Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Тема: Обобщение знаний по теме «Имя существительное». Цель: систематизация знаний учащихся об имени существительном. Задачи: • совершенствовать навык правописания и точного употребления в речи имен существительных. • развивать орфографическую зоркость учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. • способствовать воспитанию ответственного и бережного отношения к природе, заботливого отношения к птицам. Оборудование: опорные и раздаточные карточки с текстами, иллюстрации с изображением птиц и гнезд различной формы, карточки с разноуровневыми заданиями. Ход урока I. Установка на урок II. Каллиграфическая минутка - На дворе зима, мороз. Поэтому предлагаю начать наш урок с каллиграфической минутки – составление узора из букв: (безотрывное соединение букв с использованием полуовалов и линий с петлей) П Т Ц - Что общего у этих букв? (согласные, глухие звуки) - Чем различаются? (Т и П – глухие парные согл., Ц – глухая непарная согл., П и Т – обозначают 2 звука, Ц - 1 звук твердый) III. Актуализация знаний - Чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, вам необходимо расшифровать слово, которое спряталось в узоре. Помните, что гласные «сбежали». ( Птица) - Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Объясните почему? (на доске записывает учитель слова) - Кто же такие птицы и с чем еще можно их сравнить? Найдете ответ, прочитав текст № 1, который лежит у вас на столах. Текст № 1 Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью. Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море. Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами. Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов. Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц! Вот что такое птицы! - Какими словами – ассоциациями вы могли бы дополнить наш ряд? - Запишите в тетрадь только те слова, в правописании которых встречаются изученные орфограммы. (устное объяснение правописания орфограмм) Песнь, полёт, голоса, воздух, покорители, облака, тайна, красота, друзья, помощь, радость, радуга. - Я бы хотела остановить ваше внимание на слове «друзья». Кого мы называем друзьями? Что объединяет друзей? (интересы, желания, взаимопомощь) - Сегодня на уроке мы постараемся не только узнать, что-то новое о птицах, но и попытаемся разобраться в том, что же связывает человека и птиц. Почему мы птиц называем друзьями? - Давайте вернёмся к словам - ассоциациям. Что общего у этих слов? (имена существительные) - Цель нашего урока: повторить всё, что знаем об именах существительных. А для этого проведем теоретическую разминку. IV. Теоретическая разминка. - Что такое имя существительное? - По каким признакам можно разбить имена существительные на группы? (одушевленные – неодушевленные, собственные – нарицательные, род, число, склонение) - Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам) - Как называется изменение имен существительных по числам и падежам? (склонение) - Сколько падежей в русском языке? - Как называется орфограмма, связанная со склонением имен существительных? (правописание безударных падежных окончаний) - Какую синтаксическую роль в предложении выполняют имена существительные? (подлежащее или дополнение) V. Самостоятельная работа. - Сейчас вам предстоит самостоятельно определить склонение записанных имен существительных. Давайте вспомним, по какому принципу распределяются имена существительные на склонения: какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению? К 3 склонению? (учащиеся самостоятельно определяют склонение имен существительных) VI. Выборочное письмо. - Вернемся к теме нашего разговора: птицы – друзья. Какие из данных слов – ассоциаций вы могли бы отнести к человеку? Мини – вывод: мы смогли убедиться в том, что между человеком и птицей много сходства. К тому же, птицы владеют множеством профессий, поражая человека своим мастерством. - Сейчас вам предстоит поработать в парах. Возьмите текст № 2 и допишите названия профессий, которые можно соотнести с поведением и действиями птиц. (дети работают на карточках) Текст № 2 Птицы - _______________ сооружают гнезда из травинок, пуха, глины. Птицы - _______________ украшают свои жилища живыми цветами, разноцветными стеклышками и камушками, глиной. Птицы - ______________ спасают деревья от гибели и помогают животным избавиться от паразитов, очищают леса и сады от вредителей. Птицы -______________ разносят семена растений. Птицы -__________________ пролетают десятки и сотни тысяч километров через моря, реки и пустыни. Птицы - __________________ подражают чужим голосам, песням и даже человеческой речи. (строители, дизайнеры, санитары, садоводы, путешественники, пародисты - пересмешники) - Сейчас вам предстоит выписать из текста те предложения, в которых говорится о профессиях птиц, приносящих пользу человеку и определить падежи всех имен существительных. Но сначала проведем игру- разминку « Узнай падеж » • Кому? • Нет • « Щедрый падеж » • Без предлога не употребляется • Подлежащее • Чего? • 2 предлога • Кем? • О, об? VII. Физминутка. Птички в гнездышке сидят И на улицу глядят. Погулять они хотят И тихонько все летят. - Если вы услышите название зимующей птицы - приседайте, если название перелетной – машем руками. Ласточки, грачи, снегири, вороны, скворцы, синицы, воробьи, утки, голуби, лебеди, клесты, сороки, жаворонки, гуси. VII. Работа по карточкам. ( разноуровневые задания) - Для чего мы должны уметь определять падежи и склонение? ( чтобы правильно писать безударные падежные окончания) - Как правильно определить безударное падежное окончание имен существительных? Вспомним алгоритм: 1 шаг – ставим существительное в начальную форму. 2 шаг - определяем склонение. 3 шаг – подставляем слово – помощник данного склонения. 4 шаг – пишем такое же окончание, как у слова помощника. - Чем еще могут помочь нам птицы и какими способностями они обладают, вы узнаете при выполнении заданий на карточках № 3. (разноуровневые задания). Уровень 1 Спиши, поставь данные в скобках имена существительные в нужном падеже. Выдели безударные падежные окончания имен существительных, определи падеж и склонение. 1) Вороны и галки вьются в (воздух) – перед (снег), садятся на снег – к (оттепель). 2) Ворона сидит утром на (верхушка) дерева – к (вьюга). 3) Птицы в лесной (чаща) прячутся перед (буран). Уровень 2 Составь из слов предложения. Выдели безударные падежные окончания, определи падеж и склонение имен существительных. 1) Легко, дрессировка, поддается, ворона. 2) Об, опасность, голос, сорока, предупреждает. 3) Ветки, в гнездо, полынь, таскает, воробей. Мини – выводы: • Наблюдая за птицами, люди научились предсказывать прогноз погоды. (синоптики) • Запах полыни, петрушки, отпугивает клещей, пухоедов. VIII. Творческая работа - Мы смогли убедиться в том, что птицы - наши друзья. Они приносят огромную пользу и радость всем. Я предлагаю Вам написать мини – эссе, обращение к людям от своего имени или от имени птиц. Подумайте о чем пишут зимой на снегу лапками, клювом, хвостиком птицы? Что они хотят нам сказать? IX. Итог урока - Наша задача – не растерять, не испортить, не разрушить то, что мы имеем. Птицы должны чувствовать нашу заботу всегда. Мы должны стать для них настоящими друзьями. | |
Просмотров: 492 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|