Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

урок - путешествие "Жизнь животных весной"
Тема: Жизнь животных весной.

Цель:
1. Показать изменения в жизни животных с приходом весны.
2. Проследить связи живой и неживой природы.
Ход урока
1.Оргмомент «Улыбнитесь гостям, друг другу»
-Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Чтобы оно получилось интересным и увлекательным, нам нужно взять с собой все знания, хорошее настроение.
2. Фенологическая минутка. Фронтальная беседа
- О каком времени года это стихотворение?
Слайд №1
Растаял снег среди полей,
Сбегает под гору ручей,
И пробивается трава.
В лесу фиалки распустились,
И яркой зеленью оделись
Кусточки все и деревца.
(весна)
- Назовите весенние месяцы.
-Какие изменения произошли в неживой природе?-
-Почему происходят такие изменения?
-Как изменилось небо? Солнце?
-Каким стал снег?
-Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега?
-Выпадение каких осадков вы наблюдали весной?
(Предварительно ребятам было дано задание подготовить стихотворения о весне) 1.Спят ещё деревья и кусты,

Но зима сегодня растревожена.
Солнышко, сияя с высоты,
Лакомится снегом, как мороженым.
2.От тепла сосульки простужаются,
Им опасно жить без холодов.
В полдень у сосулек появляются
Капельки на кончиках носов.
3.Воробей взъерошил пёрышки-
Жив, здоров и невредим.
Ловит мартовское солнышко
Каждым пёрышком своим.
- А какие же приметы, пословицы и поговорки существуют о весне?
(Учащиеся зачитывают подготовленные и оформленные работы)
Слайд №2
- А какие изменения происходят в жизни животных с наступлением весны, мы узнаем, отправившись в путешествие.
Слайд №3
- Весной одевается, а осенью раздевается. ЛЕС.
Мы пришли с вами на Полянку «Хоровод деревьев»
Не руби берёзы белой,
Не губи красы лесной,
Не губи и зла не делай,
А особенно весной.
- Почему нельзя обижать деревья ?
- Вот на этой полянке и встретились зверушки. И стали друг другу рассказывать - как они зиму провели?
Сценка « Встреча друзей»
На полянку выходят Заяц, Белка, Лиса, Волк, Медведь.

Заяц: Я много бегал. Похудел.

Белка: У меня много запасов было, не голодала.
Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.

Лиса: А я голодала. Одними мышками питалась.
Ну да изредка кур посчитывала в соседней деревне.
А что ты, кум, такой худой?

Волк: Будешь худ с такой едой.
Я не ел четыре дня.
Увидал обед у пня,
А обед во все лопатки
Припустился от меня.
Вот несчастье, вот беда!
Быстроногая еда!

Лиса: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал?

Медведь: Без забот и без тревоги
Спал я в тёпленькой берлоге.
Спал всю зиму до весны,
И, конечно, видел сны.

Лиса: Вдруг проснулся косолапый,
Слышит- каплет.

Медведь: Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил- кругом вода!

Лиса: Заспешил медведь наружу.

Медведь: Заливает! Не до сна!

Лиса: Вылез он и видит:

Медведь: Лужи! Тает снег! Пришла весна!

Рефлексия.
- Кто же встретился на полянке?
- Как изменилась жизнь медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)
-Какие еще животные пробуждаются от спячки? (ёж, барсук, бурундук)
-А кто из вас знает, почему они пробуждаются?
(сообщения учеников)
Ученик 1: В организме этих животных есть особые, природные часы, которые отсчитывают время. Если таких животных поместить в темноту, они все равно будут знать, когда день, а когда ночь. Эти часы также показывают- какое время года наступило, хотя в норе ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах засони.
Ученик 2: Барсук, проснувшись рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. У него ещё есть запасы. А если зима вернётся, то бурундук может ещё поспать.
Физминутка.
Слайд №6
- Мы продолжаем наше путешествие, и пришли на полянку «Беличья». Какое важное событие произошло в жизни этого животного? ( появляются бельчата)
- А только ли у белочки появляются детеныши? Послушайте, что вам расскажут об этом Бельчонок, Ежонок и Зайчонок.
Сценка «На полянке как- то раз…»

На сцену выходят Бельчонок и Ежонок. Бельчонок нечаянно столкнулся с Ежонком.

Бельчонок: Ой, ежонок, какой ты колючий!

Ежонок: Да, шубка у меня колючая, но с такой шубкой я никого не боюсь.
Появится опасность- свернусь в клубок. Попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов!

Бельчонок: А родился ты тоже с иголками?

Ежонок: Ежи рождаются без иголок и слепыми.
На розовом теле у нас только множество бугорков.
Иголки на них появляются через несколько часов.
Сначала они мягкие и светлые, а потом твердеют и темнеют.
Иголки мои растут очень быстро.

Бельчонок: А я тоже родился без шубки и слепым.
Но в нашем дупле мне не было холодно, потому что моя заботливая мама
согревала меня и укутывала подстилкой.

На полянку выскакивает Зайчонок.
Зайчонок: А я свою маму не помню! И дома у меня нет!

Бельчонок: Как это? Почему?

Зайчонок: Я родился прямо на земле, сразу все увидел.
У меня была шёрстка. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.

Ежонок: И тебе не хотелось есть?

Зайчонок: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.

Бельчонок: А как же на следующие дни?

Зайчонок: А когда снова захочу есть, я начну прыгать, оставлять пахучий след от лап.
По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня.
А когда я подрасту, начну кушать траву.

Все вместе: Ой, что-то кушать захотелось… Побежали? Побежали!

Убегают.
Обсуждение содержания сценки:
- Каким рождается ежонок?
- Почему бельчонку не холодно в дупле?
- Почему зайчонок не знает своей мамы?
Слайд №7
- Покидая новорожденных зайчат, зайчиха тем самым проявляет о них заботу. Покинутый зайчонок не имеет запаха, сидит он неподвижно, имеет хорошую защитную окраску, и ни один хищник не может учуять его даже с близкого расстояния.
Слайд №8
- Все родители заботятся о своих детенышах. Как? (оберегают от врагов, кормят, учат находить корм, спасаться от врагов, охотиться).
- Зачем они это делают? (готовят детенышей к взрослой жизни)
- В случае опасности для детенышей матери прибегают к различным хитростям. Лиса старается отвести их от своего жилища. Если возле норы побывали люди, то они перетаскивают в зубах детей в безопасное место. При появлении человека зайчиха уводит его от зайчонка, притворяясь раненой, больной или старается привлечь к себе внимание, стуча лапами о землю. Что помогает этим животным избежать опасности? ( ЛИНЬКА - приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров.)
- Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры. Какие это животные? (заяц, белка, песец). Почему изменяется их окраска? (возможность быть незамеченным от врагов - приспособление к окружающей среде).

Сценка «Самый упрямый»
Автор: Наступила весна.
Ежик выбрался на лесную полянку и с удивлением оглянулся по сторонам.

(ежик почесал лапкой один бок, почесал другой, отряхнул листья…)

Ежик: Ничего не пойму. Вчера, когда я ложился спать, лес был другой.
На земле лежали опавшие листья, трава была серой, сухой.
Небо затянуто дождливыми тучами…
А теперь- солнышко светит, птицы поют, трава зеленеет.
Чудеса! Наверное, я со вчерашнего дня хорошо поспал!

Белка (прыгнув): Да, ты поспал на славу!

(Еж, удивленно разглядывая Белку, обходит кругом, пожимает плечами):

Ежик: Что это ты сегодня так плохо оделась?
Всё лето такая была красивая, рыженькая, а теперь тебя будто кто пощипал?
Уж не побывала ли ты в зубах лисицы или ястреба?

Белка (весело): Нет, это я линяю, хочу поскорее сменить зимнюю серую шубку
на летнюю рыженькую одежду.
В такой одежде ты меня раньше и видел! Она попрохладнее зимней.

Еж: А зачем же ты в тёплую шубку переодевалась?

Белка (удивленно): Как зачем? Да в летней одежде замёрзнешь зимой!
Ты даже не знаешь, как зимой бывает холодно! Бр-р-р, как тогда плохо в лесу!

Ёж: Зима, снег…! Чего ты только, врунишка, не выдумываешь!
Ничего такого я не видел! Это тебе, верно, приснилось!

Белка (возмущенно): Ну и чудак. Ты умнее всех, а меня слушать не хочешь.
Хорошо, я тебе сейчас зайца позову, может он тебя убедить сумеет.

Белка (в сторону): Зайка, зайка, беги скорее. Послушай, что тут глупый ёжик рассказывает!

Зайка прискакал на полянку.

Ёж (смеясь): Ой, не могу! Посмотрите на него!

Зайка (обиженно): Не смейся надо мной, это я линяю, белую зимнюю шубку сбрасываю, в летнюю одежду переодеваюсь.
Зимой тёплая шубка спасала от врагов, мороза.
Лягу под кустиком, лежу тихо, вот меня и не заметно.

Ёжик (возмущенно): И он про какую-то зиму, про белый снег рассказывает.
Вы, наверное, сговорились меня дурачить.
Только меня не обманешь.
Раз, я, ёжик, ни зимы, ни снега не видел, значит, их не бывает, вы всё выдумываете! (топает).

К зверушкам подлетает Синичка.

Синичка: Что ты, Ёжик, что ты! Как это зимы не бывает!
Зима - самое страшное время. Зимой холодно, голодно.
Спасибо, ребятам, устроили столовую!

Ёжик ( упрямо): Всё это выдумки! Неправда! Какая ещё там столовая?
Я наловлю себе всяких жучков-паучков и сыт.
Никакая мне столовая не нужна. Значит, её и нет!

Автор: Обиделись все звери и ушли. Остался Ёжик на поляне один. И вдруг….

Крадётся Лиса.

Лиса: Добрый вечер, дружочек! Куда это ты собрался?
Разве не знаешь пословицу «Поспешишь - людей насмешишь»?

Ёжик (сердито): Ничего я не знаю и знать не хочу. Уходи, лиса, а то весь нос исколю!

Лиса: Ох, какой ты сердитый! Да ты не бойся меня, дружочек, я тебя не съем.
Я сегодня сытая-пресытая… (села рядом)
Лежала вот тут под кустиком, дремала после обеда, слушала болтовню зверей и птиц, как они тебя одурачить хотели, про какую-то зиму, снег рассказывали….
(лиса помолчала).
Молодец, дружок, хорошо ты им отвечал, всех переспорил, вот умница, вот молодец!
Переспорить-то ты их переспорил, а всё-таки не доказал, что они все тебя обманывают, над тобой посмеиваются.

Ёжик: А как же мне им ещё доказать?

Лиса: Очень просто. Они тебе что говорили? Когда зима наступает? Когда белый снег на землю ложится?

Ёжик: Когда я сплю. Сплю под корнями в норе, в листья , в мох закутываюсь,
да ещё в плотный клубочек свернусь…

Лиса (хитро): Вот, вот. А ты их не слушай! Ты ложись сейчас подремать. Только в норку не залезай, в плотный клубочек не сворачивайся. Ложись на спинку вот здесь, на солнышке и попробуй задремать. Если твои друзья не лгут, значит, как только ты уснешь, сразу зима придёт холодная, снег тебе на животик посыплется. Ты и проснёшься. А если они тебя обманули, если никакой зимы нет, ты на солнышке выспишься. А я пока в лес побегу, некогда мне.

Лиса прячется в кусты.

Ёжик(озабоченно чешет затылок): Зима -не зима, снег- не снег.
А пойду- ка я лучше домой. У мамы спрошу!

Уходит.
(Из кустов выходит) Лиса: Опять без обеда осталась!
Уходит.

9. Лес весной. - А теперь каждый из вас расскажет, что он знает интересного о животном весной.
(Ученики приготовили картинки животных, информацию о нем. По очереди выходят к «лесной полянке», приклеивают свою картинку, называют животное и кратко рассказывают о весенних изменениях в жизни этого животного)
Учитель: Молодцы! Весной лес наполняется волшебными звуками: птичьи перепевы, журчание ручьев, жужжание, кваканье - все это прекрасная музыка. Но иногда к этой музыке добавляет человек свою¦ - громкий крик, включенный на всю мощность магнитофон или транзистор. Этот шум отрицательно влияет на обитателей леса. Так, от включенного громко магнитофона или от сильного крика не могут подняться в воздух шмели, пчелы. Птицы и звери от такого развлечения навсегда покинут свои гнезда и норы. Это особенно плохо весной. Почему?
Оказывается, и растения отрицательно реагируют на сильный шум - они замедляют свой рост.
- Так как же нам нужно вести себя в лесу? (Слушать природу, наблюдать, наслаждаться красотой, но не шуметь).
- Послушайте историю об одном ежике.

А ежик ночью убежал.
Его никто ни обижал.
Он тосковал уже с утра,
Он тосковал еще вчера.
Чего он, глупый, тосковал?
К нему никто не приставал,
Его мы так любили,
И гладили, и мыли,
Но он свернулся и дрожал,
А после взял и убежал. Почему убежал ежик?
В траве сновали паучки,
Тихонько тренькали сверчки.
С родной природой в мире
Еж был в своей квартире.

- Почему нельзя брать ежей из леса? (Для ежа лес - родной дом. Ёж поедает вредителей леса, ядовитых насекомых. В неволе (уголках природы) ежи более подвержены разным болезням и потом становятся их переносчиками).
- Представьте себе, что вы нашли в лесу детеныша. Она показался вам бедным, покинутым и вы взяли его домой. Через год он подрос, вам надоело его содержать и вы решили его выпустить на волю.
а) Что ждет его в лесу? (Он погибнет, так как не обучен ни добывать пищу, ни спасаться от врагов).
б) Какие вы допустили ошибки, взяв его домой? (Нельзя брать детенышей, а если уж забрали, то кормите до конца жизни или отдайте в зоопарк).
Вывод: Природа - наш дом, и многое зависит от человека, чтобы в этом доме был порядок.

Викторина. СЛАЙД 9.
Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку!
С птицами дружи,
Береги былинку.
Не носи домой ежа,
Бабочку не трогай,
Школьник, помни всегда:
Их не так уж много!
Заполнение лесной картины.
- Чтобы природа радовала нас, мы должны сами относиться к ней с любовью, заботой.
Быть добрыми.
Песня «Если добрый ты»
III. ИТОГ урока
Категория: Начальная школа | Добавил: invaga (2015-02-19) | Автор: Гассельбах И.В. E
Просмотров: 429 | Комментарии: 5 | Теги: урок, 1 класс, познание мира | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 9:48 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru