Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Организация словарной работы на уроках русского языка. Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одним из самых основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Она направлена на расширение активного словаря учащихся и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту лексические понятия родного языка. Овладевая словарным составом литературного языка, одним из необходимых условий, является освоение языка, его грамматики, правописания и развития речи. Под словарной работой принято понимать ту область методики русского языка, которая охватывает усвоение учащимися новых слов их значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, омонимов; активизация словаря, очищение словаря, т.е. устранение из активного словаря учащегося просторечных диалектных, вульгарных слов. Словарная работа ведется на всех уроках: литературного чтения, русского языка, познания мира и т.д. Многообразие слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении, является причиной того, что многие слова детям незнакомы со стороны лексического значения слова, или же трудными по своим грамматическим формам, по произношению, написанию. В зависимости от этого и будет строиться словарная работа. Направления словарной работы: , Лексическое с опорой на этимологию Грамматическое Орфоепическое Словарно- орфографическое Ознакомление учащихся с лексическим значением новых слов(словосочетаний), значение, которых дети понимают неправильно или неточно Усвоение некоторых грмматических форм, образование которых у детей вызывает затруднение(род.п. у имен сущ., мн. числа- носков,но чулок, волос, голов, аппельсинов и тд.) Произношение слов, соблюдая прежде всего нормативные ударения(щавель, позвонит и тд.) Усвоение слов с непроверяемыми орфограммами Эффиктивность словарной работы зависит от того насколько систематически и планомерно она проводится, или же носит случайный характер.Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение ззатруднительных но но необходимых слов в учебной и художественной литературе связать различные виды словарной работы с содержанием урока.Работа со словом должна являтсь обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку Более подробно можно остановиться на первом направлении Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слова и неумение употреблять их в речи отрицательно сказывается на успешности обучаемости детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает, или вовсе не понимает его настоящее значение и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета» Если рассмотреть шире, то кроме отдельных слов разъяснения смысла требуют и многие фразеологические обороты (белая ворона, как с гуся вода, бить баклуши ни свет ни заря) В методике существует нимало приемов объяснеия детям значения непонятных слов: 1. Подсказка значения в контексте предложения. В этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специального разъяснения (Например, Дети увлеченно рассматривали гербарий, коллекцию засушенных лекарственных растений) 2. Наглядное объяснение. Если слово с предметным значением, то лучше предложить наглядное объяснение (торшер, комод, циркуль и т.д.), показав сам предиет или его изображение на рисунке, слайде, учебном фильме. 3.Краткое словесное трактование, если наглядное объяснение не представляется возможным. Возможно применение следующих способов определений: а) путем подбора к нему синонимов (изумрудный - ярко-зеленый); б) путем перечисления предметов(признаков, действий), общую группу которых называют одним словом(бабочки, муравьи, стрекозы, жуки- это насекомые); в)описательным способом (адресат- тот кому отправляют письмо); г) путем родового определения (амбар- здание, постройка для хранения зерна). Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова. На страницах учебника часто встречаются малопонятные слова, и задача учителя стоит в том, ученик не «проходил» мимо таких слов. Понимание таких слов помогает учащимся лучше осознать материал. Ученые говорят, что именно в младшем школьном возрасте складывается пагубная привычка не останавливать внимание на непонятных словах, скользить по тексту, не вникая в глубину его смысла путем понимания каждого слова. Однако младшие школьники еше не потеряли той природной любознательности, которая была им свойственна в дошкольном детстве. Отсюда учитель, основываясь на этом свойстве детской психики, может активно формировать у ребят стремление узнавать значение новых для него слов. Именно такими словами, понимание и значение, которы требуется от учащихся младших классов по разным учебным дисциплинам, и следует обогащать их словарный запас впервую очередь. Чтобы дети усвоили значение этих слов и начали активно использовать их в своей устной и письменной речи, необходима организованная и целенаправленная работа, и если это возможно соварную работу необходимо вести с опорой на этимологию. Н-р. На уроке русского языка дети знакомятся с понятием «корень слова» в современном русском языке, вводится понятие исторический корень слова и показывается разница между этими понятиями. Проводится словарная работа: 1.Дети находят слово в орфографическом словаре. Н-р, великий. Знакомятся с его написанием. Учитель обращает внимание учащихся на вторую букву в слове. Запоминается зрительный образ. 2.Если есть необходимость, объясняется значение слова. В данном случае учитель сообщает, что слово великий многозначно: а) выдающийся (например, великий писатель); б) очень большой (великое счастье); в) большего размера, чем нужно (шапка велика) 3. Затем слово проговаривается по слогам, хорм, дружно, вполголоса. Все гласные слышатся ясно, как в сильной позиции. Запоминается звуковой образ слова. 4. Учитель записывает изучаемое слово на доске, а дети в словарики, мысленно его диктуя. Ставится ударение, подчеркивается безударная гласная е. Усваивается графический, рукодвигательный образ слова. 5.Использование сведений, если это возможно о происхождении изучаемого слова. Слово великий образовалось от общеславянского слова велий, что значит большой. При этом ребята осознанно запоминают значение и написание слова. 6.Далее подбираются слова , которые имеют тот же исторический корень Н-р.- Каким существительным с историческим корнем –вель- назовем гиганта? (великан). Как назовем маленькую птичку? (невеличка) Наиболее употребимые слова дети записывают в словарик. А остальные называются устно. 7. Разведение понятий исторический и современный корень слова. Исторический корень –вель- и современный –велик- не совпадают. С целью различения этих понятий вводится пунктирное обозначение исторического корня дужкой. Такая работа способствует связей слов детьми, а также активному обогащению словарного запаса учащихся. Словарная работа должна быть строго продуманной и системной.Условно изучаемые слова можно разделит на 1. наиболее часто употребляемые слова 2. трудные для младших школьников в отношении значения 3. написание слова и его значение можно изучать с опорой на этимологию Эти слова можно разбить на 4 группы I группа исконно русские звукоподражательные слова II группа исконно русские слова, имеющие общеславянские и индоевропейские корни III группа слова современного русского языка, содержащие греко-латинские элементы IV группа слова заимствованные из французского, английского, итальянского и других языков В соответствии с этим данные группы слов можно использовать как этимологический словарик. Этимологические сведения: I группа звукоподражательные слова Бар-бар-бар – подзывание барана баран Громкий (буквально «гром» - сильный, как грохот грома) II группа внутриславянские заимствования Благой (хороший) – ст.славянское слово «благо, хорошо» Горница (верхняя комната) – от «горний» - верхний III группа современные слова Аквариум – от лат. «аква» - вода, стеклянный водоем с водой для содержания рыб, растений Авиация – от лат. «авиа» (птица) IV группа заимствованные из европейских языков Баскетбол – от англ. «баскет» (корзина) «бол» (мяч) Балкон – от древненемецкого (б алка) – бревно, выступающее из стены здания площадка с перилами Такое расположение слов в словаре способствует обогащению словарного запаса учащихся. Этот момент словарной работы с опорой на этимологию особенно важен для обогащения словаря учащихся. Знакомя детей с исторической структурой слова и его исходным значением, формирует способность ребенка в незнакомых словах видеть уже известные элементы. Литература: 1. Парамонова Л.Г. «Как овладеть правописанием «словарных слов» 2. Тирских В.Н. «Словарная работа» 3. Левушкина О.Н. «Словарная работа в начальных классах" Источник: http://1. Парамонова Л.Г. «Как овладеть правописанием «словарных слов» 2. Тирских В.Н. «Словарная работа» 3. Левушкина О.Н. «С | |
Просмотров: 1484 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|