Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Организация словарной работы на уроках русского языка.
Организация словарной работы на уроках русского языка.

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одним из самых основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Она направлена на расширение активного словаря учащихся и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту лексические понятия родного языка. Овладевая словарным составом литературного языка, одним из необходимых условий, является освоение языка, его грамматики, правописания и развития речи.
Под словарной работой принято понимать ту область методики русского языка, которая охватывает усвоение учащимися новых слов их значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, омонимов; активизация словаря, очищение словаря, т.е. устранение из активного словаря учащегося просторечных диалектных, вульгарных слов. Словарная работа ведется на всех уроках: литературного чтения, русского языка, познания мира и т.д.
Многообразие слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении, является причиной того, что многие слова детям незнакомы со стороны лексического значения слова, или же трудными по своим грамматическим формам, по произношению, написанию. В зависимости от этого и будет строиться словарная работа.
Направления словарной работы:
,
Лексическое с опорой на этимологию Грамматическое Орфоепическое Словарно-
орфографическое
Ознакомление учащихся с лексическим значением новых слов(словосочетаний),
значение, которых дети понимают неправильно или неточно Усвоение некоторых грмматических форм, образование которых у детей вызывает затруднение(род.п. у имен сущ., мн. числа- носков,но чулок, волос, голов, аппельсинов и тд.) Произношение слов, соблюдая прежде всего нормативные ударения(щавель, позвонит и тд.) Усвоение слов с непроверяемыми орфограммами

Эффиктивность словарной работы зависит от того насколько систематически и планомерно она проводится, или же носит случайный характер.Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение ззатруднительных но но необходимых слов в учебной и художественной литературе связать различные виды словарной работы с содержанием урока.Работа со словом должна являтсь обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку
Более подробно можно остановиться на первом направлении
Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слова и неумение употреблять их в речи отрицательно сказывается на успешности обучаемости детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает, или вовсе не понимает его настоящее значение и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета»
Если рассмотреть шире, то кроме отдельных слов разъяснения смысла требуют и многие фразеологические обороты (белая ворона, как с гуся вода, бить баклуши ни свет ни заря)
В методике существует нимало приемов объяснеия детям значения непонятных слов:
1. Подсказка значения в контексте предложения. В этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специального разъяснения (Например, Дети увлеченно рассматривали гербарий, коллекцию засушенных лекарственных растений)
2. Наглядное объяснение. Если слово с предметным значением, то лучше предложить наглядное объяснение (торшер, комод, циркуль и т.д.), показав сам предиет или его изображение на рисунке, слайде, учебном фильме.
3.Краткое словесное трактование, если наглядное объяснение не представляется возможным.
Возможно применение следующих способов определений: а) путем подбора к нему синонимов (изумрудный - ярко-зеленый); б) путем перечисления предметов(признаков, действий), общую группу которых называют одним словом(бабочки, муравьи, стрекозы, жуки- это насекомые); в)описательным способом (адресат- тот кому отправляют письмо); г) путем родового определения (амбар- здание, постройка для хранения зерна).
Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова. На страницах учебника часто встречаются малопонятные слова, и задача учителя стоит в том, ученик не «проходил» мимо таких слов. Понимание таких слов помогает учащимся лучше осознать материал.
Ученые говорят, что именно в младшем школьном возрасте складывается пагубная привычка не останавливать внимание на непонятных словах, скользить по тексту, не вникая в глубину его смысла путем понимания каждого слова. Однако младшие школьники еше не потеряли той природной любознательности, которая была им свойственна в дошкольном детстве. Отсюда учитель, основываясь на этом свойстве детской психики, может активно формировать у ребят стремление узнавать значение новых для него слов.
Именно такими словами, понимание и значение, которы требуется от учащихся младших классов по разным учебным дисциплинам, и следует обогащать их словарный запас впервую очередь. Чтобы дети усвоили значение этих слов и начали активно использовать их в своей устной и письменной речи, необходима организованная и целенаправленная работа, и если это возможно соварную работу необходимо вести с опорой на этимологию.
Н-р. На уроке русского языка дети знакомятся с понятием «корень слова» в современном русском языке, вводится понятие исторический корень слова и показывается разница между этими понятиями. Проводится словарная работа:
1.Дети находят слово в орфографическом словаре. Н-р, великий. Знакомятся с его написанием. Учитель обращает внимание учащихся на вторую букву в слове. Запоминается зрительный образ.
2.Если есть необходимость, объясняется значение слова. В данном случае учитель сообщает, что слово великий многозначно: а) выдающийся (например, великий писатель); б) очень большой (великое счастье); в) большего размера, чем нужно (шапка велика)
3. Затем слово проговаривается по слогам, хорм, дружно, вполголоса. Все гласные слышатся ясно, как в сильной позиции. Запоминается звуковой образ слова.
4. Учитель записывает изучаемое слово на доске, а дети в словарики, мысленно его диктуя. Ставится ударение, подчеркивается безударная гласная е. Усваивается графический, рукодвигательный образ слова.
5.Использование сведений, если это возможно о происхождении изучаемого слова. Слово великий образовалось от общеславянского слова велий, что значит большой. При этом ребята осознанно запоминают значение и написание слова.
6.Далее подбираются слова , которые имеют тот же исторический корень
Н-р.- Каким существительным с историческим корнем –вель- назовем гиганта? (великан). Как назовем маленькую птичку? (невеличка)
Наиболее употребимые слова дети записывают в словарик. А остальные называются устно.
7. Разведение понятий исторический и современный корень слова. Исторический корень –вель- и современный –велик- не совпадают. С целью различения этих понятий вводится пунктирное обозначение исторического корня дужкой.
Такая работа способствует связей слов детьми, а также активному обогащению словарного запаса учащихся.
Словарная работа должна быть строго продуманной и системной.Условно изучаемые слова можно разделит на
1. наиболее часто употребляемые слова
2. трудные для младших школьников в отношении значения
3. написание слова и его значение можно изучать с опорой на этимологию
Эти слова можно разбить на 4 группы
I группа исконно русские звукоподражательные слова
II группа исконно русские слова, имеющие общеславянские и индоевропейские
корни
III группа слова современного русского языка, содержащие греко-латинские
элементы
IV группа слова заимствованные из французского, английского, итальянского и
других языков

В соответствии с этим данные группы слов можно использовать как этимологический словарик. Этимологические сведения:
I группа звукоподражательные слова
Бар-бар-бар – подзывание барана баран
Громкий (буквально «гром» - сильный, как грохот грома)
II группа внутриславянские заимствования
Благой (хороший) – ст.славянское слово «благо, хорошо»
Горница (верхняя комната) – от «горний» - верхний
III группа современные слова
Аквариум – от лат. «аква» - вода, стеклянный водоем с водой для
содержания рыб, растений
Авиация – от лат. «авиа» (птица)
IV группа заимствованные из европейских языков
Баскетбол – от англ. «баскет» (корзина)
«бол» (мяч)
Балкон – от древненемецкого (б алка) – бревно, выступающее из стены
здания площадка с перилами

Такое расположение слов в словаре способствует обогащению словарного запаса учащихся. Этот момент словарной работы с опорой на этимологию особенно важен для обогащения словаря учащихся. Знакомя детей с исторической структурой слова и его исходным значением, формирует способность ребенка в незнакомых словах видеть уже известные элементы.

Литература:

1. Парамонова Л.Г. «Как овладеть правописанием «словарных слов»
2. Тирских В.Н. «Словарная работа»
3. Левушкина О.Н. «Словарная работа в начальных классах"

Источник: http://1. Парамонова Л.Г. «Как овладеть правописанием «словарных слов» 2. Тирских В.Н. «Словарная работа» 3. Левушкина О.Н. «С
Категория: Начальная школа | Добавил: Марина4708 (2015-05-14) | Автор: Марина E
Просмотров: 1484 | Теги: этимология, словарная работа | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 8:53 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru