Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок развития речи. Сочинение "Осень". 3 класс
Предмет; Литературное чтение
Класс : 3
Учебник издательства "Алматыкитап"
Учитель начальных классов Ибраева А.С.
СКО, р. М.Жумабаева
Бастомарская СШ

Тема : Сочинение - описание по теме « Осень»
Цель : формирование умения писать сочинение – описание по собственным наблюдениям
Задачи : -учиться строить текст в соответствии со структурой текста-описания,
-учиться составлять план сочинения,
- учиться строить грамотные и развёрнутые предложения
- развивать мышление, воображение, творческие способности, связную речь
учащихся
- воспитывать чувство прекрасного.

ХОД УРОКА:
1 Вводно – эмоциональный момент
а) Психологический настрой
На доске стихотворные строки:
Лес - точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный…
У : -Прочитайте строки из стихотворения великого русского поэта И Бунина.
Почему лес сравнивают с расписным теремом?
Д: – Терем красив, величественен, необычаен, как и терем. Расписной, так как он разрисован разными красками
У : - Почему лес имеет такую необычную окраску?
Д: - Потому, что описывается время года – осень. А осенью из-за нехватки солнечного света листья меняют свою окраску.
У: - Объясните названия этих цветов, как понять?
Д: Лиловый – Фиолетовый, золотой – жёлтый, багряный - красный

Б) Постановка целей урока
У : - Сегодня на уроке мы будем писать сочинение об осени.

2. Актуализация знаний
-У : - Какие произведения об осени мы прошли на предыдущих уроках литературного чтения?
Д: - А. Кунанбаев «Осень», Е. Благинина «Улетели, улетели», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной»
У : -Какие из этих стихотворений вам особенно понравились и почему?
Д: - Стихотворение Ф. Тютчева, потому, что в этом стихотворении передано восхищение осенью, настроение радостное, а в остальных произведениях сквозит грусть и печаль.
У : - Почему эти произведения совершенно разные по настроению?
Д : - Потому что авторы описывают разные периоды осени: раннюю осень, середину и позднюю осень.
У : - Какой из этих периодов вам больше всего нравится, почему?
Д : -Начало осени. Потому, что природа красива, солнышко ещё радует нас своим теплом.
У : -Как ещё можно назвать этот период? Почему?
Д : - «Золотая» осень . Потому, что листья окрашиваются в разные цвета, в основном – золотой.
У : - Сегодня в нашем сочинении мы опишем золотую осень.
- Вспомните, какие средства выразительности используют авторы в своих произведениях, чтобы передать красоту осени ?
Д : - Эпитеты, сравнения, олицетворение.
У : -Какие эпитеты, сравнения и олицетворения мы с вами выписывали в свои тетради во время подготовки к сочинению?
Прочитайте.
Д: Из стихотворения Тютчева: Короткая, но дивная пора, стоит день, как бы хрустальный, лучезарны вечера, паутины тонкий волос, чистая и тёплая лазурь.
Абай: Ползёт ненастье, сырая мгла, жухлые травы, деревья мёрзнут, отлетающие стаи,
Благинина: лист качается узорный, синяя лужа, редкие лучи.
( Работа орфографическими тетрадями) Какие сравнения и эпитеты вы подобрали дома?

3. Подготовительная работа
а) Определение типа текста
У : Прочитайте определение и скажите о каком виде текста идёт речь?
Какое по жанру сочинение мы будем с вами писать?
(Текст, который описывает животных, растения, природу, людей,
предметы или явления)
Д : - Это текст- описание.
У : - Как определили?
Д: - Потому, что в тексте идёт описание явления.
У : - А сейчас мы подготовимся к написанию нашего сочинения

Составление плана
У: - Вспомните основные пункты, из которых состоит план сочинения.
Д : - Вступление, основная часть, заключение.
У. – О чём нужно писать во вступлении?
Д : - Мы должны рассказать о том, что закончилось лето, как осень пришла на землю, какая она.
У : - Как мы можем назвать осень?
Д : - Волшебница, искусница, художница, рыжая лиса, красавица.
У. :- Как может наступить осень?
Д: - Она может неслышно войти в город под шорох листьев, может спуститься на землю на огненной колеснице, может прилететь с северным ветром.
У : - Дайте название первой части.
Д.: - « Наступление осени», Осень – рыжая лиса. ( Дети записывают план в тетрадь)
У: - О чём мы будем писать в основной части?
Д: - Нужно показать красоту и необыкновенную прелесть золотой осени. Описать природу, деревья, листопад, изменения в животном мире, воздух, небо.
У: - Когда будете описывать природу, предлагаю вам пофантазировать и использовать выписанные фразы.
У: - Подумайте, как мы можем назвать основную часть сочинения?
Д : - « Краски осени», осенние превращения
У : - А теперь продолжим работать над планом нашего сочинения.
О чём же мы напишем в заключительной части?
Д : - Мы напишем о своём отношении к осени. О любимых осенних явлениях.
У : - Как мы можем её озаглавить?
Д : - « Моё отношение к осени», любимая пора
У : - Расскажите, за что же мы любим это время года?
Д : - За красоту, за необыкновенную прелесть.
- За то, что дарит много радости.
- За то, что много грибов. И т. д.
3
У : - А теперь подумайте, как же можно озаглавить наше сочинение?
Д: - « Золотая осень»
- «Дивная пора»
- «Осень»
- « Волшебница – осень»
Физминутка
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «Раз!»
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде « Два!»
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки , плавно помашем - это так листья летят.
Как они кружат – тоже покажем, это в лесу листопад.

Речевая подготовка.
У: - Сейчас мы поработаем в группах.
Задание: Составить предложения по заданным пунктам плана.
Давайте вспомним «формулу красоты», которой мы пользуемся для составления предложений:
1. Эпитет
2. Сравнение
3. Олицетворение.
1 группа - Опишите наступление осени:
Когда приходит это время года? С кем можно сравнить осень, почему?
Как приходит осень на землю?
Д: Отшумели звонкие летние деньки. Вслед за зелёным летом вступает в свои права рыжая осень. Она неслышной походкой идёт по полям и лесам и раскрашивает волшебной кистью всё вокруг в свои любимые цвета.

2 группа – Описывает деревья осенью, листопад
Д: - В первую очередь осень дарит свои подарки деревьям. Берёзки она одевает в золотистые накидки. Рябинам щедрая хозяйка подарила рубиновые бусы и багряные накидки. Ивы она обрядила в разноцветные шали.
Дунет ветер, и полетят осенние подарки, кружась в завораживающем вальсе.

3 группа - описывает воздух и небо
Д: - Воздух осенью особый. Он пропитан звенящей тишиной. Кажется, любой малейший шорох оглушительно раздаётся в этой тишине. Воздух пропитан терпкими запахами осенних цветов, горькими запахами прелых листьев и увядающих трав.
Небо всё чаще покрывается серым ситцем облаков. Грустно плачет дождиком, вспоминая чудесные летние деньки
4 группа - Описывает изменения в животном мире
Д: - Осень, как заботливая хозяйка, щедро одаривает лесных жителей. Белкам, мышам она приготовила запасы на зиму. Зайцам, лисам принесла новые удобные шубки. Птицам даёт сигнал о том, что пора улетать в тёплые страны.
5 группа - Описывает своё отношение к осени.
Как вы относитесь к осени? Какой период осени вам нравится больше всего?
Почему вам нравится этот период осени? Что вы любите делать осенью?
Д: - Я люблю пору именно золотой осени. Мне нравится ранняя осень своими яркими красками, а также тем, что она ещё радует нас тёплыми днями. Я люблю тёплым осенним днём побродить по тихой аллее парка, подкидывая ногами опавшие листья. Люблю подышать осенним воздухом, послушать прощальные крики улетающих птиц, попрощаться с ними до бурной весны.

У : - Все слова, которые мы придумали, а также слова из наших орфографических тетрадей вы можете использовать при написании сочинения. Каждый из вас получит карточку с некоторыми словами, которые могут вам помочь .
4.
5. Выбор эпиграфа к сочинению.
У : - К сочинению нужно выбрать эпиграф
_ А кто может объяснить, что такое эпиграф?

(это точная дословная выдержка из
какого – нибудь произведения писателя
или поэта, отражающая тему сочинения)

У : _ В качестве эпиграфа мы можем использовать отрывки из произведений, изученных на уроках литературного чтения. Подумайте, какие из прочитанных нами строк, мы могли бы взять для эпиграфа к нашему сочинению. Не забудьте, что они должны отражать его тему.

Д: – « Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора…»
И. Ф. Тютчев

У : - Запишите его в тетрадь, но запомните, что эпиграф пишется после плана с середины строки в кавычках, с указанием автора , которому принадлежат строки.

6 Творческая работа учащихся
У : - Каждый из вас по своему видит осень, поэтому и сочинения у вас будут разные: каждый будет описывать то, что ему самому нравится в осеннем пейзаже. Помните, чтобы сочинение было хорошим, необходимо добиваться связ-
ности в изложении, красочности в описании, правильности построения предложений, грамотного написания.

7Итог. Рефлексия.
* На уроке я научился …
*Самым интересным сегодня было…
*Самым трудным для меня было….
* Самым неожиданным для меня было ….
У :- Все вы потрудились сегодня хорошо. Осень принесла вам свои яркие подарки- осенние листочки. Пусть они напоминают вам об этом времени года в холодные зимние дни.
Категория: Начальная школа | Добавил: ibraeva-aiko (2015-01-26) E
Просмотров: 2034 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 9:04 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [697]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [627]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1764]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1494]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [518]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru