Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Методы и приемы, применяемые в обучении письму непроверяемых слов
Галынская Ольга Алексеевна
Учитель начальных классов
КГУ СШ № 42 г. Петропавловск
«Методы и приемы, применяемые в обучении письму непроверяемых слов»

В третьем классе продолжается постоянная работа по запоминанию, заучиванию непроверяемых слов. В учебнике эти слова введены в упражнения, а также имеется тематический словарь непроверяемых слов.
В обучении письму непроверяемых слов применяются следующие методы и приёмы:
а) метод языкового анализа – приём звуко – буквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания;
б) зрительное запоминание – вместе с кинестезическим (речедвигательным, рукодвигательным) : приёмы зрительного диктанта, списывание с различными заданиями, проверки слов по словарику, использование плакатов или таблиц, выделение орфограмм цветом, подчёркивание их в тетрадях, повторного письма слов;
в) сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов ( например, сопоставление названий домашних животных: «корова», «лошадь», «собака»), однокоренных слов («рабочий, работа, работать»), форм слова ( «стакан – стаканы», «учитель – учителя»), сравнение по значению («машина – машинка – машинища», «деревня-город», «мороз – жара»), пример противопоставления ( «учебник, ученик»- «учитель») и т. п.;
г) сопоставление зрительного и слухового образов(составов) слов: различные виды слуховых диктантов. В слуховом диктанте пишущий воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в буквенный, графический комплекс и записывает;
д) составление словосочетаний (синтез) с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: « пальто» - «осеннее пальто», «надел пальто», «пальто велико», « сорока- болтунья», «белобокая сорока», «заметил сороку», «сорока улетела» и т. п.
е) составление предложений с трудными словами, включение их в сочинения и изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи;
ж) занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы, составление стихотворений с этими словами, загадок, отгадывание загадок, проведение викторин, конкурсов: кто знает больше слов на букву «а», на букву «м», больше слов с безударной гласной «о» и т. п.
Установлено экспериментально, что для успешного запоминания непроверяемых слов они должны повторяться после первого изучения: через две недели; ещё через месяц два раза; затем через два месяца с целью контроля. На практике же многие учителя используют словарные диктанты, которые проводятся в начале каждого урока. Такие диктанты можно проводить и устно. Они занимают две- три минуты, позволяют постоянно держать в памяти детей трудные слова, а также проверять их усвоение и работать над индивидуальными ошибками учащихся. Такие мини - диктанты могут варьироваться частично с записью слов, использованием карточек, хоровым произнесением и пр.
Необходимо отметить, что на этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом предшествовала показу написания этого слова на карточке или на доске. В этом случае нельзя забывать и об упражнениях в подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести как с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах, так и с целью обогащения словарного запаса учащихся.
Например, выбор последовательности работы при знакомстве учащихся с непроверямым словом, может быть следующим:
1. Учитель предлагает рассмотреть картинку с изображением предмета. Учащиеся называют видимый предмет, осознают значение слова. Можно избрать и другой вариант : дети отгадывают загадку или изучаемое слово может быть выделено из текста, написанного на доске или воспринятого детьми на слух.
2. Учащиеся произносят слово, определяют место ударения, количество слогов, произносят по порядку все звуки.
3. На доске появляется карточка с непроверяемым словом. Учащиеся читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
4. Учитель предлагает решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверять при письме и почему? Далее ученики записывают непроверяемое слово в тетрадь, ставят ударение, выделяют гласную (согласную), которую надо запомнить.
5. Под руководством учителя дети подбирают к изучаемому слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На доске появляются однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись их в тетрадь.
6. С любым из однокоренных слов учащиеся составляют своё предложение.
Работа над написанием трудных слов не заканчивается на одном уроке. Она может быть продолжена на внеклассных занятиях по русскому языку. На таких занятиях можно показать учащимся не только функциональную роль непроверяемых слов в нашей речи, но и познакомить с этимологией. Осознание происхождения слова требует от учащихся определённых языковых умений, поэтому этимологический материал используется выборочно и там, где он вполне доступен для понимания учащихся. Например: «карандаш» . В этом слове тюркское «кара» является в своём обычном значении- «чёрный», «Даш» («таш») тоже тюркское слово, значащее «камень»; очевидно, «карандаш» некогда понималось как «чёрный камень» - графит. (По Л. Успенскому)
Ознакомление учащихся с этимологией слова способствует не только развитию внимания к языку, но и способствует развитию орфографической зоркости.
Литература:
1. Львов М.Р. Правописание в начальных классах, Москва Просвещение 1990 г.;
2. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах, Москва Просвещение 1991 г.;
Категория: Начальная школа | Добавил: Галынская_Ольга_Алексеевн (2015-01-17) | Автор: Галынская Ольга Алексеевна E
Просмотров: 308 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 8:53 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru