Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

«Развитие креативных способностей младших школьников».
Доклад: « Развитие креативных способностей младших школьников».

Наша общая задача - воспитать всесторонне гармонично развитого человека, способного творчески решать стоящие перед ним задачи, готового и способного творчески, с полной отдачей сил работать. В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы творческой деятельности.
В наше время проблема творческих способностей, точнее их раннее пробуждение и развитие получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определённом уровне мышление, фантазию, воображение.
Одной из проблем педагогики является развитие креативных способностей учащихся.
Креативность – это способный склад ума, установка на творческое выполнение задания, развитость творческого мышления и воображения.
Почему именно проблемы развития креативных способностей младших школьников привлекли меня? Потому что главное требование современной школы заключается не только в том, чтобы дать определённую сумму знаний, но и в том, чтобы развить творческие способности младших школьников связанные с самостоятельным поиском новых способов деятельности, способности ставить проблемы и находить пути решения.
Цели моей работы:
1)создание условий для развития мышления, воображения у учащихся;
2)разнообразить виды работ на уроке, включив творческие задания;
3)повысить мотивацию к обучению.
Для осуществления поставленной цели веду работу по следующим направлениям:
1)изучение теории о состоянии процесса развития креативных способностей младших школьников;
2) диагностика уровня развития креативных способностей учащихся своего класса: а)определение уровня творческого мышления школьников;
б)определение уровня творческого воображения учащихся;
3)создание условий для эффективного развития креативных способностей.
Успешное развитие креативных способностей возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1.Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2.Создание обстановки, определяющей развитие ребёнка.
3.Самостоятельное решение ребёнком задач, требующих максимального напряжения, когда ребёнок добирается до «потолка» своих возможностей.
4.Предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
5.Умная доброжелательная помощь ( а не подсказка ) взрослых.
6.Комфортная психологическая обстановка, поощрения взрослыми стремления ребёнка к творчеству.
7. Введение заданий творческого характера на уроках и во внеурочное время.
8. Работа с родителями (диагностика, беседы, консультации ).
Урок – остаётся основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового).
Активизировать учебный процесс, сделать его интересным и творческим, мне помогает использование приёма стихотворчества. Начинаю работу с первого класса. На уроках обучения грамоте, при изучении букв, использую приём рифмования, начиная работу от простого к сложному. Например, даётся задание закончить фразу в рифму. Для этого использую загадки, чистоговорки, перевёртыши, путаницы.
Данные упражнения могут использоваться при изучении новой буквы, звука, а также в целях языковой разминки. Дети учатся рифмовать. Даются задания типа:1. “От порога до порога нас ведет с тобой … (дорога)”, “Ша – ша – ша – мама моет … (малыша)”. Подбирается слово в рифму, подходящее по смыслу, выделяется изучаемый звук. 2. Из данных слов, состоящих из двух – трех слогов, найти созвучные слова:ка – ток то - пот ту – ман мо - ток Ан – тон ста - кан ше – пот хло – пок. Задания такого вида развивают наблюдательность, формируют умение сравнивать. Затем задание усложняется. Ребята сами подбирают к определенным словам рифмованные слова. Например, маска – каска, краска и так далее. Упражнения можно разнообразить по фонетическим признакам: заменить звуки, добавить звук, убрать звук и т.д. Задания занимательного характера помогают формировать положительную мотивацию к учению, а также развивают творческое мышление. Рифмование поговорок – это начало работы над культурой речи, так как особое внимание здесь уделяется правильному звукопроизношению слова и правильной постановке ударения. Данные упражнения способствуют формированию “языкового чутья”, улавливание “на слух” неточностей и ошибок, способствуют предупреждению дисграфии. Например: “Съел Валерик вареник, А Валюшка ватрушку”; “Сорок сорок съели сырок – Съели сырок сорок сорок”. Задания на выбор слов, подходящих по смыслу: Например: “Хороша у Тани строчка, А в конце большая … (бочка, точка, почка)”. “Прыгал птенчик по дорожке, И клевал большие … (мошки, крошки)”. “Взлетает вверх, как легкий пар, Зовут его воздушный … (шар)”. Во втором, третьем классах на уроках русского языка и литературного чтения продолжается работа, и задания усложняются. Дети не только учатся находить рифмованные слова, но и устанавливают логическую структуру небольшого текста по смыслу. Например, в задании “Собери четверостишие”, предложения даны вразброску. Это могут быть загадки, считалки и так далее. Например:3.1.4.2. Лягушки все ее боятся. На одной ноге стоит. Стараются не попадаться. И имеет важный вид.
На одной ноге стоит.
И имеет важный вид.
Лягушки все её боятся.
Стараются не попадаться. (цапля) Такие упражнения развивают логическое мышление, память. Дети понимают, что нужно не только быть внимательным к содержанию, но и к его логическому построению. Формируется стихотворчество. Дополнительно выполнялись задания дома. Я давала рифмованные слова, с использованием которых нужно было сочинить свои двустишия и четверостишия. Например: “опушка – кукушка”, “скворец – дворец”, “мыло – чернила”. Далее работала детская фантазия, и ребята сами придумывали слова. С заданиями справились хорошо. Вот что получилось: Карина Ч.: “Есть в лесу одна опушка, Любит там сидеть кукушка”. Саяжан Е.: “Прилетел весной скворец, Быстро занял свой дворец”. Соловьёв Д.: “У меня пропало мыло, Не могу я смыть чернила”. Дети сочиняли с удовольствием и постоянно приносили свои сочинения на уроки. Главной целью использования стихотворчества не является научить детей писать стихи. Стихотворство- способ раскрыть себя, способность высказываться, передать свои чувства, эмоции. Это очень важно для развития внимания к слову, его лексическому значению. Использование приобретенных навыков рифмования в начальных классах имеет продолжение в среднем звене. В связи с этим прием рифмования, используемый на уроках в начальных классах, приобретает важную направленность в дальнейшем развитии литературного творчества детей. Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как “пять строк”, пятистрочная строфа . Синквейн - это стихотворение, которое является быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями. Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться. Примеры синквейнов:
Мама Каникулы
Добрая, ласковая. Солнечные, весёлые.
Заботится, учит, переживает. Играем, читаем, отдыхаем.
Мама дала мне жизнь. Я люблю школьные каникулы.
Любовь. Отдых.
На уроках математики, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, ставлю перед собой следующие задачи: систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Примеры заданий. 1. Задания с ограниченным временем выполнения (разминка). Они идут, как правило, в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний. Задания, естественно, подбираются в соответствии с уровнем знаний и умений учащихся. Например: Сколько: дней в неделе, из них выходных? времен года, зимних месяцев? месяцев в году, кроме летних? гномов у Белоснежки? глаз и бровей у человека? букв в названии нашей страны? букв в названии птицы белобоки? углов у стола; а если один отпилили, то сколько осталось? На улице гуляли Петя, Ира, Юра, Миша, Таня. Сколько было мальчиков? Пришел Володя. Сколько стало детей? Катались два сына на трехколесных велосипедах, а их отец — на двухколесном. Сколько всего было колес? Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать? Каким по счету является «б» в названии последнего месяца осени? Чему равна сумма двух последних цифр нынешнего года? Какое число считается у нас несчастливым? II. Репродуктивные задания и упражнения, ориентированные на развитие психических механизмов, являющихся основой РТС (развитие творческих способностей) . В шестнадцати клетках каждой таблицы записаны вразнобой числа от 1 до 20. Это означает, что какие-то четыре числа в каждой таблице пропущены. Без помощи ручки или карандаша, только глазами отследите все числа и выпишите недостающие.
Таблица 1.
1 16 8 13
12 9 19 2
20 4 14 18
7 15 10 5
Таблица 2.
2 11 3 8
20 6 14 16
18 17 7 5
10 4 15 13
В таблице 1 отсутствуют числа 3, 6, 11, 17; в таблице 2 — 1, 9, 12, 19.
III. Задания со сменой установки, преследуя конкретные дидактические цели, мы как бы обманываем ученика, пытаясь менять привычные приемы и условия выполнения репродуктивного задания. Сравним, к примеру, следующие два подхода. Первый вариант. При проверке усвоения таблицы умножения можно попросить ребят воспроизвести таблицу умножения на 4. Естественно, что при таком подходе трудно рассчитывать на возбуждение у детей интереса к работе и особой активности. Второй вариант. Говорится: «Ребята, сегодня я дам вам задание, которое могли бы предложить будущим разведчикам для проверки у них быстроты реакции. Перед вами ряд чисел: 4, 15, 36, 8, 12, 5, 21, 24, 16, 3, 7, 20. Как можно быстрее подчеркните те из них, которые делятся без остатка на 4». Как показал опыт, такие задания дают возможность не только быстро и качественно проверить уровень знаний учащихся, но и стимулируют их познавательную активность.
Задания с отсроченным вопросом. Их сущность заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика на уже привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Подобная ситуация создается в том случае, когда вопрос, на который должен ответить ученик, оказывается для него неожиданным. Например. - Ребята, сейчас мы проверим вашу слуховую память и узнаем, какой у вас характер. Я громко и медленно назову шесть чисел. Ваша задача выслушать меня внимательно и записать эти числа в том же порядке. Начали: 5, 12, 10, 3, 8, 2. - А теперь послушайте следующий ряд (называется, но уже не шесть, а больше чисел, в нашем случае — 12): 3, 21, 15, 48, 6, 10, 11, 16, 4, 5, 19, 9. После паузы: — Назовите лишь два числа данного ряда — самое большое и самое маленькое. IV. Интегративные задания. Они рассчитаны на интеграцию различных репродуктивных уровней знания и ценны тем, что позволяют в короткий срок выявить интересы учащихся. Интегративность вопросов (чередование их из различных учебных дисциплин) и объединение в одном задании разных областей знаний являются логическим выражением реализации межпредметных связей в обучении. Именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности (человеке, природе и обществе), и на их основе происходит формирование понятий, общих для разных учебных предметов. Следовательно, интегрируя, мы работаем над сквозными понятиями, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания об их признаках, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи. Пример репродуктивной задачи интегративного характера. Ира вспомнила, что в следующую пятницу - Международный женский день, а она еще не приготовила маме подарок. Какое это было число? (1марта). В целях развития логического мышления учащихся нужно предлагать им самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Такая возможность предоставляется в условиях выполнения логически-поисковых заданий, которые обеспечат преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание — к истинно творческим. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам можно отнести, например, такие задания: на нахождение закономерности; на нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений; на подбор возможно большего количества примеров к какому-либо теоретическому положению; на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; на нахождение наиболее рационального способа решения; на усовершенствование какого-либо задания и т. д. Проанализируйте следующие ряды чисел, выявите закономерность и продолжите их запись:1, 3, 4, 7, 11, 18… 2, 8, 3, 7, 4, 6... Помимо ответа на вопрос поисковой задачи, рекомендуется давать задания на выяснение способа ее решения, то есть системы логических операций, применяемых при решении. Особое место следует отводить подбору таких заданий, которые имеют внешнее сходство при разном содержании и способах решения. Ребус — это своеобразная загадка, которая изображается при помощи букв, фигур, знаков. — Разгадайте внешне похожие ребусы: 1ОЧКА, 1БОР, Ш1А, Ф1А, 2Д, ПО2Л (Одиночка, разбор, школа, фраза, парад, подвал.) Для развития креативных способностей младших школьников огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решения. Выполняя их, учащиеся должны самостоятельно выявлять эти варианты (как можно большее их количество) и по возможности определять наиболее рациональные из них. Например: Посмотрите на это выражение: 9 + 8 = 5. С точки зрения математики это полный абсурд. Но все же подумайте и попытайтесь сообразить, догадаться, в какой ситуации оно будет верно. Разумеется, учащиеся будут вначале озадачены: ведь 9 + 8 = 17. В процессе поиска ответа они дадут различные варианты трактовки этого выражения, пока не придут к мысли, что в какой-то ситуации 5 может быть равно 17. В итоге, как правило, приходит догадка, что это возможно на «языке часов». Так, если к девяти часам утра прибавить восемь, получится семнадцать часов дня, а в разговорной речи — пять часов. Красивый ответ! Не правда ли? Одним из весьма оригинальных творческих задач являются развивающие каноны (РК). «РК — это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями» (А. В. Попов). Приведем пример РК: Утро з День о Вечер ? В этом задании учащимся необходимо проанализировать взаимосвязи между имеющимися элементами правой и левой половинок канона, выявить их и по аналогии выстроить недостающую цепочку. В нашем случае это будет выглядеть таким образом: утром это начинается с «з» — завтрак, днем с «о» — обед, следовательно, вечером это будет ужин — «у». РК можно строить как на базе конкретного предмета школьного курса, так и на интегративном материале. Из геометрии:80 о 90 п 100 ? Ответ: «т» (80 — острый угол, 90 — прямой, 100 — тупой) . На уроках трудового обучения часто применяю творческие игры, метод дихотомии, «какографию». Творческая игра способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, умение находить решения в нестандартной ситуации. Дихотомия – метод деления пополам, используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен в педагогической деятельности различными типами игры «Да – нет». «Какография» - детям предлагается неправильно решённая проблема: изделие с ошибками, неверно выполненный чертёж, информация, план работы, перепутана последовательность действий и т. д. Условие: найди все ошибки, мотивируй свой ответ. Результаты работы – изумительные детские творения, с которыми знакомятся родители на классных родительских собраниях, праздниках, ученики других классов. Составление загадок, кроссвордов, сказок и др. также благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, учит любить и беречь ее, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. Развивая креативные способности младших школьников, я решаю и такие проблемы, как развитие эстетического вкуса, формирование патриотических чувств, воспитание трепетного отношения к миру, в котором ребенок живет. Несомненно, идет расширение словарного запаса, самоутверждение ребенка как личности. Постоянная работа по развитию творческих способностей на уроках – использование упражнений, тренирующих память, внимание, воображение, чистоту речи – делают ребенка уверенным в собственных силах, развивают его многопланово, постепенно совершенствуя способность к творчеству. Одним из факторов, влияющих на развитие креативных способностей учащихся, является использование в своей работе компьютерных технологий. Компьютер делает значимым, ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но делает его более осмысленным и долговременным. Игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания, интерес, который лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Современные детские компьютерные игры помогают развивать логику и внимание, память и адекватное восприятие окружающего мира, так необходимые для полноценного развития личности. Компьютерные игры помогают учителю и родителям развивать и поддерживать любознательность и активность ребёнка. Стараюсь вообще использовать компьютер на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, для закрепления изученного, для тренировки, отработки изученного, для тестирования, проверки знаний. Стараюсь разрабатывать задания различного уровня сложности. Для индивидуализации обучения провожу фронтальный опрос, во время которого весь класс работает по определённой теме. Задание даю более сложной структуры. В это время к компьютеру приглашаю учеников, допускающих ошибки по данной теме. Задание то же, но уровень трудности ниже. Особую значимость приобретает обстановка, позволяющая ученику пережить чувство успеха в достижении учебных целей. У слабоуспевающего ученика появляется неподдельное желание начать работу. Он за компьютером, это – как поощрение, как доверие. Такой подход ведет к гуманизации обучения, вызывает желание учиться даже у слабоуспевающего ученика, развивает интерес к предмету. Тем самым осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении. Использование данных приёмов и методов способствуют развитию компонентов креативных способностей младших школьников таких как мышление и воображение. Проведя сравнительный анализ по уровню развития мышления и воображения виден рост в развитии учащихся. Так, на начало 1 класса низкий уровень развития мышления имели 14,2% учащихся, на конец учебного года 7,1%. Уровень воображения ниже среднего составил 21,4%, к концу года 10,7%. Таким образом работа, направленная на развитие творческих способностей школьников, решение системы познавательных задач путём целенаправленного включения учащихся на всех этапах урока в продуктивный, творческий учебный диалог, использование достижений психологии, внимание к проблемно-поисковым и творческим задачам, значительно повышает уровень креативных способностей учащихся.
Список литературы.

1.Гречко С.А. Развитие воображения младшего школьника. // [Электронный ресурс].
2. Давыдов В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педаго-гическая психология. - М., 1973.
3. Дьяченко О.М. Развитие воображения. - М., 1996.
4. Лазарева С.Ю. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста. // [Электронный ресурс].
5. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. - 2004 г. - № 6.
6. Домашняя школа. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. – С-Пб., 1994.
7. А.Э.Симановский Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996.
Категория: Начальная школа | Добавил: Лора6469 (2015-01-15) | Автор: Лариса E
Просмотров: 901 | Комментарии: 1 | Теги: Начальная школа | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 3:06 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru