Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Соложенцева К. В.
(студентка СКГУ им. М. Козыбаева)

Современное развитие общества, изменение социально – экономических условий, интеграционные процессы в педагогической науке и практике требуют совершенствования условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями.
Во многих государственных нормативных документах говорится о развитии современного образования, воспитании конкурентоспособной личности.
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей системы образования является создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей, достижений науки и техники 1.
Согласно « Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года» основная задача начальной школы – обеспечить первоначальное становление личности ребёнка: сформировать желание и умение учиться, выявить и развить способности, развивать память, мышление, речь 2.
Для того чтобы воспитать такую личность, нужно научить ребенка решать языковыми средствами поставленные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть формировать у учащихся коммуникативную компетенцию. Именно младший школьный возраст наиболее благоприятный период умственного развития, с него и надо начинать.
Школа предъявляет к ребёнку определенные требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, чёткой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям, и это имеет существенное значение для развития коммуникативных способностей. Ребёнок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы установить отношения с учителем и сверстниками. Следовательно, формирование коммуникативных способностей ребёнка происходит на основе овладения средствами языка: умения свободно выражать свои мысли речевыми средствами, используя при этом различные типы предложений, соблюдения логики передаваемой информации, поскольку важнейшим фактором становления коммуникативной деятельности является потребность и умение пользоваться языковыми средствами в речевой практике. Используемые в этот период средства эффективного общения определяют отношение к ребёнку окружающих людей. Общение становится школой социальных отношений. Ребёнок бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Так же бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определённой социальной смелости. Речь ребёнка, как и взрослого человека, является одной из специфических форм человеческого сознания и одновременно его наглядным выразителем. По тому, как ребёнок говорит в свободном диалоговом общении (отвечает на вопросы, рассказывает о взволновавших его явлениях, событиях), можно составить представление о том, как он думает, воспринимает и осмысливает окружающее.
В учителе для школьника нормативные требования воплощаются с большей определённостью, чем в семье, ведь в первичных условиях общения трудно выделить себя и оценить характер своего поведения. Только учитель, предъявляющий требования к ученику, оценивая его поведение, создаёт условия для социализации поведения ребёнка, приведения его к стандартизации в системе социального пространства. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам. Учитель становится для ребёнка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уроке и в общении с одноклассниками, но и в семье. Особенности учебной деятельности младших школьников создают условия для формирования их коммуникативных способностей. Но давайте обратимся к педагогическому словарю Г.М. Коджаспировой за значением термина коммуникативные способности – это умение общаться, сотрудничать. А сам термин способность – это лишь особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Поэтому когда ребенок имеет определенные коммуникативные способности, необходимо переходить к более глубокому развитию – развитию коммуникативной компетенции3.
Работа по развитию коммуникативной компетентности учащихся имеет свои задачи:
-развитие правильной речи учащихся;
-навыки анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых
единиц;
-развитие творческих способностей;
-развитие и воспитание всесторонне развитой личности;
-развитие логического мышления;
-овладение учащимися общеучебными навыками и умениями, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого предмета;
-воспитание эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать;
-формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.
Первое требование –требование содержательности речи. Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания. Эту, казалось бы, очевидную истину приходится повторять потому, что не редко в школе детям предлагают рассказывать о том, чего они не знают, к чему не готовы.
Коммуникативно-компетентностное развитие обеспечивается такими методическими средствами как выполнение интеллектуально-лингвистических упражнений. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий), неурочных форм организации деятельности.
Второе требование-логичность, последовательность и четкость построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по нескольку раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание. К такому коммуникативно-компетентностному развитию относится работа с текстами, где на примере и анализе ученики видят завершенность сюжетов, логичное построение предложений и их логичная последовательность.
Под точностью речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства- такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Точность требует развитой коммуникативной компетенции, языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова, синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.
Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи - это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.
Ясность-это доступность коммуникации тем людям, к кому она обращена. Речь всегда имеет адресата. Говорящий или пишущий должен учитывать интеллектуальные возможности, духовные интересы адресата. Речи вредит излишняя сложность, перезагруженность терминами, цитатами. Так, например, разговор двух школьников будет отличаться от их же школьных сочинений.
Чрезвычайно важна также произносительная сторона: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, владение интонациями и паузами, логическими ударениями.
И выразительность, и ясность речи также ее чистоту, т. е. отсутствие лишних слов (так называемых слов -паразитов), грубых, просторечных слов и выражений.
Для школы особенно большое значение имеет правильность речи, т. е. соответствие литературной норме 4.Все эти требования применимы к коммуникативным компетентностям младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований. Нельзя допускать, чтобы в начальных классах проводилась серьезная работа лишь над отдельными сторонами коммуникативной компетенции, или переносилась на старшие классы. К сожалению, в практике такая ошибка, как не полноценное развитие коммуникативной компетенции допускается: некоторые учителя не работают над разнообразием речевых средств, применяемых учащимися, над требованиями ясности речи, недооценивая тщательного выбора слов из ряда синонимов, не учат детей исправлять недочеты речи у своих товарищей и совершенствовать собственную речь.

Список используемых источников
1 Закон Республики Казахстан «Об образовании». – Астана, Аккорда. – 2007. – 130-131 с.
2 Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 // Преподавание в начальных классах по всем предметам. – 2005. №2. – 58 с
3 Г. М. Коджаспирова, А Ю. Коджаспиров Педагогический словарь – М.: «Академия», 2001. – 141 с.
4 Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников – М.: «Просвещение», 1985. – 7 с.
Категория: Начальная школа | Добавил: anuta_9110 (2015-04-22) | Автор: Соложенцева Ксения Владимировна
Просмотров: 778 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 7:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru