Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Казахский язык и литература

Использовании модуля Программы «Критическое мышлении»
Изучая на курсах повышения квалификации Программу 7 модулей Кембриджского университета, можно узнать, что идеи, которые заложены в основу этих модулей взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому современные подходы к преподаванию и обучению рассматриваются во взаимосвязи с действующей практикой учителя и профессиональным мастерством.[1, стр.126] Все 7 модулей Программы взаимосвязаны между собой , а модуль «Критическое мышление» связан со всеми очень тесно, так как внедрение всех модулей идет при помощи стратегий «Критического мышления».

При выборе использования модуля критического мышления, я руководствовалась тем, что была знакома с технологией критического мышления через чтение и письмо. Прохождение курсов по этой технологии помогают мне как в разработке, так и в проведении уроков. Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников, так и учителей.[1, стр.165]Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю..[4]Критическое мышление не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом.
Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности. Поэтому при подготовке к урокам старалась применять стратегии критического мышления. Стремлюсь создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 5-6 человек, им дается одно задание. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся, стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся к тому, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.
Для эмоционального настроя на уроке, для создания коллаборативной среды применяю «Круг радости», танцевально-музыкальную зарядку, то есть идет эмоциональная подготовка детей к уроку детей к уроку.
При изучении темы « Алғашқы қазақ газеттері» на этапе побуждения ребята составляли «Ассоциацию»; которая помогла им определить тему урока.Метод «Ладошка» помог учащимся определить цели урока. На этапе реализации использовала стратегию INSERT :чтение с пометками. Учащиеся, читая текст, делали такие пометки как: + - знаю, ! – новое, ? – вызвало вопрос, * - разноуровневое грамматическое задание по теме «Виды залогов». ( уровень С- уровень знания и понимания по таксономии Блума, уровень В- уровень применения, уровень А- уровень анализа и синтеза, что способствовало развитию одаренности отдельных учащихся.) При выполнении задания учащиеся работали индивидуально, в паре и, обсудив в группе, заполняли таблицу. Приём работы в паре и в группах в течение урока способствует повышению саморегуляции учащихся. Работа с текстом способствует развитию критического мышления учащихся. Дети работали в группах, в паре, т.е все время взаимодействовали между собой. И даже слабые учащиеся старались делать пометки в тексте по своим возможностям. Предложенные разноуровневые задания позволили им проявить свои способности и выявить пробелы. При составлении разноуровневых заданий учитывались возрастные и индивидуальные особенности ребят.
На этапе рефлексии вернулись к «Ладошкам», то есть к целям урока. Учащиеся определяли, что получилось и к чему надо еще вернуться . Эта стратегия очень понравилась учащимся, у них развивались умения обобщать, делать выводы, осмысливать материал.
На втором уроке , на этапе проверки домашнего задания я применила стратегию критического мышления «Круглый стол». Эта стратегия способствует развитию внимания , логического мышления, позволила закрепить грамматику по теме «Етіс».Учащиеся работали индивидуально, а затем в группе обсуждали и дополняли друг друга.. Чтобы перейти к теме урока предложила ребятам в группе составить кластер к слову «Жергілікті газеттер». Ребята активно включились в работу, этот вид деятельности им знаком, поэтому они четко по времени справились с заданием.Творческая работа очень нравится детям, они с удовольствием, а главное все вместе выполняют предложенные им задания. А «Тур по галерее» вызвал у ребят всеобщий интерес. Они оценивали смайликами коллажи-рекламы по критериям. Проходя по «Галерее», обсуждали каждый критерий , учились делать выводы.На уроке по теме «Газет кеше, бүгін, ертең »на этапе проверки домашнего задания эссе
« Егер мен газеттің бас редакторы болсам...» работа происходило индивидуально - ребята вначале зачитали каждый в группе свое эссе, затем выбрав наиболее удачное по их мнению, определили лидера, который и прочитал свое эссе в классе на «Авторском стуле». Меня порадовало, что ученик Елисей К., которого считала «медленным» написал неплохое эссе. Сам факт его выступления говорит о происшедших в нем изменениях. Его выступление было кратким, но по существу.
Как я уже писала в начале каждый модуль взаимосвязан друг с другом и один из модулей «Применение ИКТ» непосредственно связан с критическим мышлением. Не секрет ,что сейчас каждый знает что такое Интернет и как им пользоваться. Однако на уроке такое задание им было предоставлено впервые, так как составление презентации было всегда домашним заданием.Я приготовила такие задания, которые помогли бы учащимся развить дальше умение работать с Интернет- ресурсами и умение делать презентации. Ребята принесли ноутбуки и, получив задание, активно включились в работу. Каждая группа выбрала свою тему « Алғашқы қазақ газеттері», « Жергілікті газеттер», « Газеттер біздің өмірімізде»и приступила к работе.Совместная деятельность по выполнению задания потребовала от старшеклассников не только умение выбрать главную информацию, красочно и эстетично ее представить, но и проявить такие качества как взаимоподдержка, взаимопомошь, умение аргументировать свое мнение в коллективном творческом деле. Представленные презентации были разноуровневые. Третья группа проявила творчество и представила не просто слайдовую презентацию, а видеоролик в программе MOVEUP. В этой группе непосредственным лидером была Айгерим М., которая сумела увлечь своих участников группы при создании этого ролика.
На заключительном уроке стратегия «Карусель» помогла учащимся систематизировать и закрепить пройденный материал, критически оценить свои знания. А выполнение творческого задания по созданию собственной школьной газеты с презентацией ее, развила в них умение работать совместно, прислушиваться к мнению другого, прийти к общей цели. А если есть маленький, но результат, то о преимуществах модуля «Критическое мышление» можно с уверенностью говорить.
Работая по модулю критического мышления, отмечаю что работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас, что наглядно показали стратегии для развития критического мышления «Кластер», «Толстые и тонкие вопросы»; совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста по стратегии «INSERT»;появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль –составление коллажей; обостряется любознательность, наблюдательность; дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания- «Фруктовое дерево» « Ладошка»; развивает активное слушание; исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией; предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку..[4] И критически мыслящими становятся не только дети , но и я, поэтому решаю для себя не останавливаться, а продолжить использование модуля в дальнейшей своей педагогической деятельности. Изучить новые стратегии для внедрения не только в старших классах, но и в начальной школе.

Литература:
1. Руководство для учителя.
2. Задания для выполнения в период практики.
3. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2003 / http://altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/thechnology.htm
Категория: Казахский язык и литература | Добавил: aaneel (2015-01-16) | Автор: Мухамедьярова Айнагуль Сергазиновна E
Просмотров: 619 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 10:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [697]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [627]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1764]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1494]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [518]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru