Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок русского языка 3 класс
Тема: Обобщение знаний по теме «Имя существительное».
Цель: систематизация знаний учащихся об имени существительном.
Задачи:
• совершенствовать навык правописания и точного употребления в речи имен существительных.
• развивать орфографическую зоркость учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
• способствовать воспитанию ответственного и бережного отношения к природе, заботливого отношения к птицам.
Оборудование: опорные и раздаточные карточки с текстами, иллюстрации с изображением птиц и гнезд различной формы, карточки с разноуровневыми заданиями.

Ход урока
I. Установка на урок
II. Каллиграфическая минутка
- На дворе зима, мороз. Поэтому предлагаю начать наш урок с каллиграфической минутки – составление узора из букв: (безотрывное соединение букв с использованием полуовалов и линий с петлей)
П Т Ц
- Что общего у этих букв? (согласные, глухие звуки)
- Чем различаются? (Т и П – глухие парные согл.,
Ц – глухая непарная согл.,
П и Т – обозначают 2 звука,
Ц - 1 звук твердый)
III. Актуализация знаний
- Чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, вам необходимо расшифровать слово, которое спряталось в узоре. Помните, что гласные «сбежали». ( Птица)
- Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Объясните почему? (на доске записывает учитель слова)
- Кто же такие птицы и с чем еще можно их сравнить? Найдете ответ, прочитав текст № 1, который лежит у вас на столах.
Текст № 1
Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.
Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц! Вот что такое птицы!
- Какими словами – ассоциациями вы могли бы дополнить наш ряд?
- Запишите в тетрадь только те слова, в правописании которых встречаются изученные орфограммы. (устное объяснение правописания орфограмм)
Песнь, полёт, голоса, воздух, покорители, облака, тайна, красота, друзья, помощь, радость, радуга.
- Я бы хотела остановить ваше внимание на слове «друзья». Кого мы называем друзьями? Что объединяет друзей? (интересы, желания, взаимопомощь)
- Сегодня на уроке мы постараемся не только узнать, что-то новое о птицах, но и попытаемся разобраться в том, что же связывает человека и птиц. Почему мы птиц называем друзьями?
- Давайте вернёмся к словам - ассоциациям. Что общего у этих слов? (имена существительные)
- Цель нашего урока: повторить всё, что знаем об именах существительных. А для этого проведем теоретическую разминку.
IV. Теоретическая разминка.
- Что такое имя существительное?
- По каким признакам можно разбить имена существительные на группы?
(одушевленные – неодушевленные, собственные – нарицательные, род, число, склонение)
- Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)
- Как называется изменение имен существительных по числам и падежам? (склонение)
- Сколько падежей в русском языке?
- Как называется орфограмма, связанная со склонением имен существительных? (правописание безударных падежных окончаний)
- Какую синтаксическую роль в предложении выполняют имена существительные? (подлежащее или дополнение)
V. Самостоятельная работа.
- Сейчас вам предстоит самостоятельно определить склонение записанных имен существительных. Давайте вспомним, по какому принципу распределяются имена существительные на склонения: какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению? К 3 склонению? (учащиеся самостоятельно определяют склонение имен существительных)
VI. Выборочное письмо.
- Вернемся к теме нашего разговора: птицы – друзья. Какие из данных слов – ассоциаций вы могли бы отнести к человеку?
Мини – вывод: мы смогли убедиться в том, что между человеком и птицей много сходства. К тому же, птицы владеют множеством профессий, поражая человека своим мастерством.
- Сейчас вам предстоит поработать в парах. Возьмите текст № 2 и допишите названия профессий, которые можно соотнести с поведением и действиями птиц. (дети работают на карточках)
Текст № 2
Птицы - _______________ сооружают гнезда из травинок, пуха, глины. Птицы - _______________ украшают свои жилища живыми цветами, разноцветными стеклышками и камушками, глиной. Птицы - ______________ спасают деревья от гибели и помогают животным избавиться от паразитов, очищают леса и сады от вредителей. Птицы -______________ разносят семена растений. Птицы -__________________ пролетают десятки и сотни тысяч километров через моря, реки и пустыни. Птицы - __________________ подражают чужим голосам, песням и даже человеческой речи.
(строители, дизайнеры, санитары, садоводы, путешественники, пародисты - пересмешники)

- Сейчас вам предстоит выписать из текста те предложения, в которых говорится о профессиях птиц, приносящих пользу человеку и определить падежи всех имен существительных.
Но сначала проведем игру- разминку « Узнай падеж »
• Кому?
• Нет
• « Щедрый падеж »
• Без предлога не употребляется
• Подлежащее
• Чего?
• 2 предлога
• Кем?
• О, об?
VII. Физминутка.
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
- Если вы услышите название зимующей птицы - приседайте, если название перелетной – машем руками.
Ласточки, грачи, снегири, вороны, скворцы, синицы, воробьи, утки, голуби, лебеди, клесты, сороки, жаворонки, гуси.
VII. Работа по карточкам. ( разноуровневые задания)
- Для чего мы должны уметь определять падежи и склонение? ( чтобы правильно писать безударные падежные окончания)
- Как правильно определить безударное падежное окончание имен существительных? Вспомним алгоритм:
1 шаг – ставим существительное в начальную форму.
2 шаг - определяем склонение.
3 шаг – подставляем слово – помощник данного склонения.
4 шаг – пишем такое же окончание, как у слова помощника.
- Чем еще могут помочь нам птицы и какими способностями они обладают, вы узнаете при выполнении заданий на карточках № 3. (разноуровневые задания).
Уровень 1
Спиши, поставь данные в скобках имена существительные в нужном падеже. Выдели безударные падежные окончания имен существительных, определи падеж и склонение.

1) Вороны и галки вьются в (воздух) – перед (снег), садятся на снег – к (оттепель).
2) Ворона сидит утром на (верхушка) дерева – к (вьюга).
3) Птицы в лесной (чаща) прячутся перед (буран).

Уровень 2

Составь из слов предложения. Выдели безударные падежные окончания, определи падеж и склонение имен существительных.

1) Легко, дрессировка, поддается, ворона.
2) Об, опасность, голос, сорока, предупреждает.
3) Ветки, в гнездо, полынь, таскает, воробей.

Мини – выводы:
• Наблюдая за птицами, люди научились предсказывать прогноз погоды. (синоптики)
• Запах полыни, петрушки, отпугивает клещей, пухоедов.
VIII. Творческая работа
- Мы смогли убедиться в том, что птицы - наши друзья. Они приносят огромную пользу и радость всем. Я предлагаю Вам написать мини – эссе, обращение к людям от своего имени или от имени птиц. Подумайте о чем пишут зимой на снегу лапками, клювом, хвостиком птицы? Что они хотят нам сказать?
IX. Итог урока
- Наша задача – не растерять, не испортить, не разрушить то, что мы имеем. Птицы должны чувствовать нашу заботу всегда. Мы должны стать для них настоящими друзьями.
Категория: Начальная школа | Добавил: Жанна-63 (2015-01-23)
Просмотров: 492 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-23, 8:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru