Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Прохорова Ольга Алексеевна, ОСШ № 48 г. Караганда
«Не нужно доказывать, что образование
самое великое благо для человека.
Без образования люди и грубы, и бедны,
и несчастны».
Н.Г.Чернышевский
Система образования – это особая сфера практики, в которой, с одной стороны, осуществляется воспроизводство накопленных в прошлом знаний и опыта, а с другой стороны, закладывается и определяется облик будущей жизнедеятельности, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. А это значит, что основной целью образования должен стать человек как самоцель.
Тема «Личностно-ориентированный подход к обучению младших школьников на уроках» основана на отрицании авторитарных, методов, принуждающих к учению, как не гуманных и не дающих результатов в современной школе.
Руководствуясь мнением М.Пришвина, «человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева», каждый ребёнок может быть познан как личность только с учётом его действительной жизни, его радости, огорчений, потребностей и надежд. И только тогда ребёнок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим учителем.
Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых, и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Цель обучения – создать условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных способностей.
Личностно-ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, как к опыту их собственной жизнедеятельности.
Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание.
Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего чаще всего в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы.
Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъективном опыте учащихся. Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно-неправильно»). Задача учителя - выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.
Основные особенности личностно-ориентированного урока.
Цель: создать условия для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели:
• использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
• создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
• стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ…
• использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
• Оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения;
• поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
За время педагогической деятельности мы заметили, что одна из составных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, но с большим желанием учиться. И очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учёба превращается в тяжёлую повинность. Думаем, причина очевидна : им предложены такие условия обучения и предъявлены такие требования, которые превышают уровень их развития. Этого можно избежать, если с первых школьных лет каждый ребёнок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учёба сопровождается успехом.
Опыт работы свидетельствует о том, что все обучающиеся в образовательных школах дети могут усвоить программу. Но в одном и том же классе, на одной и той же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают его с трудом; одни очень активны в процессе обучения, другие проявляют пассивность. Достигнуть высоких результатов при обучении можно только при условии учёта индивидуально-психологических развитий школьника.
Работая по традиционной программе, мы стараемся использовать на своих уроках элементы развивающего обучения и ставить перед собой цели, отличающиеся от традиционного урока. Сравнивая деятельность учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока (по С.В.Зайцеву) можно увидеть существенные различия:
На традиционном уроке учитель На личностно-ориентированном уроке учитель:
1. Обучает всех детей уставленной сумме ЗУНов. 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта.
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий. 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам. 3. Стремиться выявить реальные интересы детей и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала.
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми. 4. Ведет индивидуальную работу с каждым учащимся.
5. Планирует и направляет детскую деятельность. 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых. 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.
При сохранении традиционных задач начального обучения (овладение чтением, письмом, счётом), мы считаем, что на передний план должны выдвигаться цели формирования учебной деятельности, которые включают в себя как личностно-мотивационные, так и операционно-деятельные компоненты.
Компоненты учебной деятельности:
1. Учебный интерес.
2. Целеполагание.
3. Учебные действия:
а) принятие учебной задачи;
б) преобразование учебной задачи;
в) планирование;
г) моделирование;
д) соотнесение результата с образцом;
е) контроль;
ж) оценка.
Формы учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Методы формирования учебной деятельности:
1. Иллюстративно-объяснительные.
2. Репродуктивные.
3. Исследовательские:
а) частично-поисковый;
б) поисковый;
в) проблемный.
4. Творческие методы.
Учебная деятельность, которую мы должны сформировать у учащихся, это особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта своего учения. На своих уроках мы применяем задания, которые позволяют ученику, находится в ситуации выбора. Например: учитель даёт установку – выбор мотивации учения.
Задание считается выполненным, если будет решена та или другая задача:
• Задача 1 интересна тем, что при её решении надо рассуждать, мыслить, однако оценка за её решение не выставляется. Только похвала учителя.
• Задача 2 менее интересна, но за её решение оценка выставляется в журнал.
В каждом классе все учащиеся делятся на три группы: слабую, среднюю, сильную. Учитывая возможности каждого ученика, мы составляем разноуровневые задания для каждой из групп. Задание под №1 выполняют учащиеся 1 группы (слабые), задание под №2 выполняют учащиеся 2 группы (средние), задание под №3 выполняют учащиеся 3 группы (сильные). При этом учащиеся первой группы, справившись со своим заданием, переходят к следующему заданию. Учащиеся второй группы, справившись со своим заданием, переходят к заданию третьей группы. Учащиеся третьей группы, справившись со своим заданием, переходят к выполнению дополнительного задания под №4, а если дополнительное задание учитель не предлагает, тогда помогают другим учащимся класса. Приведем следующие примеры:
Тема: «Числа 21 – 100».
На доске записаны примеры:
56 – 30 37 + 60
42 + 7 30 – 8
29 – 15 50 – 24
№1
Реши примеры.
№2
Составь примеры с обратными действиями.
№3
Дополни каждый пример вторым действием так, чтобы в ответе получилось 100.

Тема: «Нахождение периметра прямоугольника».
№1
Длина прямоугольника равна 8 см, ширина 4 см. Найди периметр прямоугольника.
№2
Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина в два раза меньше. Вычисли периметр прямоугольника разными способами.
№3
Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина 4см. Вычисли периметр прямоугольника. Начерти другие прямоугольники с таким же периметром.
№4
Прямоугольник, длина которого равна 8 см, а ширина 4 см, Таня обложила вокруг счётными палочками. Длина каждой палочки равна 2 см. сколько таких палочек потребовалось?
Аналогичные задания предлагаются учащимся и на других уроках, где каждому ученику дано право выбора. При этом учитель имеет возможность увидеть продвижение одних и отставание других, а ученик имеет возможность постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным. Благодаря такому подходу активизируется мыслительная деятельность учащихся и поддерживается их интерес к знаниям.
Построение и эффективность урока, как основной организационной формы обучения и воспитания младших школьников зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем. Поэтому одним из способов повышения эффективности урока мы считаем использование нестандартных форм обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки в форме игр и т.д.
Главной задачей является привитие интереса к учебным предметам и удержание интереса в дальнейшем. Этому способствует соединение учебной и игровой деятельности, когда учащиеся работают с познавательной литературой, энциклопедией, выступают с докладами, рефератами и т.д.
По данной теме мы работаем второй год и будем продолжать работать в дальнейшем, так как видна положительная динамика в обучении и воспитании учащихся. Несмотря на кратковременный опыт по данной проблеме, результативность подобного подхода к преподаванию в начальных классах в современных условиях, на наш взгляд, наглядно представляет качество обученности, мотивации учащихся к учебной деятельности. Так, по предмету познание мира качество знаний увеличилось с 58% до 77%, по предмету математика – с 54% до 68%, по предмету русский язык – с 42% до 50%.
Завершающим этапом в нашей работе с учащимися по данной теме к 4 классу является:
1. У детей младшего школьного возраста должно быть сформировано желание и умение учиться.
2. Овладение самоконтролем и самооценкой в учебной работе.
3. Должны владеть умением моделировать учебный материал.
4. Должна осуществляться преемственность между начальным образованием и последующей её ступенью.
Библиографический список
1 Образовательная система « Школа 2100».Педагогика здравого смысла. Сборник материалов/Под научной редакцией А.А. Леонтьева. -М.: «Баласс», Издательский Дом РАО,2003.-368с.
2 Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №1 2002.Центр «Педагогический поиск»
3 Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения// Педагогика.1990, № 12.
4 Педагогические технологии в развивающейся школе: Учебное пособие //Под ред. Л.А.Байковой. Рязань,1997.
5 Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование,2001.

Категория: Начальная школа | Добавил: 1972 (2010-01-09) | Автор: Прохорова Ольга Алексеевна
Просмотров: 4863 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 3:54 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru