Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Нравственно-правовое воспитание учащихся с нарушением слуха в условиях коррекционной школы
Нравственно-правовое воспитание учащихся
с нарушением слуха в условиях коррекционной школы

Сегодня Казахстан постепенно входит в мировое образовательное пространство, что ведет к нарастанию инновационных изменений в образовательной практике. Проблемы подготовки выпускников школ приводит к поиску новых форм и методов обучения и воспитания учащихся.
Современная коррекционная образовательная система призвана обеспечить качественное новое отношение к лицам с особыми потребностями в процессе их обучения и воспитания. В условиях модернизации образования коррекционная школа должна быть важнейшим фактором формирования у учащихся первоначальных представлений социального характера, включающих приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, воспитания ценностного отношения к труду.
Жизнь в гражданско-правовом обществе формирует правовое сознание, а правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни выпускника. В современных условиях правовое образование должно стать важнейшим фактором развития личности. Формирование правовой культуры в коррекционной школе – это жизненная необходимость.
Понятия «нравственность» и «право», сами процессы нравственного и правового обучения и воспитания зависимы друг от друга и взаимодополняемы. Существует большое количество понятий «нравственности» и «права». «Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил», «право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы»
Нравственное воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования в детях нравственного поведения, чувств и нравственного сознания. Этот процесс осуществляется в ходе духовного общения воспитанников и воспитателей. Социальная адаптация детей с нарушением слуха во многом зависит от их нравственного развития. Правовое воспитание или обучение - способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания. Рассматривая данные понятия таких авторов как, В.А. Макаренко, В.Г.Кузнецов, А.М.Прохоров и др. Считаем, что процесс формирования нравственных и правовых знаний, представлений и ценностей и определение границ права в совокупности, который ведет в последующем к адекватному поведению ребенка на основе сознательного соблюдения норм и правил, принятых в обществе. Процесс, находящийся под воздействием семьи и школы и определяющий дальнейшее личностное развитие ребенка, можно считать нравственно-правовым воспитанием. П.П.Блонский считал, что «…только тогда личность человека может иметь нравственное значение, когда она сама себя определяет к действию по своим собственным внутренним законам»
Практическая реализация специального школьного воспитания предусматривает формирование нравственных качеств в детях. При этом должны учитываться социальные условия, в которых находился ребенок, его интересы и потребности, свойства психики, который определяет собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему миру. Проблемы нравственного и правового воспитания учащихся, являются актуальными и для современной сурдопедагогики. Эти проблемы воспитания детей с нарушением слуха отражены в работах педагогов и психологов ( Л.А.Головчиц, Е.Л.Гончарова, В.В.Заболтина, Б.Д.Корсунская, О.А.Красильникова, О.И.Кукушкина, Н.Г.Морозова, М.И.Никитина)
Особенности психического развития детей с нарушением слуха предопределяют своеобразие восприятия ими окружающего мира. Они испытывают затруднения в усвоении морально-этических понятий, в уяснении их смысла и ценностных оснований, в становлении оценки и самооценки социально значимых черт и качеств личности
Следует отметить, что различные аспекты нравственного воспитания детей с нарушением слуха изучены неравномерно. Исследователи выявляли возможности использования в процессе нравственного воспитания различных видов деятельности, таких как общение, сюжетно-ролевая игра, чтение, трудовая деятельность, средств народного творчества, музыки, информационных технологий. Процесс воспитания накладывается на процесс обучения и направлен на всестороннее развитие личности ребенка с нарушением слуха с учетом его возможностей и индивидуальных особенностей развития
На начальном этапе в детях с нарушением слуха формируются элементарные нравственные привычки. К ним относятся: гигиенические навыки: ежедневный уход за телом, гимнастика, соблюдение правильной осанки, походка, позы во время сидения, деятельности занятий, работы, соблюдение гигиенических условий пространства, пользование предметами гигиенической помощи, нормы взаимоотношений с окружающими, уважение других детей, их чувств, мнения, забота, сочувствие, взаимопомощь, доброжелательность и внимание к окружающим, этикет, в том числе, и речевой; привычка к труду, уход за своим рабочим местом, уборка места игры, учебной комнаты, соблюдение порядка, помощь взрослым в труде. Воспитание нравственного сознания тесно связано с уровнем речевого развития детей, с их мышлением. По мере овладения речью ребенок знакомится с нравственными понятиями, которые закрепляются в практической деятельности, начиная с элементарных оценочных понятий - хорошо, плохо, красиво, некрасиво и т.д. Ребенок постепенно овладевает понятиями на конкретной основе - вежливость, дружба, затем понятиями отвлеченного характера - ответственность, патриотизм и т.д. Выделяют несколько этапов формирования нравственно-правового сознания воспитанников:
 практическое овладение нормами поведения (на основе подражания, выполнения требования);
 изучение нравственных понятий (на основе собственного опыта и поведения окружающих);
 применение знаний, умений и навыков в деятельности (в поведении, в общении).
Внеурочная коллективная творческая деятельность школьников развивается как самостоятельное тематическое направление воспитательной системы и имеет большой потенциал для нравственного развития детей с нарушением слуха в процессе внеклассной работы. Во время коллективной деятельности формируется всесторонне развитая нравственная личность, с активной жизненной позицией и творческим отношением к делу.
Опыт воспитательной работы в нашей коррекционной школе показывает значимость личностно - ориентированного воспитания, активизацию речевого общения и познавательной деятельности. За каждым ребенком признаются права на осознания себя как творческой личности. Воспитанники в разных совместных делах постепенно усваивают новые слова и овладевают более сложными нравственными понятиями, такими как: честность, добросовестность, верность, дружба.
В школе - интернат создаются все условия для нравственного, творческого развития. На жизнь детей оказывает положительное влияние эстетика окружающей среды, для усвоения эстетических, моральных норм создаются благоприятные условия для коллективной интересной деятельности.
Особо хочется отметить эффективность регулярно проводимых занятий по формированию нравственно-правовой культуры учащихся с нарушение слуха через следующие формы работы:
 ролевые игры;
 выпуск газеты «Ровесник»;
 проведение экскурсии в общественные места;
 работа с общественно-политическими газетами;
 использование элементов этнопедагогики.
Как показывает практика, все выше перечисленное способствует повышению уровня нравственно-правовой воспитанности учащихся с нарушение слуха.
Взаимодействие учащихся с учителем и воспитателем является ведущим в развитии личности. Мы считаем важным подготовку самих педагогов к работе по нравственно-правовому воспитанию. В системе в школе-интернате проводятся занятия по повышению правовой культуры у педагогов школы-интерната. Мы понимаем, что хороший результат достигается в процессе длительного, систематического труда.
Важнейшей целью современного коррекционного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Республики Казахстан

Использованная литература:
1. Воспитать человека/Сост.и предисл. Н.И.Монахова. – М.:Молодая гвардия, 1989
2. Г.Н. Пенина «Воспитание учащихся в специальных учреждениях»
3. Столяпенко Л.Д. «Основы психологии»
4. Журналы: «Воспитание школьника», «Дефектология»

Источник: http://. Воспитать человека/Сост.и предисл. Н.И.Монахова. – М.:Молодая гвардия, 1989 2. Г.Н. Пенина «Воспитание учащихся в спец
Категория: Начальная школа | Добавил: natavinivitina (2015-03-26) | Автор: Винивитина Наталья Валерьевна E
Просмотров: 480 | Теги: статья | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 7:34 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru