Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок по окружающему миру
Тема: «Природная зона родного края»

Цель: Дети познакомятся с природной зоной родного края, поймут, что мир, гармония и порядок есть только там, где есть любовь.

Задачи:
1.Выявить отношения младших школьников к проблеме ленточного бора и грязной воды.
2.Привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам ближайшего окружения.
3.Привить чувство ответственности за родной край, любознательности, ответственности за сохранение достояния природы родного края, расширение знаний о природе, нормах взаимодействия человека с природой.

Технология: «Урок-путешествие по экологическим тропам родного края».Проверка ЗУН.
Оборудование: Карта путешествий, экоинформация, знаки, чистый ватман «Берегите природу!»
Подготовка к уроку: 1.Разделить класс на малые группы.
2.Каждой группе дать задание по экологическим
станциям.
3.Провести конкурс экологических знаков.

ПРИРОДНАЯ ЗОНА РОДНОГО КРАЯ

ГОРОД-СВАЛКА
ПОДЗЕМНЫЙ
РОДНИК

БЕРЕГ ИРТЫША
СОСНОВЫЙ БОР

ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ
РАСТЕНИЯ

БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ!
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ РОДНОГО КРАЯ.

Ход урока:
1.Организация класса:
2.Побуждение:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
М.Карим.
-Ребята, о чём это стихотворение?
-Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся с вами в путешествие по экологическим тропам нашего края. Путешествовать мы будем по карте. Ребята, посмотрите на карту, что необычного вы видите? (SOS)
-Что означает этот знак?
Экология это связь между живыми существами и окружающей средой. Мы очень тесно связаны с природой, поэтому мы должны ей помочь. Природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают учёные, инженеры, всё население нашей планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых или школьники тоже могут внести свой посильный вклад?
-Да, школьники могут многое. Не будем задерживаться, отправимся в путешествие по экологической тропе.
3.Беседа о правилах поведения в природе.
-Ребята, как нужно себя вести в гостях у природы?
-Помните: бумага, брошенная вами, будет лежать более двух лет; консервная банка – более 30, полиэтиленовый пакет – более двухсот, стекло – более тысячи лет.

Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя!

4.Экологическая тропа.
1 станция: «Природная зона, в которой мы живем».
-Ребята мы прибыли па первую станцию. Давайте поговорим о природной зоне родного края. Если посмотреть на карту природных зон Казахстана, то мы увидим, что г.Семей расположен на границе двух природных зон. Правая сторона по течению Иртыша это степная зона, с замечательным ленточным бором, которая занимает 29% площади Казахстана, а левый берег это полупустыня, которая занимает 14% площади Казахстана. Первая группа расскажет нам о природной зоне.

Влада: «В степной зоне очень теплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие ветры – суховеи. Степь это открытое, безлесное пространство, покрытое травами. В сухой степи талая и дождевая вода не скапливаются, и очень быстро высыхает. Сухие степи используются в основном в качестве пастбищ, пахотных – для выращивания зерновых. Самое лучшее время года в степи – весна. В эту пору степь неузнаваемо преображается. Степь покрывается сочными травами и яркими цветами. Облик степи обновляется за год больше десяти раз. Красный ковер маков сменяется голубым ковром незабудок, затем – белым ковром поповника, затем – серебристым ковром ковыля и лиловым – шалфея».

Жанибек: «Зона полупустыни находится между степью и настоящей пустыней. Это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие, а растительность редкая и скудная.
Растения полупустынь приспособились к недостатку влаги. У верблюжей колючки и саксаула корни проникают в глубь почвы до 20-30 метров, чтобы достать подземных вод. Корень полыни, наоборот, залегает близко к поверхности, но охватывает большую площадь, чтобы собрать больше дождевой влаги».

Учитель: «С давних пор люди не только распахивали степи, но и охотились на степных животных. Люди осваивали полупустыни и пустыни, строили каналы и подводили воду во многие районы. На орошаемых землях появились поля, сады, виноградники. Освоение этих районов привело к появлению экологических проблем, которые нужно решать. Оказалось, что неумеренное орошение приводит к беде: в почвах накапливается очень много соли. Снижается урожай, а в некоторых местах растения совсем не могут расти. Под угрозой исчезновения оказались некоторые животные и птицы.
- Ребята первой группы приготовили экоинформацию о природной зоне и экологический знак. (Дети зачитывают свою интересную информацию.)
Милена: «Экоинформация от первой группы» (зачитывает и приклеивает на чистый ватман «Берегите природу!» )
Настя: « Не замедляйте шагов,
Не рвите цветов.
И тогда цветы будут следовать
С вами всю дорогу». (Прикрепляет знак на карту)
2 станция: «Подземный родник».
Адель: В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге, под горой
Бьёт из камней родник студёный.
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными кругами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
Учитель: Часто отправляясь в загородные прогулки, экскурсии, турпоходы мы останавливаемся у родника. «Ветер бывает сильный, буйный, который ломает всё на своём пути. А другой ветер ласковый, тихий. Люди тоже, как и ветер, бывают разные. Одни добрые, внимательные, вежливые, а другие злые, беззаботные, бессердечные.
-Ребята, посмотрите, на этой станции тоже нужна наша помощь. После сильного ветра родник завалило ветками. В этот день в лес пришли ребята. Увидев родник, один из мальчиков предложил расчистить его, но другие отказались: « Зачем тебе родник расчищать, если у нас и так воды с собой много?»
-Кто из ребят прав?
-Чем хороша родниковая вода? В чём её целебность (ценность)?
Карина: «Экоинформация от второй группы и экологический знак»

3 станция. «ГРЯЗНЫЙ БЕРЕГ ИРТЫША» У детей на столе появляется ,,книжка-раскладушка” Мы хотим жить у чистой реки!
Учитель: - Где вы больше всего любите отдыхать летом?
-Какие водоемы есть в нашем крае?
-Что вы знаете о реке Иртыш?
-Как вы думаете, где рождается речка?
Сообщение ученика.
Мадина: - Маленьким ручейком в горах начинается Иртыш в далеком Китае. Стремительно спускаясь с гор, река с силой размывает берега, что нашло отражение в её названии. В переводе с тюркского языка слово «Иртыш» означает «землерой».
Выходя из гор, река Иртыш вступает в необозримую сухую Казахстанскую степь. В нашем крае Иртыш – тихая и спокойная река. Длина Иртыша более четырех тысяч километров. Иртыш течёт на север и впадает в Обь.
Грязный берег Иртыша: (сообщения детей)
Учитель: - Ребята, когда-то Иртыш являлся одной из самых чистых рек. Посмотрите, что происходит сейчас?
Что можно сделать, чтобы жить у чистой реки?
Даулет: «Экоинформация и экологический знак от третьей группы»
Линара:
Пусть на земле не умирают реки
И стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою.
Большие дяди, взрослые мужчины
Храните речку, светлую мою!
(прикрепляет экологический знак)
4 станция. «Сосновый бор».
Учитель: - Мы прибыли на следующую станцию. Это сосновый бор.
Галия: - В Восточно-Казахстанской области есть уникальное создание природы – сосновый ленточный бор. Он тянется вдоль Иртыша по пескам, неширокой полоской, по нашей и Павлодарской областям. Он является продолжением боров Алтайского края России.
Сосны широко распространены, при благоприятных условиях достигают 30-40 метров высоты и живут до 400 лет. Казахское название сосны – карагай. Сосна одно из ценнейших хвойных деревьев. Сосны вырабатывают фитонциды, которые, попадая в легкие, убивают бактерии. Но очень часто по вине человека в наш прекрасный ленточный бор приходит беда.

Абди: - Пожары Прииртышского ленточного бора 1997-2000 годов - были названы пожарами века. Сгорела треть лесов всего региона. При таких темпах лесу осталось жить 25 лет. Что мы можем сделать для ленточного бора?
Адия: «Экоинформация и экологический знак от группы»

5 станция: «Лекарственные растения в бору»
Учитель: Молодцы четвёртая группа! Прекрасен хвойный лес нашего края, но нельзя забывать о том, что нужно его беречь, ведь он не только радует глаз и насыщает нас кислородом. Хвойный лес очень богат лекарственными растениями. Мы прибыли на следующую станцию. В нашем ленточном бору на сухих полянах, среди зелени рассыпаны летом золотые искры бессмертника песчаного. Для медицинских целей используют соцветия бессмертника. Применяют главным образом при заболевании печени и желчных путей. Заготавливают бессмертник в самом начале цветения. Если цветочные корзинки снимать в разгар цветения, то они легко рассыпаются при сушке и хранении. Недопустимо выдёргивать растение с корнём – это ведёт к уничтожению зарослей.
Диляра: «Экоинформация и знак от группы»
Катя: Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться как друзья.
И при всём честном народе
Добавляем мы потом:
Нужно помогать природе
Но со знанием и умом!
Учитель: Спасибо, молодцы ребята! Природа очень помогает нам. Скажите, а как ещё мы можем сберечь своё здоровье? (ответы детей)

5. Рефлексия: Вот и завершили мы своё путешествие. Посмотрите, сколько полезной информации мы собрали. Какой вывод мы можем сделать из всего увиденного и услышанного?

Берегите землю!
Никита: Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою земля
И небо чистым быть.
А землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.
Адиль: Сейчас же кинулись спасать
Природную среду.
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страдания, что земле
Приходится терпеть!
Адина: Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!

Литература: 1.Начальная школа 2004 №6, 2002 №2, 2000 №7.
2. Н.В.Добрецова «Экологическое воспитание»
3. Е.П.Фефилова Е.А.Поторочина «Разработки по курсу окружа
ющий мир»

Категория: Начальная школа | Добавил: Адальят (2010-01-13) | Автор: Буркутова Адальят Гинаятовна E
Просмотров: 3008 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 12:53 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru