Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Интерактивный урок по математике и литературе 2 класс
Тема. Дата___________

Тема. Путешествие по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик»
Задачи:
- ознакомить со сказкой В.П.Катаева «Цветик - семицветик»;
- учить находить главную мысль произведения;
- закрепить умения решать составные задачи на нахождение третьего слагаемого, сложные уравнения, находить периметр фигур;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать мышление, умение обобщать, делать выводы;
- воспитывать милосердное отношение к людям с ограниченными возможностями, старикам.
Оборудование: компьютерная презентация , карточки для индивидуальной работы (задачи и примеры), геометрические фигуры( осколки вазы), лепестки (для оценки деятельности на уроке), музыкальные записи (музыка «В гостях у сказки», фрагменты из мультфильма «Цветик - семицветик»).
І ПОБУЖДЕНИЕ
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня, ребята, мы окунемся в волшебный, загадочный мир, мир, никому до сих пор не подвластный, мир сказок.
Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев?
2.Знакомство с биографией В.Катаева

Катаев Валентин Петрович родился 16 января (28 н.с.) 1897 в Одессе в семье учителя.
Учился в Одесской гимназии. С девяти лет начал писать стихи, некоторые из них были напечатаны в одесских газетах, а в 1914 впервые стихи Катаева опубликовали в Петербурге в журнале "Весь мир". С началом первой мировой войны он поступил вольноопределяющимся в действующую армию, в артиллерийскую бригаду, где пробыл до лета 1917.
Октябрьскую революцию встретил в одесском лазарете, где лечился после ранения на румынском фронте. Демобилизовавшись, сделал первые попытки писать прозу. В 1919 был призван в Красную Армию, исполнял обязанности командира батареи, затем был отозван из армии и назначен заведующим окнами сатиры в одесском РОСТА: писал тексты для агит-плакатов, частушки, лозунги, листовки. В 1921 был послан для налаживания аналогичной работы в Харьков.
В 1922 переехал в Москву, публиковал свои фельетоны в газетах "Гудок", "Труд", "Рабочая газета", не оставляя работы над художественной прозой. В 1925 опубликовал повесть "Растратчики", замеченную и критикой, и читателями. Эта повесть была инсценирована, спектакль с успехом шел с 1928 на сцене МХАТа. Окрыленный признанием, Катаев пишет комедию "Квадратура круга", тоже имевшую шумный успех. С тех пор постоянно писал для театра.
В 1932, совершив поездку на строительство Магнитогорска, Катаев пишет роман-хронику "Время, вперед!", ставшую важной вехой в его творчестве.
В 1936 публикует роман "Белеет парус одинокий"; много работает для "Правды": пишет фельетоны, очерки, заметки, статьи. В 1937 выходит повесть "Я сын трудового народа". Во время Отечественной войны работал в Радиокомитете и в Совинформбюро на заграницу.
Был военным корреспондентом "Правды" и "Красной звезды", где печатались его очерки с фронта. В этот период были написаны рассказы "Третий танк", "Флаг", повести "Жена", "Сын полка", пьесы "Отчий дом", "Синий платочек".
В 1949 вышел роман "За власть Советов". В 1955 был создан журнал "Юность", главным редактором которого стал В.Катаев. Здесь в 1956 был опубликован роман "Хуторок в степи".
В 1960-е написаны "Трава забвения", "Святой колодец", "Кубик". В 1978 - "Алмазный мой венец", в 1980 - "Уже написан Вертер".Умер В.Катаев в 1986 в Москве.

Учитель рассказывает сказку « Цветик-семицветик».
Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну розовую баранку для братика Павлика .Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой съела: сначала съела папины, с тмином, потом мамины, с маком, потом Женины, с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю розовую Павликову доедает, облизывается.
-Ах, вредная собака!- закричала Женя и бросилась догонять.
Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит- место совсем незнакомое. Больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг, откуда ни возьмись, старушка:
- Девочка, девочка, почему ты плачешь?
Женя старушке все и рассказала.
Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:
- Давайте, ребята и мы отправимся с вами в этот сад. ( На экране открывается слайд « Волшебный сад»)
- Посмотрите, какие чудные цветы в этом саду!
- Ничего, не плачь, я помогу тебе. Правда баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь по сторонам зевать. Я тебе подарю цветик-семицветик - он все устроит.
- А чтобы цветик – семицветик поскорей вырос, нам надо устно выполнить следующие задания:
3.Устный счёт
- Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули – тянули и наконец вытянули репку? Сколько глаз увидели репку? (12)
- Чтобы разозлить Гену и Чебурашку, старуха Шапокляк сделала 12 пакостей Гене, 8 – Чебурашке и 30 – обоим вместе? Сколько пакостей старуха Шапокляк сделала зря,если они так ни разу и не рассердились? (50)
- Сколько ног у жука?(6)
- Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и з автомашины. Сколько всего машин шло в село? (1)
- На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
- На свой день рождения Пончик пригласил семерых коротышек. На сколько частей был разрезан пирог, если каждый гость съел по куску, а Пончик съел столько кусков, сколько все гости вместе? (14)
- На деревьях грибы сохли,
Ну а в дождь, конечно, мокли.
40 жёлтеньких маслят,
8 тоненьких опят
Да 3 рыжие лисички-
Очень милые сестрички.
Вы, ребята, не молчите,
Сколько всех грибов? Скажите. (51)
- Молодцы! ( просмотр видеоролика 001)

ІІ РЕАЛИЗАЦИЯ
- Ребята, вы узнали этот цветок? Как он называется? (ответы детей) А почему он называется «семицветик»? (ответы – потому, что у него семь цветов).
- Давайте поможем Жене вспомнить волшебный слова.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

- Ребята, а теперь вместе с Женей мы отправимся в путешествие по сказке «Цветик – семицветик»

Учитель. Начиная с этого места, я позволю себе внести в сказку некоторые изменения. Думаю, писатель В.П. Катаев не обиделся бы на меня за это, ведь его «Цветик – семицветик» поможет нам научиться лучше решать задачи, уравнения, находить значения выражений.
Наш цветик – семицветик не сразу будет исполнять желание девочки, а лишь после того, как мы выполним задание. Вы согласны принять активное участие в сказке? (Отклик детей)

- Итак, в тот же миг Женя очутилась дома, а в руках – связка баранок!
Девочке захотелось поставить такой чудесный цветок в любимую мамину вазочку, но она нечаянно разбила ее на мелкие кусочки.
Женя поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала…
- Кто запомнил, что нужно сказать, чтобы желание исполнилось? (Дети хором проговаривают слова.)
- Давайте поможем Жени собрать вазу. Ваза разбилась на мелкие кусочки, некоторые из них были похожи на эти геометрические фигуры.
- Как одним словом можно назвать эти фигуры? (Многоугольники)
- Найдите периметр этих фигур. Что такое периметр? (Дети измеряют многоугольники и находят их периметр)


- Ребята, а куда дальше Женя пошла? (ответы детей)
Ей захотелось побывать на северном полюсе. Давайте поможем Жене.
- Для этого надо решить сложные уравнения (у доски)
- Откройте тетради запишите сегодняшнее число.
- Как найти слагаемое? Уменьшаемое? Вычитаемое?
Х + 124 = 500 – 217 ( 283) х – 243 = 764 – 589 (175)
Х = 283 – 124 х = 175 + 243
Х = 159 х = 418

(Ребята хором говорят волшебные слова) (слайд 8-9)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы оказались на северном полюсе!

- Ой, смотрите как здесь холодно! Давайте потанцуем и согреемся!
Физминутка
- А кого встретила Женя на северном полюсе? (ответы детей)
Давайте возвращаться скорее, здесь холодно. Отрывает Женя лепесток и говорит волшебные слова: (слайд 10)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы были дома во дворе!
- Давйте, поможем лепестку быстрее найти путь домой. Для этого надо найти значение выражения.
З2 + 8 + 100- 30 +4 -14 – 40 +300 = 360
- Вот мы и дома!
- Ребята, посмотрите, как много здесь игрушек! Откуда они! (ответы детей) (слайд 11-12)
- Давайте вернём все игрушки в магазин. А для этого надо решить задачу.(слайд 13)

Всего в магазине было 280 игрушек. С прилавка магазина исчезли 42 мяча, кукол на 18 игрушек больше, чем мячей, а остальные - мишки. Сколько мишек исчезло с прилавка?
Мячей– 42 игр.
Кукол - ? на 18игр. Б 280игр
Мишек - ? игр.
1) 42 + 18 = 60 (игр.) – кукол
2) 280 – 60 – 42 =178(игр.)
Ответ: 178 мишек
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы игрушки оказались в магазине!
-Вот так штука, шесть лепестков потратили, а никакого удовольствия! А что это за мальчик на лавочке. Давайте с ним поиграем! (слайд 14)
Женя:
- Мальчик, как тебя зовут?
Мальчик:
- Витя! А тебя как?
-Женя. Давай играть в салки!
Мальчик:
-И я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик – семицветик. - Гляди! (слайд 15)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
- Помогите лепестку исполнить желание. Замените сложение умножением и найдите его значение.
 2+2+2+2+2 =
 2 • 5 = 10
 3 + 3 + 3 + 3 =
 3 • 4 = 12
 2 + 2 + 2 +2 =
 2 • 4 = 8
 3 + 3 + 3 =
 3 • 3 = 9
3 + 3 + 2 + 4
- Можно ли заменить умножением последнее выражение? (Нет)

ІІІ РЕФЛЕКСИЯ
- Давайте посмотрим, чем же закончилась сказка. (просмотр видеоролика 002)
- Чему нас учит эта сказка?
- Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться?
- (Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).
- Вот и закончились наши удивительные приключения!
- Кто написал эту сказку?
- Кто является главным героем этой сказки?
- Какие желания вам показались пустяковые и ненужные?
- Какие желания самые важные и почему?
- Что волшебного в этой сказке?
- Подумайте, а какие бы вы желания загадали, если бы у вас был такой волшебный цветок? (ответы детей)
- Молодцы ребята, сказку вы знаете. За это я хочу подарить вам всем цветики – семицветики! (Старушка дарит всем цветки)
- А этот цветок останется в нашем классе, я первая загадаю желание, а вы вместе со мной произнесете волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы дети 2 класса были самые добрые, самые дружные, самые заботливые, любимые!
(СЛАЙД 16)
Добрым быть совсем не просто! Сафина
Не зависит доброта от роста!
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет
Если доброта как солнце светит
Радуются взрослые и дети

Дарю детям раскраски цветка.
Д/з читать сказку «Цветик – семицветик» + с 170 № 3, с.171 №5
Категория: Начальная школа | Добавил: nataliosikov (2015-02-09) | Автор: Наталья Игоревна E
Просмотров: 968 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 10:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru