Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Е.ШВАРЦ « Сказка о потерянном времени».
УРОК: ЛИТЕРАТУРА.
ТЕМА: Е.ШВАРЦ « Сказка о потерянном времени».

ЦЕЛЬ: 1. Провести обобщение по теме.
2. Закончить работу по произведению.
3. Формировать умения ориентироваться в тексте и точно находить отрывки к заданному вопросу.
4. Учить выстраивать сюжетную линию по опорам-рисункам.
5. Развивать технику и выразительность чтения.
6. Воспитывать у детей чувство времени и желание его беречь.

ОБОРУДОВАНИЕ: макеты часов, картинки для диафильма, жетоны с часами, презентация урока на диске, интерактивная доска.

ХОД УРОКА:
1. Организационный момент. Успокоиться, пожать друг другу руки и улыбнуться.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы проводим обобщение по разделу «Литературная сказка».
- Какое произведение завершает этот раздел? (СЛАЙД № 1)
(Звучит музыка « В гостях у сказки». На фоне этой музыки я читаю слова:

Сказка мудростью богата, Скажем сказке: «Приходи!» Это присказка, ребята, Сказка будет впереди!
- Сказку послушать вместе с нами мы приглашаем наших гостей. ДЕТИ: - Здравствуйте, гости дорогие! Просим в гости к нам!

3. Биографические данные автора сказки Евгения Львовича Шварца.
- Почему это произведение называется сказкой? Чем она отличается от народной?
- Кто является автором сказки? Какие моменты его биографии вы запомнили? (Ответы детей и СЛАЙД № 2)

4. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА,
- Как нужно читать сказку, чтобы её хотелось слушать? (Выразительно, красиво и правильно).
-Какой вид работы мы проводим каждый урок для того, чтобы научиться так, читать?
Задание 1. Выучить СКОРОГОВОРКУ! (Даётся 2 минуты
СЛАЙД № 3)
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
(Проверка! За правильный ответ жетон).
5. МОЗГОВОЙ ШТУРМ! ИГРА « Вопрос - ответ».
-Восстановим сюжет сказки. Для этого проведём МОЗГОВОЙ ШТУРМ и поиграем в игру «Вопрос - ответ». Я задаю вопрос, а вы должны очень быстро и
правильно ответить на него словами из текста. За каждый правильный и точный ответ - жетон.
1. Как начинается сказка? Как учился Петя Зубов? (Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Он всё время отставал в учёбе).
2. Какими словами он оправдывал свою плохую успеваемость? (-Успею - говорил он.)
3. В кого он превратился? Опишите его портрет. (В высокого, худого, бледного старика).
4. Кто первым это обнаружил? (Тётя Наташа - гардеробщица).
5. На чью помощь он надеялся? (На помощь мамы).
6. Как мама его встретила? (Она его не узнала.)
7. Почему она его не узнала? (Не могла подумать, что с Петей может что-то такое случиться).
8. О чём он думал, шагая, куда глаза глядят? (Какой я одинокий, несчастный старик. Не успел выучиться! Мне даже и пенсии не дадут. Ведь я работал только три года, да и то на двойки и тройки. Чем же всё это кончится?)
9. Куда он попал? ( Он попал в лес.)

10. Что он там увидел? ( В лесу он увидел домик). - Что он увидел внутри? (Описать!)
11. Как вёл себя Петя в домике? ( Лёг в сено, согрелся, поплакал тихонько, вытер слёзы бородой и уснул).
12. Проснувшись, что он увидел? (Вокруг стола сидят ребята.)
13.Почему он решил, что это злые волшебники? (Он услышал, что они поймали Петю
Зубова и ещё одного мальчика и двух девочек и превратили их в стариков, так как они
теряли время понапрасну, а сами стали малыми детьми).
14. Какое злое дело они задумали? (Они повернули стрелки часов обратно).
15.Что решил сделать Петя Зубов после того, как волшебники ушли? (Решил вернуться в
город и найти стариков-школьников).
16. Кого первого он принял за ученицу? ( Настоящую старушку с большой корзиной).
17. Что в это время делали настоящие старики? (Каждый занимался своим делом).
18. Где и когда он увидел первую школьницу? (Она сидела на скамейке и плакала).
19. По каким признакам он определил, что это действительно девочка? (Она нашла в снегу мячик и стала играть в «трёшки»).
20. Как её звали? (Маруся Поспелова.)
21. Когда, где и кого нашли они потом? ( Через три часа за дровяным сараем во дворе огромного дома они нашли Наденьку Соколову. Она играла в классики).
22. Где нашли последнего героя сказки? Как его звали? (Последнего героя Зайцева Васю они нашли едущим на «колбасе» трамвая. « Колбаса» - это прицепное устройство сзади трамвая)
23. На чём и куда они отправились? ( На трамвае они отправились за город к лесу).
24. Какая беда ждала их в лесу? (Наступила ночь темная-темная, и они заблудились).
25. Что им помогло? (Подул ветер и небо очистилось).
26. Что в это время делали волшебники? (Волшебники лежали на сене в домике и берегли время)
27. В какое время ребята оказались у часов? (Без одной минуты двенадцать).
28. Что сделал Петя? (Протянул руку к стрелкам и закрутил их обратно).
29. Что в это время делали злые волшебники? (С криком вскочили, но не смогли двинуться с места. Стоят и растут, растут).
30. Что же произошло с бабушками и дедушками? (Они стали детьми).
31. На каком повороте часов волшебники исчезли? (На семьдесят седьмом последнем).
32. Чем закончилась сказка? (Чудом вернули они потерянное время).

6. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА (музыка из этого же кинофильма). СЛАЙД№4
7. ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ. (Награда - жетон)
- Сейчас будут показаны несколько кадров из сказки. Ваша задача - узнать, что изображено, и точно найти отрывок к каждому кадру. СЛАЙДЫ № 5,6,7,8,9,10. 1рисунок. Превращение Пети Зубова в старика.
2 рисунок. Вася Зайцев висит на «колбасе».
3 рисунок. Волшебники за столом.
4 рисунок. Сергей Владимирович считает время детей.
5 рисунок. Маруся Поспелова стоит с мячом.
6 рисунок. Наденька Соколова скачет на одной ноге.
- Скажите, ребята, в правильном ли порядке были показаны кадры из сказки?
- Это проказы всё тех же злых волшебников. Давайте расставим кадры в правильном порядке и восстановим сюжет сказки.
СОСТАВЛЕНИЕ СЮЖЕТА по картинкам. (1 уч-ся вывешивает кадр, а другие восстанавливают из разрезанных кадров у каждого на парте).

8. ОЖИВЛЯЛОЧКА. « Девочки и мальчики
Скачут словно мячики. Ножками топочут,
Весело хохочут».
9. РАБОТА В ПАРАХ. ИГРА «Собери пословицу».
Разрезанные пословицы раздаются детям в парах. Они собирают и наклеивают их на бумагу. ПРОВЕРКА! СЛАЙД №11.
- Теперь нужно прочитать и объяснить смысл пословиц. ЖЕТОНЫ!

1 .Порядок время бережёт. (Если ваши вещи всегда лежат на месте, то и время на их поиск терять не нужно).
2. Делу - время, потехе-час. (Сделал дело - гуляй смело).
3. Вчерашний день не воротишь. (То, что прошло вернуть невозможно).
4. Упустишь минуту - потеряешь час. ( Без одной минуты часа не бывает).
5. Время - не деньги, потеряешь, не найдёшь. (Если потерянные деньги ещё можно найти, то потерянное время найти невозможно).
МОЛОДЦЫ!
- Какую пословицу, по вашему мнению, можно соотнести с нашей сказкой?(5).
- Какова же основная мысль сказки? (Помни! Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
- Чему учит сказка? (Лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь). СЛАЙД №12.

10. РЕФЛЕКСИЯ.
- Хотели бы вы ребята, чтобы с вами случилось то, что случилось с героями сказки?
- Как нужно поступать, чтобы этого с вами не случилось? (Ответы детей).

- Я хочу дать вам ещё несколько советов: СЛАЙД - часы № 13. Соблюдать режим дня. Это значит правильно распределять время. Беречь чужое время.
(не только своё). Прежде чем пойти в гости, узнай есть ли у людей
время. Если пришел в гости — не засиживайся.
Не опаздывать. Если назначил время встречи, не заставляй людей
ждать.
Вовремя ложиться спать. Нужно для того, чтобы утром вовремя встать.
Вовремя вставать. Нужно для того, чтобы не опоздать на зарядку.
Вовремя делать уроки. - В какое время лучше всего делать уроки?
- Какие уроки делаем первыми?

- На память о сегодняшнем уроке я дарю вам эти часы-советы.
- Можете ещё добавить что-то своё. Дать себе совет, что ты ещё должен сделать, чтобы не потерять драгоценного времени. Хочу надеяться, что глядя на эти часы вы станете делать всё вовремя, и тогда вам хватит время и для добрых дел, и для праздников, и, конечно же, для чтения любимых сказок. Мы со сказкой не простимся, К ней мы снова возвратимся. Сказки рядышком живут. Они встречи с нами ждут. 11. ИТОГ УРОКА.
Оценивание детей по жетонам. СЛАЙД №14.
СПАСИБО ЗА УРОК!
12.Д/3.
Категория: Начальная школа | Добавил: swetik (2015-01-28) | Автор: Шляк Елена Григорьевна E
Просмотров: 541 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 11:11 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [472]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1155]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru