Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Дайджест прессы

Эти чудесные долгие школьные годы
№ 203 (16351) от 03.11.2007"Экспресс К"
Гульмира МАТХАЛИКОВА, Астана
В 2002 году затея перехода на 12-летнее образование всем казалась далекой и несбыточной. Ан нет, время пришло, и Министерство образования и науки рапортует о готовности распахнуть двери перед шестилетками, которые ближайшие 12 лет проведут за партой.
А вот родителей, чьи дети будут первооткрывателями новой эры казахстанского среднего образования, все еще мучают десятки вопросов и, кажется, им так и непонятна главная мысль школьного нововведения.
Пять лет назад в Казахстане впервые заговорили о переходе на 12-летку. За это время чиновники из Министерства образования и науки проделали немало работы. Но, несмотря на это, школьная концепция завтрашнего дня все еще вызывает недоверие. Возможно, эти тихие протесты со стороны взрослого населения страны вызваны отсутствием полной информации о новом плане министерства. Корреспондент "ЭК" решила хоть как-то восполнить эти пробелы и встретилась с директором департамента общего среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки Майрой Санатовой (на фото).
- Итак, со следующего учебного года в стране вводится 12-летнее образование. Родители первоклашек недоумевают: для чего это? Майра Токаевна, так что это даст нашим школьникам?
- Процесс развития образования в современном мире неизбежен. Это связано с повышением требований к уровню культуры, профессиональной компетентности и профессиональным квалификациям всех граждан, конвертируемости аттестата об общем среднем образовании в мировом образовательном пространстве и со становлением системы непрерывного образования.
Мы изучили аналогичную систему наиболее развитых государств мира, в том числе и 50 конкурентоспособных стран. И сделали вывод: в большинстве из них увеличена продолжительность обязательного общего среднего образования. В 169 странах мира, а это около 80 процентов, учеба в школах длится 12 лет, в 46 странах - 13 лет.
Все это и было учтено при разработке государственной программы развития образования в Казахстане на 2005-2010 годы, где и предусмотрен переход на 12-летнее образование. Вот вы спрашиваете: что это даст? Предполагаю, что мы получим существенное обновление целей, структуры, содержания, методов и средств обучения, форм организации учебного процесса.
- А точнее можно?
- Мы хотим изменить направленность педагогических целей на самореализацию личности школьника, содержание образования путем включения в учебный материал компетентностно-ориентированных заданий. Также в наших планах - поменять характер взаимодействия учителя и школьников. Наша задача - научить и заставить ученика использовать информацию, представленную в различных источниках. Мы поменяем оценки достижений учеников на основе взаимодействия количественных - успеваемость и качественная характеристика образовательных результатов - портфолио.
- Но почему все эти новшества невозможно включить в систему 11-летнего образования?
- Еще раз повторюсь, во всех наиболее развитых странах мира внедряется 12-летнее образование. А для интеграции в международное образовательное пространство и признания казахстанских аттестатов за пределами нашей республики необходимо перейти на 12-летнюю систему обучения.
- Многих родителей пугает, что их сыновьям после окончания школы, а им как раз исполнится 18 лет, сразу придется идти в армию. Как будет решаться этот вопрос?
- Необходимо отметить, что 12-летнее обучение предусматривает начало обучения с шести лет, а в действующей школе - с семи лет, то есть возраст молодых людей по окончании 12-го класса будет таким же, как и у нынешних выпускников. Таким образом, если молодой человек не будет учиться в высшем учебном заведении, то он может быть призван в ряды Вооруженных Сил РК.
Но наряду с этим в соответствии с законом "О воинской обязанности и воинской службе" предусматривается привлечение в ряды армии молодых людей на контрактной основе.
- Майра Токаевна, 12-летнее образование рассчитано на детей, начинающих обучение в школе с шести лет. Как быть тем малышам, которые пойдут в школу с семи лет? Им тоже предстоит отучиться 12 лет?
- Как показывает международный опыт, обучение детей в начальных школах подавляющего числа зарубежных стран начинается с 5-6-летнего возраста. И по итогам нашего эксперимента по переходу на 12-летнее образование видно, что шестилетние дети успешно справляются с учебными программами, но при условии учета их возрастных и психофизиологических особенностей во время проведения занятий.
Но, я как поняла, вас волнует судьба семилеток. Так вот, те, кто начинает свою учебу с семи лет в 2008 году, будут учиться по программе 11-летнего обучения. Но, согласно графику перехода на 12-летнее образование, им предстоит "перескок" в 2017-2018 учебном году из 9 класса в 11 класс 12-летней школы.
- Изменятся ли с введением новой системы требования к первоклашкам? Кто и где будет заниматься с ними предшкольной подготовкой?
- Психофизиологические и возрастные особенности детей-шестилеток предполагают изменение технологий обучения. Требования будут новыми, но не по отношению к первоклашкам, а к учителям, работающим с ними. Совершенно иной должна быть предметно-пространственная среда для учащихся шестилетнего возраста. Это - игровые комнаты, удобная мебель, зоны отдыха: Мы уже подготовили на основании экспериментальных данных рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
А предшкольная подготовка обязательна. У нас согласно закону она ведется с пяти лет в детских садах, при школах. Потом и родители должны работать с детьми.
- Хорошо, ребенок пошел в школу, отучился 10 лет. И что дальше? По какому принципу будут отбираться ученики в два последних класса?
- Система отбора школьников в профильные классы в настоящее время разрабатывается. Здесь будут учитываться все параметры личностных достижений учащегося, скажем, портфолио школьника.
- Какие возможности откроются перед теми, кто не выдержал экзамен, дающий право учиться в 11-12 классах?
- Учащийся, не прошедший отбор в профильные 11-12 классы, может продолжить обучение в профессиональных школах, колледжах. Необходимо отметить, что всему этому процессу будет предшествовать предпрофильная подготовка в 9-10 классах, которая должна помочь выпускнику основной школы сделать правильный выбор для профессионального самоопределения.
- И вот ученик успешно завершил свой 12-летний труд в школе. Что же потом? ЕНТ сохраняется?
- Да! Но вместе с тем Министерством образования и науки разрабатываются новые подходы к формату и содержанию ЕНТ в 12-летней школе. В результате эксперимента по профильному обучению, о котором говорилось выше, также будут апробированы и формы итоговой аттестации выпускников 12-х классов.
- Говорят, что программы 11-12-х классов школы заменят программы 1-2-го курсов высших учебных заведений. Действительно ли это так?
- Нет, цели и задачи средней и высшей школы совершенно разные, и нельзя говорить о замене программ. Тут дело в другом. В настоящее время реально возникла потребность в создании института ранней профессионализации школьников - профильной школы, которая решает государственную проблему трудовой занятости, материальной обеспеченности и личностной реализации молодежи.
Концептуальные основы профильного обучения выстроены с учетом как мировых, так и казахстанских тенденций развития образования. Профильное обучение предполагается осуществлять по трем направлениям: естественно-математическому, социально-гуманитарному, технологическому. Учащимся будет предоставлено право выбора профильных предметов в соответствии с их будущей направленностью обучения.
Наряду с этим Министерством образования и науки предусматривается включение в содержание образования профильной школы тех курсов, которые составляют общеобразовательный блок на первом курсе высших учебных заведений и вполне могут быть изучены в условиях общеобразовательной школы. В свою очередь, это позволит студенту высшей школы за счет высвободившегося времени больше заниматься своим профессиональным образованием.
- А кто занимался разработкой казахстанской модели 12-летнего образования? Учитывался ли опыт зарубежных стран?
- Координирующую роль в разработке казахстанской модели 12-летнего образования занимает Министерство образования и науки. В состав разработчиков вошли ведущие ученые, педагоги, методисты, практики. Как уже говорилось выше, был изучен опыт 60 стран. И все положительные моменты в образовании тех или иных государств учтены при разработке нормативных документов.
- Это хорошо, что изучался опыт других стран. Но думаю, если не будут готовы учебники и преподаватели, затея с введением 12-летки может провалиться:
- Вы правы, успех внедрения 12-летней школы во многом зависит от подготовленности педагогических кадров. Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. И мне кажется, что ключевую роль в решении этой актуальной проблемы сыграют существующие в стране система профессионального педагогического образования и курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Сегодня мы говорим, что в педагогических учебных заведениях должны готовить полиязычного учителя, владеющего инновационными технологиями, навыками поисковой, исследовательской и творческой деятельности, информационными и дистанционными технологиями обучения. Ежегодно на повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров выделяется более одного миллиарда тенге. По сравнению с 2004 годом в текущем на 65 процентов увеличилось количество преподавателей, прошедших курсы повышения квалификации. С 2005 года на переподготовку кадров в условиях перехода на 12-летнее обучение выделяются средства, благодаря которым ежегодно ведется переподготовка 30 тысяч учителей.
И что касается учебников. Мы сейчас готовим книги для первых-вторых классов. Наряду с этим в процессе эксперимента по переходу на 12-летнее образование были апробированы учебники начальной ступени. С учетом новых программ, а также предложений и замечаний, поступивших в ходе эксперимента, "опытные" учебники будут пересматриваться и дополняться. Мы также планируем продолжить работу по созданию авторских коллективов и рассмотрению проектов учебников.
Категория: Дайджест прессы | Добавил: collegy (2007-11-08)
Просмотров: 1085 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 1:43 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru