Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Интерактивный урок по математике и литературе 2 класс
Тема. Дата___________

Тема. Путешествие по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик»
Задачи:
- ознакомить со сказкой В.П.Катаева «Цветик - семицветик»;
- учить находить главную мысль произведения;
- закрепить умения решать составные задачи на нахождение третьего слагаемого, сложные уравнения, находить периметр фигур;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать мышление, умение обобщать, делать выводы;
- воспитывать милосердное отношение к людям с ограниченными возможностями, старикам.
Оборудование: компьютерная презентация , карточки для индивидуальной работы (задачи и примеры), геометрические фигуры( осколки вазы), лепестки (для оценки деятельности на уроке), музыкальные записи (музыка «В гостях у сказки», фрагменты из мультфильма «Цветик - семицветик»).
І ПОБУЖДЕНИЕ
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня, ребята, мы окунемся в волшебный, загадочный мир, мир, никому до сих пор не подвластный, мир сказок.
Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев?
2.Знакомство с биографией В.Катаева

Катаев Валентин Петрович родился 16 января (28 н.с.) 1897 в Одессе в семье учителя.
Учился в Одесской гимназии. С девяти лет начал писать стихи, некоторые из них были напечатаны в одесских газетах, а в 1914 впервые стихи Катаева опубликовали в Петербурге в журнале "Весь мир". С началом первой мировой войны он поступил вольноопределяющимся в действующую армию, в артиллерийскую бригаду, где пробыл до лета 1917.
Октябрьскую революцию встретил в одесском лазарете, где лечился после ранения на румынском фронте. Демобилизовавшись, сделал первые попытки писать прозу. В 1919 был призван в Красную Армию, исполнял обязанности командира батареи, затем был отозван из армии и назначен заведующим окнами сатиры в одесском РОСТА: писал тексты для агит-плакатов, частушки, лозунги, листовки. В 1921 был послан для налаживания аналогичной работы в Харьков.
В 1922 переехал в Москву, публиковал свои фельетоны в газетах "Гудок", "Труд", "Рабочая газета", не оставляя работы над художественной прозой. В 1925 опубликовал повесть "Растратчики", замеченную и критикой, и читателями. Эта повесть была инсценирована, спектакль с успехом шел с 1928 на сцене МХАТа. Окрыленный признанием, Катаев пишет комедию "Квадратура круга", тоже имевшую шумный успех. С тех пор постоянно писал для театра.
В 1932, совершив поездку на строительство Магнитогорска, Катаев пишет роман-хронику "Время, вперед!", ставшую важной вехой в его творчестве.
В 1936 публикует роман "Белеет парус одинокий"; много работает для "Правды": пишет фельетоны, очерки, заметки, статьи. В 1937 выходит повесть "Я сын трудового народа". Во время Отечественной войны работал в Радиокомитете и в Совинформбюро на заграницу.
Был военным корреспондентом "Правды" и "Красной звезды", где печатались его очерки с фронта. В этот период были написаны рассказы "Третий танк", "Флаг", повести "Жена", "Сын полка", пьесы "Отчий дом", "Синий платочек".
В 1949 вышел роман "За власть Советов". В 1955 был создан журнал "Юность", главным редактором которого стал В.Катаев. Здесь в 1956 был опубликован роман "Хуторок в степи".
В 1960-е написаны "Трава забвения", "Святой колодец", "Кубик". В 1978 - "Алмазный мой венец", в 1980 - "Уже написан Вертер".Умер В.Катаев в 1986 в Москве.

Учитель рассказывает сказку « Цветик-семицветик».
Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну розовую баранку для братика Павлика .Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой съела: сначала съела папины, с тмином, потом мамины, с маком, потом Женины, с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю розовую Павликову доедает, облизывается.
-Ах, вредная собака!- закричала Женя и бросилась догонять.
Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит- место совсем незнакомое. Больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг, откуда ни возьмись, старушка:
- Девочка, девочка, почему ты плачешь?
Женя старушке все и рассказала.
Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:
- Давайте, ребята и мы отправимся с вами в этот сад. ( На экране открывается слайд « Волшебный сад»)
- Посмотрите, какие чудные цветы в этом саду!
- Ничего, не плачь, я помогу тебе. Правда баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь по сторонам зевать. Я тебе подарю цветик-семицветик - он все устроит.
- А чтобы цветик – семицветик поскорей вырос, нам надо устно выполнить следующие задания:
3.Устный счёт
- Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули – тянули и наконец вытянули репку? Сколько глаз увидели репку? (12)
- Чтобы разозлить Гену и Чебурашку, старуха Шапокляк сделала 12 пакостей Гене, 8 – Чебурашке и 30 – обоим вместе? Сколько пакостей старуха Шапокляк сделала зря,если они так ни разу и не рассердились? (50)
- Сколько ног у жука?(6)
- Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и з автомашины. Сколько всего машин шло в село? (1)
- На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
- На свой день рождения Пончик пригласил семерых коротышек. На сколько частей был разрезан пирог, если каждый гость съел по куску, а Пончик съел столько кусков, сколько все гости вместе? (14)
- На деревьях грибы сохли,
Ну а в дождь, конечно, мокли.
40 жёлтеньких маслят,
8 тоненьких опят
Да 3 рыжие лисички-
Очень милые сестрички.
Вы, ребята, не молчите,
Сколько всех грибов? Скажите. (51)
- Молодцы! ( просмотр видеоролика 001)

ІІ РЕАЛИЗАЦИЯ
- Ребята, вы узнали этот цветок? Как он называется? (ответы детей) А почему он называется «семицветик»? (ответы – потому, что у него семь цветов).
- Давайте поможем Жене вспомнить волшебный слова.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

- Ребята, а теперь вместе с Женей мы отправимся в путешествие по сказке «Цветик – семицветик»

Учитель. Начиная с этого места, я позволю себе внести в сказку некоторые изменения. Думаю, писатель В.П. Катаев не обиделся бы на меня за это, ведь его «Цветик – семицветик» поможет нам научиться лучше решать задачи, уравнения, находить значения выражений.
Наш цветик – семицветик не сразу будет исполнять желание девочки, а лишь после того, как мы выполним задание. Вы согласны принять активное участие в сказке? (Отклик детей)

- Итак, в тот же миг Женя очутилась дома, а в руках – связка баранок!
Девочке захотелось поставить такой чудесный цветок в любимую мамину вазочку, но она нечаянно разбила ее на мелкие кусочки.
Женя поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала…
- Кто запомнил, что нужно сказать, чтобы желание исполнилось? (Дети хором проговаривают слова.)
- Давайте поможем Жени собрать вазу. Ваза разбилась на мелкие кусочки, некоторые из них были похожи на эти геометрические фигуры.
- Как одним словом можно назвать эти фигуры? (Многоугольники)
- Найдите периметр этих фигур. Что такое периметр? (Дети измеряют многоугольники и находят их периметр)


- Ребята, а куда дальше Женя пошла? (ответы детей)
Ей захотелось побывать на северном полюсе. Давайте поможем Жене.
- Для этого надо решить сложные уравнения (у доски)
- Откройте тетради запишите сегодняшнее число.
- Как найти слагаемое? Уменьшаемое? Вычитаемое?
Х + 124 = 500 – 217 ( 283) х – 243 = 764 – 589 (175)
Х = 283 – 124 х = 175 + 243
Х = 159 х = 418

(Ребята хором говорят волшебные слова) (слайд 8-9)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы оказались на северном полюсе!

- Ой, смотрите как здесь холодно! Давайте потанцуем и согреемся!
Физминутка
- А кого встретила Женя на северном полюсе? (ответы детей)
Давайте возвращаться скорее, здесь холодно. Отрывает Женя лепесток и говорит волшебные слова: (слайд 10)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы были дома во дворе!
- Давйте, поможем лепестку быстрее найти путь домой. Для этого надо найти значение выражения.
З2 + 8 + 100- 30 +4 -14 – 40 +300 = 360
- Вот мы и дома!
- Ребята, посмотрите, как много здесь игрушек! Откуда они! (ответы детей) (слайд 11-12)
- Давайте вернём все игрушки в магазин. А для этого надо решить задачу.(слайд 13)

Всего в магазине было 280 игрушек. С прилавка магазина исчезли 42 мяча, кукол на 18 игрушек больше, чем мячей, а остальные - мишки. Сколько мишек исчезло с прилавка?
Мячей– 42 игр.
Кукол - ? на 18игр. Б 280игр
Мишек - ? игр.
1) 42 + 18 = 60 (игр.) – кукол
2) 280 – 60 – 42 =178(игр.)
Ответ: 178 мишек
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы игрушки оказались в магазине!
-Вот так штука, шесть лепестков потратили, а никакого удовольствия! А что это за мальчик на лавочке. Давайте с ним поиграем! (слайд 14)
Женя:
- Мальчик, как тебя зовут?
Мальчик:
- Витя! А тебя как?
-Женя. Давай играть в салки!
Мальчик:
-И я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик – семицветик. - Гляди! (слайд 15)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
- Помогите лепестку исполнить желание. Замените сложение умножением и найдите его значение.
 2+2+2+2+2 =
 2 • 5 = 10
 3 + 3 + 3 + 3 =
 3 • 4 = 12
 2 + 2 + 2 +2 =
 2 • 4 = 8
 3 + 3 + 3 =
 3 • 3 = 9
3 + 3 + 2 + 4
- Можно ли заменить умножением последнее выражение? (Нет)

ІІІ РЕФЛЕКСИЯ
- Давайте посмотрим, чем же закончилась сказка. (просмотр видеоролика 002)
- Чему нас учит эта сказка?
- Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться?
- (Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).
- Вот и закончились наши удивительные приключения!
- Кто написал эту сказку?
- Кто является главным героем этой сказки?
- Какие желания вам показались пустяковые и ненужные?
- Какие желания самые важные и почему?
- Что волшебного в этой сказке?
- Подумайте, а какие бы вы желания загадали, если бы у вас был такой волшебный цветок? (ответы детей)
- Молодцы ребята, сказку вы знаете. За это я хочу подарить вам всем цветики – семицветики! (Старушка дарит всем цветки)
- А этот цветок останется в нашем классе, я первая загадаю желание, а вы вместе со мной произнесете волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы дети 2 класса были самые добрые, самые дружные, самые заботливые, любимые!
(СЛАЙД 16)
Добрым быть совсем не просто! Сафина
Не зависит доброта от роста!
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет
Если доброта как солнце светит
Радуются взрослые и дети

Дарю детям раскраски цветка.
Д/з читать сказку «Цветик – семицветик» + с 170 № 3, с.171 №5
Категория: Начальная школа | Добавил: nataliosikov (2015-02-09) | Автор: Наталья Игоревна E
Просмотров: 321 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 6:49 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru