Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим

Нужны ли домашние задания?
Нужны ли домашние задания?

Проблема домашнего задания учащихся волнует учителей и родителей.
Домашнее задание – старая проблема, требующая нового решения. И вот тут оказывается: однозначного взгляда на ее решение нет. Один считает, что без домашнего задания невозможно выполнение учебного плана. Другие – домашнее задание – чистейший формализм, так как цели урока должны быть достигнуты на самом уроке и не следует задавать то, что достигнуто на уроке. Каждое высказывание основано на педагогическом опыте. Правы и те, и другие. Но тогда получается, что хороший урок делает излишним домашнее задание. А тот учитель, кто все же задает на дом, тем самым компенсирует недостатки своего урока? Хотя иногда и встречается подобное, но в основном такая мысль была бы неверной. Гораздо чаще учитель просто не задумывается над многообразием функций и возможностей домашнего задания, не оценивает их роль и значение в деле воспитания и обучения школьника и задает по привычке параграфы, страницы, упражнения, будучи глубоко уверен, что для домашнего задания поговорка «Повторенье – мать учения» абсолютна. А коли так, то опять же, если и задашь чуть больше, то это совсем не страшно. Такой подход к домашнему заданию вреден, но он и закономерен, так как в педагогическом институте о методике домашнего задания говорят так же вскользь, уделяют этой проблеме в процессе подготовки учителя столько же времени, сколько он сам, придя в школу, на своих уроках будет отводить этому важному моменту урока, т.е. 2-3 минуты в самом конце урока, а то и после звонка. А домашнее задание – неизбежная составная часть и необходимое дополнение к хорошему уроку, потому лишь при единстве урочной и внеурочной работы учащихся можно будет достигнуть образовательную и воспитательную цели. Правильно организованные домашние задания приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знаниями, навыками. Но все ли школьники могут без посторонней помощи справиться с домашним заданием. Нет. И учителя часто вопросом: «Что нужно сделать, чтобы выполнить задание?» - побуждают школьников сформулировать конкретные этапы работы над домашним заданием. Нужно напомнить старую педагогическую мудрость: чем лучше урок и чем лучше школьники знают, как учиться самостоятельно, тем эффективнее воздействие домашнего задания. Отсюда следует, если на уроке большое значение придается сознательной, самостоятельной и творческой работе школьников, то совершенно естественно создаются и благоприятные условия для самостоятельного выполнения сложных домашних заданий. Например: учитель дает довольно сложное домашнее задание, ограничиваясь минимальными указаниями по их выполнению, а старшеклассники позитивно относятся к домашним заданиям, интенсивно работают дома. В чем же «секрет»? Что же делается на уроке? Ребята интенсивно работают и на уроке над поставленными перед ними проблемами. Им известны приемы и логические построения, необходимые для анализа, доказательства, сравнения, обобщения, обоснования. Они умеют быстро и точно пользоваться таблицами, справочниками, схемами и другими учебными материалами. Когда встречаются сложные задания, класс дискутирует по поводу методов решения, прежде чем взять на вооружение. Если допущены ошибки, ведутся поиски их причин учащимися. Домашнее задание вытекает из самого урока, задается по ходу, реже – в конце занятия, и никогда – после звонка. Выше перечисленное – вовсе не «секреты», а требования к уроку. Поэтому на уроке необходимо использовать любую возможность для самостоятельной деятельности учащихся, если при выполнении домашнего задания от них требуется применение знаний в изменившихся условиях.
Для повышения эффективности урока, а также домашнего задания кроются большие резервы в обучении школьников методике мыслительной деятельности. Чтобы систематически повышать уровень и качество мыслительной деятельности школьников, активизировать их самостоятельность, все больше учителей уделяют особое внимание применению специфичных для предмета и общих принципов, необходимых для выполнения домашнего задания. Например, рекомендуются следующие этапы работы над содержанием текста:
1. Внимательно прочитай вопрос! Проверь, понял ли вопрос.
2. Внимательно прочитай весь текст, найди значения незнакомых слов в словаре.
3. Передай одним предложением суть текста.
4. Раздели текст на смысловые части. Назови основную мысль каждой части.
5. Еще раз прочитай текст, проверь, все ли основные мысли ты выделили. Повтори, что нового ты узнал из текста. Сформулируй ответ.
Такой подход к работе над текстом помогает привыкнуть к правильной последовательности действий.
Часто в домашнем задании от учащихся требуют обосновать что-то: исторические события, географические явления, генетические связи, высказать мнения, объяснить поступки, поведение. В этом случае воспользуйтесь следующими рекомендациями:
1. Внимательно проанализируй, какое явление должно быть обосновано.
2. Рассмотри это явление как следствие определенного развития и подумай, какие причины могли его вызвать. Поищи все возможные причины.
3. Сравни предполагаемые причины друг с другом. Как они взаимодействуют? Какие отношения существуют между ними?
4. Систематизируй причины по степени их значимости.
5. Дай свое обоснование явления, указав сначала важнейшие причины, а затем все остальные. Таким образом, рассматриваемое явление должно быть необходимым логическим следствием данных причин.
Эти правила могут показаться слишком абстрактными и обобщенными. Можно спорить, стоит дополнять памятку или по-иному сформулировать определенные правила.
Очень важно и умение обращаться со вспомогательными учебными материалами, т.е. с письменными и чертежными принадлежностями, измерительными инструментами, таблицами, картами.
На каждом уроке необходимо работать со справочной литературой, чтобы научить учащихся правильно обращаться с ней. Стало ли нормой добиваться, чтобы учащиеся, встретив трудное слово, обращались за помощью к словарю? Таким образом, необходимо на уроке учить школьников методам и технике учения. На дом давать задания, при выполнении которых учащиеся сознательно применяют эти методы.
Но если учитель ограничивается простым изложением материала, то этим он ориентирует учащихся к заучиванию, часто неосмысленному и малополезному. Ученики в этом случае почти не принимают участия в беседе, ответы их односложны и формальны, не редко нарушают дисциплину не добросовестны к выполнению домашнего задания. Если же материал на уроке не просто излагается, а подвергается всестороннему рассмотрению, то есть анализируется и оценивается каждая часть, группируются различные факты и явления, выясняются типичные особенности, идет поиск закономерностей, то такая работа заставляет и дома заниматься в таком же плане.
Ч. Дарвин заметил: «Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования». Особенности структуры домашней работы состоят в том, что в ней все компоненты реализуются самостоятельно. Поэтому такие этапы урока, как мотивация, контроль, коррекция выпадают, заменяясь процессами внутренней мотивации. Не все учащиеся быстро овладевают рациональными приемами выполнения домашнего задания- умениями выделять главное, планирования, самоконтроля, приемами работы с литературой, навыками беглого чтения письма и счета. Поэтому учителя постоянно формируют умения на уроке: при осмысливании материала учат анализировать, сравнивать, выделять главное, доказывать на этапе применения демонстрируют методы решения задач, обобщая знания, умения, навыки, учат делать выводы, составлять схемы, таблицы; при проверке знаний учат навыкам самоконтроля. Существует методика формирования у учащихся умений и навыков самостоятельной работы, которая состоит из следующих этапов:
1. Выполнение заданий по готовому образцу: учащиеся учатся работать с учебной литературой по предмету, находить ответы на вопросы, получать нужную информацию из рисунков, таблиц, карт, излагать содержание по плану.
2. Самостоятельная работа над материалом: учащиеся на базе прежних знаний приобретают новые, самостоятельно составляют план, определяют главное.
3. Самостоятельная работа по применению усвоенных знаний в новых ситуациях: анализируют сложные тексты, составляют планы, тезисы, устанавливают причинно-следственные связи.
4. Творческая самостоятельная работа, в процессе которой учащиеся пишут сочинения, выделяют существенное в тексте, устанавливают логику событий, описывают их своими словами. Вся эта работа может осуществляться главным образом на уроке. Такая методика приемлема и для подготовки учащихся к выполнению домашнего задания.
Качество выполнения домашнего задания зависит и от отношения к ним учащихся, а последнее зависит от правильного понимания цели, роли домашней работы, от знания приемов выполнения домашнего задания, от умения осуществлять самоконтроль. Таким образом домашняя работа тесно связана с работой на уроке и рассчитана на развитие самостоятельности учащихся и их творческого мышления. Домашнее задание органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.
Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных. Для этого оно должно состоять из двух частей: общее задание для всех и творческое или осложненное для сильных учащихся.
Задавать домашнее задание нужно, когда уверен, что сможешь проверить и оценить. Необходимо вести дело так, чтобы у учащихся не возникало сомнений, обязательно ли они должны выполнять домашнее задание. Если учащиеся не выполняют домашнего задания, ищите причины и затем решайте, как их устранить. Добивайтесь, чтобы не сделанная домашняя работа в срок, была обязательно выполнена позже.

Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: Новинка (2011-03-26) | Автор: Тащегулова Алма Балгабаевна E
Просмотров: 5942 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 2:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru