Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Предмет; Литературное чтение Класс : 3 Учебник издательства "Алматыкитап" Учитель начальных классов Ибраева А.С. СКО, р. М.Жумабаева Бастомарская СШ Тема : Сочинение - описание по теме « Осень» Цель : формирование умения писать сочинение – описание по собственным наблюдениям Задачи : -учиться строить текст в соответствии со структурой текста-описания, -учиться составлять план сочинения, - учиться строить грамотные и развёрнутые предложения - развивать мышление, воображение, творческие способности, связную речь учащихся - воспитывать чувство прекрасного. ХОД УРОКА: 1 Вводно – эмоциональный момент а) Психологический настрой На доске стихотворные строки: Лес - точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный… У : -Прочитайте строки из стихотворения великого русского поэта И Бунина. Почему лес сравнивают с расписным теремом? Д: – Терем красив, величественен, необычаен, как и терем. Расписной, так как он разрисован разными красками У : - Почему лес имеет такую необычную окраску? Д: - Потому, что описывается время года – осень. А осенью из-за нехватки солнечного света листья меняют свою окраску. У: - Объясните названия этих цветов, как понять? Д: Лиловый – Фиолетовый, золотой – жёлтый, багряный - красный Б) Постановка целей урока У : - Сегодня на уроке мы будем писать сочинение об осени. 2. Актуализация знаний -У : - Какие произведения об осени мы прошли на предыдущих уроках литературного чтения? Д: - А. Кунанбаев «Осень», Е. Благинина «Улетели, улетели», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной» У : -Какие из этих стихотворений вам особенно понравились и почему? Д: - Стихотворение Ф. Тютчева, потому, что в этом стихотворении передано восхищение осенью, настроение радостное, а в остальных произведениях сквозит грусть и печаль. У : - Почему эти произведения совершенно разные по настроению? Д : - Потому что авторы описывают разные периоды осени: раннюю осень, середину и позднюю осень. У : - Какой из этих периодов вам больше всего нравится, почему? Д : -Начало осени. Потому, что природа красива, солнышко ещё радует нас своим теплом. У : -Как ещё можно назвать этот период? Почему? Д : - «Золотая» осень . Потому, что листья окрашиваются в разные цвета, в основном – золотой. У : - Сегодня в нашем сочинении мы опишем золотую осень. - Вспомните, какие средства выразительности используют авторы в своих произведениях, чтобы передать красоту осени ? Д : - Эпитеты, сравнения, олицетворение. У : -Какие эпитеты, сравнения и олицетворения мы с вами выписывали в свои тетради во время подготовки к сочинению? Прочитайте. Д: Из стихотворения Тютчева: Короткая, но дивная пора, стоит день, как бы хрустальный, лучезарны вечера, паутины тонкий волос, чистая и тёплая лазурь. Абай: Ползёт ненастье, сырая мгла, жухлые травы, деревья мёрзнут, отлетающие стаи, Благинина: лист качается узорный, синяя лужа, редкие лучи. ( Работа орфографическими тетрадями) Какие сравнения и эпитеты вы подобрали дома? 3. Подготовительная работа а) Определение типа текста У : Прочитайте определение и скажите о каком виде текста идёт речь? Какое по жанру сочинение мы будем с вами писать? (Текст, который описывает животных, растения, природу, людей, предметы или явления) Д : - Это текст- описание. У : - Как определили? Д: - Потому, что в тексте идёт описание явления. У : - А сейчас мы подготовимся к написанию нашего сочинения Составление плана У: - Вспомните основные пункты, из которых состоит план сочинения. Д : - Вступление, основная часть, заключение. У. – О чём нужно писать во вступлении? Д : - Мы должны рассказать о том, что закончилось лето, как осень пришла на землю, какая она. У : - Как мы можем назвать осень? Д : - Волшебница, искусница, художница, рыжая лиса, красавица. У. :- Как может наступить осень? Д: - Она может неслышно войти в город под шорох листьев, может спуститься на землю на огненной колеснице, может прилететь с северным ветром. У : - Дайте название первой части. Д.: - « Наступление осени», Осень – рыжая лиса. ( Дети записывают план в тетрадь) У: - О чём мы будем писать в основной части? Д: - Нужно показать красоту и необыкновенную прелесть золотой осени. Описать природу, деревья, листопад, изменения в животном мире, воздух, небо. У: - Когда будете описывать природу, предлагаю вам пофантазировать и использовать выписанные фразы. У: - Подумайте, как мы можем назвать основную часть сочинения? Д : - « Краски осени», осенние превращения У : - А теперь продолжим работать над планом нашего сочинения. О чём же мы напишем в заключительной части? Д : - Мы напишем о своём отношении к осени. О любимых осенних явлениях. У : - Как мы можем её озаглавить? Д : - « Моё отношение к осени», любимая пора У : - Расскажите, за что же мы любим это время года? Д : - За красоту, за необыкновенную прелесть. - За то, что дарит много радости. - За то, что много грибов. И т. д. 3 У : - А теперь подумайте, как же можно озаглавить наше сочинение? Д: - « Золотая осень» - «Дивная пора» - «Осень» - « Волшебница – осень» Физминутка На зарядку солнышко поднимает нас, Поднимаем руки мы по команде «Раз!» А над нами весело шелестит листва, Опускаем руки мы по команде « Два!» Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу. В стороны руки , плавно помашем - это так листья летят. Как они кружат – тоже покажем, это в лесу листопад. Речевая подготовка. У: - Сейчас мы поработаем в группах. Задание: Составить предложения по заданным пунктам плана. Давайте вспомним «формулу красоты», которой мы пользуемся для составления предложений: 1. Эпитет 2. Сравнение 3. Олицетворение. 1 группа - Опишите наступление осени: Когда приходит это время года? С кем можно сравнить осень, почему? Как приходит осень на землю? Д: Отшумели звонкие летние деньки. Вслед за зелёным летом вступает в свои права рыжая осень. Она неслышной походкой идёт по полям и лесам и раскрашивает волшебной кистью всё вокруг в свои любимые цвета. 2 группа – Описывает деревья осенью, листопад Д: - В первую очередь осень дарит свои подарки деревьям. Берёзки она одевает в золотистые накидки. Рябинам щедрая хозяйка подарила рубиновые бусы и багряные накидки. Ивы она обрядила в разноцветные шали. Дунет ветер, и полетят осенние подарки, кружась в завораживающем вальсе. 3 группа - описывает воздух и небо Д: - Воздух осенью особый. Он пропитан звенящей тишиной. Кажется, любой малейший шорох оглушительно раздаётся в этой тишине. Воздух пропитан терпкими запахами осенних цветов, горькими запахами прелых листьев и увядающих трав. Небо всё чаще покрывается серым ситцем облаков. Грустно плачет дождиком, вспоминая чудесные летние деньки 4 группа - Описывает изменения в животном мире Д: - Осень, как заботливая хозяйка, щедро одаривает лесных жителей. Белкам, мышам она приготовила запасы на зиму. Зайцам, лисам принесла новые удобные шубки. Птицам даёт сигнал о том, что пора улетать в тёплые страны. 5 группа - Описывает своё отношение к осени. Как вы относитесь к осени? Какой период осени вам нравится больше всего? Почему вам нравится этот период осени? Что вы любите делать осенью? Д: - Я люблю пору именно золотой осени. Мне нравится ранняя осень своими яркими красками, а также тем, что она ещё радует нас тёплыми днями. Я люблю тёплым осенним днём побродить по тихой аллее парка, подкидывая ногами опавшие листья. Люблю подышать осенним воздухом, послушать прощальные крики улетающих птиц, попрощаться с ними до бурной весны. У : - Все слова, которые мы придумали, а также слова из наших орфографических тетрадей вы можете использовать при написании сочинения. Каждый из вас получит карточку с некоторыми словами, которые могут вам помочь . 4. 5. Выбор эпиграфа к сочинению. У : - К сочинению нужно выбрать эпиграф _ А кто может объяснить, что такое эпиграф? (это точная дословная выдержка из какого – нибудь произведения писателя или поэта, отражающая тему сочинения) У : _ В качестве эпиграфа мы можем использовать отрывки из произведений, изученных на уроках литературного чтения. Подумайте, какие из прочитанных нами строк, мы могли бы взять для эпиграфа к нашему сочинению. Не забудьте, что они должны отражать его тему. Д: – « Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора…» И. Ф. Тютчев У : - Запишите его в тетрадь, но запомните, что эпиграф пишется после плана с середины строки в кавычках, с указанием автора , которому принадлежат строки. 6 Творческая работа учащихся У : - Каждый из вас по своему видит осень, поэтому и сочинения у вас будут разные: каждый будет описывать то, что ему самому нравится в осеннем пейзаже. Помните, чтобы сочинение было хорошим, необходимо добиваться связ- ности в изложении, красочности в описании, правильности построения предложений, грамотного написания. 7Итог. Рефлексия. * На уроке я научился … *Самым интересным сегодня было… *Самым трудным для меня было…. * Самым неожиданным для меня было …. У :- Все вы потрудились сегодня хорошо. Осень принесла вам свои яркие подарки- осенние листочки. Пусть они напоминают вам об этом времени года в холодные зимние дни. | |
Просмотров: 6946 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|