Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок русского языка 3 класс
Тема: Обобщение знаний по теме «Имя существительное».
Цель: систематизация знаний учащихся об имени существительном.
Задачи:
• совершенствовать навык правописания и точного употребления в речи имен существительных.
• развивать орфографическую зоркость учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
• способствовать воспитанию ответственного и бережного отношения к природе, заботливого отношения к птицам.
Оборудование: опорные и раздаточные карточки с текстами, иллюстрации с изображением птиц и гнезд различной формы, карточки с разноуровневыми заданиями.

Ход урока
I. Установка на урок
II. Каллиграфическая минутка
- На дворе зима, мороз. Поэтому предлагаю начать наш урок с каллиграфической минутки – составление узора из букв: (безотрывное соединение букв с использованием полуовалов и линий с петлей)
П Т Ц
- Что общего у этих букв? (согласные, глухие звуки)
- Чем различаются? (Т и П – глухие парные согл.,
Ц – глухая непарная согл.,
П и Т – обозначают 2 звука,
Ц - 1 звук твердый)
III. Актуализация знаний
- Чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, вам необходимо расшифровать слово, которое спряталось в узоре. Помните, что гласные «сбежали». ( Птица)
- Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Объясните почему? (на доске записывает учитель слова)
- Кто же такие птицы и с чем еще можно их сравнить? Найдете ответ, прочитав текст № 1, который лежит у вас на столах.
Текст № 1
Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.
Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц! Вот что такое птицы!
- Какими словами – ассоциациями вы могли бы дополнить наш ряд?
- Запишите в тетрадь только те слова, в правописании которых встречаются изученные орфограммы. (устное объяснение правописания орфограмм)
Песнь, полёт, голоса, воздух, покорители, облака, тайна, красота, друзья, помощь, радость, радуга.
- Я бы хотела остановить ваше внимание на слове «друзья». Кого мы называем друзьями? Что объединяет друзей? (интересы, желания, взаимопомощь)
- Сегодня на уроке мы постараемся не только узнать, что-то новое о птицах, но и попытаемся разобраться в том, что же связывает человека и птиц. Почему мы птиц называем друзьями?
- Давайте вернёмся к словам - ассоциациям. Что общего у этих слов? (имена существительные)
- Цель нашего урока: повторить всё, что знаем об именах существительных. А для этого проведем теоретическую разминку.
IV. Теоретическая разминка.
- Что такое имя существительное?
- По каким признакам можно разбить имена существительные на группы?
(одушевленные – неодушевленные, собственные – нарицательные, род, число, склонение)
- Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)
- Как называется изменение имен существительных по числам и падежам? (склонение)
- Сколько падежей в русском языке?
- Как называется орфограмма, связанная со склонением имен существительных? (правописание безударных падежных окончаний)
- Какую синтаксическую роль в предложении выполняют имена существительные? (подлежащее или дополнение)
V. Самостоятельная работа.
- Сейчас вам предстоит самостоятельно определить склонение записанных имен существительных. Давайте вспомним, по какому принципу распределяются имена существительные на склонения: какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению? К 3 склонению? (учащиеся самостоятельно определяют склонение имен существительных)
VI. Выборочное письмо.
- Вернемся к теме нашего разговора: птицы – друзья. Какие из данных слов – ассоциаций вы могли бы отнести к человеку?
Мини – вывод: мы смогли убедиться в том, что между человеком и птицей много сходства. К тому же, птицы владеют множеством профессий, поражая человека своим мастерством.
- Сейчас вам предстоит поработать в парах. Возьмите текст № 2 и допишите названия профессий, которые можно соотнести с поведением и действиями птиц. (дети работают на карточках)
Текст № 2
Птицы - _______________ сооружают гнезда из травинок, пуха, глины. Птицы - _______________ украшают свои жилища живыми цветами, разноцветными стеклышками и камушками, глиной. Птицы - ______________ спасают деревья от гибели и помогают животным избавиться от паразитов, очищают леса и сады от вредителей. Птицы -______________ разносят семена растений. Птицы -__________________ пролетают десятки и сотни тысяч километров через моря, реки и пустыни. Птицы - __________________ подражают чужим голосам, песням и даже человеческой речи.
(строители, дизайнеры, санитары, садоводы, путешественники, пародисты - пересмешники)

- Сейчас вам предстоит выписать из текста те предложения, в которых говорится о профессиях птиц, приносящих пользу человеку и определить падежи всех имен существительных.
Но сначала проведем игру- разминку « Узнай падеж »
• Кому?
• Нет
• « Щедрый падеж »
• Без предлога не употребляется
• Подлежащее
• Чего?
• 2 предлога
• Кем?
• О, об?
VII. Физминутка.
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
- Если вы услышите название зимующей птицы - приседайте, если название перелетной – машем руками.
Ласточки, грачи, снегири, вороны, скворцы, синицы, воробьи, утки, голуби, лебеди, клесты, сороки, жаворонки, гуси.
VII. Работа по карточкам. ( разноуровневые задания)
- Для чего мы должны уметь определять падежи и склонение? ( чтобы правильно писать безударные падежные окончания)
- Как правильно определить безударное падежное окончание имен существительных? Вспомним алгоритм:
1 шаг – ставим существительное в начальную форму.
2 шаг - определяем склонение.
3 шаг – подставляем слово – помощник данного склонения.
4 шаг – пишем такое же окончание, как у слова помощника.
- Чем еще могут помочь нам птицы и какими способностями они обладают, вы узнаете при выполнении заданий на карточках № 3. (разноуровневые задания).
Уровень 1
Спиши, поставь данные в скобках имена существительные в нужном падеже. Выдели безударные падежные окончания имен существительных, определи падеж и склонение.

1) Вороны и галки вьются в (воздух) – перед (снег), садятся на снег – к (оттепель).
2) Ворона сидит утром на (верхушка) дерева – к (вьюга).
3) Птицы в лесной (чаща) прячутся перед (буран).

Уровень 2

Составь из слов предложения. Выдели безударные падежные окончания, определи падеж и склонение имен существительных.

1) Легко, дрессировка, поддается, ворона.
2) Об, опасность, голос, сорока, предупреждает.
3) Ветки, в гнездо, полынь, таскает, воробей.

Мини – выводы:
• Наблюдая за птицами, люди научились предсказывать прогноз погоды. (синоптики)
• Запах полыни, петрушки, отпугивает клещей, пухоедов.
VIII. Творческая работа
- Мы смогли убедиться в том, что птицы - наши друзья. Они приносят огромную пользу и радость всем. Я предлагаю Вам написать мини – эссе, обращение к людям от своего имени или от имени птиц. Подумайте о чем пишут зимой на снегу лапками, клювом, хвостиком птицы? Что они хотят нам сказать?
IX. Итог урока
- Наша задача – не растерять, не испортить, не разрушить то, что мы имеем. Птицы должны чувствовать нашу заботу всегда. Мы должны стать для них настоящими друзьями.
Категория: Начальная школа | Добавил: Жанна-63 (2015-01-23)
Просмотров: 215 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 5:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru