Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт
Тема урока: Жанры изобразительного искусства. Натюрморт

Подготовила: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
ОШ имени С.Т.Ельгизекова
Бухаржырауского района
Карагандинской области
Трусова Галина Федоровна

Цели урока:
• обучающая – познакомить обучающихся с жанром изобразительного искусства, понятием «натюрморт», научить различать стили художественного произведения;
• развивающая – развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом;
• воспитательная– воспитание культуры рисования, самостоятельности в работе.
Задачи урока:
• дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;
• учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;
• узнать о понятии «стиль», его разновидности;
• развивать творческую и познавательную активность
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Форма проведения урока: беседа, рассказ, творческие задания, самостоятельная работа.
Ожидаемый результат: знание учащихся о ювелирном искусстве Казахстана, умение выбрать и наносить орнамент на изделие, навыки самостоятельной работы.
План урока.
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Объяснение нового материала – 15 мин.
 Сообщение темы урока.
 Беседа.
 Творческие задания.
3. Практическая работа – 24 мин.
 Постановка художественной задачи.
 Самостоятельная работа учащихся.
4. Подведение итогов – 5 мин
Ход урока.
1. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Эпиграф урока. Дело художника — рождать радость. Паустовский К. Г.
Объяснение нового материала.
В изобразительном искусстве есть виды искусства и жанры искусства.
К жанрам относятся – натюрморт, портрет, пейзаж. Сегодня мы с вами поговорим о жанре изобразительного искусства - натюрморт.
Тема урока «Мир вещей – натюрморт». Сегодня вы познакомитесь с изображением предметного мира разными стилями и выразительными средствами.
Натюрморт в переводе с французского — «мертвая природа».
• Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее неодушевленные предметы.
• Натюрморт это группа предметов, объединённая по смыслу и конкретным сюжетом
• Рассматриваем детские работы, выполненные в жанре натюрморт, определяем вид искусства.
Творческое задание «Собери фразу».
Как же возник и развивался этот жанр?
Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии
Голландский натюрморт
Их отличительная особенность – удивительная материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.
Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Посмотрим, как менялся натюрморт. Рассмотрим работы выдающихся художников.
Натюрморт Ван Гога
Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIXвека. В чем же выразились изменения? Чем они отличаются от голландских натюрмортов? Художник преображает предметы, передает свое впечатление, свое восприятие красоты. Мир вещей для них был одной из основных тем.
Натюрморт А. Матисса
А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает? Словно его рисовал ребенок.
Ставил ли себе художник цель передать сходство с натурой, точно изобразить предметы? Нет. Художник передал свое впечатление. «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.
Натюрморт Пикассо
А теперь перед нами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от естественности. Натюрморт стал более декоративным.
Векторный, трехмерный, фото натюрморт
В XXI веке, когда технический прогресс идет стремительными темпами, появляются совершенно другие виды натюрмортов. С помощью компьютерных программ можно изобразить трехмерную графику. Появились фото натюрморты.
Художники экспериментируют с цветом, формой и фактурой, создавая великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. У каждого свой стиль.
Задание на поиск информации. Понятие «Стиль».
Натюрморты выполняются и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере авангарда.
Творческое задание. «Стиль».
Мы увидели, как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем выразить, о чем же рассказывает натюрморт? Показываю рисунки на доске.
Какие вещи мы здесь видим? Кому они принадлежат?
Так о чем же рассказывает натюрморт?
О человеке.
Что могут вещи рассказать о человеке?
Вещи могут рассказать о профессии человека, его интересах.
А что помогает передать настроение в натюрморте?
Цвет.
Цвет для художника, как звук, для музыканта, - мощное средство выразительности. Они используют понятие «колорит», что означает соотношение цветов. Колорит может быть теплым или холодным.
Цвета могут или резко различаться, и тогда мы назовем их контрастными,
Противоположными или же могут быть сближенными, и тогда мы используем понятие «нюанс».
Например, если мы хотим передать состояние бурного восторга, то будут преобладать теплые, яркие цвета, контрастное сочетание.
А если мы хотим передать сдержанную грусть? Мы выберем холодный колорит, нюансовое сочетание цветов.
Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности: отбор элементов изображения, композиционное решение, колорит. Важную роль в натюрморте играет освещение. Степень освещенности предмета называется светотенью.

Практическая работа.
Сегодня мы познакомились с историей развития натюрморта.
Задача урока изобразить натюрморт и выполнить его в цвете, проявить творческую позицию, тем самым постарайтесь передать свое настроение, выразить мысли и чувства разными выразительными средствами.
перед вами алгоритм самостоятельной работы
1. Композиционное решение
2. Набросок
3. Цветовое решение
4. Объемность, светотень
5. Уточнение деталей
Каждый из вас делает выбор, какому стилю отдать предпочтение. Рисовать мы будем не с натуры, а по шаблону. Далее цветовое решение любыми инструментами художника.
Самостоятельная работа учащихся.
4. Подведение итогов.
Выставка. Под названием табличек «Авангардисты», «Декораторы», «Реалисты» учащиеся разместили свои работы, соответственно стилю.
Давайте посмотрим на нашу экспресс - выставку.
Подобрать определения для слов, которые мы сегодня узнали.
А В А Н Г А Р Д И З М
Г О Л Л А Н Д И Я
К О Н Т Р А С Т
Н Ю А Н С
К О Л О Р И Т
М А Т И С С
Д Е К О Р А Т И З М
Р Е А Л И З М
С Т И Л Ь
Анализ работ. Оценки учащихся.

Учащимся раздаются карточки.
НАТЮРМОРТ в переводе с французского — «мертвая природа». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.
МАТИСС (Matisse) Анри (1869-1954), французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма.
ПИКАССО Пабло (25 октября 1881, Малага — 8 апреля 1973, французский живописец, по происхождению испанец.
ВАН ГОГ Винсент (30 марта 1853 — 29 июля 1890), нидерландский живописец, представитель постимпрессионизма.
АВАНГАРДИЗМ (авангард), совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом.
ФОВИЗМ (от франц. fauve — дикий), течение во французской живописи, существовавшее в 1905-07. Фовистов (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк ) на время объединило общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма. В пейзажах, интерьерных сценах, натюрмортах фовизм выразил себя в резком обобщении объемов, пространства, рисунка.
КУБИЗМ (франц. cubisme, от cube — куб), направление в искусстве 1-й четверти 20 в., представители которого стремились свести изображение к комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства.
РЕАЛИЗМ в искусстве, понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый реализм — основная тенденция исторического развития искусства.
ДЕКОР – (от лат. decoro — украшаю), система украшения сооружения (фасада, интерьера) или изделия.

Спасибо. Урок окончен.
Категория: Начальная школа | Добавил: Галина9564 (2015-01-29) | Автор: Трусова Галина Федоровна E
Просмотров: 1575 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-23, 7:44 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru