Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
Личностно – ориентированные технологии обучения.
Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
Учитель: Болдырева Е. Н.

Личностно - ориентированные технологии позволяют добиться такого образования, в котором личность ученика, находится в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей. Одной из технологий личностно ориентированного обучения является обучение в сотрудничестве, т. е обучение в малых группах.
В чём же отличие обучения в малых группах от других форм групповой работы?
Выделяют следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:
Таблица 1
Отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве:
• взаимосвязь членов группы;
• личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи
своих товарищей;
• совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в
группе;
• специализация деятельности учащихся в группах.
• общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах), которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.
Главная идея обучения в малых группах: учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Учиться, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. Именно от осознания данного факта авторы метода обучения в сотрудничестве и отталкивались. В процессе обучения ошибаются все. Только одним нужно больше времени и усилий, чтобы овладеть материалом, другим меньше. Как это сделать - дело методики!
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Вот идеи, лежащие в основе данной технологии.
Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них. Практически, это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли - лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.
Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. А это возможно, если в группах будет создана определённая атмосфера. Для создания такой атмосферы необходимо, чтобы дети знали и выполняли определённые правила:
Таблица 2
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ГРУППЫ
1.Уважай и цени взгляды каждого участника группы.
2.Не согласен, спокойно объясни почему.
3.Не перебивай и не разговаривай, когда говорит другой. Слушай внимательно и
уважай собеседника.
4. Защищай свою точку зрения, будь открытым для восприятия чужих идей, мнений,
и интересов.
5. Поддерживай дружелюбный и открытый диалог между членами группы.
6. Старайся, чтобы твои замечания были кратки и по существу.

1. Ценности и взгляды каждого участника группы являются важными и будут уважаться членами группы даже, если они не согласны. Мы ожидаем, что среди взглядов, которые придерживаются участники, некоторые будут совпадать, а некоторые отличаться. Мы будем стараться извлечь уроки из этого разнообразия мнений.
2. Концентрация на идеях, а не на людях. Комментарии и возражения не должны задевать личность. Если вы не согласны, с какой, либо точкой зрения, объясните почему, а не нападайте на личность.
3. Каждый участник будет иметь возможность высказаться, если он захочет. Относясь с уважением к своему высказыванию, слушайте также других. Не следует разговаривать, когда кто-либо выступает, и перебивать его.
4. Защищая свою точку зрения, будьте открытыми для восприятия чужих идей, мнений, и интересов других участников. Оставайтесь сфокусированными на идеях, концепциях, и интересах, а не на том, от кого они исходят и «хорошие» они или «плохие».
5. Помогайте создать открытую, конструктивную атмосферу. Работайте над поддержкой дружелюбного и открытого диалога между членами группы, пониманием разных точек зрения, максимального участия всех и творческого обсуждения в поисках решения проблемы.
6. Старайтесь, чтобы ваши замечания были кратки и по существу. Поскольку время ограниченно, замечания должны быть краткими и идти по порядку, что бы все имели возможность высказаться.
Как я организовала обучение в малых группах.
С чего начать? Парты стоят в классах в три ряда. При этом дети вынуждены целый день видеть лишь затылки друг друга, но зато в течение всего урока лицезреть учителя.
А мне нужно, чтобы дети могли, прежде всего, общаться в процессе деятельности. Парты можно поставить под углом один к другому, либо по два стола вместе. (Это можно сделать во время перемены.)
Обучала их культуре общения, здесь подходила к цели терпеливо, шаг за шагом. С первого класса вела кропотливую работу по созданию дружного сплоченного коллектива. Приучала своих учеников:
Таблица 3
• работать в группе с любым партнером (мини-группы 2 человека);
• работать активно, серьезно относиться к порученному заданию;
• вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
• испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.
При подготовке к очередному уроку по предмету выделяла одно - два задания, требующих после моего объяснения определенных действий со стороны учащегося для усвоения нового материала (выполнения упражнений, чтения текста, ответы на вопросы по прочитанному, решение задач).
Разбила класс на 6 групп по 4 человека. В каждой группе сильный, средний, слабый ученики, мальчики и девочки. Предоставила учащимся возможность самим определять роль каждого для выполнения задания.
Организатор (т.е. тот, кто следит за активностью своих партнеров по группе); контролер (отслеживающий культуру общения и взаимопомощи внутри группы); редактор (кто следит за правильностью выполнения задания); лидер (руководитель).
Группам даю одно задание, или каждая получает свое. Таким образом, они должны совместно дать ответы на все вопросы и от своей группы представить их на обсуждение класса. Если это упражнение или задача (по математике, русскому языку), то предлагаю всем ученикам индивидуально решить эту задачу сначала слабому ученику, либо выполнять действия, задания, упражнения по вертушке (т.е. по очереди, также с пояснениями).
Оценка ставится одна на всю группу (например, каждому 5).
Спрашиваю контролера, насколько активно каждый ученик группы принимал участие в работе, как партнеры помогали друг другу.
Интегрирую работу в группах различными способами: даю возможность проверить домашнее задание в парах; провожу самодиктант словарных слов по русскому языку, в мини-группах (по вертушке), т.е. каждый ученик выполняет роль учителя и ученика. Даю возможность потренироваться в группах, прежде чем даю тест или проверочную работу.
Сообщаю в начале урока и перед работой в группах цель, причем не только познавательную, но и социальную (каждый внесет свой вклад в общее дело).
Девиз: «Надо помнить - мы в одной лодке: или выплывем вместе, или утонем вместе».
Моим ученикам нравится работать в сотрудничестве. И особенно тогда, когда столы расставлены таким образом, чтобы можно было рассадить детей по четыре человека (шесть групп). Группа может работать в парах, тройках. Один ученик - консультант (выполняет роль учителя).
На уроке чтения при изучении темы: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» я предложила изучить биографию А.С. Пушкина таким образом:
1, 2 группы - ранние годы жизни, первые достижения;
3, 4 группы - средние и поздние годы жизни;
5 группа - иллюстрации к сказкам Пушкина.
Каждый член группы находит материал по своей части. Потом идет обсуждение и обмен информацией по данному вопросу. Результатом работы всех групп - это составление биографии А.С. Пушкина и уголок в классе: «Окно в мир сказки». Этот метод называется - «ажурная пила», разработал его профессор Элиот Аронсон.
На самом деле в совместной деятельности ребята делают удивительные вещи. Они обращаются к различным дополнительным источникам, справочной литературе, чтобы лучше разобраться в таких жанрах устного народного творчества, как загадки, пословицы, скороговорки, поговорки. Каждая группа распределила внутри себя роли: руководитель, редактор, оформитель.
Урок математики. Тема: «Повторение. Умножение и деление многозначных чисел». Учащиеся выполняют математический диктант. Один ученик работает у доски, остальные в группах. Даю установку: каждый работает индивидуально, вне группы, но оцениваться будет работа группы. Даю возможность после выполнения задания проверить работу в группе и выявить ошибки. Таким образом, соревнуются не сильные со слабым, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой. И сильный, и слабый может принести группе одинаковые оценки, баллы.
Чем отличается обычное групповое обучение от обучения в малых группах по методике сотрудничества?
Можно выделить три отличия: взаимозависимость членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.
Особое внимание - социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса.
Общая оценка работы группы складывается из оценки общения учащегося в группе наряду с академическими результатами работы.
После совместной работы отводится специальное время для обсуждения вопроса как ученики работали, помогая друг другу; они обсуждают свое поведение; что удалось и намечают пути совершенствования своего сотрудничества.
Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно. Это должно стать одной из стратегических целей учителя. Я предлагаю вам семь постепенных шагов в обучении этому умению:
Таблица 4
1. помогите ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык;
2. помогите учащимся понять из чего это умение/навык состоит;
3. организуйте практику;
4. убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет, он выполняет задания по овладению навыком/умением;
5. стимулируйте учащихся в том, чтобы они помогали друг другу во время практики;
6. создайте ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата;
7. стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.

Испробовав технологию сотрудничества на практике, я могу сказать: это мне подходит, потому что это эффективно для моих учеников! Мои воспитанники были готовы к такому сотрудничеству. 4 года продолжалась работа по созданию дружного коллектива. Я вместе с ребятами радовалась незначительному успеху каждого, учила каждого иметь собственную точку зрения, учила культуре общения. Работа в малых группах способствовала развитию у учащихся:
• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике;
• самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
• грамотно работать с информацией;
• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;
• самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Категория: Начальная школа | Добавил: ученик (2009-10-15) | Автор: Елена Болдырева E
Просмотров: 8389 | Комментарии: 2 | Теги: работа в малых группах, Личностно – ориентированные техноло, технологии сотрудничества | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 10:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru