие, начиная от системы начального образования и заканчивая системой высшего образования. Потому что мы все - родители, и, самое главное, мы все сегодня несем некую ответственность за то, что они осуществляют.
Что касается профессионализма педагогов. На наш телефон доверия 150 поступают жалобы по поводу жестокого обращения учителей с детьми. Так, учитель начальных классов, имеющий определенный стаж работы, избил ребенка до такой степени, что на третий день остались синяки от указки. Мне кажется, нужно разрабатывать критерии возможности работы учителя с детьми.
Мне очень импонирует опыт школы "Достар" по поводу учета мнения детей. Сами дети говорят, какие учебники им интересны. Если бы мы в своей деятельности прислушивались больше к детям, был бы совершенно другой эффект от нашей работы.
Шокан Маратулы, ОФ "Ұлағатты жанұя"
Необходимо поменять всю систему образования и переоформить все внимание на методологию работы с информацией, а не на ее зубрежку. Уже со школы нужно учить детей работать с информацией, потому что, будучи взрослыми людьми, поступая на различные должности и выполняя определенные функции, они будут сталкиваться с разнообразным спектром информации. И здесь они просто должны будут уметь работать с этой информацией, уметь ее обрабатывать, усваивать, перенаправлять, переформировывать и пускать дальше. Основной вопрос, который диктует нам сегодняшний век, - это изменение принципа образования с зубрежки на методологию.
Все об этом говорит: объем информации и скорость ее передачи выросли до таких неимоверных размеров и скоростей, что уже ставятся вопросы, где и как ее хранить, и увеличить срок образования до 12 лет. Мне кажется, это все не то. Надо менять саму систему, сам принцип, и тогда все вопросы отпадут сами собой.
Канат Кабдрахманов, писатель
Если мы будем пытаться продолжать имитировать Западную Европу или США, у нас ничего не получится. Это дорога в тупик. Как бы мы ни старались подражать высокоразвитым цивилизациям и имитировать их стили поведения, их стили жизни, их философии, у нас ничего не получится. На этом поле мы всегда будем людьми второго сорта. И к нам будут всегда относиться как к людям второго сорта. Но если мы будем думать и действовать в направлении построения собственной цивилизации, как это сделала, допустим, Малайзия, то нас будут уважать и, самое главное - мы сами себя будем уважать. Я уверен, что малазийская цивилизация - это не скопированная цивилизация, это глубочайшим образом уникальная цивилизация, также как сингапурская или японская. Это все плоды человеческого труда, интеллектуального поиска, постепенного духовного взросления.
Мы всегда наступаем на одни и те же грабли, всегда заканчиваем дискуссию вопросом: "Почему и это у нас не получается?" Потому что каждый раз мы имеем дело с тем, что пытаемся привлечь формы, где-то успешно работающие, к нашим условиям. Но эти формы и наша ментальность не совпадают. Наша ментальность их отторгает. Поэтому до тех пор, пока мы не будем создавать собственных форм, в том числе и образования, здравоохранения и прочего, соответствующих нашим ожиданиям, мы будем говорить, что мы какие-то недотепы. Для национальной интеллигенции это принципиальный вопрос: перестать думать о последствиях, а начать думать о причинах.
Оксана Белкина, директор ОШ №77
Если родитель с 1 по 4 класс замечательно водит ребенка в школу, на собрания ходит, что творится в пятом классе на родительском собрании? Их сначала 70% остается, а потом еще меньше. Сегодня, чем старше становится ребенок, тем дальше родители уходят от школы. Если родители вернутся в школу, если начнут действовать родительские комитеты и будут они настроены в помощь школе, никакие особые попечительские советы создавать не надо. Они должны быть созданы на уровне государства, чтобы там они могли действительно определять политику, а не в каждой школе. Это будет очередной надзирательный орган над школой. Нас очень много кто надзирает: прокуратура, финполиция, родители за нами смотрят, и все на нас пишут со всех сторон. И еще будет попечительский совет.
Директор находится между молотом и наковальней. С одной стороны, сверху есть нормативные документы, есть департамент, проверки всевозможные, с другой стороны, нужно работать со школой: ремонт, освоение денежных средств. И ты не знаешь, как день выстроить. Хорошо частникам, они намного свободнее. Менеджер - это тот человек, который должен быть свободен в своих управленческих решениях. Сегодня директор школы - это личность, которая контролируема и подчиняется все равно государству. Мы не можем учителя уволить: учитель избил ребенка, он не может уйти до решения суда.
Ерлан Смайлов, модератор КИПР
Подводя итоги заседания: мы хотели сконцентрироваться на школьном менеджменте, но всплыла масса неразрывно связанных проблем. Мы видим то, что есть успешные кейсы современных школ, которые могут рассматриваться как пример. Есть управленческий опыт, который изучается в Институте повышения квалификации учителей. Тем не менее, проблемы с менеджментом есть. Они как следствие. Как говорил Жванецкий, "все борются с плесенью, но никто не борется с сыростью".
Необходимо изменение парадигмы школы, самой идеи школы. Та парадигма, которая сегодня есть, исторически устарела институционально. Необходим переход к озвученному Франц-Рюдигером Ях: "Школа гражданского общества - гражданская школа - школа граждан". Школа должна стать ученически-центричной, потому что это человеческий капитал, это будущее страны. Здесь говорилось о том, что государство заказчик, а школа - исполнитель. На самом деле государство - посредник, общество - заказчик.
По статистике, частных школ в Казахстане - 1,5%, и они не дадут масштабного решения. Та средняя государственная школа, которая сегодня есть, не готова воспринять общество, и общество должно войти в школу. Это принципиальные вещи.
По механизмам реализации: это могут быть попечительские советы или какие-то управляющие советы. Есть опыт Европейского союза, там они называются комитеты, форумы. Есть совещательные, как в Бельгии, Норвегии, Голландии. Есть те, которые наделены полномочиями по текущим вопросам - Дания, Испания, Италия. Есть школы, по сути, с принципом самоуправления - это английский опыт, Северная Ирландия, Швеция, Финляндия.
Если говорить о механизмах, наверное, в школах необходимо внедрение принципов корпоративного управления, которые подразумевают транспарентность, подотчетность и разделение контроля. Почему в корпорациях есть независимые директора? Вот здесь тоже должно быть разделение контроля на уровне системы образования.
Школа должна быть мобильной, универсальной, должна давать фундаментальные знания. Можно делать рейтинг учителей внутри школ, и это должно обсуждаться с совместно родителями. И абсолютно правильно, что родители должны быть вовлечены в этот процесс воспитания, потому что нет солидарной ответственности за воспитание. Родители все скидывают на школу, потом удивляются, почему получаются такие дети, неуспешные в дальнейшем.
Если говорить о школьном менеджменте, то эффект дает и даст внедрение руководства, основанного на компетенциях, на совместное принятии решений, на развитие творчества учителей, инновации и эксперименты. Безусловно, важна личность лидера, директора школы. Понятно, что невозможно с первого курса воспитать директора. Ему надо поработать учителем. Здесь должна быть какая-то двухступенчатая система образования для управленцев - как в бизнесе или на производстве.
Материал предоставлен пресс-службой Института политических решений.
http://articles.gazeta.kz/art.asp?aid=307989


Источник: http://Школьный менеджмент
Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: collegy (2010-06-01)
Просмотров: 2804 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 10:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru