Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Казахский язык и литература

Изучение языка в семье
Казахский язык в семье
В организации и обучении казахского языка в дошкольный период немаловажную роль играет семья. 5-7 летний возраст ребенка является сенситивным периодом его жизни ,т.е. исключительно развитый фонетический слух ,способность запоминания словарного запаса изучаемого языка, умелое использование их в диалоге характерно для детей этого возраста. Не упуская драгоценного времени, родители вместе со своими детьми должны изучать строение слов и словосочетаний, обращаясь к следующим задачам:
1.Правильное произношение 9-ти специфических звуков языка в словах, и каждого в отдельности;
2.Сопоставление казахских звуков с вариантами в русском языке для выявления схожести и различий;
3.Выработка правильного фонематического слуха через отработанные детьми умения нахождения нужного звука в слове;
4.Постановка ударения по видам коротких предложений, высказываний и реплик;
5.Ежедневное закрепление вводимых слов через фонетические и словесные игры.
Правильное произношение необходимо не только для умения понятно говорить, но и для умения понимать говоримое.
Так как главной задачей является не только изучение строения и произношения языка, но и общение, родители под руководством учителя казахского языка должны развивать разговорную речь. Интерес у детей дошкольного возраста пробуждается с первых же дней учебного процесса. Подражая своему учителю, дети несут в семью правильно и выразительно оформленные модели высказываний на этом языке . Наряду со словами приветствия и благодарности дети начинают воспринимать слова обращения:тұр-встань, отыр- сядь, әкел-принеси,айт-скажи, тыңда-слушай и др. Многие слова, употребляемые учителем во время занятий, усваиваются детьми быстро, они начинают ими пользоваться не только в саду, но и дома.
Предлагаем семь игр по отработке специфических звуков и развитию словарного запаса в казахском языке:
1) Фонетическая игра на слова со звуками «қ» и «ұ».
Рассказ ведущего:
Вышла во двор курочка, следом выбежали цыплята. Стали искать они вокруг дома корм. Мама –курочка нашла корыто с зернышками, и от радости стала громко издавать такие звуки:
«қыт-қыт-қыт,қыт-қыт-қыт». Это она так радовалась.
-Давай-ка, мы тоже попробуем произносить звук «қ» гортанью, аналогично звуку «х»,но тверже.
Наклевавшись корма, курочке вместе с цыплятами захотелось
пить. Она подбежала к чаше с водой и начала учить цыплят пить: «уф-уф-уф-уф», подняв голову вверх.
- У курочки сжатый, острый клюв. А у нас, когда мы произносим звук «ұ», края губ сильно не сжимаются, а слегка расходятся. Давай-ка , попробуем их сжать сильнее, тогда у нас получится казахский звук «ұ». Спасибо курочке и цыплятам, которые подсказали нам, как правильно произ
- Носить эти тяжеловыговариваемые звуки.
Упражнение на различение парных звуков по месту образования:1) Вспомните казахские имена девочек и мальчиков сначала на звук «қ», затем на звук «ұ», сопоставьте их произношение на двух языках.2) Слушайте и повторяйте схожие слова:
Қара-смотри қала-город
Қол-рука жол-дорога
Балық-рыба арық-худой

Слуга-құл зола-күл
Стоимость-құн день-күн
Цветок-гүл смейся-күл
Голос-үн мука-ұн

2) Фонетическая игра со словами на звуки «ы» и «і».
Рассказ ведущего:Однажды нашел зайчик большую,сладкую морковку и начал ее грызть,да похрустывать. Неподалеку жила старая медведица, и надо же?! Она увидела зайца с этой морковкой и ей тоже захотелось похрустеть. Заяц ей не отказал, он был очень добрым соседом. Сладкоежка –медведица забыла про свою старость: «Хруст-хруст». Но ее зубы вдруг разболелись. Прижав своей лапой правую щеку, она начала ныть: «-ы-ы-ы-ы».Зайцу стало смешно: «-і-і-і-і»- так он начал дразнить медведицу. Но потом одумался и предложил свою дружескую помощь. А теперь подумаем, почему у медведя звук «ы» слышится твердо,резко и открыто, а у зайца мягко, слабо и кратко произносится звук «і». Представим, что у нас тоже болит один из передних зубов,прижмем его указательным пальцем и попробуем подражать то медведице,то зайчонку.
3) Фонетическая игра для закрепления слов со звуком «ә».
Ролевая игра «Баюкание малыша».
Дидактические материалы: картина с изображением бабушки,качающей казахскую колыбель, кукла, ее кроватка с постельными принадлежностями . Ведущий , показывая на картину,спрашивает:
- Мынау кім? (Кто это?)
- Әже .(бабушка )
- Әже әндетеді. (Бабушка поет)
- Ә-ә-ә-ә- дети вместе с ведущим несколько раз повторяют звук «ә» под напевом: «баю-*баю-баю-бай». В том же ритме повторяют слова :«Әлди-әлди-әлди-әй». (Игра продолжается с ведущей в роли бабушки, усыпляющей малыша под казахскую колыбельную песню).
4) Фонетико- словесные игры на звуки «ә» , «і».
Рассказ ведущего: Маленькая девочка по имени Әсел встает очень рано и начинает убираться в доме. Мать хочет помочь дочери: «Мен өзім, мен өзім»,-говорит она в ответ. Даже одеваясь, Әсел сама поправляет свои вещи: «Мен өзім»(Я-сама) так она застегивает пуговицы. «Мен өзім»- так она зашнуровывает свои ботинки. «Какая ты у меня самостоятельная!»,-радуется ее мама. Но подружка Әсел по имени Әсем совсем не такая. За нее все делает мать. В переводе имя «Әсем» означает «красотка». Как вы думаете ,она красотка?
Скороговорки .
-Әсел әсем бе, Әсем әсем бе?
-Әсем әсем бе, Әсел әсем бе?
-Сен неше ішік піштің?
-Мен бес ішік піштім.
5) Фонетико-словесные игры на слова со звуками «қ», «ғ», «ы», «ң».
Ситуативная игра по рассказу ведущего: У Ғайсы есть сестренка Ғайша. Ей два года. Она часто болеет. Ғайса ,-говорит мама,--покажи-ка сестренке, как надо полоскать горло. Ғайса набирает содовую водичку в рот, долго держит ее во рту, проговаривая:-ғы-ғы-ғы. А девочка из-за боли в горле плачет: «-қы-ғы-ың,-қы-ғы-ың».- «Нет, она не умеет,как ты, держать так долго водичку в горле, лучше поиграй с ней,- говорит мама». Щекотя то левую, то правую ладони со словами: «қығың,қығың, қығың»- Ғайса ус покаивает свою сестру. За это время мама успевает положить ей на горло теплый компресс.
Скороговорки :
Алашаға бала-шаға отырды,
Бала-шаға алашаға отырды.
-Алатауда неше шың бар?
- Қаратауда неше шың бар?
-Алатауда бір мың шың бар,
Қаратауда бес мың шың бар.
6) Грамматические игры-упражнения, обучающие морфологической структуре слов и словосочетаний.
1. «Найди уменшительную пару слова»
Тай-тайлақ бала-балақай қала-қалашық
Қозы-... іні-... үй-...
Құлын-... бөпе-... бота-...
2. «Укажи ласкательное окончание к слову»
Аға-ағатай көке-...
Сіңлі-... апа-...
3. «Придумай второе слово» или «Как произошло слово?»
Тәрбие –тәрбиеші кітап-кітапхана
Оқу- дәрі-
Бүркіт- ас-
Мал- ем-
7) Фонетические игры с подражательными словами.
Сиыр (мө-мө) мөңірейді.
Су (сыр-сыр) ақты.
Қой (мә-мә) маңырады.
Бу (бұрқ-бүрқ) шықты.
Жылан (ыс-ыс) ысылдады.
Жаңбыр (тырс-тырс)...
Торай (қорс-қорс)...
Есік (сарт-сұрт)....
Машина (гүр-гүр)...
Приведенные фонетико-словесные и грамматические игры необходимо использовать для выработки правильного произношения отдельных звуков в соответствующих словах.
Категория: Казахский язык и литература | Добавил: zhanmaral (2016-03-31) | Автор: Махметова Жанмарал Какауовна E
Просмотров: 134 | Комментарии: 4 | Теги: казахский язык | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 11:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1152]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru