Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Казахский язык и литература

Изучение языка в семье
Казахский язык в семье
В организации и обучении казахского языка в дошкольный период немаловажную роль играет семья. 5-7 летний возраст ребенка является сенситивным периодом его жизни ,т.е. исключительно развитый фонетический слух ,способность запоминания словарного запаса изучаемого языка, умелое использование их в диалоге характерно для детей этого возраста. Не упуская драгоценного времени, родители вместе со своими детьми должны изучать строение слов и словосочетаний, обращаясь к следующим задачам:
1.Правильное произношение 9-ти специфических звуков языка в словах, и каждого в отдельности;
2.Сопоставление казахских звуков с вариантами в русском языке для выявления схожести и различий;
3.Выработка правильного фонематического слуха через отработанные детьми умения нахождения нужного звука в слове;
4.Постановка ударения по видам коротких предложений, высказываний и реплик;
5.Ежедневное закрепление вводимых слов через фонетические и словесные игры.
Правильное произношение необходимо не только для умения понятно говорить, но и для умения понимать говоримое.
Так как главной задачей является не только изучение строения и произношения языка, но и общение, родители под руководством учителя казахского языка должны развивать разговорную речь. Интерес у детей дошкольного возраста пробуждается с первых же дней учебного процесса. Подражая своему учителю, дети несут в семью правильно и выразительно оформленные модели высказываний на этом языке . Наряду со словами приветствия и благодарности дети начинают воспринимать слова обращения:тұр-встань, отыр- сядь, әкел-принеси,айт-скажи, тыңда-слушай и др. Многие слова, употребляемые учителем во время занятий, усваиваются детьми быстро, они начинают ими пользоваться не только в саду, но и дома.
Предлагаем семь игр по отработке специфических звуков и развитию словарного запаса в казахском языке:
1) Фонетическая игра на слова со звуками «қ» и «ұ».
Рассказ ведущего:
Вышла во двор курочка, следом выбежали цыплята. Стали искать они вокруг дома корм. Мама –курочка нашла корыто с зернышками, и от радости стала громко издавать такие звуки:
«қыт-қыт-қыт,қыт-қыт-қыт». Это она так радовалась.
-Давай-ка, мы тоже попробуем произносить звук «қ» гортанью, аналогично звуку «х»,но тверже.
Наклевавшись корма, курочке вместе с цыплятами захотелось
пить. Она подбежала к чаше с водой и начала учить цыплят пить: «уф-уф-уф-уф», подняв голову вверх.
- У курочки сжатый, острый клюв. А у нас, когда мы произносим звук «ұ», края губ сильно не сжимаются, а слегка расходятся. Давай-ка , попробуем их сжать сильнее, тогда у нас получится казахский звук «ұ». Спасибо курочке и цыплятам, которые подсказали нам, как правильно произ
- Носить эти тяжеловыговариваемые звуки.
Упражнение на различение парных звуков по месту образования:1) Вспомните казахские имена девочек и мальчиков сначала на звук «қ», затем на звук «ұ», сопоставьте их произношение на двух языках.2) Слушайте и повторяйте схожие слова:
Қара-смотри қала-город
Қол-рука жол-дорога
Балық-рыба арық-худой

Слуга-құл зола-күл
Стоимость-құн день-күн
Цветок-гүл смейся-күл
Голос-үн мука-ұн

2) Фонетическая игра со словами на звуки «ы» и «і».
Рассказ ведущего:Однажды нашел зайчик большую,сладкую морковку и начал ее грызть,да похрустывать. Неподалеку жила старая медведица, и надо же?! Она увидела зайца с этой морковкой и ей тоже захотелось похрустеть. Заяц ей не отказал, он был очень добрым соседом. Сладкоежка –медведица забыла про свою старость: «Хруст-хруст». Но ее зубы вдруг разболелись. Прижав своей лапой правую щеку, она начала ныть: «-ы-ы-ы-ы».Зайцу стало смешно: «-і-і-і-і»- так он начал дразнить медведицу. Но потом одумался и предложил свою дружескую помощь. А теперь подумаем, почему у медведя звук «ы» слышится твердо,резко и открыто, а у зайца мягко, слабо и кратко произносится звук «і». Представим, что у нас тоже болит один из передних зубов,прижмем его указательным пальцем и попробуем подражать то медведице,то зайчонку.
3) Фонетическая игра для закрепления слов со звуком «ә».
Ролевая игра «Баюкание малыша».
Дидактические материалы: картина с изображением бабушки,качающей казахскую колыбель, кукла, ее кроватка с постельными принадлежностями . Ведущий , показывая на картину,спрашивает:
- Мынау кім? (Кто это?)
- Әже .(бабушка )
- Әже әндетеді. (Бабушка поет)
- Ә-ә-ә-ә- дети вместе с ведущим несколько раз повторяют звук «ә» под напевом: «баю-*баю-баю-бай». В том же ритме повторяют слова :«Әлди-әлди-әлди-әй». (Игра продолжается с ведущей в роли бабушки, усыпляющей малыша под казахскую колыбельную песню).
4) Фонетико- словесные игры на звуки «ә» , «і».
Рассказ ведущего: Маленькая девочка по имени Әсел встает очень рано и начинает убираться в доме. Мать хочет помочь дочери: «Мен өзім, мен өзім»,-говорит она в ответ. Даже одеваясь, Әсел сама поправляет свои вещи: «Мен өзім»(Я-сама) так она застегивает пуговицы. «Мен өзім»- так она зашнуровывает свои ботинки. «Какая ты у меня самостоятельная!»,-радуется ее мама. Но подружка Әсел по имени Әсем совсем не такая. За нее все делает мать. В переводе имя «Әсем» означает «красотка». Как вы думаете ,она красотка?
Скороговорки .
-Әсел әсем бе, Әсем әсем бе?
-Әсем әсем бе, Әсел әсем бе?
-Сен неше ішік піштің?
-Мен бес ішік піштім.
5) Фонетико-словесные игры на слова со звуками «қ», «ғ», «ы», «ң».
Ситуативная игра по рассказу ведущего: У Ғайсы есть сестренка Ғайша. Ей два года. Она часто болеет. Ғайса ,-говорит мама,--покажи-ка сестренке, как надо полоскать горло. Ғайса набирает содовую водичку в рот, долго держит ее во рту, проговаривая:-ғы-ғы-ғы. А девочка из-за боли в горле плачет: «-қы-ғы-ың,-қы-ғы-ың».- «Нет, она не умеет,как ты, держать так долго водичку в горле, лучше поиграй с ней,- говорит мама». Щекотя то левую, то правую ладони со словами: «қығың,қығың, қығың»- Ғайса ус покаивает свою сестру. За это время мама успевает положить ей на горло теплый компресс.
Скороговорки :
Алашаға бала-шаға отырды,
Бала-шаға алашаға отырды.
-Алатауда неше шың бар?
- Қаратауда неше шың бар?
-Алатауда бір мың шың бар,
Қаратауда бес мың шың бар.
6) Грамматические игры-упражнения, обучающие морфологической структуре слов и словосочетаний.
1. «Найди уменшительную пару слова»
Тай-тайлақ бала-балақай қала-қалашық
Қозы-... іні-... үй-...
Құлын-... бөпе-... бота-...
2. «Укажи ласкательное окончание к слову»
Аға-ағатай көке-...
Сіңлі-... апа-...
3. «Придумай второе слово» или «Как произошло слово?»
Тәрбие –тәрбиеші кітап-кітапхана
Оқу- дәрі-
Бүркіт- ас-
Мал- ем-
7) Фонетические игры с подражательными словами.
Сиыр (мө-мө) мөңірейді.
Су (сыр-сыр) ақты.
Қой (мә-мә) маңырады.
Бу (бұрқ-бүрқ) шықты.
Жылан (ыс-ыс) ысылдады.
Жаңбыр (тырс-тырс)...
Торай (қорс-қорс)...
Есік (сарт-сұрт)....
Машина (гүр-гүр)...
Приведенные фонетико-словесные и грамматические игры необходимо использовать для выработки правильного произношения отдельных звуков в соответствующих словах.
Категория: Казахский язык и литература | Добавил: zhanmaral (2016-03-31) | Автор: Махметова Жанмарал Какауовна E
Просмотров: 767 | Комментарии: 4 | Теги: казахский язык | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 10:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru