Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Казахский язык и литература

Программа обучения детей казахскому языку в детском саду

А. Бейсенева  

Из опыта работы детского сада-ясли № 102 «Русалочка»   г. Усть-Каменогорска

Государственный стандарт дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан предусматривает обучение детей казахскому языку с четырехлетнего возраста. Целесообразность такого начала обучения обусловлена тем, что этот период развития ребенка харак­теризуется интенсивным формированием познавательных процес­сов, более быстрым и легким, чем на последующих ступенях, усвое­нием умений и навыков. Успешному усвоению языка способствует и  ряд  психологических  особенностей,  присущих  детям-дошкольникам: высокая восприимчивость и активная память.

Большие потенциальные возможности детей данного возраста, возросшие требования общества к языковой подготовке дошкольни­ков, а также отсутствие методического обеспечения и обусловили разработку программно-методического материала обучения детей четырех лет казахскому языку.

Целью настоящей программы обучения государственному язы­ку детей средней группы является приобщение ребенка к истокам казахской народной культуры через обучение элементарному обще­нию на казахском языке.

Задачи обучения

1. Формирование навыков разговорной речи и аудирования.

2. Формирование нравственных отношений между детьми, со­циальных чувств и самостоятельности посредством участия детей в традиционных казахских обрядах, праздниках, играх.

3. Развитие художественно-творческих способностей у детей через знакомство с произведениями малых фольклорных форм: потешками, песенками, загадками.

Речевые образцы для каждого занятия составлены с учеты речевых возможностей детей и вводятся в активный словарь посредством создания игровых ситуаций и ситуаций каждодневного общения.

Программа предполагает обучение фонематической, лексиче­ской и грамматической сторонам устной речи на материале малых фольклорных форм: песенок, потешек, закличек. В течение всего курса проводится пропедевтическая работа по постановке произно­шения  через  специально  разработанную  артикуляционную гимнастику.

Разрабатывая программно-методический материал, мы  опирались на современные программы «Балбөбек», «Программу предшкольной подготовки».

Занятие 1.

Первое посещение юрты и знакомство с хозяйкой юрты.

Қош келдіңіздер біздің үйге!  

Добро пожаловать в наш дом!

Программное содержание:

1. Формировать эмоциональный отклик на убранство юрты.

2. Воспитывать желание заниматься в кабинете казахского языка.

Оборудование: круглый стол с угощениями, чай, казахский женский национальный костюм.

Лексический минимум: киіз үй, дастарқан, шай, бауырсақ.

1. Игровая ситуация «Знакомство».

Преподаватель приветливо встречает гостей, рассаживает их на подушечки вокруг круглого столика, угощает их, знакомится и ведет беседу о казахском доме- юрте.

2. Фонетическое упражнение: ү-ү-ү-үй; і-і-із.

3. Дидактическая игра «Кім жоқ?».

Дети под музыку танцуют, когда музыка обрывается, препода­ватель большим покрывалом накрывает ребенка и спрашивает: «Кім жоқ?», дети отвечают: «Алена жоқ».

Занятие 2

Знакомство с колыбелью и колыбельной песней

«Әлди-Әлди» – «Баю-Бай»

Программное содержание:

1. Учить воспринимать ритм казахской речи через колыбельную песню.

2. Воспитывать чувство заботы к малышу, желание ухаживать за младенцем.

Оборудование: аудиозапись, колыбель с ребенком-куклой, ка­захский женский национальный костюм.

Лексический минимум: бөпе, бесік.

1. Фонетическая игра «Кто как зовет маму?». (Ягненок: «Мә-мә», теленок: «Мө-мө» и т.д.)

2. Игровая ситуация«Успокоим ребенка».

Преподаватель встречает детей с «ребенком» на руках, который громко плачет. Она поет ему колыбельную песню, но он не успо­каивается. Тогда преподаватель зовет на помощь детей. Они как могут успокаивают ребенка и вместе с преподавателем поют:

«Әлди-әлди ақ бөпе, ақ бесікке жат, бөпе».

3. Рассматривание колыбели.

Занятие 3

Знакомство детей с Днем милосердия

Менің  көмекшілерім

Мои помощники

Программное содержание:

1. Прививать умение внимательно слушать и правильно отве­чать на вопросы, обогащать речь новыми словами. 2. Воспитывать любовь к близким людям, желание сделать им приятное.

Оборудование: ингредиенты теста, скалки, косынки, фартуки, доски.

Лексический минимум: шелпек, ұн, тұз, су, май.

1. Фонетическая игра «Кто как кричит?». (Ворона: «Қар-қар», воробей: «Шиқ-шиқ», кукушка: «Көкек-көкек» и т.д.)

2. Игровая ситуация «Поможем бабушке».

Преподаватель встречает детей и просит их помочь ей. Вместе они заводят тесто и раскатывают их в лепешки.

3. Беседа о Дне милосердия – пятнице.

Занятие 4

Знакомство с обрядом «Обрезание пут»

Қаз-қаз, балам  

Топ-топ, малыш

Программное содержание:

1. Учить соотносить обрядовые слова с действием.

2. Воспитывать толерантность к обрядам других народов.

Оборудование: кукла в национальной одежде.

 Лексический минимум: Сәлеметсіз бе, сау болыңыз.

1. Фонетическая игра «Угадай, кто говорит».

Педагог прячет картинки за забором и говорит: «Козленок и те­ленок спрятались и разговаривают. Мы их не видим, но по звукам можем угадать, кто из них говорит».

2. Игровая ситуация «Няни».

Дети укладывают ребенка в колыбель, поют колыбельную песню.

3. Рассказ об обряде «Тұсаукесер». Обыгрывание обряда.

4. Обрядовая игра «Научим ребенка ходить».

Дети водят ребенка за руки и поют ему песенку:

Қаз-қаз, қаздан бас

Бір, екі, үш, аздан бас.

Занятие 5

Знакомство с казахской национальной игрушкой

Ғажайып сандьқ

Чудесный сундучок

Программное содержание:

1. Учить играть в народные игры с асыками. 2. Воспитывать целеустремленность, самостоятельность в выполнении игровых действий.

Оборудование: сундучок с разными игрушками, асыки, сумка для асыков.

Лексический минимум: асық, дорба, ойыншықтар.

1. Фонетическое упражнение «Воспроизведение звуков». Преподаватель предлагает каждому ребенку выбрать себе козленка, теленка, ворону, воробья и т.д. и запомнить его песенку. Затем поочередно вызывает детей, те произносят задуманные им песенки животных или птиц, а остальные дети по ним угадывают, какого животного или птицу выбрал себе отвечающий ребенок.

2. Игровая ситуация «В гостях у куклы Сауле». Дети знакомятся с кук­лой: «Менің атым Саша». Кукла Сауле дарит детям «чудесный сундучок», в котором живут разные истории, сказки и загадки. Преподаватель рассказыва­ет историю игр и игрушек, демонстрирует несколько игрушек из дерева, бумаги, ткани и кожи, которые достает из сундучка.

3. Знакомство с асыками.

4. Разучивание игр с асыками. Играющие, стоя на краю круга, по оче­реди бросают асыки и стараются выбить те, что находятся в центре круга.

1-й вариант. Каждый играющий бросает асыки только определенное коли­чество раз. Когда он заканчивает игру, асыки вновь устанавливаются в круге и игру продолжает другой ребенок.

2-й вариант. Играющие дети до­говариваются, кто начнет игру, кто продолжит. Тот, кто делает первый бросок, имеет право продолжить игру, если смог выбить асык из круга, а если промахнулся, выбывает из игры.

Занятие 6

Заучивание потешки

Бес саусақ – Пять пальцев

 Программное содержание:

1. Учить детей воспринимать речь на слух, развитие воображе­ния и чувство ритма. 2. Воспитывать внимание и интерес к слову, как средству выра­жения чувств и настроений.

Оборудование: казахский национальный костюм, кукла. Лексический минимум: қуыршақ, ойын.

1. Фонетическое упражнение «Эхо». Дети представляют себя в ле­су и, как эхо, повторяют громко или тихо то, что произносит ведущий.

2. Игровая ситуация «Поиграем с ребенком». Преподаватель пред­лагает детям поиграть с ребенком-куклой, который не хочет спать.

3. Игра «Қуырмаш». Рассматривая свои пальчики, дети их называют:

Большой старшой,

Утка голосистая,

Тополь серебристый,

Беленький альчик,

Маленький мальчик.

4. Разучивание потешки. Преподаватель по одному садит детей к себе на колени и играет с ними:

Бас бармақ, балан үйрек,

Ортан терек, сылдыр шүмек,

Кішкентай бөбек.

Қуыр-қуыр-қуырмаш.

5. Закрепление. Дети читают потешку друг другу.

Занятие  7

Рассказ-беседа о зиме с использованием скороговорки

Алақай, қыс келді!  

Ура, пришла зима!

Программное содержание:

1. Расширять представление об окружающем мире. Разучивание скороговорки. 2. Воспитывать внимание и интерес к слову.

Оборудование: чудесный сундучок, открытки.

Лексический минимум: қыс, қар.

1. Игровая ситуация «На прогулку в зимний лес». Преподаватель предлагает детям представить себя в зимнем ле­су и рассказать, что они там видят. Дети рассказывают о приметах зимы.

2. Фонетическая игра «Что мы услышали в зимнем лесу?»

Скрип снега — қ-қ-қ

Крик вороны – қар-қар-қар

Уханье совы – ұ-ұ-ұ

Вой волков – ү-ү-ү.

3. Разучивание скороговорки:

Дети встречают в лесу зайца. Он предлагает им соревноваться в произношении скороговорок.

Қар аппақ, дала аппақ,

Бәрі аппақ... қарап бақ.

Категория: Казахский язык и литература | Добавил: collegy (2007-04-14)
Просмотров: 30264 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.3/31
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2020-05-25, 2:32 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1604]
Школьный психолог [547]
История [778]
Опыт [553]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [261]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [873]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1271]
Химия [403]
Классному руководителю [697]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [111]
Казахский язык и литература [1890]
Краеведение [108]
Начальная школа [4154]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [408]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [197]
Дошколенок [1762]
Особые дети [322]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [665]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [491]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1269]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [106]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [583]
Немецкий язык [61]
Технология [320]
Самопознание [444]
Профессиональное образование [131]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [68]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс библиотека тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru