Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок развития речи. Сочинение "Осень". 3 класс
Предмет; Литературное чтение
Класс : 3
Учебник издательства "Алматыкитап"
Учитель начальных классов Ибраева А.С.
СКО, р. М.Жумабаева
Бастомарская СШ

Тема : Сочинение - описание по теме « Осень»
Цель : формирование умения писать сочинение – описание по собственным наблюдениям
Задачи : -учиться строить текст в соответствии со структурой текста-описания,
-учиться составлять план сочинения,
- учиться строить грамотные и развёрнутые предложения
- развивать мышление, воображение, творческие способности, связную речь
учащихся
- воспитывать чувство прекрасного.

ХОД УРОКА:
1 Вводно – эмоциональный момент
а) Психологический настрой
На доске стихотворные строки:
Лес - точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный…
У : -Прочитайте строки из стихотворения великого русского поэта И Бунина.
Почему лес сравнивают с расписным теремом?
Д: – Терем красив, величественен, необычаен, как и терем. Расписной, так как он разрисован разными красками
У : - Почему лес имеет такую необычную окраску?
Д: - Потому, что описывается время года – осень. А осенью из-за нехватки солнечного света листья меняют свою окраску.
У: - Объясните названия этих цветов, как понять?
Д: Лиловый – Фиолетовый, золотой – жёлтый, багряный - красный

Б) Постановка целей урока
У : - Сегодня на уроке мы будем писать сочинение об осени.

2. Актуализация знаний
-У : - Какие произведения об осени мы прошли на предыдущих уроках литературного чтения?
Д: - А. Кунанбаев «Осень», Е. Благинина «Улетели, улетели», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной»
У : -Какие из этих стихотворений вам особенно понравились и почему?
Д: - Стихотворение Ф. Тютчева, потому, что в этом стихотворении передано восхищение осенью, настроение радостное, а в остальных произведениях сквозит грусть и печаль.
У : - Почему эти произведения совершенно разные по настроению?
Д : - Потому что авторы описывают разные периоды осени: раннюю осень, середину и позднюю осень.
У : - Какой из этих периодов вам больше всего нравится, почему?
Д : -Начало осени. Потому, что природа красива, солнышко ещё радует нас своим теплом.
У : -Как ещё можно назвать этот период? Почему?
Д : - «Золотая» осень . Потому, что листья окрашиваются в разные цвета, в основном – золотой.
У : - Сегодня в нашем сочинении мы опишем золотую осень.
- Вспомните, какие средства выразительности используют авторы в своих произведениях, чтобы передать красоту осени ?
Д : - Эпитеты, сравнения, олицетворение.
У : -Какие эпитеты, сравнения и олицетворения мы с вами выписывали в свои тетради во время подготовки к сочинению?
Прочитайте.
Д: Из стихотворения Тютчева: Короткая, но дивная пора, стоит день, как бы хрустальный, лучезарны вечера, паутины тонкий волос, чистая и тёплая лазурь.
Абай: Ползёт ненастье, сырая мгла, жухлые травы, деревья мёрзнут, отлетающие стаи,
Благинина: лист качается узорный, синяя лужа, редкие лучи.
( Работа орфографическими тетрадями) Какие сравнения и эпитеты вы подобрали дома?

3. Подготовительная работа
а) Определение типа текста
У : Прочитайте определение и скажите о каком виде текста идёт речь?
Какое по жанру сочинение мы будем с вами писать?
(Текст, который описывает животных, растения, природу, людей,
предметы или явления)
Д : - Это текст- описание.
У : - Как определили?
Д: - Потому, что в тексте идёт описание явления.
У : - А сейчас мы подготовимся к написанию нашего сочинения

Составление плана
У: - Вспомните основные пункты, из которых состоит план сочинения.
Д : - Вступление, основная часть, заключение.
У. – О чём нужно писать во вступлении?
Д : - Мы должны рассказать о том, что закончилось лето, как осень пришла на землю, какая она.
У : - Как мы можем назвать осень?
Д : - Волшебница, искусница, художница, рыжая лиса, красавица.
У. :- Как может наступить осень?
Д: - Она может неслышно войти в город под шорох листьев, может спуститься на землю на огненной колеснице, может прилететь с северным ветром.
У : - Дайте название первой части.
Д.: - « Наступление осени», Осень – рыжая лиса. ( Дети записывают план в тетрадь)
У: - О чём мы будем писать в основной части?
Д: - Нужно показать красоту и необыкновенную прелесть золотой осени. Описать природу, деревья, листопад, изменения в животном мире, воздух, небо.
У: - Когда будете описывать природу, предлагаю вам пофантазировать и использовать выписанные фразы.
У: - Подумайте, как мы можем назвать основную часть сочинения?
Д : - « Краски осени», осенние превращения
У : - А теперь продолжим работать над планом нашего сочинения.
О чём же мы напишем в заключительной части?
Д : - Мы напишем о своём отношении к осени. О любимых осенних явлениях.
У : - Как мы можем её озаглавить?
Д : - « Моё отношение к осени», любимая пора
У : - Расскажите, за что же мы любим это время года?
Д : - За красоту, за необыкновенную прелесть.
- За то, что дарит много радости.
- За то, что много грибов. И т. д.
3
У : - А теперь подумайте, как же можно озаглавить наше сочинение?
Д: - « Золотая осень»
- «Дивная пора»
- «Осень»
- « Волшебница – осень»
Физминутка
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «Раз!»
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде « Два!»
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки , плавно помашем - это так листья летят.
Как они кружат – тоже покажем, это в лесу листопад.

Речевая подготовка.
У: - Сейчас мы поработаем в группах.
Задание: Составить предложения по заданным пунктам плана.
Давайте вспомним «формулу красоты», которой мы пользуемся для составления предложений:
1. Эпитет
2. Сравнение
3. Олицетворение.
1 группа - Опишите наступление осени:
Когда приходит это время года? С кем можно сравнить осень, почему?
Как приходит осень на землю?
Д: Отшумели звонкие летние деньки. Вслед за зелёным летом вступает в свои права рыжая осень. Она неслышной походкой идёт по полям и лесам и раскрашивает волшебной кистью всё вокруг в свои любимые цвета.

2 группа – Описывает деревья осенью, листопад
Д: - В первую очередь осень дарит свои подарки деревьям. Берёзки она одевает в золотистые накидки. Рябинам щедрая хозяйка подарила рубиновые бусы и багряные накидки. Ивы она обрядила в разноцветные шали.
Дунет ветер, и полетят осенние подарки, кружась в завораживающем вальсе.

3 группа - описывает воздух и небо
Д: - Воздух осенью особый. Он пропитан звенящей тишиной. Кажется, любой малейший шорох оглушительно раздаётся в этой тишине. Воздух пропитан терпкими запахами осенних цветов, горькими запахами прелых листьев и увядающих трав.
Небо всё чаще покрывается серым ситцем облаков. Грустно плачет дождиком, вспоминая чудесные летние деньки
4 группа - Описывает изменения в животном мире
Д: - Осень, как заботливая хозяйка, щедро одаривает лесных жителей. Белкам, мышам она приготовила запасы на зиму. Зайцам, лисам принесла новые удобные шубки. Птицам даёт сигнал о том, что пора улетать в тёплые страны.
5 группа - Описывает своё отношение к осени.
Как вы относитесь к осени? Какой период осени вам нравится больше всего?
Почему вам нравится этот период осени? Что вы любите делать осенью?
Д: - Я люблю пору именно золотой осени. Мне нравится ранняя осень своими яркими красками, а также тем, что она ещё радует нас тёплыми днями. Я люблю тёплым осенним днём побродить по тихой аллее парка, подкидывая ногами опавшие листья. Люблю подышать осенним воздухом, послушать прощальные крики улетающих птиц, попрощаться с ними до бурной весны.

У : - Все слова, которые мы придумали, а также слова из наших орфографических тетрадей вы можете использовать при написании сочинения. Каждый из вас получит карточку с некоторыми словами, которые могут вам помочь .
4.
5. Выбор эпиграфа к сочинению.
У : - К сочинению нужно выбрать эпиграф
_ А кто может объяснить, что такое эпиграф?

(это точная дословная выдержка из
какого – нибудь произведения писателя
или поэта, отражающая тему сочинения)

У : _ В качестве эпиграфа мы можем использовать отрывки из произведений, изученных на уроках литературного чтения. Подумайте, какие из прочитанных нами строк, мы могли бы взять для эпиграфа к нашему сочинению. Не забудьте, что они должны отражать его тему.

Д: – « Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора…»
И. Ф. Тютчев

У : - Запишите его в тетрадь, но запомните, что эпиграф пишется после плана с середины строки в кавычках, с указанием автора , которому принадлежат строки.

6 Творческая работа учащихся
У : - Каждый из вас по своему видит осень, поэтому и сочинения у вас будут разные: каждый будет описывать то, что ему самому нравится в осеннем пейзаже. Помните, чтобы сочинение было хорошим, необходимо добиваться связ-
ности в изложении, красочности в описании, правильности построения предложений, грамотного написания.

7Итог. Рефлексия.
* На уроке я научился …
*Самым интересным сегодня было…
*Самым трудным для меня было….
* Самым неожиданным для меня было ….
У :- Все вы потрудились сегодня хорошо. Осень принесла вам свои яркие подарки- осенние листочки. Пусть они напоминают вам об этом времени года в холодные зимние дни.
Категория: Начальная школа | Добавил: ibraeva-aiko (2015-01-26) E
Просмотров: 6946 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 4:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru