Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Тема. Дата___________ Тема. Путешествие по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик» Задачи: - ознакомить со сказкой В.П.Катаева «Цветик - семицветик»; - учить находить главную мысль произведения; - закрепить умения решать составные задачи на нахождение третьего слагаемого, сложные уравнения, находить периметр фигур; - совершенствовать вычислительные навыки; - развивать мышление, умение обобщать, делать выводы; - воспитывать милосердное отношение к людям с ограниченными возможностями, старикам. Оборудование: компьютерная презентация , карточки для индивидуальной работы (задачи и примеры), геометрические фигуры( осколки вазы), лепестки (для оценки деятельности на уроке), музыкальные записи (музыка «В гостях у сказки», фрагменты из мультфильма «Цветик - семицветик»). І ПОБУЖДЕНИЕ 1. Вступительное слово учителя. - Сегодня, ребята, мы окунемся в волшебный, загадочный мир, мир, никому до сих пор не подвластный, мир сказок. Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев? 2.Знакомство с биографией В.Катаева Катаев Валентин Петрович родился 16 января (28 н.с.) 1897 в Одессе в семье учителя. Учился в Одесской гимназии. С девяти лет начал писать стихи, некоторые из них были напечатаны в одесских газетах, а в 1914 впервые стихи Катаева опубликовали в Петербурге в журнале "Весь мир". С началом первой мировой войны он поступил вольноопределяющимся в действующую армию, в артиллерийскую бригаду, где пробыл до лета 1917. Октябрьскую революцию встретил в одесском лазарете, где лечился после ранения на румынском фронте. Демобилизовавшись, сделал первые попытки писать прозу. В 1919 был призван в Красную Армию, исполнял обязанности командира батареи, затем был отозван из армии и назначен заведующим окнами сатиры в одесском РОСТА: писал тексты для агит-плакатов, частушки, лозунги, листовки. В 1921 был послан для налаживания аналогичной работы в Харьков. В 1922 переехал в Москву, публиковал свои фельетоны в газетах "Гудок", "Труд", "Рабочая газета", не оставляя работы над художественной прозой. В 1925 опубликовал повесть "Растратчики", замеченную и критикой, и читателями. Эта повесть была инсценирована, спектакль с успехом шел с 1928 на сцене МХАТа. Окрыленный признанием, Катаев пишет комедию "Квадратура круга", тоже имевшую шумный успех. С тех пор постоянно писал для театра. В 1932, совершив поездку на строительство Магнитогорска, Катаев пишет роман-хронику "Время, вперед!", ставшую важной вехой в его творчестве. В 1936 публикует роман "Белеет парус одинокий"; много работает для "Правды": пишет фельетоны, очерки, заметки, статьи. В 1937 выходит повесть "Я сын трудового народа". Во время Отечественной войны работал в Радиокомитете и в Совинформбюро на заграницу. Был военным корреспондентом "Правды" и "Красной звезды", где печатались его очерки с фронта. В этот период были написаны рассказы "Третий танк", "Флаг", повести "Жена", "Сын полка", пьесы "Отчий дом", "Синий платочек". В 1949 вышел роман "За власть Советов". В 1955 был создан журнал "Юность", главным редактором которого стал В.Катаев. Здесь в 1956 был опубликован роман "Хуторок в степи". В 1960-е написаны "Трава забвения", "Святой колодец", "Кубик". В 1978 - "Алмазный мой венец", в 1980 - "Уже написан Вертер".Умер В.Катаев в 1986 в Москве. Учитель рассказывает сказку « Цветик-семицветик». Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну розовую баранку для братика Павлика .Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой съела: сначала съела папины, с тмином, потом мамины, с маком, потом Женины, с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю розовую Павликову доедает, облизывается. -Ах, вредная собака!- закричала Женя и бросилась догонять. Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит- место совсем незнакомое. Больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг, откуда ни возьмись, старушка: - Девочка, девочка, почему ты плачешь? Женя старушке все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит: - Давайте, ребята и мы отправимся с вами в этот сад. ( На экране открывается слайд « Волшебный сад») - Посмотрите, какие чудные цветы в этом саду! - Ничего, не плачь, я помогу тебе. Правда баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь по сторонам зевать. Я тебе подарю цветик-семицветик - он все устроит. - А чтобы цветик – семицветик поскорей вырос, нам надо устно выполнить следующие задания: 3.Устный счёт - Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули – тянули и наконец вытянули репку? Сколько глаз увидели репку? (12) - Чтобы разозлить Гену и Чебурашку, старуха Шапокляк сделала 12 пакостей Гене, 8 – Чебурашке и 30 – обоим вместе? Сколько пакостей старуха Шапокляк сделала зря,если они так ни разу и не рассердились? (50) - Сколько ног у жука?(6) - Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и з автомашины. Сколько всего машин шло в село? (1) - На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4) - На свой день рождения Пончик пригласил семерых коротышек. На сколько частей был разрезан пирог, если каждый гость съел по куску, а Пончик съел столько кусков, сколько все гости вместе? (14) - На деревьях грибы сохли, Ну а в дождь, конечно, мокли. 40 жёлтеньких маслят, 8 тоненьких опят Да 3 рыжие лисички- Очень милые сестрички. Вы, ребята, не молчите, Сколько всех грибов? Скажите. (51) - Молодцы! ( просмотр видеоролика 001) ІІ РЕАЛИЗАЦИЯ - Ребята, вы узнали этот цветок? Как он называется? (ответы детей) А почему он называется «семицветик»? (ответы – потому, что у него семь цветов). - Давайте поможем Жене вспомнить волшебный слова. Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели. - Ребята, а теперь вместе с Женей мы отправимся в путешествие по сказке «Цветик – семицветик» Учитель. Начиная с этого места, я позволю себе внести в сказку некоторые изменения. Думаю, писатель В.П. Катаев не обиделся бы на меня за это, ведь его «Цветик – семицветик» поможет нам научиться лучше решать задачи, уравнения, находить значения выражений. Наш цветик – семицветик не сразу будет исполнять желание девочки, а лишь после того, как мы выполним задание. Вы согласны принять активное участие в сказке? (Отклик детей) - Итак, в тот же миг Женя очутилась дома, а в руках – связка баранок! Девочке захотелось поставить такой чудесный цветок в любимую мамину вазочку, но она нечаянно разбила ее на мелкие кусочки. Женя поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала… - Кто запомнил, что нужно сказать, чтобы желание исполнилось? (Дети хором проговаривают слова.) - Давайте поможем Жени собрать вазу. Ваза разбилась на мелкие кусочки, некоторые из них были похожи на эти геометрические фигуры. - Как одним словом можно назвать эти фигуры? (Многоугольники) - Найдите периметр этих фигур. Что такое периметр? (Дети измеряют многоугольники и находят их периметр) - Ребята, а куда дальше Женя пошла? (ответы детей) Ей захотелось побывать на северном полюсе. Давайте поможем Жене. - Для этого надо решить сложные уравнения (у доски) - Откройте тетради запишите сегодняшнее число. - Как найти слагаемое? Уменьшаемое? Вычитаемое? Х + 124 = 500 – 217 ( 283) х – 243 = 764 – 589 (175) Х = 283 – 124 х = 175 + 243 Х = 159 х = 418 (Ребята хором говорят волшебные слова) (слайд 8-9) Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели. Вели, чтобы мы оказались на северном полюсе! - Ой, смотрите как здесь холодно! Давайте потанцуем и согреемся! Физминутка - А кого встретила Женя на северном полюсе? (ответы детей) Давайте возвращаться скорее, здесь холодно. Отрывает Женя лепесток и говорит волшебные слова: (слайд 10) Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели. Вели, чтобы мы были дома во дворе! - Давйте, поможем лепестку быстрее найти путь домой. Для этого надо найти значение выражения. З2 + 8 + 100- 30 +4 -14 – 40 +300 = 360 - Вот мы и дома! - Ребята, посмотрите, как много здесь игрушек! Откуда они! (ответы детей) (слайд 11-12) - Давайте вернём все игрушки в магазин. А для этого надо решить задачу.(слайд 13) Всего в магазине было 280 игрушек. С прилавка магазина исчезли 42 мяча, кукол на 18 игрушек больше, чем мячей, а остальные - мишки. Сколько мишек исчезло с прилавка? Мячей– 42 игр. Кукол - ? на 18игр. Б 280игр Мишек - ? игр. 1) 42 + 18 = 60 (игр.) – кукол 2) 280 – 60 – 42 =178(игр.) Ответ: 178 мишек Лети, лети, лепесток, Через запад на восток Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели. Вели, чтобы игрушки оказались в магазине! -Вот так штука, шесть лепестков потратили, а никакого удовольствия! А что это за мальчик на лавочке. Давайте с ним поиграем! (слайд 14) Женя: - Мальчик, как тебя зовут? Мальчик: - Витя! А тебя как? -Женя. Давай играть в салки! Мальчик: -И я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь. - Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик – семицветик. - Гляди! (слайд 15) Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели. Вели, чтобы Витя был здоров! - Помогите лепестку исполнить желание. Замените сложение умножением и найдите его значение. 2+2+2+2+2 = 2 • 5 = 10 3 + 3 + 3 + 3 = 3 • 4 = 12 2 + 2 + 2 +2 = 2 • 4 = 8 3 + 3 + 3 = 3 • 3 = 9 3 + 3 + 2 + 4 - Можно ли заменить умножением последнее выражение? (Нет) ІІІ РЕФЛЕКСИЯ - Давайте посмотрим, чем же закончилась сказка. (просмотр видеоролика 002) - Чему нас учит эта сказка? - Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться? - (Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя). - Вот и закончились наши удивительные приключения! - Кто написал эту сказку? - Кто является главным героем этой сказки? - Какие желания вам показались пустяковые и ненужные? - Какие желания самые важные и почему? - Что волшебного в этой сказке? - Подумайте, а какие бы вы желания загадали, если бы у вас был такой волшебный цветок? (ответы детей) - Молодцы ребята, сказку вы знаете. За это я хочу подарить вам всем цветики – семицветики! (Старушка дарит всем цветки) - А этот цветок останется в нашем классе, я первая загадаю желание, а вы вместе со мной произнесете волшебные слова: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели. Вели, чтобы дети 2 класса были самые добрые, самые дружные, самые заботливые, любимые! (СЛАЙД 16) Добрым быть совсем не просто! Сафина Не зависит доброта от роста! Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет. Доброта от холода согреет Если доброта как солнце светит Радуются взрослые и дети Дарю детям раскраски цветка. Д/з читать сказку «Цветик – семицветик» + с 170 № 3, с.171 №5 | |
Просмотров: 968 | Комментарии: 7 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|