Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим

КРУГЛЫЙ СТОЛ ТЕМА: «Создание ситуации успеха как одно из средств повышения социализации учащихся»
Автор разработки:
Байшыбаева Лазат Тлеубаевна
учитель коррекционной школы первой категории
КГУ «Восточно-Казахстанская областная школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
УО ВКО, г. Семей.

КРУГЛЫЙ СТОЛ
ТЕМА: «Создание ситуации успеха как одно из средств повышения социализации учащихся».

«Научился сам – научи другого»

Цель: способствовать формированию образовательного пространства, главной ценностью которого является успешность ребенка в различных формах учебной деятельности и различных ситуациях социальноговзаимодействия.

1. Приветствие, психологический настрой
О том, как лучше организовать обучение и воспитание детей, рассуждали многие великие педагоги.
Константин Дмитриевич Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.
Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «Ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя… Радость успеха может померкнуть».
Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха в урочной и внеурочной деятельности и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.
Поэтому мы сегодня собрались, чтобы обсудить следующую тему: «Создание ситуации успеха как одно из средств повышения социализации учащихся». Девизом к этой теме звучит фраза: «Научился сам- научи другого».
Цель нашей встречи: способствовать формированию образовательного пространства, главной ценностью которого является успешность ребенка в различных формах учебной и внеурочной деятельности и различных ситуациях социального взаимодействия.
Но нам всем необходимо настроиться на работу. Давайте все вместе получим заряд бодрости и хорошего настроения, проведя упражнение «Никто из вас не знает…»
Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках свеча.
«Сейчас мы будем передавать друг другу эту свечу и тот, у кого окажется свеча, завершает фразу. Никто из вас не знает, что я (или — у меня)...» Будем внимательны и сделаем это так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении задания. У каждого из нас свеча может побывать много раз».
Я надеюсь, мы немного подняли настроение, много интересного узнали друг о друге, и теперь можем приступить к серьезному разговору.

2. Теоретическая часть.
Что же такое«ситуация успеха»?
С педагогической точки зрения, ситуация успеха-это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
*Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
Просмотр видеоролика «Создание ситуации успеха на уроке»

Перед учителем коррекционного образования стоит огромная задача обучения и воспитания ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Задача эта не из лёгких, и перед каждым педагогом возникает ряд вопросов , которые он решает в процессе работы с учениками. Главное в работе педагога коррекционной школы – научить, воспитать, не навредить ребёнку.
А как это сделать правильно?
Как же создать на уроке и воспитательном занятии ситуацию успеха? Ведь ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
Игра «Ситуация успеха».
Мы хотим предложить вам участие в одной интересной игре. Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности, личностных качеств. Давайте попробуем честно и откровенно закончить предложения в упражнении «Кто я?»:

- Я горжусь собой, когда я ...
- Я симпатичный человек, потому что ...
- У меня есть такие два замечательных качества ...
- Одна из самых лучших вещей, которые я сделал(-а) в своей жизни ...
Вопросы для обсуждения:
• Трудно ли было отвечать на вопросы? Почему?
• Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе “хорошо”?

Нам, взрослым людям, очень сложно откровенно говорить о самих себе, а каково нашим ученикам слышать от окружающих нелестные отзывы о своей учебе, поведении и нравах? Именно ситуации успеха, создаваемые педагогами на занятиях, позволят детям раскрыться со своих лучших, скрытых сторон.

Но не следует забывать при создании ситуации успеха, с какой группой детей Вы работаете.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, то он не обретет уверенность в своих способностях и возможностях.
Главный фактор в достижении успеха в этом возрасте – оценка со стороны значимого взрослого.
Подросток и осознаёт, и переживает успех, но не всегда может докопаться до его источников, не всегда адекватно оценивает его, тем более дети с нарушением интеллекта, которым в силу их особенностей незнакома адекватная оценка реальности и самих себя.
Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения заданий (учебных, творческих, спортивных), поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
Практические задания.
Задание для 1-й группы.
Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха. Предложите свои варианты действий учителя.
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ/ЗАНЯТИИ
1. Останавливаем внимание на негативном
2. Улыбка, добрый взгляд
3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому
4. Даёт прозвища (плохой, ленивый …)
5. Сравнение одного ребёнка с другим
6. Отмечает персональную исключительность
7. Аргументирует надобность действий
8. Учит алгоритму действий
9. Оценка действий ученика с акцентом на детали
10. Учитель много говорит за детей
11. Выражает недовольство учеником, группой учеников
12. Верит в способность ученика
13. Предупреждение и угрозы по невыполнению требований
Данная группа при проведении презентации своей работы наклеивает – это олицетворение попутного ветра, который двигает корабль вперёд.
Задание для 2-й группы.
Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха. Предложите свои варианты действий учителя, которые мешают созданию ситуации успеха.
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ/ЗАНЯТИИ
1. Останавливаем внимание на негативном
2. Улыбка, добрый взгляд
3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому
4. Даёт прозвища (плохой, ленивый …)
5. Сравнение одного ребёнка с другим
6. Отмечает персональную исключительность
7. Аргументирует надобность действий
8. Учит алгоритму действий
9. Оценка действий ученика с акцентом на детали
10. Учитель много говорит за детей
11. Выражает недовольство учеником, группой учеников
12. Верит в способность ученика
13. Предупреждение и угрозы по невыполнению требований
Данная группа при проведении презентации своей работы наклеивает свои камни на якоря, которые не способствую созданию ситуации успеха, мешают эффективному обучению и продвижению вперёд.
Задание для 3-й группы.
Уважаемые коллеги! Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке и занятии. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребёнка.
Просим вас привести 20-25 возможных вариантов (способов) сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!» Например: «Продолжай также хорошо работать», «это достижение! Я ценю то, что ты сделал!»
Некоторые варианты:
Это великолепно! Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!
Молодец! Вы меня порадовали!
Уже намного лучше! Вы превзошли мои ожидания!
Грандиозно! У вас сегодня всё получилось!
Поздравляю, молодец! Я поражена вашими знаниями!
Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я!
Ты на верном пути.
Ты делаешь это сегодня значительно лучше!
Замечательно!
Продолжай работать так же, ты добьешься большего.
Так держать!
Это успешное начало.
Отлично!
Фантастика!
Поздравляю!
Ты прав.
Превосходно!
Умничка!
Молодчина!
Большое тебе спасибо!
Твои успехи все заметнее.
Это твоя победа!
Красивая мысль!
Это интересно!
Я верю в тебя.
Спасибо.
Вы все в той или иной мере применяете технологические приемы и методы создания ситуаций успеха, мы лишь хотим кратко напомнить вам о них.

Технологические методы и приёмы создания ситуации успеха:
1. Эмоциональные поглаживания. В чем смысл этого метода?
«Молодец», «умница», «ребятки, я горжусь вами!» – это что? Только похвала? А может быть, это ложное утверждение? Может быть, ребёнок потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку? Не каждый учитель в состоянии применить этот приём. Характер не тот, темперамент, эмоциональная выразительность не вполне соответствует. Но стремиться к этому, искать свои пути эмоционального контакта с детьми может и должен каждый педагог.
2. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
«Каждый человек имеет право на ошибку».
“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.
“Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. 3.Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
“У вас обязательно получится”.
“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
“Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
4.Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.
“Возможно, лучше всего начать с…..”.
“Выполняя работу, не забудьте о…..”.
5.Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
6. «Умышленная ошибка».Этот приём в последнее время стал широко использоваться учителями. Его можно применять с учётом возраста только на известном учащимся материале. Чем он хорош?
Во-первых, разрушается миф о непогрешимости и всезнайстве учителя; во-вторых, весь класс стимулируется к работе.
7.Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
“Только ты и мог бы….”.
“Только тебе я и могу доверить…”.
“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
8.Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.
“Нам уже не терпится начать работу…”.
“Так хочется поскорее увидеть…”
9.Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
“Тебе особенно удалось то объяснение”.
“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”.
“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

До сих пор мы говорили о ситуации успеха только в позитивном плане, с явно оптимистических позиций. Но всегда ли хорош успех? Все ли мы его умеем принимать? Давайте попробуем проанализировать следующую ситуацию.

Упражнение « Что происходит со мной, когда я хочу, чтобы меня хвалили?»

Выбирается самый титулованный человек из числа присутствующих. Его усаживают на стул в середине круга.
Подумайте, за что вы можете похвалить выбранного человека? (30 секунд на обдумывание). Затем, по команде и как можно громче начинаем говорить ему то, что хотели сказать.
Задача сидящего на стуле: услышать и понять смысл их высказываний.
Вопросы для обсуждения с сидевшим на стуле:
- Слышали ли вы всех?
-Можете ли вы сказать, что и кто вам говорил?
- Слышали ли вы себя? Устали ли вы от этого занятия?
(ориентир на внешнюю оценку, трата сил на услышание, запоминание, озвучивание высказываний, потеря свободы)
Такая опасность вполне реальна. Поэтому любой успех никак нельзя оторвать от трех главных вопросов: во имя чего?, какими средствами?, в каких дозах?
Мы рассказали лишь о малой части всех приёмов и способов достижения и установления ситуации успеха. Подводя итоги, можно сделать вывод, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка; ритм и стиль его жизнедеятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха является своеобразным "пусковым механизмом" дальнейшего развития личности ребенка с ОВЗ, его адаптации и социализации в обществе.
И в конце нашей встречи мы предлагаем Вам попробовать протестировать себя:
1. Всегда ли одобряете учащихся за правильный ответ (речь идет не только об оценке, а о похвале, улыбке и т.д.)?
2. Готовы ли вы похвалить не только хорошего ученика, а и слабого, но старающегося?
3. Часто ли в ваших оценках встречаются слова «молодец», «удачное решение», «хорошо придумано» и т.д.?
4. Часто ли вы называете ребят по имени, оценивая ответ?
5. Часто ли показываете учащимся, что верите в их возможности?
6. Всегда ли вы способны внушать своим ученикам уверенность в их собственных познавательных и нравственных возможностях?
7. Хотели бы вы присутствовать в качестве ученика на своих уроках?
8. Вам самим интересны ваши уроки?
Если на эти вопросы вы ответили утвердительно, значит, вы умеете создать ситуацию успеха при обучении и воспитании ребят. Ведь закон успешности гласит:
*Счастливого человека может воспитать только счастливый.
* Успех школьнику может создать педагог, который сам переживает радость успеха.




-Поэтому мы желаем своим воспитанникам, себе и всем Вам:
МУЖЕСТВА - изменить то, что можно изменить в себе.
СМИРЕНИЯ - принять то, что изменить в себе невозможно.
РАЗУМА – чтобы отличить одно от другого.

Рефлексия. Лестница успеха.
На ватмане нарисована трехступенчатая лестница, нижняя ступенька которой «Тема круглого стола мне была неинтересна, было скучно» (синий квадрат); вторая ступень «Меня заинтересовала тема круглого стола. Я хочу узнать больше об успехе и создании ситуации успеха» (зеленый треугольник)» высшая ступень «Круглый стол мне понравился» было интересно и доступно
(красный кружок).
И в завершение круглого стола хотим продемонстрировать Вам мотивационный ролик о том, как добиться успеха.
Пусть слова мудреца станут и для наших детей, и для нас с Вами стимулом к действию!
Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: Яло (2017-12-20)
Просмотров: 2192 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-16, 8:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru