Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Использование приёма "синквейн" на уроках в начальной школе
Использование приёма «синквейн» на уроках в начальной школе.
О.Н.Кламм,
КГУ «Средняя школа №21»
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам способность к саморазвитию и самосовершенствованию и обеспечивающее формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться. Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться, овладевать современными технологиями.
Изучая современные подходы к обучению, меня заинтересовала тема построения урока, с использованием технологии критического мышления. Критическое мышление - это способность понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает. Но чтобы это стало возможным, необходимо вывести своё знание и понимание на уровень осознания. Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Использовать приёмы технологии критического мышления начала с учениками 2 класса, пройдя курсы третьего уровня. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Работая в начальной школе, зная особенности интеллектуального развития младшего школьника, я понимаю, что в основе учебной мотивации младшего школьника лежит ожидание нового, интерес к нему. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения. Для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос : создание синквейнов.
Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по какому-то вопросу, событию или предмету, который и является темой синквейна. Или просто краткая, но разносторонняя и емкая характеристика какого-то предмета или явления.
Умение грамотно и кратко обобщать и формулировать сложную информацию, увеличение навыков образной речи, увеличение аналитических способностей, ускорение запоминания и понятия основной сути в любой сфере обучения, все это даст вам искусство написания синквейнов.
Метод синквейна в обучении очень часто используют педагоги как метод проверки уровня знаний учеников в какой-то теме. Но это далеко не единственное и даже не самое интересное применение метода синквейна. С помощью синквейна можно проверять знания на любом из этапов обучения, а также что думают обучающиеся на уровне ассоциаций о теме, на которую пишется синквейн. Поэтому синквейн кроме обучения используется и в психологии для понимания истинных ассоциаций человека в отношении, какого либо события. Метод синквейна можно использовать в обучении и в самом начале урока, для того чтобы понять что уже знают ученики о той теме, которая будет обсуждаться на уроке. А по результатам написания синквейна уже можно будет подкорректировать то, что вы собираетесь давать на уроке ученикам для правильного усвоения ими темы.
Также метод написания синквейна можно использовать и во время урока, чтоб понять, как понимают учащиеся то, что они уже успели пройти, а также таким образом можно немного сменить вид деятельности, чтобы избежать однообразия в обучении.
А в конце занятия или пройденной темы самое интересное, можно провести маленький срез знаний по пройденной теме методом синквейна. Путем написания синквейна учащиеся могут показать не только свои знания, но и понимание предмета, и свое отношение к сути пройденной темы. Собрав такое значительное количество информации, учитель может лучше понять, добился ли он желаемого результата, и лучше скорректировать дальнейшее обучение.
Правила написания синквейна:
1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное;
2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;
4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту
5 строка – слово-резюме, ассоциация, синоним, итог, дающее, новую интерпретацию темы.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу.
Какие приёмы работы учащихся можно использовать в начальной школе?
Составление нового синквейна.
Добавление слов или строчек для отражения сути синквейна.
Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Анализ синквейна без указанной темы и определение этой темы.
Написание рассказа по синквейну.
Пересказ с помощью синквейна.
Какие формы организации работы с синквейном можно предложить учащимся начальной школы?
*Самостоятельно при выполнении домашнего задания.
*Самостоятельно на уроке.
*В составе группы с последующим конкурсом между группами на лучший синквейн.
*В составе группы при поддержке учителя, который выступает в роли ведущего, помогающего группе составить синквейн.
*При выполнении контрольного задания на составление синквейна.
Работать над синквейном нравится всем учащимся. СИНКВЕЙН - короткое литературное произведение, характеризующее предмет. Ученики убеждаются в том, что каждый из них вполне может быть автором такого “интересного” стихотворения. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев:
1.Солнце.
2. Весёлое, доброе.
3.Дарит, греет, веселится.
4. Солнцу рады все.
5. Добро.
(2 класс. Лит. чт. Тема: «Солнце и Туча». Дж. Родари.)
Говорим о Родине, о красоте родной природы:
1. Степь.
2. Широкая, бескрайняя.
3. Привлекает, оберегает, встречает.
4. Родная, любимая земля!
5. Родина.
(2 класс. Лит. чт. Тема: «О, степь моя!»». С. Мауленов.)
Наиболее эффективные синквейны получаются при работе в парах, в группах. Это даёт возможность рассуждать ученикам и критически рассматривать ту или иную тему. Например, при изучении темы по познанию мира во втором классе « Свойства воды», проводя рефлексию урока, каждая группа составляла синквейн «Вода»:
1. Вода.
2. Жидкая, прозрачная.
3. Моет, питает, течёт.
4. Без воды нет жизни.
5. Жизнь!
1. Вода.
2. Текучая, безвкусная.
3. Утоляет, течёт, поит.
4. Вода-источник жизни.
5. Жизнь.
На уроках русского языка во втором классе при подготовке к написанию изложений или сочинений, я также использую синквейн, но уже готовый. Например, даю ученикам синквейн:
1. Белка.
2. Маленькая, серая, весёлая.
3. Сидит, грызёт, прыгает.
4. Весёлое и забавное животное.
5. Зверёк.
Дети сами определяют тему сочинения, определяют, что это сочинение – описание животного. Далее ученики по строчкам синквейна составляют текст сочинения, составляют план, пишут сочинение.
Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. Составляя синквейн, работая по синквейну, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1.В центре процесса работы над синквейном находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность, креативное мышление, умения учебного сотрудничества.
2. Роль учителя в данном процессе важна, но она иная, чем при традиционном обучении.
3. Ответственность за успешный результат учащиеся в большой степени берут на себя.
4. Главная цель такой работы — развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению.
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития обучающихся на уроках, метода, который позволяет быстро получить результат. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: творческие, образные, интеллектуальные. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли.
Итак, синквейн:
-обогащает словарный запас;
-подготавливает к краткому пересказу;
-учит формировать идею (ключевую фразу);
- позволяет почувствовать себя творцом;
-получается у всех.
ПРИЛОЖЕНИЕ ( примеры работ учащихся 2 класса)

1. Роса.
2. Вкусная, разноцветная.
3.Блестит, переливается, катается.
4. Вкуснее всякого напитка.
5. Алмаз.
1. Друг.
2.Плюшевый, маленький.
3.Радует, утешает, смотрит.
4. Это мой любимый друг.
5. Игрушка.
1. Дружба.
2. Искренняя, взаимная.
3. Сближает, выручает, связывает.
4. Друг познаётся в беде.
5. Друг.
1.Бабушкины руки.
2. Чудесные , добрые.
3. Латают, мажут, мастерят.
4. Творят чуде
5. Доброта.
1. Икар.
2. Маленький, неугомонный.
3. Мечтал, огорчился, полетел.
4. Мечта сбылась!
5. Молодец! ( Лит. чт. 2 кл.«Про поросёнка, который учился летать.)
1. Туча
2. Грозовая, недовольная.
3. Злится, ворчит, рассыпается.
4. Осталась одна.
5. Зло.
1. Весна.
2.Молодая, прекрасная.
3.Хохочет, шумит, стучится.
4. Все рады весне.
5. Радость.

г. Петропавловск,
Северо – Казахстанская область
Категория: Начальная школа | Добавил: olga3025 (2015-04-28) | Автор: Ольга E
Просмотров: 2455 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 8:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru