Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Казахский язык и литература

Қазақ тілі сабағында оқушылардың рухани-адамгершілік құндылықтарын қалыптастыру
Қазақ тілі сабағында оқушылардың рухани-адамгершілік құндылықтарын қалыптастыру
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КАЗАХСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аулабаева Гульжан Жантемировна.
Учитель казахского языка и литературы
Северной средней
общеобразовательной школы
Иртышского района, Павлодарской области.

Нравственно-этические ценности являются важнейшей составляющей культуры, вне которой невозможно развитие современного общества. Поэтому задачи, стоящие перед современной школой, становятся приоритетными. Эта общепедагогическая задача в той или иной степени в настоящее время решается средствами всех учебных предметов, всей системой воспитательной работы школы.
В современных условиях на казахскую литературу как учебный предмет возлагается особая миссия - воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином Республики Казахстан. В общественной атмосфере сегодняшнего дня духовно-нравственное возрождение человека - это проблема, от решения которой зависит будущее республики.
Известный ученый-фольклорист А. Затаевич говорил, что "не зная песен и кюев казахского народа, его разнообразного фольклорного богатства невозможно постичь глубину его души, специфику его мироощущения".
Не зная языка, обычаев, нравов коренного населения, всей красоты и духовного богатства казахской земли, нельзя суметь в себе выработать глубокое сознание принадлежности к этому краю, чувство высокого гражданского и патриотического долга.
Казахская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову.
Казахская литература в школьном изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса жырау, акынов, писателей исторических эпох.
В ней отразились основные знаменательные вехи истории народа, развитие его духовной и материальной культуры.
Изучение и освоение исторического опыта народа, сокровищ его духовной культуры, литературного наследия, пронесенных сквозь века и тысячелетия имеют первостепенное значение для современного молодого поколения.
В школьных учебниках, утвержденных министерством образования и науки Республики Казахстан, разработана такая система: от произведений устного народного творчества до современной прозы, лирики, драмы.
Факт зарождения и развития казахской литературы с незапамятных времен несомненен, хотя известно, что казахи как этнос сложились в XIV-XV веках, материальное и духовное наследие, складывавшиеся в течение предшествовавших пятнадцати и более веков, не чуждо казахскому народу и имеет отношение к нему.
Содержанием учебника 5-6 классов являются произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, сказки, обрядовую поэзию, эпос, легенды), поэтов, писателей XIX-XX веков, которые раскрывают перед учащимися в общем плане мысль о творческом, созидающем начале народа и отдельно человеческой личности.
Работая в такой системе, учащиеся разного звена привыкают к мысли, что истинно прекрасное не может кануть в Лету, оно вечно и живет с нами сегодня. Начиная с пословиц о труде, о Родине, о добре и зле, продолжая сказками о животных, волшебными и бытовыми, заканчивая легендами о Кожанасыре, стыдящим хозяина за его гостеприимство только по внешнему виду, или об Алдаре-Косе, проучившему баев за жадность и глупость и Жиренше, заставившего смутиться даже хана за свою глупость, учащиеся убеждаются, что добро побеждает зло, богатство человека создается его трудом, сохраняется благодаря уму, милосердие и человеколюбие украшает человека.
Произведения Абая, М. Дулатова, А. Байтурсынова, Б. Момыш-улы и других убеждает учащихся в том, что древность не дряхлеет, а дает новые импульсы для художественного творчества, есть "вечные" сюжеты и "вечные" образы.
Программа 6-7 классов построена по проблемно-тематическому принципу соблюдения хронологии. Скрытой "пружиной" шестого и седьмого классов является идея "изображение в литературе взаимоотношений человека с окружающим миром". Здесь важно показать учащимся, как невидимые духовно-нравственные законы взаимоотношений человека с человеком, человека с обществом, властью, природой по-настоящему правят миром; как писатель в силу своего художественного таланта умеет передать неотвратимость действий этих законов, необходимость следования им, если человек хочет быть человеком, с осознанием своей самоценности как личности и с чувством самоуважения.
В учебниках хрестоматиях для 5-7 классов включены небольшие произведения, помогающие разобраться в нравственных проблемах взаимоотношений людей. Это ораторское искусство: Жиренше: "Д¿ниеде не ´лмейдi?" (Что вечное в мире?), Толе би Суд на вором, Что сладко, Суюнбай Аронов Жа¢сы мен жаман адамны ¢асиеттері (Качество плохих и хороших людей), С. Торайгыров Шыºамын тірі болсам адам болып (Стану настоящим человеком), М.Ауэзов К´ксерек (Серый лютый), М. Магауин Бір атаны баласы (Дети одного отца) и других.
Каждое из этих произведений раскрывает духовно-нравственное значение общечеловеческих законов. В результате изучения этих материалов учащиеся приходят к пониманию, что из всего сущего на земле только человек обладает даром слова, отсюда возникает особая моральная ответственность за произнесенные или написанные слова.
Перед учащимися стоит задача: увидеть, какие художественные способы и средства находит автор, чтобы высветить разнообразие душевных состояний героя, вызвать к ним личностное отношение читателя, раскрыть и свое авторское видение сложной нравственной проблемы и характера персонажей.
С 8 класса начинается курс на историко-литературной основе, который опирался на фундаментальный материал средних классов, но в отличии от них строился строго по хронологическому принципу: древнетюркская литература, литература XV-XVIII веков, литература XIX-XX веков.
Для 8-9 классов отобраны произведения "Большая надпись в честь Кюльтегина", "Книга отца нашего Коркута", "Огуз-наме", "Об искусстве поэзии" Абу Насыр аль-Фараби, Юсуф Баласагуни "Благодатное знание", Ахмед Югинеки "Подарок истин", Ахмад Яссави "Книга изречений", Асан Кайгы, Казтуган-жырау, Шалкииз-жырау, Бухар-жырау, Тлеуке Кулеке¾лы (Шал акын), Махамбет Утемисов, Дулат Бабатайлы и другие.
Очень важно усвоить учащимся: казахская литература началась с великого стремления предков постичь тайное тайных мироздания - "смысл человеческой жизни". Об этом свидетельствует и нравственно-философская основа тюркской литературы, лежащей у истоков казахской литературы. Как стать человеком, каким быть человеку? - вот чем озабочены авторы многих произведений. Идеал древнетюркской литературы - человек духовно-нравственный, в мыслях и поступках единый.
Древнетюркская литература объединяет в себе религиозное фольклорное начало, поэтому изучение ее в предполагаемой системе является, с одной стороны, серьезным завершением и обобщением изученного в средних классах и, с другой стороны, подготавливая учащихся к более глубокому восприятию литературы Нового времени.
Использование материала уроков литературы в духовно-нравственном воспитании старшеклассников возможно в различных аспектах. Это, прежде всего, рассмотрение тем по казахской литературе сквозь призму нравственной проблематики и воспитательных задач.
Педагогическими условиями, способствующими активизации процесса духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов на уроках и во внеурочной деятельности, являются: опора на ценностный потенциал содержания образования, сочетание традиционных форм обучения с инновационными, использование преподавания литературы как предмета, формирующего духовную сферу человека.
В заключении хочется сказать, что в основе духовно-нравственного воспитания школьников на уроках казахской литературы лежит единая образовательная система, строящаяся на широкой культурологической базе, предусматривающая отбор материала, доступного детям, имеющая четкую структуру, отвечающая современным дидактическим требованиям. Уроки литературы, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствуют их духовному и нравственному становлению, вносит определенный вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретенные в силу внутреннего влечения к добру.

Использованная литература:
1.Актанов Б.М. Адамгершілік саба¢тары. - Алматы. 2001.
2. Бейсенбаева А.А. «Гуманизация образования старшеклассников на основе межпредметных связей» - Алматы, 1996. – 280 с.
3. Н.Килимбетов. Древний период истории казахской литературы. - Алматы. "Санат". 1998.
4. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г.// Интернет ресурс www.akorda.kz

5. Н.К. Сариева. Методика преподавания казахской литературы в школах с русским языком обучения. - Алматы. 2002.
Категория: Казахский язык и литература | Добавил: Гульжан7818 (2015-11-15) | Автор: Гульжан Аулабаева E
Просмотров: 713 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 3:03 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru