Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Дайджест прессы

Вперед. В прошлое-2

Выйти из кризиса казахстанскому образованию реформы не помогли

(Окончание. Начало в №-№ 170, 175)

Накануне визита в Японию в этом году глава государства сказал: «Мы серьезно, лет на 40–50, отстали от передовых стран». Как известно, уровень образования – это исходная, отправная точка экономического и научно-технического прогресса любой страны. Если так, то насколько мы отстали в развитии системы образования от ведущих стран мира? Чтобы ответить на этот вопрос, необходим ретроспективный анализ ее развития, а именно: что мы получили в наследство от Советского Союза. Об образовании вчера, сегодня и завтра на страницах нашей газеты продолжает рассуждать доктор педагогических наук, профессор, президент Академии педагогических наук Казахстана Аскарбек Кусаинов.

Сколько стоит наука

Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы было принято решение о переходе на 12-летнее образование. Переход на эту новую систему, причем с новым содержанием воспитания и образования, был единственным верным решением для преодоления кризиса. Однако сегодняшнее состояние вызывает опасение.
Ведь известно, что любое управ-ленческое решение должно быть принято на основе результатов научных исследований. Особенно сейчас, когда ХХІ век стал веком образования и науки, быстрыми темпами идет процесс глобализации и перед каждой страной встал вопрос об определении для себя важнейших ценностей и ориентиров в развитии своей системы образования. Кризис в образовании в нашей стране усугубляется тем, что управленческие решения принимались и принимаются без должной научной проработки.
В 1991 году в Казахстане не было ни одной лаборатории, занимавшейся проблемами дошкольного и профессионального образования. Был всего один институт второй категории, занимавшийся проблемами среднего образования. По сей день практически ничего не изменилось, исследования в области образования финансируются по остаточному принципу.
Все страны СНГ унаследовали советскую систему образования. Понимая необходимость проведения глубоких реформ в содержании образования, многие из них уделяли серьезное внимание проведению фундаментальных и прикладных исследований в этой области.
Рассмотрим в сопоставительном плане состояние педагогической науки в Казахстане, России и Украине. Ведь все страны СНГ имеют одинаковые проблемы в реформировании системы общего среднего образования.
Для проведения фундаментальных исследований в 2007 году в Казахстане было выделено 2 млрд 674 млн 529 тысяч тенге. Из них для проведения научных работ в области образования было выделено чуть больше 28 млн тенге, или 1,05 процента от общего объема финансирования.
В 2007 году для проведения прикладных исследований в области образования было выделено 138 с небольшим миллионов тенге. Из этих средств только 45 процентов, то есть 62 млн тенге, пришлись на долю научных исследований в области образования, а остальные средства ушли на содержание различных республиканских организаций.
Общеизвестно, что для обеспечения качественного перехода на 12-летнее образование был создан Республиканский научно-практический центр (РНПЦ) проблем 12-летнего образования. В 2007 году годовой бюджет этого центра составил 67 млн тенге.
Таким образом, в прошлом году для проведения фундаментальных и прикладных исследований в области образования и финансирования РНПЦ проблем 12-летнего образования из государственной казны выделены 136 млн тенге.
В России исследования в области образования ведут множество НИИ, научных центров и лабораторий. На финансирование научных исследований только двух из них – Российской академии образования (РАО) и Федерального института развития образования – в прошлом году правительство России выделило свыше 560 млн российских рублей, что в переводе на казахстанскую национальную валюту составляет свыше 2,6 млрд тенге.
В Украине в составе Академии педагогических наук функционируют 11 крупных институтов. Объем финансирования академии со стороны правительства Украины составил в 2007 году 88 900 тысяч гривен, это порядка 2 млрд тенге. Разработку содержания и стандартов среднего образования Институтом инновационных технологий и содержания образования Украины государство профинансировало в размере 160 млн гривен, то есть порядка 3 млрд тенге.
Несложно подсчитать неутешительные итоги. Финансирование исследований в области образования всем организациям, вместе взятым, в Казахстане в прошлом году составило в 20 раз меньше, чем объем финансирования двух НИИ России, и в 43 раза меньше, чем двух НИИ Украины. При таком объеме затрат и при таком состоянии научных исследований даже лишне говорить о качестве проводимых реформ в области образования в нашей стране.
В этом году начинается новый 3-летний этап финансирования научных проектов. Если объем финансирования науки останется на этом уровне, то в будущем кризис в образовании еще больше усугубится и в конце концов это приведет к тому, что Казахстан по своему интеллектуальному развитию станет одной из отсталых стран в мире.

12-летка: мифы и реальность

Как известно, согласно Государственной программе развития образования, переход на 12-летнее образование должен был произойти в 2008 году. Но процесс перенесен на два года.
В конце прошлого года были утверждены Основные положения Государственного стандарта 12-летней школы. Но в этом стандарте не было его основной части – базисного учебного плана. Без базисного плана его невозможно изучить и понять. Не зная, в каком классе изучается, к примеру, физика и в каком объеме, или не зная вообще, какие предметы в каком классе изучаются и в каком объеме, о чем можно рассуждать?
А ведь именно на основе этого стандарта должны были быть разработаны предметные стандарты, учебные программы и уже потом созданы учебники. На наш взгляд, для обеспечения качественного перехода на 12-летнее образование необходимо провести исследования в нескольких направлениях. Во-первых, важно изучить теоретико-методологическое обоснование организации образовательного процесса в условиях реализации компетентного подхода. Во-вторых, немаловажно исследовать научно-методические основы социализации учащихся через содержание учебных предметов. В-третьих, без научно-методических основ организации учебного процесса, ориентированного на самоосвоение учащимися нового материала, невозможно добиться желаемого результата. Но это еще не все. Однако в Казахстане не ведется ни одной работы по изучению системы образования даже развитых стран мира, чтобы было с чем сравнивать.
Как видно, научные исследования по обеспечению качественного перехода на 12-летнее образование в стране практически еще не начаты. Как можно говорить об успешной ее реализации? Если правительство страны не выделит необходимых средств на проведение научно-исследовательских работ в области образования, то ничего положительного от этой реформы ожидать не придется. Переход на 12-летнее образование без должной научной подготовки будет означать, что в ближайшие 15 лет качеству казахстанского образования суждено только падать.
В свое время при организации работ по переходу на 12-летнее образование была допущена, на наш взгляд, серьезная ошибка. Не имея концепции, стандартов, не определив содержание 12-летней школы, выделены деньги на разработку учебников для 12-летней школы. Подготовлены учебники с 1-го по 5-й классы. Даже невооруженным глазом видно, что они далеки от требований Основных положений стандартов 12-летней школы, предъявляемых к учебной литературе. В настоящее время ряд заинтересованных лиц Министерства образования и науки доказывает, что учебники 12-летней школы уже подготовлены. Это вообще нонсенс.

Нет безвыходных ситуаций

В объеме одной статьи невозможно перечислить все накопившиеся проблемы также и в системе профессионально-технического и высшего образования. Это вообще тема отдельного разговора. Учитывая сложившиеся ситуации в системе образования, считаем необходимым рассмотреть вопрос на уровне правительства страны о разделении Министерства образования и науки РК на Министерство высшего образования и науки РК и Министерство общего образования и культуры РК. Например, в Японии, где я побывал, есть Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий, а во всех 16 землях Германии действует Министерство образования, культуры и спорта. В этих странах основной целью государства и общества является воспитание детей с богатым духовным миром, высокой нравственностью, глубоко понимающих и умеющих развивать национальную культуру. Поэтому считается, что для реализации этой цели Министерство культуры должно работать под одной крышей с Министерством образования.
На наш взгляд, необходимо также создание при администрации президента или при правительстве консультативно-совещательного органа, рассматривающего состояние, проблемы и идеологию развития воспитания и образования в нашей стране.
Сейчас ведется большая работа по реализации государственной программы «30 корпоративных лидеров Казахстана», нацеленной на содействие отечественным компаниям в осуществлении крупных прорывных проектов в важнейших отраслях экономики с большим объемом финансирования. Думается, что самым главным прорывным проектом должен быть научно-исследовательский проект, направ-ленный на нравственно-духовное воспитание детей и повышение качества их образования. Назрела необходимость начать работу по разработке национальной модели образования и единой образовательной политики Республики Казахстан, направленной на обеспечение потребностей государства, общества и личности.
Для создания и реализации этих проектов должны быть созданы крупные государственные НИИ с достаточным объемом финансирования. Мы не должны забывать о простой истине, что без воспитанных и образованных детей нет будущего страны.

Подготовила Александра АЛЕХОВА, фото Александра КАНЦЕДАЛОВА,Алматы

 25.09.2008

 

 http://www.liter.kz/site.php?lan=russian&id=151&pub=11900

 

Категория: Дайджест прессы | Добавил: collegy (2008-09-30)
Просмотров: 919 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 9:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru